Мысльбек

Найдено 1 определение
Мысльбек
, Йозеф Вацлав (Myslbek, Josef Vaclav) 1848, Прага — 1922, Прага. Чешский скульптор. Учился сначала в частных мастерских скульпторов Т. Сейдана и В. Леви (1861—1868), затем в пражской Академии художеств у живописца А. М. Тренквальда (1868—1872). Путешествуя в 1872—1873 по Германии, короткое время занимался у скульптора Э. Ю. Хенеля в Дрездене. В 1878 посетил Францию. Преподавал в Праге в Художественно-прикладном училище (с 1885) и в Академии художеств (1896—1919). Мысльбек принадлежит к "поколению Национального театра", которое складывалось во время строительства Национального театра в Праге (1868—1883), где сплотились живописцы и скульпторы, ратовавшие за развитие самобытной чешской культуры. Для ранних произведений мастера характерны поэтика и стилистика национального романтизма. Приняв участие в украшении театра, он исполнил аллегорические статуи для портала сцены — Драма и Опера (1871—1872). Позднее для театрального фойе он создал аллегорию Музыка (начата в 1892). В этих скульптурах ясно выразилось тяготение Мысльбека к лирической трактовке темы, к певучести линий и пластической выразительности объемных форм. Скульптор работал в различных жанрах. Ему принадлежат портреты многих деятелей чешской культуры, отличающиеся реалистической достоверностью и глубиной характеристики (Б. Сметана, 1893—1894; Й. Колар, 1894; Автопортрет, 1902—1903, все — Збраслав, Музей скульптуры). Не отказываясь от тщательной проработки деталей, мастер передает главное — внутреннюю сущность образа, его индивидуальность. Наибольшую известность принесла Мысльбеку его работа в монументальной скульптуре. В 1881—1896 он исполняет несколько парных групп для моста Палацкого в Праге, в которых воссоздал образы легендарных персонажей древней истории Чехии. В те же годы начата многолетняя работа над памятником св. Вацлаву (1888—1912), ему принадлежит ведущая роль в пространственной организации главной площади чешской столицы. Монументальная конная статуя национального святого Чехии венчает высокий постамент. Величавая фигура всадника возвышается над стоящими у подножья четырьмя статуями его сподвижников. В пластической разработке скульптур сочетаются острая характерность и поэтическое обобщение. Удачно найдены пропорциональные отношения основных компонентов памятника. Творчество Мысльбека и его длительная педагогическая деятельность способствовали становлению национальной школы чешской скульптуры.
Лит.: Мастера искусства об искусстве. М., 1969. Т. 5. Кн. 2; Josef Vaclav Myslbek. Praha, 1954; Dvorakova Z. J. Myslbek. Praha, 1979.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006