МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА
революционная народная власть анабаптистов в г. Мюнстер, Вестфалия во главе с Яном Матисом, а после его гибели 5.0-4.1534 г. Иоанном Лейденским. Существовала в 1534—1535 гг. В осажденном войсками феодалов городе М. К. провела в интересах городской бедноты конфискацию церковно-монастырского имущества, отмену долгов, денежного обращения, уравнительное распределение предметов потребления и др. После 14-месячной героической обороны пала. Многие участники казнены.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

МЮНСТЕРСКАЯ КОММУНА
23 февр. 1534 - 25 июня 1535) - анабаптистское гос-во, созданное в Мюнстере (Вестфалия) в результате вооруж. борьбы местного плебса, бюргерства и анабаптистов, пришедших из соседних городов и Нидерландов, против сеньора города князя-епископа Франца фон Вальдека. 23 февр. анабаптисты, опиравшиеся на плебейские массы Мюнстера, получили большинство в магистрате, 26 февр. из города были изгнаны все, кто отказался принять сторону и веру анабаптистов. Хотя власть формально принадлежала магистрату, она фактически все больше и больше сосредоточивалась в руках "главного пророка" - Яна Матиса, а после его гибели - Иоанна Лейденского, к-рый в апр.-мае 1534 распустил магистрат, заменив его советом "12 апостолов". В дальнейшем, в связи с осложнением воен. обстановки и внутр. конфликтами, в к-рых не последнее место занимали противоречия между мюнстерскими и пришлыми анабаптистами, была введена личная диктатура Иоанна Лейденского, провозглашенного (видимо, в сент. 1534) царем Нового Сиона (Мюнстера) и будущим владыкой всего мира. Анабаптистские власти провели в Мюнстере ряд уравнит. мероприятий: имущество церквей, монастырей, бежавших и изгнанных горожан, драгоценные металлы были конфискованы в общую пользу, деньги упразднены, торговля и обмен с целью наживы сначала ограничивались, а затем были запрещены; все жители обязаны были трудиться по специальности на общее благо и участвовать в обороне города, не получая за это особой оплаты; продовольствие и все предметы потребления и обихода подлежали обобществлению и распределению по строго установленным нормам под контролем анабаптистских властей, но орудия труда, мастерские и зем. участки оставались, видимо, в личном владении их собственников; моногамная семья, построенная на имуществ. основе, была заменена догматич. заимствованной из библ. текстов ветхозаветной полигамией; нарушения обществ. порядка, пьянство, всякого рода аморальные поступки, трусость в бою наказывались вплоть до смертной казни. В осажд. городе царила железная дисциплина, а блестящая организация его обороны вызывала удивление даже у врагов. Мюнстер был объявлен единой общиной (коммуной) "истинных христиан", избранным богом городом, долженствовавшим стать оплотом грядущего всемирного тысячелетнего "царства Христова", под к-рым подразумевалось наступление идеального мистич. царства социального равенства. Объективно все это не выходило за рамки революц. ниспровержения феодализма и проведения радикальной программы бурж. преобразований, переплетавшихся с нечетко выраженными элементами уравнительно-коммунистич. мечтаний. Эти мечтания могли превратиться в социалистич. борьбу "...только тогда, когда научный социализм Маркса связал преобразовательные стремления с борьбой определенного класса" (Ленин В. И., Соч., т. 9, с. 412). Исторически бесперспективной была и полигамия, к-рая, выполнив свою деструктивную задачу, должна была отмереть, уступив место новым формам бурж. семьи. С кон. 1534 положение осажденных ухудшилось: запасы продовольствия иссякали, попытки поднять восстание в поддержку М. к. в др. городах Вестфалии и в Сев. Нидерландах были жестоко подавлены. 25 июня 1535 Мюнстер пал.

Для бурж. историографии в целом присуща открытая или слабо завуалированная враждебность к М. к. и ее деятелям, стремление отождествить совр. коммунизм с анабаптизмом и, черня последний, очернить и коммунизм. Снимаются проблемы клас. борьбы и социально-экономич. проблемы, связанные с анабаптистским движением (рус. писатель и публицист А. К. Шеллер-Михайлов считал М. к. результатом "...сильного эпидемического возбуждения умов...", олицетворенного в фигуре Иоанна Лейденского ("Революционный анабаптизм", СПБ, 1889, с. 156, см. также с. 185-87)). Нидерл. баптистский историк В. Кюлер объявлял все социальные и экономич. мероприятия М. к. вытекающими, с одной стороны, из положения Мюнстера как осажденного города, с другой - прямо и исключительно из Священного писания (W. J. K?hler, Geschiedenis der nederlandsche Doopsgezingen in de zestiende eeuw, Haarlem, 1932).

Особенным нападкам со стороны бурж. историографии подвергалось введение анабаптистами общности имущества и полигамии, причем последняя прямо выводится из первой и изображается как "общность жен". Баптистский историк Э. Бакс проявил намерение объективно и научно подойти к определению сущности революц. анабаптизма. Он подчеркивал, что только "доктрина классовой борьбы как основы этического или иного суждения способна внести ясность в рассмотрение этого (т. е. в оценку анабаптизма. - А. Ч.) вопроса" ("Rise and fall of the Anabaptists", L.-N. Y., 1903, p. 320).

Источн.: Cornelius C. A., Berichte der Augenzeugen ?ber das M?nsterische Wiedert?uferreich, "Die Geschichtsquellen des Bisthums M?nster", 1853, Bd 2; Niesert J., M?nsterische Urkundensammlung, Bd 1, Coesfeld, 1826; Detmer H., Hermanni a Kerssenbroch Anabaptistici furoris Monasterium inclitam Westphaliae metropolim evertentis historica narratio, "Die Geschichtsquellen des Bisthums M?nster", 1899-1900, Bd 5-6.

Лит.: Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1-2, М., 1925; Чистозвонов А. Н., Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI века, М., 1964; Вах Е. В., Rise and fall of the Anabaptists, L.- N. Y., 1903; Keller L., Geschichte der Wiedert?ufer und ihres Reichs zu M?nster, M?nster, 1880; Mellink A. F., De Wederdopers in de Noordelijke Nederlanden. 1531-1544, Groningen - Djakarta, 1953; Sodeur G., Der Kommunismus in der Kirchengeschichte, M?nch., 1920; Troeltsch B., Die Soziallehren der christlichen Kirchen und Gruppen, в его кн.: Gesammelte Schriften, 3 Aufl., Bd 1, T?bingen, 1923; Ritschl H., Die Kommune der Wiedert?ufer in M?nster. Ursachen und Wesen des t?uferischen Kommunismus, Bonn - Lpz., 1923.

A. H. Чистозвонов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976