НАБАТ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Набат
ар. наубат – барабанный бой) – колокольный звон особого строя, означающий тревогу.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

НАБАТ
от арабского наубат — барабанный бой — колокольный звон особого строя, означающий тревогу.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НАБАТ
журнал кружка русских и польских "якобинцев". Издавался в Женеве в 1875-81, вышло 20 номеров. Редакторы - П. Н. Ткачев, К. М. Турский, П.В. Григорьев.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НАБАТ
– тревожный или Н предупреждающий колокольный звон, которым предписывалось звонить в церквах при нападении врагов, во время пожаров, сильных метелей и других бедствий.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

НАБАТ
Тип колокольного звона. Установлен в XVIII в. для предупреждения жителей о природных бедствиях: пожарах, метелях и вьюгах, сильных туманах. Этот тревожный колокольный звон помогал человеку не заблудиться, избежать гибели. Набат предупреждал и о приближающихся врагах, давая время закрыть ворота и приготовиться к обороне.

Источник: Основы православной культуры. 2011

НАБАТ
(от арабского наубат — барабанный бой), 1) сигнал тревоги для сбора людей или оповещения о бедствии (общей опасности), подаваемый барабанным боем, ударами в колокол и т. п. В России набат (колокольный звон) как сигнал к сбору людей был запрещен в XVIII в. , но сохранялся на случай пожаров, наводнений, метелей и туманов; 2 ) большой медный барабан, возимый на лошадях. В русских войсках каждый воевода имел свой набат, поэтому под этим термином в древних русских актах и летописях иногда подразумевали все войско (полк), во главе которого стоял воевода.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

"НАБАТ"
рус. революц. народнический орган бланкистского направления. Выходил (с перерывами) с дек. 1875 по сент. 1881 в Женеве и Лондоне (с 1879). Вышло 18 номеров. Редакторами были П. Н. Ткачев, К. Турский, П. Грецко. "Н." отводил гл. роль в революции интеллигенции, пропагандировал план захвата власти орг-цией революционеров, призывал к немедленным революц. действиям.

Лит.: Козьмин Б. П., П. Н. Ткачев, в его кн.: Из истории революц. мысли в России, М., 1961; Веревкин Б. П., Рус. нелегальная революц. печать 70-х и 80-х гг. XIX в., М., 1960; Ткачев П. Н., Избр. соч., т. 3, М., 1933.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

НАБАТЕИ
араб. племена, осевшие на крайнем Ю. Палестины в 6 — 5 вв. до н.э. Во 2 в. до н.э. Н. основали могуществ. раннерабовлад. госуд., включавшее в свой состав Сев.-Зап. Аравию, Синайский п-ов и Юго-Вост. Сирию. Столицей его был г. Села (греч. Петра) на Ю.-З. от Мертвого м., важный пункт транзитной караван. торговли товарами, шедшими из Индии и Юж. Аравии в страны Средиземно-го м. Гос. языком царства Н. был арамейский язык. Наибольш. могущества Набатейское царство достигло при царе Харисе III (греч. Арете III), покорившим ок. 85 до н.э. Дамаск. Во 2-й пол. 1 в. до н.э. Н. признали верхов. власть рим. имп. Августа. В 106 н.э. Набатейское царство было завоев. римлянами и превращено в рим. провинцию Аравию.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Набатеи
народ, населявший сев. часть Аравийского полуострова (надписи на арамейском яз.); в историю греч. мира вошел благодаря своей борьбе с диадохами в кон. 4 в. до н. э. Ок. 300 Н. вытеснили коренное население из Эдома. Петра («Аравия Петрея»), столица Набатейского царства, была важнейшим центром караванной торговли (сохранились многочисл. руины этого города). Набатейское царство достигло расцвета в нач. 1 в. до н. э. (в некоторые периоды оно простиралось до Сирии, занимало т. Айлана, совр Эйлат в зал. Акаба, Синайский полуостров, вocт. побережье Красного м. до Эгры). С сер. 1 в. до н. э. находилось в зависимости от Рима, в 106 н. э. превращено в рим. пров. Аравия со столицей в Бостре. Надписи, найд. в Путеолах и Риме, свидетельствуют о широких торговых связях Набатейского царства.

Источник: Словарь античности. 1989

НАБАТЕИ
   • Nabataei,
         ??????????, главное из племен, живших в ?????? ???????, занимали прежнюю область мидианитян, амалекитян, едомитян, а впоследствии распространились даже и по Счастливой Аравии. Главным городом их, а вместе с тем всей Каменистой Аравии был Петра, почти совершенно высеченный из скалы, имевший 2 мили в окружности и находившийся в 11 географических милях на юго-восток от Мертвого моря. Город этот, могущественный и богатый, называется в Ветхом Завете Села или Иокфеель; от него остались грандиозные развалины. Во времена преемников Александра Македонского Н. изображаются сильным и воинственным народом, против которого Деметрий Полиоркет предпринял неудачный поход в 309 г. до Р. X. Plut. Demetr. 7. Благодаря своим многочисленным стадам, весьма плодородной по местам почве своей области, драгоценным кореньям, которые они вывозили из Счастливой Аравии, и обширной торговле, они приобрели богатство и достигли благосостояния. Несмотря на это, они, верные своему народному характеру, не переставали предпринимать разбойнические набеги на соседние земли, причем расширили свою область на юг (Juv. 11, 126. Ov. met. 1, 61), а на восток проникли даже до Евфрата. Несмотря на то что число подвластных им народов было значительно, рабов они имели мало. Религия их, как вообще в Аравии до Магомета, состояла в поклонении небесным светилам. Вожди их, которых древние называют царями, имели довольно ограниченную власть. Первый из них, Аретас I, жил, кажется, во время Антиоха IV и был в дружеских отношениях с Маккавеями, пока один из этих последних, Ионафан, не предпринял похода против Н. За Аретасом следовало много царей того же имени, которые вели частью счастливые войны с последними Маккавеями. Но эти войны наконец привлекли внимание римлян, и Помпей в 65 г. (Plut. Pomp. 41) проник с войском даже до Петры. Поэтому Малх II поддерживал Цезаря в 47 г. (Caes. 6. Afr. 1), а после, наказанный римлянами за спор с парфянами, присоединился к Октавиану. Plut. Ant. 61. Малх и преемник его Обод вели войны против возрастающего могущества царя Ирода, а один из их преемников, чтобы отомстить за свою дочь, которая, будучи женою Ирода, была поругана им, нанес поражение Ироду и союзным с ним римлянам и проник даже в Сирию. Но могущество Н. все более и более падало и наконец было совершенно уничтожено Траяном, полководец которого, Пальма, взял их главный город Петру в 105 г. от Р. X. Strab. 16, 760. 767. 777. 779 сл. и в другом месте. Dio Cass. 68, 14. Eutr. 8, 2.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF

Византийский набат (рецензия на фильм «гибель империи. византийский урок». (тк «россия», 30.01.2008)

Читать PDF

«Набат» П. Н. Ткачева в полемике с эмигрантскими изданиями «Пропагандистов» и «Анархистов»

Шматова Маргарита Борисовна
Статья посвящена сравнению программ трех направлений в русском народническом движении 1870-х начала 1880-х гг., изложенных на страницах эмигрантской прессы: в журналах П.Л. Лаврова «Вперед!», М.А.
Читать PDF

Критика тактики революционеров-пропагандистов на страницах журнала «Набат» П. Н. Ткачёва

Шматова Маргарита Борисовна
Статья посвящена критике представителем русского бланкизма П.Н. Ткачёвым пропагандистского течения П.Л. Лаврова в народническом движении.