НАБУ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАБУ
в вавилонской религии — бог мудрости, покровитель наук и искусств. Входил в число 12 основных богов Вавилона и отождествлялся с планетой Меркурий. Культ Н. получил распространение в Ассирии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НАБУ
в аккад. миф. бог писцового иск-ва и мудрости, покровитель писцов, бог — покровитель г. Борсиппы, пригорода Вавилона (гл. храм Н. — Эзида, один из шедевров др.-вост. зодчества). Сын Мардука и Зерпанитум (Царпаниту). В 15 в. до н.э. культовыми центрами Н. становятся также Ниневия и Калху. Культ Н., в к-ром он поднимается до уровня космич. божеств, прослеживается вплоть до селевкидск. времени. К рангу божеств Н. причисляется и как писец таблиц судеб. Особенно почитался в нововавилонский период, когда постепенно стал вытеснять Мардука. Супруга Н. — богиня судьбы Ташмету. Символ Н., как и шумерской богини Нисабы (с к-рой его роднят мн. черты) — писцовый грифель. Часто его изображают стоящим на свящ. пьедестале, установл. на рыбокозле или дра-коне Мушхуше (символ Мардука).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Наби
пророк, который не принес новую религию, а призывает народ сле-довать религии великого пророка (См. Расуль и Улю’ль-Азм), принесшего эту веру. Наби подчиняются расулям. Великими пророками были Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад. Все остальные пророки Аллаха были наби. То есть они руководствовались религией, которые принесли расули. В деле призыва к религии Аллаха, между наби и расулями разницы нет. Все они должны быть приняты мусульманами и не признание хотя бы одно-го из них выводит человека из веры. Некоторыми обязательными качествами всех посланников Аллаха (как ра-сулей, так и наби) являются: 1. Сидк. Божьи посланцы правдивы. Никогда не лгут. 2. Аманат. Им можно полностью и во всем доверять. 3. Фатанат. Пророки Аллаха отличаются мудростью и высоким умом. 4. Исмет. Они совершенно безгрешны и никогда не грешат, даже в самых мелочах. 5. Таблиг. Пророки доводят до людей слово Божье, несмотря на любые трудности и лишения. Они доводят его до людей в чистом, неискаженном виде. 6. Амнуль азл. Необратимость и постоянство их пророческой миссии.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

«НАБИ»
набиды» (франц. nabis – пророки), группа французских художников (П. Серюзье, М. Дени, К. Руссель, П. Боннар, Э. Вюйяр, Ф. Валлоттон и др.), создавших под влиянием искусства П. Гогена и др. постимпрессионистов своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературномусимволизму, плоскостность форм, главенство цветового пятна, прихотливо изогнутые силуэтные линии, музыкальность ритмов. Возникла ок. 1888 г. в Париже, существовала приблизительно до 1905 г.
С самого начала в «Наби» сформировались два крыла. Серюзье и Дени в соответствии с названием группы стремились писать религиозные картины (М. Дени. «Марфа и Мария», 1896). Другие «набиды» не разделяли их проповеднического пыла. Сюжеты своих картин художники черпали в мифах и легендах, в литературных произведениях, в том числе своих современников-символистов (П. Боннар. «Начало весны. Маленькие фавны», 1903–04). Осознав невозможность передачи жизни во всей ее полноте, художники искали пути к отвлеченно-символическому выражению; стремились не воспроизводить натурные мотивы, а создать на холсте гармоничное единство форм и цветов, передающее душевное состояние и чувства художника (М. Дени. «Лестница в листве», «Апрель»; обе – 1892; Э. Вюйяр. «В комнате», 1893).
Дени, Вюйяр, Боннар создавали также графические произведения в технике цветной литографии, обогащая гравюру изобразительными новшествами, близкими к живописным. Особенно прославился как график Ф. Валлоттон, создавший оригинальный стиль гравюры на дереве, основанный на напряженном контрасте черных и белых пятен, линий и орнамента (гравюра «Достоевский», 1895).
Художников «Наби» объединяло тяготение к монументальным и декоративно-прикладным формам творчества. Они создавали живописные панно для частных особняков, работали в сфере театрально-декорационного искусства, делали эскизы для керамических изделий, ковров и витражей. Идея слияния искусства и жизни, воодушевлявшая многих мастеров рубежа 19–20 вв., проявилась у «набидов» в стремлении к созданию стилистически целостных жилых интерьеров.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007