НАЦИОНАЛИЗМ
НАЦИОНАЛИЗМ
фр. nationalisme лат.) - идеология и политика, основа которых - идеи нац. исключительности и нац. превосходства, трактовка нации как высшей формы общности.
Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005
Национализм
идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой является идея национальной исключительности, пренебрежение и недоверие к другим нациям и народностям.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
НАЦИОНАЛИЗМ
доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.
Источник: Общие понятия и термины этнологии
Национализм
идеология и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия, конфликтов. Особенно опасен в многонациональных государствах.
Национализм
идеология и политика в национальном вопросе, основа которых трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Источник: Исторические термины: краткий глоссарий
Национализм
политика и пропаганда национальной исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражды. Национализм выступает в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации и местного национализма, тяготеющего к национальной замкнутости.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
Национализм
лат.) - идеология, политика, социальная практика, мировоззрение, в основе которых лежит национальная исключительность, попытки доказательства права одной нации господствовать над остальными, угнетать их, эксплуатировать, завоевывать, уничтожать. Национализм - это стремление решать все государственные, политические, социально-экономические и духовные проблемы исключительно с преобладанием национального фактора, в ущерб "чужим" нациям.
НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности, что, однако, нередко приводит к идее национального превосходства. В XIX—XX вв. выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Крайняя форма — великодержавный шовинизм, опирающийся на идею национальной исключительности, — сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
НАЦИОНАЛИЗМ
политика и идеология в области отношений между нациями, связанная с пропагандой исключительных прав так называемого коренного населения данного государства или местности в ущерб интересам и правам представителям других национальностей, проживающих на той же территории, либо пропаганда национальной исключительности отдельной национальности и создание для нее льгот и преимуществ в расширении гражданских и политических прав. Крайнее проявление Н. — нацизм. В современную эпоху наиболее яркие проявления Н. — Закон о государственном языке в Прибалтийских республиках бывшего СССР, где так называемое русскоязычное население лишено гражданских прав и сепаратистское движение в Чечне за выход из состава Российской Федерации.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
НАЦИОНАЛИЗМ
политическое движение и идеология создания и развития национального государства, в котором этническая и государственная граница совпадают. Возник в XIX в., стал массовой идеологией. Совпадение во времени становления Н. и мировой экспансии европейских народов привело к закреплению в идеологии Н. и массовом сознании представлений о мировой истории как борьбе наций за существование и естественном неравенстве наций. Это нашло свое выражение в идеях РАСИЗМА и шовинизма. Превращение Н. в массовую идеологию позволило формировать политические движения на его основе. Он стал идеологией освободительного движения на Балканах. Принцип Н. был положен в основу государственного размежевания после ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Н. активно использовали различные политические силы, как левые, так и правые. На основе сочетания Н. и идеи ТОТАЛИТАРИЗМА возникли ФАШИЗМ и НАЦИЗМ. Н. стал и идеологией ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН и является одной из причин многочисленных этнических конфликтов в странах ТРЕТЬЕГО МИРА. Он был одной из движущих сил РЕВОЛЮЦИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ 1989 г., РАСПАДА СССР, РАСПАДА ЧЕХОСЛОВАКИИ и РАСПАДА ЮГОСЛАВИИ.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика, рассматривающие нацию как высшую и внеисторич. форму обществ. единства, в рамках к-рого все социальные слои связаны будто бы гармонич. общностью интересов. Идеологи Н. отрицают наличие у трудящихся клас. задач или объявляют их второстепенными по сравнению с нац. задачами, выделяют свою нацию в противовес другим нациям и выступают за подчинение интернац. интересов трудящихся противопоставляемым им нац. интересам. Являясь в сложившемся виде продуктом капитализма, Н. обычно носит бурж. характер и направлен на достижение целей буржуазии, выдаваемых ею за "общенациональные". Н. в различных ист. условиях играет различную роль в обществ. развитии. Его характер зависит от ист. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии, от соотношения клас. сил в той или иной стране, от положения данной нации в системе межнац. отношений. До тех пор пока буржуазия выступает в качестве прогрессивного класса, Н., как первонач. форма нац. самосознания, играет в целом прогрессивную роль. Исторически прогрессивную роль сыграл, напр., Н. борцов за освобождение сев.-амер. колоний, под флагом к-рого амер. народ вел в 1775-83 войну за независимость. Революционное, демократич., антифеод. содержание заключал в себе Н. участников Великой франц. революции. Прогрессивный в целом характер имел до последней трети 19 в. итал. Н., содействовавший освобождению итал. народа от австр. гнета и объединению Италии, Н. других угнетенных народов, выступавших против габсбургской монархии. Общедемократич. содержание против угнетения имеется "в каждом буржуазном национализме угнетенной нации..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 275 (т. 20, с. 384)). Вместе с тем, даже в пору, когда буржуазия была прогрессивным классом, проявлялась и отрицат. сторона каждого Н., прикрывавшего эксплуатацию трудящихся и угнетение "чужих" наций. П., как идеология буржуазии, выполнял различную роль и в зависимости от места, к-рое занимала та или иная прослойка буржуазии в обществ. жизни, а также от того, в союзе с какими классами и социальными группами она выступала. Так, напр., в нац. движении угнетенных народов Австрии во время революции 1848-49 Н. использовался революц.-демократич. направлением с целью завоевания нац. независимости и образования нац. гос-в, а бурж.-либеральным направлением - с целью сохранения лоскутной, державшейся на угнетении народов монархии Габсбургов (от к-рой либеральные буржуа и дворяне ждали нек-рых уступок нац. требованиям). С последней трети 19 в., когда капитализм начал перерастать в империалистич. стадию своего развития и между крупнейшими капиталистич. странами возникли острые противоречия в связи с развернувшейся борьбой за колонии, Н. в этих странах утратил всякое прогрессивное содержание; он стал принимать крайние формы нац. и расовой нетерпимости (см. Шовинизм, Расизм), сделался идеологич. обоснованием империалистич. политики и милитаризма, дискриминации и преследований нац. меньшинств. С этого времени получают особенно широкое распространение расистские теории о превосходстве белой расы (миф о "бремени белого человека", деление народов на "исторические", "неисторические" и т. д.). Дикие, изуверские формы принял II. в фаш. гос-вах, особенно во время 2-й мировой войны. Гитлеровская Германия, под флагом Н. развязавшая эту войну и вставшая на путь истребления в лагерях смерти целых народов, наглядно продемонстрировала, к чему может привести разгул Н. После войны особенно реакц. характер приобретает Н. империалистов США, выступающих с претензиями на "руководство" миром. Во внутр. плане Н. амер. империалистич. буржуазии особенно открыто проявляется в расистской политике сегрегации, направленной против 20-миллионного негритянского населения. Иногда Н. правящей верхушки империалистич. гос-в, стремящихся удержать в подчинении малые народы и народы развивающихся стран, принимает форму космополитизма, выступая под лозунгами ограничения нац. суверенитета, создания наднациональных пр-в, "Объединенной Европы" и т. д. Реакц. Н. использует невежество, эксплуатирует реваншистские настроения, получившие распространение после 2-й мировой войны в побежденных странах. Особенно восприимчива к Н., как показала история, мелкобурж. среда. Националистич. угар способен охватить и отд. группы трудящихся и даже рабочих. Иную роль играет Н. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, ведущих антиимпериалистич. освободит. борьбу. Н. народов этих стран нередко имеет антиимпериалистич. и зачастую антифеод. содержание (в разной степени в разных странах) и выступает здесь как первоначальная, неразвитая форма антиимпериалистич. сознания, вырабатывающегося в борьбе с колонизаторами. В нем находит известное отражение стремление к нац. независимости и обществ. прогрессу той части масс, к-рая еще не поднялась до клас. сознания. Вместе с тем и в освобождающихся странах Н. может иметь консервативные и даже реакц. черты, т. к. нередко под флагом защиты "нац. интересов" выступает против клас. борьбы и не свободен от идеи нац. и расового превосходства. Марксисты-ленинцы, всемерно поддерживая общедемократич. содержание Н. угнетенных наций, выступают против попыток буржуазии затемнить клас. сознание трудящихся националистич. предрассудками, разъясняя, что окончат. решение нац. вопроса может принести только социализм. Вместе с тем коммунисты не откладывают рассмотрения нац. проблем до победы социалистич. революции во всем мире и предлагают конкретную программу их решения (самоопределение, юридич. и экономич. равноправие наций и народов, демократизация обществ. жизни и т. д.; см. Национальный вопрос). Сов. Союз, другие социалистич. гос-ва, коммунисты капиталистич. стран решительно поддержали широко развернувшееся после 2-й мировой войны в колониальных и зависимых странах нац.-освободит. движение, под ударами к-рого развалилась колониальная система империализма. Коммунисты стран Азии, Африки и Лат. Америки героически сражались в первых рядах этого движения. В условиях, когда политич. независимость в большинстве освобождающихся стран завоевана, перед нац.-освободит. движением встают новые задачи - достижение полной, т. е. экономической, независимости, ликвидация нищеты и невежества, кардинальное улучшение положения трудящихся масс и т. д. Решать эти задачи на пути капитализма, как свидетельствует опыт молодых гос-в, вставших на этот путь, невозможно. Сама логика борьбы подталкивает нац.-освободит. движение в сторону социализма. В этих условиях нек-рые прогрессивно-националистич. и революц.- демократич. партии и течения в освободившихся и освобождающихся странах, борясь за некапиталистич. развитие своих стран, начинают идеологически перевооружаться, выступают с лозунгами построения социализма. В то же время определенные круги нац. буржуазии в освободившихся от колониальной зависимости странах идут на сговор с империализмом; отстаивая капиталистич. развитие своих стран, они используют идеологию антикоммунизма, что ведет к расколу революц., антиимпериалистич. сил как в рамках одной страны, так и в междунар. масштабе. Н. этих кругов нац. буржуазии приобретает реакц. характер, теряет патриотич. черты, начинает служить интересам империализма. В социалистич. гос-вах последоват. осуществление ленинской нац. программы, базирующейся на принципах интернационализма, самоопределения, фактического нац. равноправия, социалистич. федерации и автономии, устраняет причины возникновения антагонистич. нац. противоречий, а следовательно, здесь нет почвы и для Н. Однако поскольку нац. различия сохраняются, а в сознании нек-рых людей еще не изжиты националистич. предрассудки, и здесь возможно возникновение противоречий, связанных с рецидивами Н. (великодержавного шовинизма, сепаратизма, антисемитизма и т. п.). Но нац. противоречия в условиях социализма успешно преодолеваются в результате развития социалистич. демократии, интернационалистич. воспитания трудящихся, правильного руководства со стороны правящих коммунистич. партий. Образование после 2-й мировой войны мировой социалистич. системы поставило новые проблемы перед коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран. Глубокие коренные потребности социалистич. гос-в требуют сплочения мирового социалистич. содружества. Такое сплочение диктуется и интересами развития экономики каждой страны, и задачами обороны социалистич. мира от агрессивного империализма, и объективной потребностью углубления междунар. разделения труда и расширения экономич. связей между социалистич. странами, и необходимостью широкого взаимного обмена опытом в различных областях хоз., культурного, парт. строительства. Но объективная тенденция к сплочению мирового социалистич. содружества реализуется не автоматически, а достигается лишь путем решит. преодоления проявлений нац. ограниченности. Н., как свидетельствует ист. опыт и, в частности, политическая линия, проводимая руководством компартии Китая в последние годы, может проникать и в междунар. рабочее движение. Люди, попавшие под его влияние, нередко маскируют националистич. идеи марксистской фразеологией; они выхватывают из цельной марксистской программы по нац. вопросу лишь отд. положения, извращая тем самым ее в целом. Проникновение Н. в рабочее движение ведет к разъединению и противопоставлению друг другу его различных нац. отрядов. Решительно выступая против националистич. взглядов, способных нанести огромный ущерб междунар. рабочему классу, В. И. Ленин писал: "...Кто встал на точку зрения национализма, тот, естественно, доходит до желания окружить китайской стеной свою национальность, свое национальное рабочее движение, того не смущает даже и то,...что своей тактикой разъединения и раздробления он превращает в ничто великий завет сближения и единения пролетариев всех наций, всех рас, всех языков" (там же, т. 7, с. 325 (т. 6, с. 474-75)). То, что сближает различные отряды рабочего класса и разные коммунистич. партии, значительно превосходит то, что их разъединяет. Это основа, на к-рой базируется единство междунар. коммунистич. и рабочего движения и ведется борьба против Н. в его рядах. Большой вред интернац. сплочению трудящихся могли бы принести попытки насильств. объединения и слияния наций. В ходе коммунистич. и социалистич. строительства при строгом соблюдении нац. равноправия во всех областях жизни, внимательном отношении к нуждам и особенностям малых народов обеспечивается успех в борьбе со всеми видами Н. и его пережитками. Лит.: Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; его же, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Рабочий класс и национальный вопрос, там же, т. 23 (т. 19); его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24 (т. 20); его же, Социалистическая революция и право наций на самоопределение, там же, т. 27 (т. 22); его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 30 (т. 23); его же, Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным, там же, т. 40 (т. 30); Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий 1960 г., в сб.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961, Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Ананова Е. В., Антинациональная сущность панамериканизма, в кн.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Брутенц К., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; Потехин И. И., Африка смотрит в будущее, М., 1960; Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, М., 1960; Современное освободительное движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Northrop F. S. С, Taming of the Nations..., N. Y., 1952; Kohn Н., Nationalism: its meaning and history, Toronto, 1955; Shafer В., Nationalism: myth and reality, N. Y., 1955; Thayer P. W. and Phillips W. T. (eds), Nationalism and progress in free Asia, Oxf., 1956; Hodgkin T., Nationalism in colonial Africa, L., 1956; Emerson R., From Empire to nation..., L., 1960; Manger W., Pan America in crisis, Wash., 1961; Legum С., Pan-Africanism. A short political guide, L., 1962. Г. Б. Старушенко. Москва.