НАЦИОНАЛИЗМ

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НАЦИОНАЛИЗМ
фр. nationalisme лат.) - идеология и политика, основа которых - идеи нац. исключительности и нац. превосходства, трактовка нации как высшей формы общности.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

Национализм
идеология, общественная психология, политика и общественная практика, сущностью которой является идея национальной исключительности, пренебрежение и недоверие к другим нациям и народностям.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

НАЦИОНАЛИЗМ

доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.

Источник: Общие понятия и термины этнологии

Национализм
идеология и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности, превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия, конфликтов. Особенно опасен в многонациональных государствах.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Национализм
идеология и политика в национальном вопросе, основа которых трактовка нации как высшей ценности и формы общности. Нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Источник: Исторические термины: краткий глоссарий

Национализм
политика и пропаганда национальной исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражды. Национализм выступает в двух формах: великодержавного шовинизма господствующей нации и местного национализма, тяготеющего к национальной замкнутости.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Национализм
лат.) - идеология, политика, социальная практика, мировоззрение, в основе которых лежит национальная исключительность, попытки доказательства права одной нации господствовать над остальными, угнетать их, эксплуатировать, завоевывать, уничтожать. Национализм - это стремление решать все государственные, политические, социально-экономические и духовные проблемы исключительно с преобладанием национального фактора, в ущерб "чужим" нациям.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика в национальном вопросе, в основе которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности, что, однако, нередко приводит к идее национального превосходства. В XIX—XX вв. выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке. Крайняя форма — великодержавный шовинизм, опирающийся на идею национальной исключительности, — сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

НАЦИОНАЛИЗМ
политика и идеология в области отношений между нациями, связанная с пропагандой исключительных прав так называемого коренного населения данного государства или местности в ущерб интересам и правам представителям других национальностей, проживающих на той же территории, либо пропаганда национальной исключительности отдельной национальности и создание для нее льгот и преимуществ в расширении гражданских и политических прав. Крайнее проявление Н. — нацизм. В современную эпоху наиболее яркие проявления Н. — Закон о государственном языке в Прибалтийских республиках бывшего СССР, где так называемое русскоязычное население лишено гражданских прав и сепаратистское движение в Чечне за выход из состава Российской Федерации.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НАЦИОНАЛИЗМ
политическое движение и идеология создания и развития национального государства, в котором этническая и государственная граница совпадают. Возник в XIX в., стал массовой идеологией. Совпадение во времени становления Н. и мировой экспансии европейских народов привело к закреплению в идеологии Н. и массовом сознании представлений о мировой истории как борьбе наций за существование и естественном неравенстве наций. Это нашло свое выражение в идеях РАСИЗМА и шовинизма. Превращение Н. в массовую идеологию позволило формировать политические движения на его основе. Он стал идеологией освободительного движения на Балканах. Принцип Н. был положен в основу государственного размежевания после ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Н. активно использовали различные политические силы, как левые, так и правые. На основе сочетания Н. и идеи ТОТАЛИТАРИЗМА возникли ФАШИЗМ и НАЦИЗМ. Н. стал и идеологией ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ НАРОДОВ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН и является одной из причин многочисленных этнических конфликтов в странах ТРЕТЬЕГО МИРА. Он был одной из движущих сил РЕВОЛЮЦИЙ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ 1989 г., РАСПАДА СССР, РАСПАДА ЧЕХОСЛОВАКИИ и РАСПАДА ЮГОСЛАВИИ.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

НАЦИОНАЛИЗМ
идеология и политика, рассматривающие нацию как высшую и внеисторич. форму обществ. единства, в рамках к-рого все социальные слои связаны будто бы гармонич. общностью интересов. Идеологи Н. отрицают наличие у трудящихся клас. задач или объявляют их второстепенными по сравнению с нац. задачами, выделяют свою нацию в противовес другим нациям и выступают за подчинение интернац. интересов трудящихся противопоставляемым им нац. интересам. Являясь в сложившемся виде продуктом капитализма, Н. обычно носит бурж. характер и направлен на достижение целей буржуазии, выдаваемых ею за "общенациональные". Н. в различных ист. условиях играет различную роль в обществ. развитии. Его характер зависит от ист. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии, от соотношения клас. сил в той или иной стране, от положения данной нации в системе межнац. отношений.

До тех пор пока буржуазия выступает в качестве прогрессивного класса, Н., как первонач. форма нац. самосознания, играет в целом прогрессивную роль. Исторически прогрессивную роль сыграл, напр., Н. борцов за освобождение сев.-амер. колоний, под флагом к-рого амер. народ вел в 1775-83 войну за независимость. Революционное, демократич., антифеод. содержание заключал в себе Н. участников Великой франц. революции. Прогрессивный в целом характер имел до последней трети 19 в. итал. Н., содействовавший освобождению итал. народа от австр. гнета и объединению Италии, Н. других угнетенных народов, выступавших против габсбургской монархии. Общедемократич. содержание против угнетения имеется "в каждом буржуазном национализме угнетенной нации..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 25, с. 275 (т. 20, с. 384)). Вместе с тем, даже в пору, когда буржуазия была прогрессивным классом, проявлялась и отрицат. сторона каждого Н., прикрывавшего эксплуатацию трудящихся и угнетение "чужих" наций. П., как идеология буржуазии, выполнял различную роль и в зависимости от места, к-рое занимала та или иная прослойка буржуазии в обществ. жизни, а также от того, в союзе с какими классами и социальными группами она выступала. Так, напр., в нац. движении угнетенных народов Австрии во время революции 1848-49 Н. использовался революц.-демократич. направлением с целью завоевания нац. независимости и образования нац. гос-в, а бурж.-либеральным направлением - с целью сохранения лоскутной, державшейся на угнетении народов монархии Габсбургов (от к-рой либеральные буржуа и дворяне ждали нек-рых уступок нац. требованиям).

С последней трети 19 в., когда капитализм начал перерастать в империалистич. стадию своего развития и между крупнейшими капиталистич. странами возникли острые противоречия в связи с развернувшейся борьбой за колонии, Н. в этих странах утратил всякое прогрессивное содержание; он стал принимать крайние формы нац. и расовой нетерпимости (см. Шовинизм, Расизм), сделался идеологич. обоснованием империалистич. политики и милитаризма, дискриминации и преследований нац. меньшинств. С этого времени получают особенно широкое распространение расистские теории о превосходстве белой расы (миф о "бремени белого человека", деление народов на "исторические", "неисторические" и т. д.). Дикие, изуверские формы принял II. в фаш. гос-вах, особенно во время 2-й мировой войны. Гитлеровская Германия, под флагом Н. развязавшая эту войну и вставшая на путь истребления в лагерях смерти целых народов, наглядно продемонстрировала, к чему может привести разгул Н. После войны особенно реакц. характер приобретает Н. империалистов США, выступающих с претензиями на "руководство" миром. Во внутр. плане Н. амер. империалистич. буржуазии особенно открыто проявляется в расистской политике сегрегации, направленной против 20-миллионного негритянского населения. Иногда Н. правящей верхушки империалистич. гос-в, стремящихся удержать в подчинении малые народы и народы развивающихся стран, принимает форму космополитизма, выступая под лозунгами ограничения нац. суверенитета, создания наднациональных пр-в, "Объединенной Европы" и т. д.

Реакц. Н. использует невежество, эксплуатирует реваншистские настроения, получившие распространение после 2-й мировой войны в побежденных странах. Особенно восприимчива к Н., как показала история, мелкобурж. среда. Националистич. угар способен охватить и отд. группы трудящихся и даже рабочих. Иную роль играет Н. в странах Азии, Африки и Лат. Америки, ведущих антиимпериалистич. освободит. борьбу. Н. народов этих стран нередко имеет антиимпериалистич. и зачастую антифеод. содержание (в разной степени в разных странах) и выступает здесь как первоначальная, неразвитая форма антиимпериалистич. сознания, вырабатывающегося в борьбе с колонизаторами. В нем находит известное отражение стремление к нац. независимости и обществ. прогрессу той части масс, к-рая еще не поднялась до клас. сознания. Вместе с тем и в освобождающихся странах Н. может иметь консервативные и даже реакц. черты, т. к. нередко под флагом защиты "нац. интересов" выступает против клас. борьбы и не свободен от идеи нац. и расового превосходства.

Марксисты-ленинцы, всемерно поддерживая общедемократич. содержание Н. угнетенных наций, выступают против попыток буржуазии затемнить клас. сознание трудящихся националистич. предрассудками, разъясняя, что окончат. решение нац. вопроса может принести только социализм. Вместе с тем коммунисты не откладывают рассмотрения нац. проблем до победы социалистич. революции во всем мире и предлагают конкретную программу их решения (самоопределение, юридич. и экономич. равноправие наций и народов, демократизация обществ. жизни и т. д.; см. Национальный вопрос).

Сов. Союз, другие социалистич. гос-ва, коммунисты капиталистич. стран решительно поддержали широко развернувшееся после 2-й мировой войны в колониальных и зависимых странах нац.-освободит. движение, под ударами к-рого развалилась колониальная система империализма. Коммунисты стран Азии, Африки и Лат. Америки героически сражались в первых рядах этого движения.

В условиях, когда политич. независимость в большинстве освобождающихся стран завоевана, перед нац.-освободит. движением встают новые задачи - достижение полной, т. е. экономической, независимости, ликвидация нищеты и невежества, кардинальное улучшение положения трудящихся масс и т. д. Решать эти задачи на пути капитализма, как свидетельствует опыт молодых гос-в, вставших на этот путь, невозможно. Сама логика борьбы подталкивает нац.-освободит. движение в сторону социализма. В этих условиях нек-рые прогрессивно-националистич. и революц.- демократич. партии и течения в освободившихся и освобождающихся странах, борясь за некапиталистич. развитие своих стран, начинают идеологически перевооружаться, выступают с лозунгами построения социализма. В то же время определенные круги нац. буржуазии в освободившихся от колониальной зависимости странах идут на сговор с империализмом; отстаивая капиталистич. развитие своих стран, они используют идеологию антикоммунизма, что ведет к расколу революц., антиимпериалистич. сил как в рамках одной страны, так и в междунар. масштабе. Н. этих кругов нац. буржуазии приобретает реакц. характер, теряет патриотич. черты, начинает служить интересам империализма.

В социалистич. гос-вах последоват. осуществление ленинской нац. программы, базирующейся на принципах интернационализма, самоопределения, фактического нац. равноправия, социалистич. федерации и автономии, устраняет причины возникновения антагонистич. нац. противоречий, а следовательно, здесь нет почвы и для Н. Однако поскольку нац. различия сохраняются, а в сознании нек-рых людей еще не изжиты националистич. предрассудки, и здесь возможно возникновение противоречий, связанных с рецидивами Н. (великодержавного шовинизма, сепаратизма, антисемитизма и т. п.). Но нац. противоречия в условиях социализма успешно преодолеваются в результате развития социалистич. демократии, интернационалистич. воспитания трудящихся, правильного руководства со стороны правящих коммунистич. партий.

Образование после 2-й мировой войны мировой социалистич. системы поставило новые проблемы перед коммунистич. и рабочими партиями социалистич. стран. Глубокие коренные потребности социалистич. гос-в требуют сплочения мирового социалистич. содружества. Такое сплочение диктуется и интересами развития экономики каждой страны, и задачами обороны социалистич. мира от агрессивного империализма, и объективной потребностью углубления междунар. разделения труда и расширения экономич. связей между социалистич. странами, и необходимостью широкого взаимного обмена опытом в различных областях хоз., культурного, парт. строительства. Но объективная тенденция к сплочению мирового социалистич. содружества реализуется не автоматически, а достигается лишь путем решит. преодоления проявлений нац. ограниченности.

Н., как свидетельствует ист. опыт и, в частности, политическая линия, проводимая руководством компартии Китая в последние годы, может проникать и в междунар. рабочее движение. Люди, попавшие под его влияние, нередко маскируют националистич. идеи марксистской фразеологией; они выхватывают из цельной марксистской программы по нац. вопросу лишь отд. положения, извращая тем самым ее в целом. Проникновение Н. в рабочее движение ведет к разъединению и противопоставлению друг другу его различных нац. отрядов. Решительно выступая против националистич. взглядов, способных нанести огромный ущерб междунар. рабочему классу, В. И. Ленин писал: "...Кто встал на точку зрения национализма, тот, естественно, доходит до желания окружить китайской стеной свою национальность, свое национальное рабочее движение, того не смущает даже и то,...что своей тактикой разъединения и раздробления он превращает в ничто великий завет сближения и единения пролетариев всех наций, всех рас, всех языков" (там же, т. 7, с. 325 (т. 6, с. 474-75)). То, что сближает различные отряды рабочего класса и разные коммунистич. партии, значительно превосходит то, что их разъединяет. Это основа, на к-рой базируется единство междунар. коммунистич. и рабочего движения и ведется борьба против Н. в его рядах.

Большой вред интернац. сплочению трудящихся могли бы принести попытки насильств. объединения и слияния наций. В ходе коммунистич. и социалистич. строительства при строгом соблюдении нац. равноправия во всех областях жизни, внимательном отношении к нуждам и особенностям малых народов обеспечивается успех в борьбе со всеми видами Н. и его пережитками.

Лит.: Ленин В. И., О национальном и национально-колониальном вопросе, М., 1956; его же, Демократия и народничество в Китае, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21 (т. 18); его же, Рабочий класс и национальный вопрос, там же, т. 23 (т. 19); его же, Отсталая Европа и передовая Азия, там же; его же, Критические заметки по национальному вопросу, там же, т. 24 (т. 20); его же, Социалистическая революция и право наций на самоопределение, там же, т. 27 (т. 22); его же, О карикатуре на марксизм и об "империалистическом экономизме", там же, т. 30 (т. 23); его же, Письмо к рабочим и крестьянам Украины по поводу победы над Деникиным, там же, т. 40 (т. 30); Заявление Совещания представителей коммунистических и рабочих партий 1960 г., в сб.: Программные док-ты борьбы за мир, демократию и социализм, M., 1961, Программа КПСС. Принята XXII съездом КПСС, М., 1965; Ананова Е. В., Антинациональная сущность панамериканизма, в кн.: Нации Латинской Америки, М., 1964; Брутенц К., Против идеологии современного колониализма, М., 1961; Модржинская Е. Д., Распад колониальной системы и идеология империализма, М., 1965; Потехин И. И., Африка смотрит в будущее, М., 1960; Старушенко Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Советского государства, М., 1960; Современное освободительное движение и нац. буржуазия, Прага, 1961; Northrop F. S. С, Taming of the Nations..., N. Y., 1952; Kohn Н., Nationalism: its meaning and history, Toronto, 1955; Shafer В., Nationalism: myth and reality, N. Y., 1955; Thayer P. W. and Phillips W. T. (eds), Nationalism and progress in free Asia, Oxf., 1956; Hodgkin T., Nationalism in colonial Africa, L., 1956; Emerson R., From Empire to nation..., L., 1960; Manger W., Pan America in crisis, Wash., 1961; Legum С., Pan-Africanism. A short political guide, L., 1962.

Г. Б. Старушенко. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

НАЦИОНАЛИЗМ: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ? (Взгляд из Татарстана)

Овчинников Александр Викторович
Автор рассматривает процесс появления в России националистического учения, его использование различными политическими силами и предлагает свое видение путей решения проблемы.
Читать PDF

Казачий национализм на Дону: «группа Холмского» (начало ХХ века)

Корниенко Борис Сергеевич
Анализируется деятельность группы активистов, действовавших на Дону накануне Первой мировой войны, которые первыми объявили своей идеологией особый казачий национализм.
Читать PDF

Нация и национализм в контексте исторической антропологии

Апрыщенко В. Ю.
Читать PDF

Формальный и реальный национализм

Франко Иван
Читать PDF

Сибирский национализм и борьба за власть в крае (март 1917-ноябрь 1918 г. )

Сушко Алексей Владимирович
Исследуется роль движения сибирских областников в процессе складывания сибирской государственности в годы Революции и Гражданской войны.
Читать PDF

Национализм Пилсудского: стратегия или тактика?

Колмагоров Константин Николаевич
Читать PDF

Украинская демократия и галицийский национализм

Помогаев В. В.
Читать PDF

У. У. Хаген фатальный балканский национализм the Balkans' lethal nationalism Hagen W. W. The Balkans

Кондратьева Т. С.
Читать PDF

2003. 01. 020. Гнамо А. Х. Ислам, ортодоксальная церковь и национализм оромо (Эфиопия). Gnamo A. H.

Иванова Л. В.
Читать PDF

Нациестроительство и национализм: средняя Азия

Абашин Сергей
Читать PDF

Арабский национализм в современной немецкой историографии

Шерстюков Сергей Андреевич
Рассматриваются подходы немецких исследователей к проблемам зарождения и эволюции арабского национализма в первой половине XX в., а также их оценки европейского влияния на этот процесс.
Читать PDF

Чувашский национализм второй половины XIX -начала ХХ вв. (проблемы идеологии)

Кирчанов Максим Валерьевич
Автор рассматривает основные идеологические проблемы раннего чувашского национализма в 1900-1910-е гг., который развивался как культурное и интеллектуальное движение.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Новый национализм

    (New Nationalism) центр. понятие предвы-бор. программы Т. Рузвельта, с к-рой он выступил после возвращения к актив. полит. деятельности в 1910. Заимствовано из кн. Г. Д. Кроули «Перспективы американской жизни»,
  • Национализация промышленности на Урале

    передача пром. из частной собственности в руки гос-ва. В России началась после Окт. рев. 1917. Закладывая основы тоталитарной власти в полит., соц. и духовной жизни сов. об-ва, большевистское рук-во одно
  • Национализация

    переход имущества из частной собственности в собственность государства.
  • НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЗЕМЛИ

    см. в ст. Национализация.
  • Уэльская националистическая партия

    Уэльская националистическая партия (Welsh Nationalist Party), см. Плайд камри.
  • Вьетнамская националистическая партия

    (Viet Nam Quoc Dan Dang; Вьетнам) – ВНП. Первая крупная революционная организация во Вьетнаме. Основана в 1927. Цель – обретение Вьетнамом независимости и учреждение республиканского демократического прави
  • НАЦИОНАЛИСТОВ ФРАКЦИЯ

    в 3-й и 4-й Государственной думе. Лидеры - граф В. А. Бобринский, В. В. Шульгин, епископы Евлогий, Митрофан и другие. Выдвинула лозунг "Россия - для русских", выступала против свободы вероисповедания, соз
  • ПАРТИЯ НАЦИОНАЛИСТОВ

    политич. партия на Филиппинах. Осн. в 1907 с целью борьбы мирными средствами за независимость. Объединила значит. часть помещиков, нац. буржуазию, интеллигенцию, мелкобурж. слои, настроенные патриоти
  • НАЦИОНАЛИСТЫ

    в широком значении — сторонники национализма. В узком — монархическая партия русских помещиков и чиновников — депутатов 3 и 4 Государственных Дум. Председатель партии и фракции П. Балашов, лидеры