НАГАЙБАКИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Нагайбаки
малочисленная этнографическая группа татар, живущих в Вехнеуральском районе Челябинской области и в Башкирии. Язык татарский с элементами башкирского. Верующие – православные (крещены во 2-ой половине 16 в.). Нагайбаки – потомки ногайских татар не ушедших с основной частью Ногайской Орды и осевших на р. Ик (приток Камы) после взятия Казани и присоединения Башкирии к России. См. Россияне, Татары.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

НАГАЙБАКИ
малочисл. этнографич. группа, живущая в Верхнеуральском р-не Челябинской обл. и в Башк. АССР. Ядро Н. составили потомки ногайских татар, не ушедших с осн. частью Ногайской Орды и осевших на р. Ик (приток р. Камы) после взятия Казани и присоединения Башкирии к рус. гос-ву. Во 2-й пол. 16 в. были крещены. После постройки в 1736 Нагайбакской крепости (ныне село в Башк. АССР) из Н. было образовано нагайбакское казачество. В 40-х гг. 19 в. часть Н. была переселена на терр. совр. Челябинской обл. Язык - татарский с элементами башкирского. Н. ныне - земледельцы.

Лит.: Бектеева Е. A., Нагайбаки (крещеные татары Оренбургской губ.), "Живая старина", 1902, в. 2; Витевский В. Н., И. И. Неплюев и Оренбургский край... до 1758 г., в. 1-5, Каз., 1889-97.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

«Нагайбаки (Комплексное исследование группы крещеных татар-казаков)»
Казань, 1995) – научное издание. Редколлегия: Д.М. Исхаков, Р.К. Уразманова, А.Х. Халиков. Сборник посвящен историко-этнографическому и этнолингвистическому изучению группы крещеных татар-нагайбаков, расселенных в кон. XIX – нач. XX вв. в Оренб. губ. В сборнике рассматривается этнодемографическое развитие нагайбаков до первой четверти XX в., в т.ч. проблема их формирования, расселение и динамика численности (Исхаков Д.М.). Значительное внимание уделено традиционной материальной культуре нагайбаков – хозяйству, конструкции и типам жилищ, одежде, пище, ткачеству, свадебной обрядности, обществ. обрядам и праздникам (Халиков Н.А., Мухаметшин Ю.Г., Суслова С.В., Сафина Ф.Ш., Шарифуллина Ф.Л., Уразманова Р.К.), а также особенностям говора, терминов родства и свойства нагайбаков (Рамазанова Д.Б., Баязитова Ф.С.). В приложении даны иллюстрации по жилищу и костюму. Ф.Ш.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Нагайбаки
ногайбаки)    особая этнографическая группа, живущая на Юж. У., потомки крещеных татар. Среди иссл. нет единой точки зрения по вопросу о происхождении Н. Согласно наиб. распространенной версии, в 1530-х выходцы из Ногайской Орды поселились в Казани, на Арской заставе. После завоевания Казанского ханства Иваном Грозным арские татары были насильственно окрещены в православную веру и переселены на тер. Башк.    С 1750-х по 1842 Н. жили в Бакалинском и Белебеевском у. Уфимской губ. Свое назв. получили по им. башкира Нагайбака, кочевавшего в здешних местах; под этим назв. возникла и наиб. крупная дер. - Нагайбак, впоследствии превращенная в военную Нагайбакскую крепость. Нагайбакская, а также Ельдятская крепости явились важными опорными пунктами Закамской оборонительной линии, созданной в XVII в. для укрепления ю.-вост. рубежей России.    В 1830-х Н. были обращены в казачье сословие, а после орг-ции Оренб. казачьего войска вошли в его состав и казаки Нагайбакской станицы. К нач. 1760 во всем Нагайбакском воеводстве насчитывалось 10 дер. и одно с., в к-рых было 1359 служилых казаков.    Н. пост. несли гарнизонную службу, особенно в Оренб. Значительный вклад внесли казаки - Н. в победу над французскими войсками в Отечественной войне 1812 и в период заграничного похода рус. арм. в 1813-14.    В 1842 в связи с созданием новой Оренб. линии 1250 казаков - Н. были переселены из Уфимской губ. в Верхнеур. у. Оренб. губ. В 1843 новые казачьи пос. и ст. получили назв. Киссель, Остроленка, Фершампенуаз, Париж, Требия, Арсия, Куликовский. В 1880 был осн. еще один казачий пос. - Астафьевский. Кроме того, Н. поселились также в пос. под Оренб. и Златоустом. В сер. и во второй пол. XIX в. Н. в составе Оренб. казачьего войска участвовали в военных походах в Туркестанский край, принимали участие также и в первой мир. войне. В гг. рев. и гражд. войны воевали как на стороне красных, так и белых, понесли значительные потери. Ч. Н. эмигрировала.    Осн. занятиями Н., кроме несения казачьей службы, было земледелие и скотоводство. Яз. - диалект татарского. В культуре и быту сохраняли смешанные татарские и рус. (казачьи) черты. Числ. по переписи 1926 - св. 11 тыс. чел. В дальнейшем учитывались в составе татар. Значительная ч. Н. была ассимилирована рус. нас. Юж. У.    В совр. период проживают на тер. Челяб. обл. (гл. обр., в Нагайбакской р-не - ок. 10 тыс. чел.), а также в зап. Башк.    Худобородов А.Л., Зубков К.И.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Нагайбаки
этнографическая группа татар-кряшен; в наст. время проживают в Нагайбакском и Чебаркульском р-нах Челябинской обл. Микроэтноним н. в Чебаркульском р-не – «бакалы», в Нагайбакском – «нагайбэк». Общая численность н., согласно переписи 2002 г., 9,6 тыс. чел., из них в Челябинской обл. проживает 9,1 тыс. (подавляющее большинство – в Нагайбакском р-не). Среди исследователей нет единой точки зрения по вопросу о происхождении н. Одни из них считают, что н. – потомки ногайцев, отколовшихся от основной части Ногайской Орды и поселившихся на ср. теч. р. Ик (приток Камы). Др. считают их выходцами из центр. р-нов Казанского ханства. Ряд историков полагает, что н. – потомки арских татар (см. Арские князья) – жителей г. Арска (Арской заставы) в 50 км от Казани на правом бер. р. Казанки, который упоминается в русских летописях XIII и XIV вв. Арск упоминается и в еще одной версии происхождения н.: согласно ей, н. являются потомками 600 ногайских юношей из личной охраны Сююмбике – дочери бия Ногайской Орды Юсуфа б. Мусы, выданной замуж за казанского хана Джан-Али в 1532 г. Оставшись жить в Казани и затем на Арской заставе, они были ассимилированы местными татарами. Важным для исследования вопросов этногенеза н. является их язык. Говор н. по своим ведущим особенностям относится к ср. (казанскому) диалекту татарского яз., с рядом особенностей «кряшенского» конфессиолекта, что является одним из доказательств генетической связи его носителей с казанскими татарами, в т.ч. кряшенами Средневолжья. Спорным остается и вопрос, когда н. были крещены. Называются две даты: сер. XVI в. (взятие Казани Иваном Грозным) и XVIII в. В историко-этнографической литературе отмечается, что кряшены сформировались в значительной степени из той части татар, в культуре которой существовали языческие реликты, и влияние ислама было достаточно слабым. Принятие ими христианства носило зачастую формальный характер, но обособило их от основной массы татар, что способствовало консервации многих архаичных элементов в материальной и духовной культуре. В дальнейшем укреплению христианства среди н. послужила работа миссионеров по переводу православной службы на татарский яз. Насильственное крещение татар во 2-й пол. XVI в. сопровождалась массовыми переселениями казанских татар (по П.И. Рычкову, как мусульман, так и «некрещеных»язычников), в результате возможные предки н. были поселены на тер. башкирских племен в Закамье – в Белебеевском уезде Уфимской губ. (в наст. время Бакалинский р-н Башкортостана). В источниках н. впервые под этим именем упомянуты в 1729 г. В 1736 г. за неучастие в башкирских восстаниях и за помощь в подавлении бунтов н. высочайшим указом императрицы Анны Иоанновны были записаны в казаки, освобождены от оброка и получили в собственность быв. башкирские земли на 50 верст во все стороны от их места жительства. Так возникло поселение Нагайбак в р-не р.Ик (ныне пограничная между Татарстаном и Башкортостаном) в 64 верстах от Мензелинска, где было 120 дворов жителей. Впоследствии они расселились в окрестных населенных пунктах. Казачество послужило толчком к формированию специфических черт в духовной культуре н.; социальное обособление наложилось на конфессиональное и способствовало выделению н. в особую этнографическую группу. Казаки-Н. участвовали в Отечественной войне 1812 г. и заграничном походе русской армии 1813–14 гг.: из 40 тыс. казаков Оренб. края, участвовавших в войне с Наполеоном, 194 казака, 41 отставной и 97 казаковмалолеток выступали под командой Серебрякова – атамана Нагайбакской крепости. Особо отличились н. в сражениях под Берлином, Касселем, Лейпцигом, Фершампенуазомна-Марне, Парижем. В 1842 г. для защиты вост. пограничной линии часть казаков-н. (2877 мужчин) со слившимися с ними затем калмыками-православными (тоже казаками, 216 мужчин) была переселена в Верхнеуральский уезд (ныне Нагайбакский р-н Челябинской обл.) и Оренб. уезд Оренб. губ. При этом в качестве названий станиц в новом месте жительства н. в Верхнеуральском уезде стали имена тех самых европейских городов (наряду с дд. Остроленка, Требия, Краснокаменск, Астафьевский и др.). Все поселения н. были приписаны ко II войсковому отделу Оренб. казачьего войска, Парижская станица была включена в Великопетровский станичный юрт. Оставшаяся на р. Ик часть этой группы впоследствии вернулась в ислам и постепенно ассимилировалась татарским и башкирским населением. В Оренб. уезде н. поселились в населенных пунктах татар-казаков – Подгорный Гирьял, Аллабайтал, Ильинское, Неженское. Здесь они быстро сблизились с татарами-мусульманами в Оренб. казачьем войске и в нач. ХХ в. также вернулись в ислам. В 1880-х гг. из православия в ислам перешла небольшая группа н. Верхоуральского уезда, прежде всего в с. Требия (свыше 200 чел.). Эта подгруппа тяготеет к признанию себя «татарами», в то время как большинство н. имеет особое этническое самосознание. Ранняя христианизация н., отдаленность их от основной массы татар в течение почти 4 столетий, иной социальный статус обусловили сохранение и консервацию древних пластов духовной и материальной культуры н. – но только на тер. совр. Челябинской обл. Так, исследователи прослеживают сильное влияние русской казачьей традиции на песенную манеру н.; казацкий быт, условия военного характера жизни нашли отражение в поэтическом творчестве н. Вместе с тем ряд черт культуры объединяет н. с их предками. Прослеживают соответствие народного костюма общей структуре традиционной одежды волго-уральских татар: архаичный строй, единство древних покроев одежды, древние формы головных уборов, а также монетный комплекс украшений женского костюма. Семейная обрядность н. также сохраняет старинные тюркские обрядовые ритуалы, в частности, праздник «аш биру» – поминовение умерших предков с элементами жертвоприношений. Численность н. в 1719 г. (ориентировочно) – 1,5 тыс. чел., 1762 г. – 2,7 тыс., 1833 г. – 5,5 тыс., 1897 г. – 8,7 тыс., 1920 г. – 8,9 тыс., 1926 г. – 11,2 тыс. (в т.ч. 82% проживали в границах Нагайбакского р-на). По переписям 1920 и 1926 гг., н. выделялись как самост. народность. 4.12.1927 г. был образован Нагайбакский р-н (изначально со статусом «национальный»), с 1932 г. здесь выходила газета «Кызыл нагайбак», затем «Голос нагайбака». По переписи 1989 г., в Нагайбакском р-не «нагайбаками» записалось 7,4 тыс. чел. (и 2,1 тыс. – «татарами»). В реальности число «верховых» н. (в Чебаркульском р-не) может быть определено еще в 2–3 тыс. чел., однако они склонны идентифицировать себя с русскими и частично татарами. Центром «верховых» н. является с. Болотово (Бакала) Чебаркульского р-на. С 1990-х гг. происходит возрождение нац. культуры н., но без формирования собств. нац. организаций. Движение активистов из среды н. Нагайбакского р-на (как и бесермян в Удмуртии) создало любопытный прецедент в России: работа ведется в основном по линии администрации и музея Нагайбакского р-на (почти вне связи с «верховой» подгруппой н.). Инициативную группу возглавил историк, ветеран войны и Вооруженных сил, директор краеведческого музея в с. Фершампенуаз А.М. Маметьев (1923–2005) и поддержало рук-во р-на. На телевидении прошел ряд ярких сюжетов о н. и их жизни, традициях. С дек. 1990 г. в органы власти обл., СССР и РСФСР были направлены обращения по определению этнического статуса н. В итоге н. 18.07.1993 г. вошли в список «коренных малочисленных народов РФ», который был переутвержден постановлением прав-ва РФ от 24.03.2000 г. В ходе переписи 2002 г. н. были учтены как отдельный этнос. В наст. время наряду с др. представителями тюркских народов Челябинской обл. н. участвуют в праздновании сабантуя, играх, приготовлении еды и др. обрядовых сторонах этого тюркского праздника. В сер. 1990-х гг. среди н. предпринимались попытки восстановить аграрный синкретический религиозный праздник, носящий название Курбан-байрам (праздник жертвоприношения, гл. праздник в исламе), но приходящийся на определенное число в июле. По данным полевых этнографических экспедиций, внутри православной общности н. сохраняется небольшая (до 300 чел.) группа мусульман, носящих такие же фамилии, но исламские имена, с тем же диалектом и фольклором. Представляет большой интерес тот факт, что в списках действующих к 1992 г. мечетей ДУМЕС значится мечеть в с. Фершампенуаз. Лит.: Архив ассоциации «Собрание» (Москва); Викторин В.М. Проявления конфессиональной специфики в структуре этносов Поволжья, Приуралья и Предкавказья (по полевым экспедиционным материалам 90-х гг.) // III Конгресс этнографов и антропологов России. 8–11 июня 1999 г. Тез. докладов. – М., 1999, с. 201; Он же. Тюркские переселенческо-служилые группы на Южном Урале в XVIII – нач. ХХ вв.: нагайбаки (низовые и верховые) и ногайские татары (салтанаульцы и кондуровцы) // Панорама Евразии. 2008, № 3, с. 23–30; Витевский В.Н. Сказки, загадки и песни нагайбаков Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии // Труды IV Археологического съезда в России. Т. 2 – Казань, 1891; Исхаков Д.М. Татары (популярный очерк этнической истории и демографии) // Татары. – Наб. Челны, 1993, с. 34–35; Край нагайбакский. Нагайбакскому району – 70 лет (серия «Заповедные уголки Южноуралья»). Сост. А.М. Маметьев, А.П. Моисеев. – Челябинск, 1997; Кучевасов С.В., Ягафарова С.Н. Нагайбаки: история, традиция, культура. – Екатеринбург, 1994; Нагайбаки (Комплексное исследование группы татар-казаков) / Ред.: Исхаков Д.М., Уразманова Р.К., Халиков Н.А. – Казань, 1995; Нагайбаки. / Д.М. Исхаков // Народы России. Энциклопедия. – М., 1994, с. 238–39; Небольсин П.И. Отчет о путешествии в Оренбургский и Астраханский края (статья I) // Вестник имп. Русского географич. об-ва. Отд. V, ч. IV, кн. I. – СПб., 1852, с. 1–34; Рычков П.И. Топография Оренбургской губернии //Сочинения П.И. Рычкова, ч. 1, 2. – Оренбург, 1887; Стариков Ф.М. Откуда взялись казаки. Исторический очерк. // Оренбургский листок, 1978, № 14; Худобородов А.Л. Нагайбаки (Из истории казачества Урала). – Челябинск, 1992; Что читать о Нагайбакском районе и нагайбаках. Рекоменд. указатель литературы / Сост. Л.Г. Максимова. – Фершампенуаз, 1989. С. Кучевасова, В. Викторин, Д.Х.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Казаки-нагайбаки на фронтах Первой мировой войны

Бражников Андрей Александрович
Рассматривается участие в Первой мировой войне 1914-1917 гг. казаков-нагайбаков, входивших в состав Оренбургского казачьего войска. В начале XX в.
Читать PDF

Нагайбаки в станичной структуре Оренбургского казачьего войска в конце XIX - начале XX вв

Аминов Р.Р.
В статье рассматривается численность нагайбаков в конце XIXначале XX вв.
Читать PDF

Нагайбаки-бакалы: страницы этноистории

Белоруссова Светлана Юрьевна
В течение 1842-1843 гг. нагайбакские казаки со своими семьями были переселены в три района Оренбургской губернии и образовали три разные группы, каждую из которых ожидала собственная судьба.
Читать PDF

Русские исследователи второй половины XIX начала XX вв. О нагайбаках

Атнагулов Ирек Равильевич
Данная статья является историографическим обзором литературы о нагайбаках второй половины XIX начала XX вв. Этот промежуток времени в истории нагайбаков является важным потому, что именно с середины XIX в.
Читать PDF

Боевой путь казаков-нагайбаков в заграничном походе русской армии в 1813-1814 годах

Бражников Андрей Александрович
Данная статья посвящена участию в заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. казаков-нагайбаков, служивших в Оренбургском казачьем войске и принявших активное участие в боевых действиях против войск Наполеона.
Читать PDF

Место малой народности нагайбаков в генофонде мировых популяций в рамках исследования генов и гаплот

Зарипова Ольга Николаевна, Бурмистрова Александра Леонидовна, Суслова Татьяна Александровна, Чернова Мария Сергеевна, Беляева Светлана Валерьевна
Впервые проведён анализ распределения генов HLA II класса в популяции нагайбаков. Представленная работа является фрагментом научного исследования «Генетический полиморфизм популяций Челябинской области».
Читать PDF

Среднеазиатско-закавказские элементы в этногенезе верхнеуральских нагайбаков

Athагулов И. P.
The problem under consideration is participation of the Central Asiatic and Trans-Caucasian ethnic elements in formation of a separate ethno-local group in the south Ural area nagaibacks.
Читать PDF

Хозяйственная деятельность крещёных татар-нагайбаков второй половины XIX - начала XX веков

Атнагулов И. Р.
The aim of the article is to examine the main structure-forming elements of Nagaibaks' economic arctivities.
Читать PDF

Религиозная идентичность нагайбаков: история формирования и современное состояние

Атнагулов И. Р.
The article continues the report on the research done on the ethnic identity at the nagaibaks (See Issue. XVI/2). At present the author considers the religious factor in self-identification of people.
Читать PDF

Уровни этнического самосознания и этнонимическая номенклатура нагайбаков

Атнагулов И. Р.
Нагайбаки одна из групп тюркоязычного населения Южного Приуралья своим происхождением связанная с крещёным и татарами Среднего Поволжья и некоторым и другими народами региона.
Читать PDF

Социокультурные практики и структура идентичностей нагайбаков по материалам экспедиций 2014-2015 гг

Атнагулов И.Р.
Развитие этнических процессов в современной России часто сопровождается изменениями в динамике и даже трансформациями идентичностей у различных групп.
Читать PDF

Конфессиональная идентичность нагайбаков в XVIII - XIX веках

Атнагулов И.Р.
Нагайбаки группа, связанная происхождением с крещёными татарами Уфимской провинции XVIII в. Возникновение нагайбаков обусловлено формированием подразделений Оренбургского казачьего войска. С 1736 по 1843 гг.