НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Нагорная проповедь

Стандартный способ указания на нравственное и пастырское учение Христа в той конкретной форме, которую оно принимает в гл.5-7 Евангелия от Матфея.

Источник: Глоссарий богословских и исторических терминов

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Проповедь о блаженствах. Особая по значению проповедь Иисуса Христа. Согласно ей ценность каждого человека, т.е. его место и значение, определяется, по словам Иисуса Христа, не внешними свойствами, например происхождением или исполнением законов и правил. Мера каждого человека – это его внутренние качества, определяемые девятью блаженствами (кротостью, миролюбием, чистотой сердца и т.д.), т.е. качествами душевного состояния. Только такого человека, который живет или стремится жить по заповедям блаженства, можно в полной мере считать православным человеком.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Нагорная проповедь
проповедь Иисуса Христа на горе перед народом, содержащая основные христ. заповеди. Содержание Н. п. изложено в Евангелиях от Матфея (гл. 5–7) и от Луки (6, 17–49). В Н. п. Христос противопоставил ветхозаветным нормам морали, предполагавшим, главным образом, внешнее исполнение закона, новую христ. этику, требующую от человека прежде всего внутреннего совершенства. Поэтому не только убийство, но и осуждение ближнего, не только прелюбодеяние, но и вожделенный взгляд на женщину осуждаются Христом как греховные побуждения, духовное же смирение, сокровенная молитва, сосредоточенное устремление к Царству Божию расцениваются как высшие религиознонравственные достоинства.

Источник: Краткий православный словарь.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
проповедь Иисуса Христа на горе Kурн-Хаттин (находится между Фавором и Kапернаумом) перед народом, содержащая основные христианские заповеди. Содержание Нагорной проповеди изложено в Евангелиях от Матфея (см. Мф. 5-7) и от Луки (см. Лк. 6, 17-49). В Нагорной проповеди Христос противопоставил ветхозаветным нормам морали, предполагавшим, главным образом, внешнее исполнение закона, новую христианскую этику, требующую от человека прежде всего внутреннего совершенства. Поэтому не только убийство, но и осуждение ближнего, не только прелюбодеяние, но и вожделенный взгляд на женщину осуждаются Христом как греховные побуждения, духовное же смирение, сокровенная молитва, сосредоточенное устремление к Царству Божию расцениваются как высшие религиозно-нравственные достоинства.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Нагорная проповедь
Господь был в Галилее с двенадцатью избранными Им апостолами. Однажды Он сошел с горы, на которой провел ночь в молитве и, остановившись на уступе, предстал перед народом. Затем он сел и, глядя на присутствующих, начал говорить: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать вас и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас» (Евангелие от Матфея, 5, 312). Когда Иисус Христос закончил Свою проповедь, народ стал дивиться Его учению, так как Он учил не как книжник, а как облеченный властью. И когда Он спустился с горы, за ним пошло множество народа.

Источник: Православная энциклопедия.

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
проповедь Иисуса Христа, содержащая изложение сущности христианской морали, ее отличия от древней иудейской. В то время как избранное общество Ветхого Завета заботилось, чтобы его члены отличались только внешними свойствами и признаками, как, например, происхождение от Авраама и обрезание, Христос, давая свой Новый Завет людям, ставит им условием достижения избранного общества только внутренние достоинства человека, определяемые десятью "блаженствами" - качествами душевного настроения. Сравнивая Новый Завет с Ветхим Заветом в таком виде, как его толковали книжники и фарисеи, Иисус Христос находит господствующий характер блаженств в полнейшем духовном смирении и самоуничижении, которым фарисеи и книжники противопоставляют эгоизм и самовозношение. Как объяснялись Христом десять заповедей блаженства, видно из следующих примеров: заповедь "не убий" карает не только человека, совершившего убийство, но и сердце, питающее вражду, а также напрасный и внезапный гнев, который может явиться источником этой вражды и вызвать у человека унизительные действия и выражения; грех прелюбодеяния будет даже во взгляде на женщину с вожделением; ветхозаветному "око за око" противопоставляется новозаветное правило: "не противься злу"; далее Христос говорит, что люди тогда только перестанут разделять себя на ближних и врагов, когда поймут, что они "сыны одного Отца Небесного", и найдут новую силу для восстановления потерянного богоподобия. Нагорная проповедь произвела огромное впечатление на слушателей Христа, непрестанно служила излюбленной темой проповедников слова Божия и вызывала массу исследований и толкований среди отцов и учителей церкви.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000