Найденов - псевдоним талантливого драматурга Сергея Александровича Алексеева. Родился в 1869 году в московской купеческой семье. Обратил на себя всеобщее внимание в 1901 году пьесой ""Дети Ванюшина"". Из позднейших пьес пользуются известностью ""Богатый человек"" и ""Авдотьина жизнь"" (напечатаны в IV сборнике ""Знания"", 1905). Первый том ""Пьес"" Н. издан ""Знанием"" в 1904 году, второй - в 1911 году. Н. - почти исключительно бытописатель купеческой жизни. Он изображает ее, прежде всего, в тех остатках и пережитках ""темного царства"", которые заметно исчезают, но не исчезли еще окончательно (действующие лица в ""Детях Ванюшина"", в значительной мере ""Авдотьина жизнь""). Автор распознает старые черты и в новейшем Кит Китыче - ""культурном дикаре"" Купоросове (""Богатый человек""). Он умеет подняться над простым изображением быта, который у него является только фоном для разрешения более общих проблем. Охотнее всего Н. останавливается на двух темах - разложении семьи и чувстве одиночества. Яркая картина разложения семьи старого уклада составляет главный интерес ""Детей Ванюшина"". Положение здесь тем более трагическое, что источник разлада - вовсе не в эгоистически - грубом самодурстве, служившем основою полускотской психологии Кит Китычей в комедиях Островского . Старый купец Ванюшин - по-своему добрый человек, искренно заботящийся о благе семьи и столь же искренно убежденный, что ведет ее по правильному пути. Поэтому сознание разлада, когда он окончательно выяснился, его совершенно подкашивает: он не выносит своего одиночества и лишает себя жизни. Анализ разнообразных форм одиночества проходит и через все остальные пьесы Н. Как отражение общественной психологии, пьесы Н. в значительной степени примыкают к ""Чеховской"" ноющей, тоскующей, безвольной и бесхарактерной России. В этом отношении особенно характерна ""Авдотьина жизнь"", где стремящаяся к свету и осмысленной жизни героиня, быстро капитулирует пред силою обыденщины. В первой и лучшей пьесе Н. определенно чувствуется, однако, прилив бодрости. В ""Детях Ванюшина"" старый уклад осужден жизнью безусловно, и смерть Ванюшина является символом того, что старое окончательно идет на смарку. С. Венгеров.
Найденов
— псевдоним талантливого драматурга Сергея Александровича Алексеева. Род. в 1869 г. (?) в московской купеческой семье. Обратил на себя всеобщее внимание в 1901 г. пьесой "Дети Ванюшина". Из позднейших пьес пользуются известностью "Богатый человек" и "Авдотьина жизнь" (напеч. в IV сборнике "Знания", 1905). Первый том "Пьес" Н. издан "Знанием" в 1904 г. Н. — почти исключительно бытописатель купеческой жизни. Он изображает ее прежде всего в тех остатках и пережитках "темного царства", которые заметно исчезают, но не исчезли еще окончательно. Сюда относится весь антураж "Детей Ванюшина" и в значительной мере "Авдотьиной жизни". Затем автор распознает старые черты и в новейшем Кит Китыче — "культурном дикаре" Купоросове ("Богатый человек"). Он умеет подняться над простым изображением быта, который у него является только фоном для разрешения более общих проблем. Охотнее всего творческое обобщение Н. останавливается на двух темах — разложении семьи и чувстве одиночества. Яркая картина разложения семьи старого уклада составляет главный интерес "Детей Ванюшина". Положение здесь тем более трагическое, что источник разлада — вовсе не в эгоистически-грубом самодурстве, служившем основой полускотской психологии Кит Китычей комедий Островского. Старый купец Ванюшин — по-своему добрый человек, искренно заботящийся о благе семьи и столь же искренно убежденный, что ведет ее по правильному пути. Поэтому сознание разлада, когда он окончательно выяснился, его совершенно подкашивает: он не выносит своего одиночества и лишает себя жизни. Анализ разнообразных форм одиночества проходит и через все остальные пьесы Н. Как отражение общественной психологии, пьесы Н. еще в значительной степени примыкают к "Чеховской" ноющей, тоскующей, безвольной и бесхарактерной России. В этом отношении особенно характерна "Авдотьина жизнь", где стремящаяся к свету и осмысленной жизни героиня быстро капитулирует перед силой обыденщины. Но в первой и лучшей пьесе Н. определенно чувствуется прилив бодрости. В "Детях Ванюшина" старый уклад осужден жизнью безусловно и смерть Ванюшина является символом того, что старое окончательно идет насмарку. Ярче всего вера в новую жизнь высказана в словах самого молодого из членов семьи — гимназиста Алеши. Слова юноши банальны и наивны, но они произносятся с такой свежестью и такой молодой верой, что и читателю верится в близость чего-то нового и хорошего, которое устроит жизнь разумно и гармонично.
С. Венгеров.
{Брокгауз}
Найденов
авт. "Воспом. пелымского сторожилы" ("Маяк" 1842).
{Венгеров}
Найденов
сост. поваренной книги (М., 1888).
{Венгеров}
Найденов
авт. брош. "Наглядное изображение Государственной Думы" (1907).
{Венгеров}
Найденов
[1869—1922] — псевдоним драматурга Сеpгея Александровича Алексеева. Род. в Москве, в купеческой семье.
Н. — яркий бытописатель мещанства и купечества начала 900-х гг. В "Детях Ванюшина" — наиболее популярной пьесе Н. — показан раскол в "темном царстве", выразившийся в столкновении "отцов и детей" в купеческой семье. Старик Ванюшин кончает жизнь самоубийством, но его смерть вовсе не символизирует победы нового быта над старым: его дети — жертвы мещанских устоев семьи — не способны стать выше обывательского прозябания. В пьесе "Богатый человек" Н. дает яркий образ культурного дикаря из той же купеческой среды. Последнюю рисует Н. и в пьесе "Авдотьина жизнь", где вскрывается мещанский быт с пережитками Домостроя, сохранившимися в обращении с женщиной. Попытка Н. в пьесе "Стены" нарисовать новых людей — революционеров, стремящихся разрушить стены подгнившего здания общественной жизни, — не увенчалась успехом: пьеса эта схематична и художественно неубедительна. Занимаясь изобличением"темного царства" — быта мещанства, купечества, показывая процесс вырождения людей этой среды, Н. старается лишь очистить существующую действительность, не призывая к революционному преобразованию ее. Критика явлений быта не сочетается у Н. с отрицанием самих устоев этого быта.
Творчество Найденова выражает идеологию буржуазной интеллигенции, возмущавшейся косностью своего класса, рвавшейся из мертвящих оков самодержавия; но, тесно связанная со старым порядком, эта буржуазная интеллигенция не идет на революционную ломку устоев жизни, давая лишь половинчатую критику старого быта.
Являясь реалистом, Н. в то же время иногда вводил в свои пьесы элементы символистических сопоставлений (противопоставление "нижнего" этажа в доме Ванюшиных "верхнему" или символизация мещанского быта в "Авдотьиной жизни" в образе "рва с непросыхающей зловонной водой").
Библиография
: I. Пьесы, 2 тт., изд. "Знание" (т. I, СПб, 1904; изд. 2-е, СПб, 1907; т. И, СПб, 1911).П. Соловьев Е. (Мирский), ст. о "Детях Ванюшина", "Журнал для всех", 1903, VI; Батюшков Ф., ст. о пьесе "Богатый человек", "Мир божий", 1904, XI; 1905, I; "Современник", 1911, VI; Боровский В., ст. "Раскол в темном царстве", Собр. сочин., т. II, М. — Л., 1930. Некролог о Найденове в "Вестнике работников искусств", 1923, №5—6.
III. Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
{Лит. энц.}