НАИВНОЕ ИСКУССТВО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАИВНОЕ ИСКУССТВО
традиционное искусство народных мастеров, а также художников-самоучек, сохраняющее детскую свежесть и непосредственность видения мира. Развивается в областях, освоенных профессиональным искусством, например в портретной живописи. В 17 – первой трети 18 в. в Северной Америке непрофессиональные художники создавали портреты, беспощадно правдивые в изображении внешности и характера модели. В России 18 – первой пол. 19 в. т. н. провинциальный портрет продолжал традиции парсуны.
В 20 в. выделилось в отдельное направление самодеятельное искусство, свободное от академических правил и норм, которые воспитываются профессиональной школой, а также от традиций и канонов народного искусства. Творческая непосредственность, собственный взгляд на мир нередко выражаются в самодеятельном искусстве в столь оригинальных наблюдениях и находках, что в дальнейшем они могут быть использованы профессиональным или народным искусством. Многие самодеятельные художники получают впоследствии специальное образование, переходя в разряд профессиональных мастеров.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

НАИВНОЕ ИСКУССТВО
термин, пришедший из французской художественной критики конца XIX — начала XX в., которым обозначают довольно широкий круг произведений, созданных вне профессиональных школ и обладающих определенными художественными особенностями. Интерес к Н.И. впервые появился в начале ХХ столетия и был одной из граней увлечения примитивом — как называли тогда этническую скульптуру народов Африки и Океании, скифских каменных баб, русский лубок. В тот же исторический период профессиональные художники (например, В. Кандинский) коллекционировали детский рисунок, произведения душевнобольных. Возможность прилагать термин «примитив» к Н.И. связана с тем, что наивный художник, так же как человек архаики, как ребенок, в своем творчестве использует первоэлементы художественных форм, примитивные способы изображения. Именно они и составляют те особенности, по которым произведение можно отнести к разряду наивных: это простейшие приемы изображения, плоскостность, отсутствие перспективы, сходство с детским рисунком в изображении фигур и предметов, часто детальный подробный рассказ в сюжете, яркие цвета. Художники авангарда стремились в собственном художественном «деланье» уподобиться мастерам примитива, чтобы обрести первозданную силу самовыражения, опрокинуть академическую систему живописи, которой они себя противопоставляли. Опирающееся, как и народная картинка, на культурные архетипы, Н.И. исполнено мудрости и несет в себе глубинные смыслы человеческого существования. В Н.И. привлекает повышенная эмоциональность восприятия мира, острая наблюдательность, юмор, порой ему присущи интонации патетики и поучительности. Наивный художник склонен противопоставлять тот идиллический, иногда «исправленный» мир, который он создает в своих произведениях, миру реальному. Часто исследователи определяют содержание Н.И. как создание образов «потерянного рая». Авангард начала ХХ в. также шел по пути конструирования новой предметности, а не подражания реальности, поэтому внехудожественный опыт примитива был для него важен, отвечал потребности в обновлении источников вдохновения. Наивные художники, как правило, люди не от мира сего, чудаковатые, часто не имеющие не только художественного, но и вообще какого-либо образования. Эти художники наивны в том, как они позиционируют себя по отношению к окружающему миру: одни полагают себя гениями, другие — простыми ремесленниками, но мало кто из них был в состоянии адекватно вписаться в современную художественную жизнь. Художник, прошедший профессиональную школу, творит по установленным его эпохой законам и правилам, сознательно определяя свои цели как именно художественные. Наивный художник создает свои произведения под влиянием импульсов, идущих от бессознательного. Зачастую побудительным стимулом к творчеству является стремление сохранить себя как личность в трудный жизненный момент, запечатлеть свои мечты, видения. Наивное творчество по мотивации можно сблизить с созданием вотивных — посвятительных предметов и картинок, которые исполнялись верующими в знак благодарности Богу за спасение от болезни или несчастного случая и преподносились в храм. Процесс творчества для наивного художника так же важен, как и результат. Можно сказать, что он испытывает потребность именно в процессе творчества, которое является для него в первую очередь актом автокоммуникации. Включение наивных художников в сферу общественного внимания происходит, как правило, благодаря интересу к ним со стороны представителей культурной элиты; место, которое отводится Н.И. в художественной иерархии, определяется историко-социальным контекстом в той или другой стране. Во Франции Н.И. было открыто как художественная ценность благодаря тому, что именно здесь зрели предпосылки для того, чтобы переломить всю живописную традицию, идущую со времен Возрождения. Первым наивным художником, получившим всемирную известность, был Анри Руссо (1844–1910), творчеством которого были увлечены такие видные представители авангарда, как П. Пикассо и Г. Аполлинер. Наивными художниками, получившими известность в 1920-е гг., были Андре Бошан (1873–1958), Камиль Бомбуа (1883–1970), Серафина Луи (1864– 1942), Луи Вивен (1861– 1936). Произведения Бошана коллекционировал Ле Корбюзье, Серафину Луи поддерживал живший во Франции немецкий художественный критик В. фон Уде. Для русского авангарда начала XX в. было очень важным знакомство с творчеством грузинского художника-самоучки Нико Пиросманашвили (1862–1918), произведения которого открыли в Тифлисе молодые художники М. Ле Дантю и К. Зданевич. В России в период советской власти Н.И. рассматривалось как часть самодеятельного творчества трудящихся — важного компонента социалистической культуры. Причем в 1940–60-е гг. наивное, примитивное изгонялось из самодеятельности как враждебное задачам идеологической пропаганды. Напротив, с 1970–80-х гг. наивные художники стали занимать лучшие места в больших и малых экспозициях, о них появились публикации. Н.И. стало предметом коллекционирования, им интересовались молодые художники, недовольные существовавшими методами преподавания. В 1981 г. в Суздале был создан Музей самодеятельного творчества, где было собрано много произведений лучших наивных художников России. С начала 1990-х гг. сбором произведений наивных художников стал заниматься московский музей «Царицыно». Для советского периода было важно противопоставление по статусу профессионал (член Союза художников, человек, живущий на свои гонорары) — самодеятельный художник (любитель, творящий на досуге, не продающий своих картин). Однако эта оппозиция была рождена в период, когда отсутствовал художественный рынок, а государство стремилось полностью взять под контроль художественное творчество. Определение «наивный художник» в России нынеприлагается вне зависимости от того, как выстроены экономические основы существования создателя картин. Большое место занимает Н.И. в культуре стран Восточной Европы, здесь его называют также инситным (от лат. insite — наивный). В Хорватии сложилась школа художников, опирающаяся на народную традицию подстекольной росписи (нанесение красок на стекло с внутренней стороны), во главе которой стоял Иван Генералич (1914–1992). Творчество художников этой школы отличается яркой декоративностью (И. Рабузин, род. в 1921 г.), повествовательностью сюжетов из жизни крестьян. Очень интересным художником визионерского направления, создателем странной морфологии живых существ был серб Сава Секулич (1902–1989). Крупнейшим мастером наивного искусства XX в. считается создатель небольших по формату акварелей с изображением людей или городских пейзажей поляк Никифор (ок. 1895–1968). Важную роль играет Н.И. в художественной жизни США. Впервые интерес к нему проявился в 1930-е гг., в 1940–50-е гг. всемирную известность получила «Бабушка Мозес» (1860–1961), рисовавшая картинки из традиционного сельского быта. Знаковой фигурой для американского примитива стал неграмотный чернокожий художник, начавший делать свои рисунки в 83 года, — Билл Трейлор (1856–1949). Почти геральдические в своей выразительности образы создавал художник русско-польского происхождения Морис Хиршфилд (1872–1946). Отпечаток влияния массовой культуры несет творчество Генри Дарджера (1892– 1973). В США наивное искусство занимает нишу архаики, «предыстории», которой не обладает достаточно молодое профессиональное искусство. В Швейцарии любительское творчество стало одним из средств арт-терапии, благодаря чему при психиатрических клиниках составились значительные коллекции. Познакомившийся с ними во 2-й половине 1940-х гг. французский художник Жан Дюбюффе дал этому творчеству название «ар брют» (букв. «грубое искусство»). Творчество душевнобольных стало одним из слагаемых его собственного искусства. Ар брют, или, в английском варианте, творчество аутсайдеров, — термин, постепенно замещающий «Н.И.». Это связано с тем, что по-детски наивный, упрощенный стиль изображения стал использоваться как прием многими художниками, стремящимися эксплуатировать возможности наивного искусства. В Европе и отчасти в Америке произошла девальвация всего этого явления. Интерес переместился к тем образам, которые невозможно подделать, т. к. они рождаются из психиатрического опыта. В России расцвет наивного искусства относится к 1970–90-м гг. В это время еще были живы патриархальные условия жизни в деревнях, сохранялась связь образного мышления художников-самоучек с традициями народной культуры. Все наивные художники в России творили сами по себе, здесь не было единой школы. К числу наиболее известных принадлежат И.Е Селиванов (1907–1988), Н.А. Северцева-Габричевская (1901–1970), Е.А. Волкова (род. в 1915 г.), П.П. Леонов (род. в 1920 г.), В.Т. Романенков (род. в 1953 г.), Катя (Екатерина Ивановна) Медведева (род. в 1937 г.). Отделы Н.И. существуют в нескольких областных музеях (Псков, Чебоксары, Вятка и др.), в московском Музее-усадьбе «Царицыно». Коллекция самодеятельной живописи хранится в Доме народного творчества в Москве. (К. Б.)Лит.: Шкаровская Н. Народное самодеятельное искусство. Л., 1975; Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. Конец 1950-х — начало 1990-х годов. СПб., 1999; Изобразительное и декоративно-прикладное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1917–1932 гг. СПб., 2000; Самодеятельное изобразительное искусство // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. 1930–1950 гг. СПб., 2000; Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. СПб., 2001; World Encyclopedia of Naive Art. Frederick Muller, London, 1984. Каталоги: Наивное искусство России, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, 1997; Пушкинские образы в творчестве наивных художников России, Муниципальный музей наивного искусства, Москва, 1999 (с биографиями художников); INSITA-94 , Slovak National Gallery, The International Exhibition of Naive Art the auspice of UNESCO. 18th August — 9th October 1994; INSITA97, The Slovak National Gallery, International Exhibition of Insite Art. The Slovak National Gallery, 26 une – 31 August 1997; INSITA-2000, The Slovak National Gallery, International Exhibition of Insite Art. The Slovak National Gallery, 19 November 2000–28 February 2001; Self-Taught artists of the 20 th century / New York, Museum of Folk Art, 1998.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010