(р. 1945) — спец. по соц. филос., филос. и методол. науки; д-р филос. наук. проф. Окончила Томский гос. ун-т, ист.-филол. ф-т (1967). С 1973 работает в ИФП СО РАН. В 1982 окончила асп. С 1986 — н.с, с 1990 — ст. н.с, с 1993 — вед. н. с. ИФП СО РАН. Проф. кафедры филос. Ново-сиб. гос. пед. ун-та. Директор НИИ филос. образования НГПУ МО РФ. Докт. дисс. — "Социальные и гносеологические основы научной деятельности" (1992). Н. разрабатывает деятельностный подход в иссл. совр. науки, соц.-экон. детерминированность науч. деятельности, ее гносеол. природу. Ею анализируется генезис науч. деятельности и развитие рефлексивных механизмов теор. познания, соотношение методол. и гносеологии в науч. деятельности. Спец. внимание уделяется организационным аспектам развития совр. науки. В наст. вр. иссл. проблемы методол. функции филос. в теории и практике образовательного процесса, формирование концепции филос. образования XXI в. На базе НИИ филос. образования Новосиб. гос. пед. ун-та ею ведется разработка вопросов интеграции филос., теории педагогики, психол., права для создания концепции филос. образования с четко обозначенными границами своей предметности, отрефлексированным методом и понятийным аппаратом. Большое внимание уделено проблемам развития педагогики ненасилия, анализу граней различия и единства филос. и пед. антропологии, вопросам инкультурации, "вхождения" совр. молодежи в культуру. С 1993 Н. работает по линии ЮНЕСКО: инициатор и сопредс. Оргкомитета Междунар. конгресса под эгидой ЮНЕСКО 1995 "Наука и образование на пороге третьего тысячелетия". В 1999 — сопредс. и организатор II Междунар. конгресса "Новые технологии науки и образования на пороге третьего тысячелетия". Чл.-корр. Междунар. академии информац. процессов и технологий, чл.-корр. Славянской академии наук, образования и культуры.
Соч.
: Социальные основы и гносеологическая природа научной деятельности. Новосибирск, 1985; Методология в сфере теории и практики. [В соавт.]. Новосибирск, 1988; Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск, 1990; Экологическое образование — потребность времени или дань моде? // Экология человека: духовное здоровье и реализация творческого потенциала личности. Новосибирск, 1997; Образование в изменяющемся мире // Инновационные процессы в образовании и педагогическое изобретательство. Челябинск, 1997; Методологическое обеспечение правовой науки // Проблемы фундаментального и прикладного науковедения. Красноярск, 1998; Философия образования. Некоторые проблемы формирования концепции. Новосибирск, 2000.