НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система образовательно-воспитательных и культурно-просветительных мероприятий и учреждений в стране.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
система образовательно- воспитательных учреждений, обеспечивающих образование и воспитание народа в соответствии с интересами, потребностями об-ва и гос-ва. Система образования на терр. Пенз. губ. начала складываться на рубеже 18–19 вв. Был разработан проект обязательного обучения грамоте муж. сел. населения (1770) и приняты школьные уставы (1786 и 1803). Одним из первых появились дух. образоват. учреждения: дух. семинария в Казанском монастыре под Ниж. Ломовом (1780) и Пенз. дух. семинария (1800). В 1786 в Пензе открылось гл. нар. уч-ще (с 1804 гимназия). С 1803 по 1874 Пенз. и губерния находились в подчинении Казанского учеб. округа, затем пере подчинены Харьковскому учеб. округу. В 1-й пол. 19 в. были открыты духовные уч-ща в Пензе (1818), Ниж. Ломове (1822) и Краснослободске (1844); в 1844 – дворянский ин-т в Пенз., где работали В. А. Ауновский, В. И. Захаров, В. Х. Хохряков, И. Н. Ульянов. Общее кол-во нач. уч-щ в городах и селах губернии к 1860-м гг. достигло двухсот. Обучением было охвачено б. 7 тыс. чел., т. е. менее 10% от числа детей школьного возраста. Во 2-й пол. 19 в. кол-во нач. уч-щ возросло в осн. за счет открытия зем. школ, их было б. половины. В 1860–61 были организованы воскресные школы в Пенз., Краснослободске и Мокшане. В 1896 в губернии действовали также 141 церк.-приходская школа, 5 училищ при жен. монастырях, 143 школы грамоты. В 1899 б. чем в 500 школах обучалось ок. 26,5 тыс. уч-ся. Однако по обоим этим показателям Пенз. губ. на протяжении 19 в. занимала одно из последних мест в стране. 2-я пол. 19 в. ознаменована открытием в Пенз. ряда средних учеб. заведений: в 1868 открыто жен. уч-ще 1-го разряда, преобразов. затем в жен. гимназию в 1870. На базе открытой в 1871 4-классной муж. прогимназии в 1874 организована 2-я муж. гимназия. В уездных городах Пенз. губ. к 20 в. гимназий не было. Среднее образование к нач. 20 в. в Пенз. можно было получить в дух. семинарии, епарх. жен. уч-ще, двух мужских и одной жен. гимназиях и прогимназии. В 19 в. в Пенз. стали открываться проф. учеб. заведения. С 1820 действовало уч-ще садоводства (см. Совхоз- техникум). В 1868 при Пенз. губ. б-це открыта фельдшерская школа, в 1874 женская ремесл. школа им. Л. А. Татищевой, в 1875 землемерное, в 1880 ж.-д. уч-ща; в 1884 ремесл. школа им. Ф. Е. Швецова и целый ряд других спец. учеб. заведений. Острой была проблема нехватки пед. кадров, для ее решения в Пенз. губ. были организованы летние педагогические курсы (1870). При 2-й жен. гимназии созд. пед. класс, а в 1874 открыта учительская семинария, первым дир. к-рой был В. Х. Хохряков. С 1903 подготовкой учителей занималось Пенз. реальное училище. К началу 1-й мировой войны в Пенз. губ. работали 1060 нач. уч-щ (559 земских, 384 церк.-приходских и 117 прочих) и 5 школ грамоты. И хотя отставание Пенз. губ. от большинства регионов России сохранилось, губ. система образования в ближайшей перспективе могла обеспечить всеобщее образование. В 1916 открыт учительский ин-т в Пенз., к-рый во многом снимал вопрос с пед. кадрами. После 1917 в губ. системе образования происходят существ. изменения. Закрываются духовные образоват. заведения (семинария, епархиальное и духовное уч-ща). В 1918–20 высшие нач. уч-ща, гимназии, реальные уч-ща и др. ср. учеб. учреждения были реорганизованы в единые трудовые школы 1-й и 2-й ступени. Создавались учеб. заведения переходного типа: школы рабочей молодежи, школы-клубы для подростков. В сер. 1920-х гг. были созданы школы фабр.-заводского ученичества (ФЗУ), в к-рых к 1926 обучались 377 чел. Для ликвидации неграмотности среди взрослых в 1924 организованы губ. сов. об-ва «Долой неграмотность». Были также открыты 281 нац. школа для мордвы и татар, евр. школа. С 1919 начинает складываться система управления губ. Н. о., у истоков к-рой стояли Я. Т. Карасев (первый зав. губоно), С. О. Арсентьев, А. А. Автократов, Д. Пенз. Васильев, Б. М. Джозовский, М. И. Кузьмин, Г. С. Хрянин и др. В 1921 и 1926 издавался журн. «Просвещение». В 1925/26 учебном году (по сравнению с 1913/14) при уменьшении числа педагогов (на 6%) кол-во детей в школах возросло на 20%. При этом показатели охвата детей школьного возраста обучением в Пенз. губ., как и до 1917, были значительно ниже средних по стране. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. в Пенз. обл. складывается система высшего проф. образования (см. Высшее образование). В 1950-е гг. в связи с введением всеобщего семилетнего обучения происходит реорганизация системы общего образования. К 1960 в области было 1152 нач. школы, 346 семилетних, 76 восьмилетних, 148 десятилетних. В системе нац. школ: 36 татарских, 5 мордовских, 2 чувашских. В этот период возникают первые школы с продленным днем в Пенз. (№ 13, 15) и Кузнецке (№ 12). В 1970–80-е гг. растет число школ, создаются школы-интернаты для детей с дефектами умств. и физ. развития, детей-сирот. На 1.9.2000 в области действовали 442 дошкольных учреждения, 897 школ: 268 начальных (одна негосударственная), 212 основных и 417 средних (одна негосударственная). В школах обучаются 191106 уч-ся и работают ок. 18000 учителей. Функционируют 38 инновационных образоват. учреждений (гимназии, общеобразоват. лицеи, колледжи, обл. эксперимент. площадки, учебно- воспитат. комплексы), система вечерних (сменных) школ. В 1990-х гг. в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования ежегодно проходят курсовую подготовку б. 5 тыс. чел. Система нач. проф. образования представлена 40 проф. уч-щами (в т. ч. проф. лицеями). На 1.9.2000 в системе ПТО обучалось ок. 23300 чел. В системе ср. проф. образования области функционируют 32 учеб. заведений, из них 10 колледжей (учеб. заведения пром. направления 11, с.-х. направления 5, мед. 4, гуманитарного 9, торг.-экон. 3). Всего в общеобразоват. сфере (2000) работают около 26 тыс. педагогов, 2466 из них являются отличниками нар. просвещения; 277 награждены орденами и медалями, 246 имеют звание «Засл. учитель школы РФ». Лит: Сацердотов М. И. Древнейшие учебные заведения Пензенского края //ПЕВ. 1894. № 7; Исторический очерк Пензенской 1-й гимназии; Очерк начального образования в Пензенской губернии. ВыПенз. 1–2. Пенз., 1903– 1905; Пензенская область за сорок лет Советской власти. Пенз., 1957; Путь в полвека; Пензенский край (1); Культурное строительство в Пензенском крае. ВыПенз. 1– 2; Образование Пензенской области: Цифры и факты. Пенз., 1996–1997 (ежегодник); Очерки истории народного образования Пензенского края. Пенз., 1997; Курицын (2); Пензенское земство. В. И. Дмитриева, С. Г. Разуваев.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
643.95 кб

Первые шаги народного образования в Челябинске

Боже В.С.
Читать PDF
644.02 кб

Первые шаги народного образования в Челябинске

Боже В.С.
Читать PDF
87.52 кб

Народное образование в Оренбургском казачьем войске

Каминский Ф. А.
The author examines the specific way Cossack population was educated in the Orenburg Cossack Host territory at the beginning of the 20th century.
Читать PDF
293.14 кб

Становление системы народного образования Палестины

Камаль Абу Сафиа
в статье раскрыты особенности становления системы народного образования Палестины в условиях меняющейся социальной и национально-религиозной дифференциации.
Читать PDF
278.91 кб

Судьба народного образования в России в 1815-1825 гг

Островский Олег Борисович
В статье исследуется судьба российского народного образования в 18151825 гг., даны характеристики главных «гасильников».
Читать PDF
290.02 кб

СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 1950-70-е гг

Нефёдов В.В.
В статье анализируются руководство СЕПГ и развитие народного образования в ГДР в 50-70-е гг. XX в.
Читать PDF
203.61 кб

Развитие народного образования на Чукотке в 1930-1940-е годы

Талызин Олег Георгиевич
Исследовано развитие народного образования на Чукотке с момента создания Чукотского национального округа до начала Великой Отечественной войны.
Читать PDF
828.33 кб

Вопросы народного образования в третьей Государственной Думе

Головач Елена Ивановна
В статье исследуется деятельность III Государственной Думы, связанная с решением проблемы народного образования.
Читать PDF
186.78 кб

Становление светской системы народного образования Приишимья

Ермачкова Елена Петровна
Статья обобщает статистические и архивные материалы, раскрывающие особенности зарождения светского образования в Приишимье.
Читать PDF
499.34 кб

Материалы к истории народного образования в Астраханском крае

Чуйков Юрий Сергеевич
В работе приводится информация об истории народного образования в Астраханском крае в первые годы после установления здесь советской власти.
Читать PDF
127.82 кб

СЕПГ и народное образование в Восточной Германии в 1945-1949 гг

Нефёдов В.В.
Используя материалы из российских архивов, автор изучает вопрос о политике СЕПГ в народном образовании в Восточной Германии в 1945-1949 гг. Показана роль СЕПГ в народном образовании Восточной Германии.
Читать PDF
12.19 мб

Сонорность в якутской народной музыке и музыкальном образовании

Скрыбыкина Чаянда Кимовна
В статье освещаются вопросы сонорности в якутской народной музыке, которая входит в содержательную часть общего (в том числе дополнительного) и профессионального музыкального образования в Республике Саха, обсуждается проблема нац
Читать PDF
199.63 кб

Принципы образования фитонимов в новогреческой народной культуре

Сиднева Светлана Александровна
Самой распространенной моделью образования фитонимов в новогреческой традиции является словосочетание типа N (Nom) + N (Gen.).
Читать PDF
434.08 кб

Народное образование кубанских казаков в первой половине XIX века

Копейкина Юлия Сергеевна
В статье рассматривается становление и развитие народного образования кубанских казаков. Описано возникновение первых школ и училищ.
Читать PDF
556.00 кб

СТАНОВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУВЕ В НАЧАЛЕ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Монгуш В.Ч.
В статье В. Монгуш описана история народного образования в Туве начала двадцатого века и рассмотривается сеть первых школ, основанных русскими переселенцами на территории Урянхайского края.

Похожие термины:

  • ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    осн. 1.7.1916 как среднее муж. учеб. заведение (учительский ин-т) для подготовки учителей гор. уч-щ. Для практики преподавания при нем было открыто гор. уч-ще. Первый прием составил 22 чел. Дир. ин-та стал М.
  • Институт народного образования Харьк

    высшее учебное заведение, существовавшее в 1921–1930 на базе реформированного Харьк. университета. С момента своего основания имел два факультета: профессионального образования и социального воспи
  • Институт народного образования Харьк. (ХИНО)

    высшее учебное заведение, существовавшее в 1921–1930 на базе реформированного Харьк. университета. С момента своего основания имел два факультета: профессионального образования и социального воспи
  • ВСЕРОССИЙСКОЕ ФИЛАРЕТОВСКОЕ ОБЩЕСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ВФОНО), общественная организация, учрежденная по инициативе В. М. Пуришкевича как противовес либеральной Лиге народного образования. Первоначальное название — Общество им. Петра Могилы (митропол