Народное училище

Найдено 1 определение
Народное училище
начальное учебное заведение. Первоначально бессословное, но преимущественно заполнявшееся выходцами из податных сословий. С 1863 г. – бессословное, с 1882 г. – исключительно для податных. Несколько народных училищ были учреждены в 1782 г. Предполагалось открыть малые народные училища, двухклассные, средние, трехклассные и главные, с 4 классами и 5 годами обучения; в малых преподавать Закон Божий, чтение, письмо и начала арифметики, в сред них – добавлять катехизис, священную историю, христианское нравоучение, объяснение Евангелия, арифметику, грамматику, всеобщую и русскую историю и краткую географию, а в главных – присоединять к ним геометрию, архитектуру, механику, физику, натуральную историю, немецкий язык. В 1786 г. народные училища были разделены на главные, четырехклассные, в губернских городах, малые, двухклассные, в уездных и одноклассные – в селениях. Фактически малые народные училища не были открыты, а немногочисленные главные народные училища влачили жалкое существование за неимением средств и учителей. Положение улучшилось во второй половине XIX в., особенно в связи с передачей народного образования земствам и изданием в 1871 г. Положения о народных училищах. Надзор за ними осуществляло Министерство народного просвещения в лице инспекторов народных училищ. В губернские училищные советы включались губернатор и епархиальный архиерей, в уездные – предводитель дворянства, а с 1895 г. – земский начальник, имевший право закрывать народные училища и увольнять со службы учителей. Были открыты «образцовые» народные училища Министерства народного просвещения – однои двухклассные с преподаванием Закона Божия (для православных детей), русского языка, чистописания, арифметики, истории, географии, естествоведения, церковного пения и черчения, а по возможности и гимнастики, ремесел для мальчиков, рукоделия для девочек, садоводства, огородничества и пчеловодства. В народные училища принимали детей с 7 до 12 лет, в одноклассных – учились 3 года, а в двухклассных – 5 лет. Начальные народные училища открывались также земствами, городскими и сельскими обществами частными лицами. Учебный курс включал Закон Божий, чтение гражданской и церковной печати, письмо, арифметику, церковное пение, могли включаться ремесла и рукоделие. Дети-католики изучали Закон Божий на русском языке, но преподавали католические законоучители. Национальные языки в преподавании допускались только в первый год обучения. В Прибалтике обучение шло на русском, эстонском и латышском языках, но в последний год – только на русском, кроме Закона Божия и пения. На Кавказе чтение и письмо преподавали на местных языках законоучители местных исповеданий. В частных народных училищах выбор предметов был по желанию учредителей, но программы утверждались попечителем учетного округа и непременно вводились Закон Божий, русский язык, а там, где преподавались история и география, – также русская история и русская география.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
474.74 кб

Первое народное училище Колымы

Старостина Мария Ивановна
На основе архивных документов впервые описывается история народного начального училища Министерства народного просвещения многонационального арктического Колымского округа (1871-1893 гг.).
Читать PDF
46.02 кб

Попечительницы народных училищ в пореформенной России

Кардаильская Дарья Андреевна
В статье рассматривается деятельность попечительниц начальных народных училищ в пореформенной России (последняя четверть XIX в.).
Читать PDF
300.25 кб

Формирование инспекции народных училищ Западно-Сибирского учебного округа

Голикова Ольга Александровна
Описывается процесс складывания системы управления начальным народным образованием в рамках существования Западно-Сибирского учебного округа.
Читать PDF
605.53 кб

Училища Министерства государственных имуществ в системе народного просвещения

Калинина Елена Александровна
Образовательные реформы первой половины XIX в. предполагали формирование новой системы народного просвещения в России. Важной составляющей реформ явилось создание сельских школ различного ведомственного подчинения.
Читать PDF
307.87 кб

Управление начальными народными училищами Томской губернии во второй половине XIX начале XX в

Голикова Ольга Александровна
Статья посвящена рассмотрению системы управления начальными училищами Томской губернии во второй половине XIX начале XX в.
Читать PDF
121.10 кб

Рескрипт императора Александра II об усилении надзора за народными училищами (25 декабря 1873 года)

Воронин Всеволод Евгеньевич
Читать PDF
227.64 кб

Саратовский учитель А. И. Шестаков - первый профессиональный директор народных училищ в России и его

Артамонова Людмила Михайловна
В статье показано, что важную роль в развитии школьного образования в России конца XVIII начала XIX в. сыграл учитель Саратовского главного народного училища А. И. Шестаков.
Читать PDF
259.96 кб

Значение Учкую-Тарханского и Берегового народных училищ в образовании крымских эстонцев Таврической

Царина М.А.
В статье рассматривается создание Берегового и Учкую-Тарханского народных училищ, участие сельских общин в жизни училищ и деятельность эстонских учителей в данных учебных учреждениях.
Читать PDF
97.50 кб

Документы Дирекции народных училищ как источник по истории татарских школ (на материалах Государстве

Ишмухамедова Резеда Илгизовна
Документы, хранящиеся в фондах Государственного архива Саратовской области, представляют собой богатейший источник для изучения экономической, политической и культурной жизни региона.

Похожие термины:

  • ГЛАВНОЕ НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ

    от 1790 г. новое название Войсковой Латинской семинарии, основанной в городке Черкасске Старом в 1748 г.