Народность

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Народность
исторический тип этноса, следующий за племенем и предшествующий нации. Возникает в результате смешения племен и образования племенных союзов.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

НАРОДНОСТЬ
первая этническая общность классового общества, возникшая на основе смешения и слияния различных племен, объединенных не только по кровнородственным признакам, но и по территориально-соседским.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

НАРОДНОСТЬ

термин, широко употреблявшийся в советской науке и общественной практике в отношении этнических групп, не имевших своей государственности, в т.ч. в форме союзных и автономных республик в составе СССР.

Источник: Общие понятия и термины этнологии

НАРОДНОСТЬ
исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, следующая за племенем и предшествующая нации. Возникает в различные исторические эпохи, от рабовладельческой до современной. Многие Н., особенно мелкие, могут сливаться с более крупными Н. и нациями.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Народность
исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Начало формирования народности относится к периоду консолидации племенных союзов; оно выражается в постепенном смешении племен, замене прежних кровнородственных связей территориальными. Первыми сложились народности рабовладельческой эпохи (древнеегипетская, древнеэллинская и др.). В Европе процесс образования народностей завершился в основном в период феодализма (древнерусская, польская, французская и др.). В остальных частях света этот процесс продолжался и в последующие эпохи. Народности обычно складывались из нескольких племен, близких по своему происхождению и языку (польская – из славянских племен: полян, вислян, мазовшан и др.), или из разноязычных племен, смешавшихся в результате завоевания одних племен другими (французская – из галльских племен, римских колонистов и германских племен: франков, вестготов, бургундов и др.). В процессе формирования народности, по мере усиления связей между отдельными ее частями, язык одного из этнических компонентов (более многочисленного или более развитого) превращается в общий язык народности, а остальные племенные языки низводятся до диалекта, а иногда совсем исчезают; формируется территориальная, культурная и хозяйственная общность с общим самоназванием. Становление государства способствовало упрочению народностей, но в процессе исторического развития народности могли не совпадать с государством ни территориально, ни по языку. С развитием капитализма и усилением экономических и культурных связей народности превращаются в нации. Народности, оказавшиеся разделенными государственными границами, могут дать начало нескольким национальным образованиям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембуржцы и др.). Древнерусская народность явилась общим корнем русской, белорусской и украинской народностей, сложившихся впоследствии в нации. См. Нация, Союз племен.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

НАРОДНОСТЬ
термин, применяемый для обозначения видов этнич. общностей людей, стадиально занимающих промежуточное положение между племенем (или союзом племен) и нацией; как тип этнической общности Н. считается характерной для рабовладельч. и феод. общественно-экономических формаций.

Понятия Н. в указанном выше значении нет в бурж. науке. Марксистская ист. и этнографич. наука в своих исследованиях Н., отталкиваясь от мысли основоположников марксизма о существовании переходного этапа между племенем и нацией, выделяет Н. в качестве исторически сложившегося типа этнич. общности. В сов. науке понятие Н. утвердилось в осн. в нач. 1950-х гг.; в это время появились и первые работы, рассматривающие процессы формирования конкретных Н. (см. лит. в конце ст.). С сер. 60-х гг. отдельные положения подвергаются нек-рыми исследователями пересмотру, так, напр., высказано мнение, что Н. рабовладельч. формации по своей структуре и нек-рым др. признакам представляют собой качественно иную этнич. категорию, чем Н. феод. формации (С. А. Токарев). Не меньшие различия в социально-классовой структуре можно обнаружить между Н. рабовладельч. формации и Н., существующими в капиталистич., а также в социалистич. эпоху. Все это, вместе с резкими различиями между нек-рыми совр. этнич. общностями, к-рые принято относить к Н. (ср., напр., эскимосов и уэльсцев), весьма затрудняет создание единой теории Н. Мн. вопросы, связанные с Н., остаются спорными. |

С разложением первобытнообщинного строя и зарождением классов, по мере терр. смещения в ходе миграций (напр., во время Великого переселения народов) значит. групп людей разных родов и племен кровнородственные связи ослабевают, родоплеменная структура общества заменяется территориальной, родовая община - соседской, племенная организация - гос-вом. В раннеклас. обществах начинается формирование новых, качественно отличных от племени этнич. общностей - Н. (на базе интеграции неск. племен, близких по своему происхождению и языку, или на базе синтеза разнородных этнич. элементов), но процесс этот не везде отчетлив. В основе складывавшихся Н. лежали терр. (соседские) связи между людьми, однако реальное значение этих связей обычно длит. время не выходило за пределы сел. общины. Языковая общность у возникающей Н. выступала слабее, чем у племени; ее разговорный язык в большинстве случаев делился на ряд диалектов, нередко (особенно у Н., вобравших в себя разнообразные этнич. элементы) сильно отличавшихся друг от друга; устранение этих различий из-за слабости экономич. и культурных связей шло очень медленно. Этнич. самосознание было нечетким, оно оттеснялось на задний план религ. самосознанием; широко бытовало областное, "земляческое" самосознание (во Франции - гасконцы, пикардийцы, на Руси - туляки, рязанцы и т. п.).

Контуры возникавших этнич. образований определялись гл. обр. соотношением гос., языкового и религ. факторов. В случае, когда эти факторы более или менее совпадали (как было, напр., у древних египтян, у ср.-век. англичан, у китайцев и др.), контуры этих сложившихся достаточно устойчивых общностей - Н. выступают довольно резко, а сами они могут характеризоваться общностью языка и территории, нек-рыми возникшими в гос-ве хоз. связями, особенностями психич. склада и определ. культурной спецификой, т. е. примерно теми же признаками (хотя и не в столь развитой форме), к-рые обычно прилагают к нации. В случае несовпадения языка и государственности вопрос о существовании Н. и ее контурах почти всегда спорен; так, напр., одни исследователи выделяют в Др. Греции афинскую, спартанскую и др. Н., другие - единую эллинскую Н., одни находят в ср.-век. Германии баварскую, саксонскую и др. Н., другие - единую нем. Н. О существовании Н. может свидетельствовать общее название, к-рым именуют себя ее члены или под к-рым она известна соседям (напр., понятие Русь в памятниках письменности 9-11 вв.); это название, связанное обычно с наименованием одного из этнич. компонентов Н., как правило, повторяется в названии ее языка и гос-ва. В наст. время большинство исследователей признает важную роль гос-ва в формировании Н. Утрата гос. общности нередко приводила к дроблению Н. Так произошло, напр., с др.-рус. Н., к-рая сформировалась в границах Киевской Руси, а после ее распада дала начало трем Н.: русской (великорус), украинской и белорусской. Ист. судьбы Н., отразившиеся в памятниках лит-ры и иск-ва, в нар. творчестве, обычно связываются с историей ее гос-ва; в борьбе против чужеземных захватчиков крепло как чувство патриотизма, так и переплетавшееся с ним этнич. самосознание (укрепление самосознания великорус. Н. в борьбе против татаро-монг. ига, исп. Н. - в период реконкисты, северофранц. H. - в ходе Столетней войны 1337-1453 и т. д.).

В большинстве стран Европы и Азии в период развитого феодализма существовали уже вполне сформировавшиеся Н.; в процессе зарождения капиталистич. уклада, с ликвидацией феод. раздробленности мн. из этих Н. превращаются в нации. Процесс формирования Н. в раннеклас. гос-вах доколумбовой Америки, напр. у майя и ацтеков, не вполне завершился, и они сохраняли значит. остатки племенной структуры. Что же касается общностей, возникших там в результате европ. колонизации, то начальный процесс их консолидации, относимый нек-рыми исследователями к стадии Н., проходил обычно в условиях развития капиталистич. отношений и по существу сливается с процессом формирования соответствующих наций. В странах Африки, сильно отставших в социально-экономич. отношении и страдавших от колон. рабства, процесс формирования Н. сильно задержался; во многих странах колонизаторы пытались препятствовать этому процессу, консервируя старую родоплеменную организацию. Процессы формирования Н. из племен и локально-терр. групп развернулись здесь в полную силу лишь в последние десятилетия, особенно после обретения такими странами независимости; во мн. случаях (у сомали, мандинго и др.) эти процессы также сливаются с началом процесса формирования наций. В СССР, где в результате победы социалистич. строя возникли особо благоприятные условия для нац. развития, процессы этнич. консолидации народов, сохранявших племенное деление, шли ускоренным темпом; завершение формирования нек-рых Н. (туркмены, киргизы и др.) шло, минуя позднефеод. и капиталистич. стадии, и органически слилось с началом образования социалистич. наций. К числу Н. СССР принято относить малочисленные и обычно терр. рассредоточенные народы (эвены, эвенки, чукчи и др. народы Севера, хиналугцы, будугцы и др. народы Дагестана и т. п.). При характеристике этнич. состава совр. зарубежных стран термин "Н." нередко прилагается и к сравнительно крупным и развитым народам, к-рые, как правило, находятся на положении меньшинств и не вполне подходят под понятие наций (эльзасцы и бретонцы во Франции, уэльсцы в Великобритании и т. п.). Большинство совр. Н. (особенно малочисленных) характеризуется двуязычием, значит. терр. смешением с осн. народами страны.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Струве В. В., Проблема происхождения нации и вопр. др. истории, "ВДИ", 1951, No 2; Олива П., К вопросу о возникновении и развитии эллинской народности в Др. Греции, там же, 1954, No 1; Насонов А. Н., "Рус. земля" и образование терр. Древнерус. гос-ва, М., 1951; Мавродин В., Осн. этапы этнич. развития рус. народа, "ВИ", 1950, No 4; Вопросы формирования рус. народности и нации. Сб. ст., М.-Л., 1958; Пекарчик С., К вопросу о формировании и развитии польск. народности, "ВИ", 1955, No 8; Арский И. В., Вопросы о формировании национальностей в Зап. Европе, "Уч. зап. ЛГУ. Сер. ист. наук", 1941, в. 12, No 86; Люблинская А. Д., К вопросу о развитии франц. народности, "ВИ", 1953, No 9; Колесницкий Н. P., Об этнич. и гос. развитии ср.-век. Германии, в сб.: Ср. века, в. 23, М., 1963; Веркович M. E., К вопр. об особенностях процесса формирования нем. народности, там же, в. 27, М., 1965; Потехин И. И., Формирование нац. общности южно-афр. банту, М., 1955; Смирков С. Р., Образование и пути развития северосуданской народности, "Афр. этнографич. сб-к", М., 1956, (в.) 1; Токарев C. A., Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11; Агаев А. Г., К вопросу о теории народности. Закономерность социалистич. развития народности в СССР. Махачкала, 1965 (лит.); Gieysztor A., Uwagi o ksztaltowaniu sie narodowosci polskiey..., в кн.: Studia staropolskie, t. 3, Wr., 1956.

В. И. Козлов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
328.44 кб

Западные и российские источники концепта «Народность» в идеологии раннего славянофильства

Миненко Геннадий Николаевич
В статье обсуждается соотношение западных и русских корней происхождения концепта «народность» в славянофильстве.
Читать PDF
2.56 мб

Термины «Народ», «Народность», «Нация» в публицистическом дискурсе XIX – начала XX веков: от славяно

Панченко Алексей Борисович
Евразийский народоведческий дискурс явился неким итогом дискуссий XIX – начала XX вв.
Читать PDF
529.34 кб

Идейная и терминологическая генеалогия понятия «Древнерусская народность»

Юсова Наталия Николаевна
«Древнерусская народность» термин, введенный советскими учеными в 40 50-е гг. для обозначения этнических реалий времен Киевской Руси.
Читать PDF
117.27 кб

2000. 03. 004. Голубцова Е. С. Община, племя, народность в античную эпоху. /РАН. Ин-т всеобщей истор

Медовичев А. Е.
Читать PDF
354.18 кб

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА «ПРАВОСЛАВИЕ – САМОДЕРЖАВИЕ – НАРОДНОСТЬ» (СОЦИАЛЬ

Ососков Г. В.
Читать PDF
621.76 кб

Понятие «Народность» в свете нового мьшления

Лазарев А.И.
Читать PDF
190.11 кб

Галицкая Русь в борьбе за веру и народность

Донин Александр Николаевич, Николаев Александр Николаевич
The article deals with the problem of the civilizational security of the Russian population of Galicia as a part of the Austro-Hungarian Empire.
Читать PDF
23.56 мб

Реалистичность, партийность, народность: проблемы литературы на съездах КПСС в 1960-е годы

Фокин Александр Александрович
Анализируются выступления на XXII и XXIII съездах КПСС, посвященные литературе.
Читать PDF
23.56 мб

Реалистичность, партийность, народность: проблемы литературы на съездах КПСС в 1960-е годы

Фокин Александр Александрович
Анализируются выступления на XXII и XXIII съездах КПСС, посвященные литературе.
Читать PDF
286.40 кб

«Народность» и «Сословность»: два полюса русского консерватизма

Котов Александр Эдуардович
В истории русской мысли был момент, когда в спор вступили два своеобразных полюса русского консерватизма: начало «народности» столкнулось с консервативно-аристократическим началом и это столкновение обозначило один из наиболее сер
Читать PDF
581.47 кб

Народность и государство в славянофильской доктрине (1840-1880-е гг. )

Кудряшев Вячеслав Николаевич
Рассматривается трактовка славянофилами взаимодействия государства и народности в историческом процессе. Указывается, что славянофильство апеллировало к народности как главному субъекту исторической деятельности, т.е.
Читать PDF
104.38 кб

Идеологемы «Народ» и «Народность» в русской публицистике XIX в

Агейкина Ирина Николаевна
В статье история формирования терминов «народ» и «национальность» описана на материале изданий XIX века.
Читать PDF
0.00 байт

Хозяйство и народность (Производственный фактор в этнических процессах) / публ. И прим. А. М. Курышо

Козьмин Н.Н.
Переиздание статьи известного сибирского историка, профессора Николая Николаевича Козьмина (1872-1938), увидевшей свет на страницах журнала «Сибирская живая старина» в 1928 г.
Читать PDF
256.58 кб

Народность литературы (русско-марийские сопоставления)

Карпов Игорь Петрович
Проблема народности литературы — это проблема любого творчества, проблема человека как человека творящего, это проблема и политическая, и нравственная.
Читать PDF
353.88 кб

Русская народность

Рымарь Светлана Викторовна
В статье рассматриваются проблемы русской народности и русской идеи. В своем понимании названных категорий автор основывается на классической русской философии и словесности, в которых они активно обсуждались в XIX-начале XX века.

Похожие термины:

  • ДРЕВНЕРУССКАЯ НАРОДНОСТЬ

    сформировалась на основе племенных союзов восточных славян в период Древнерусского государства. Стала основой русского, украинского и белорусского народов.
  • НАРОДНОСТЬ ЛИТЕРАТУРЫ

    отношение литературы к народу, проявляющееся в различных аспектах. Во-первых, народность – это мера взаимопроникновения литературы и фольклора. Литература заимствует из народных произведений сю
  • ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ

    принципы официальной народности теории, провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1834.
  • Племена и народности Кавказа

    К югу от области, населенной местами, по восточному побережью Черного моря и во внутренних областях Северного Кавказа жили многочисленные мелкие племена. Население этих областей, кочевое на равни
  • Теория официальной народности

    см. Теория официальной народности.
  • ПРИПАМИРСКИЕ НАРОДНОСТИ

    припамирские народы или припамирские таджики) - термин, обозначающий ирано-языч. население Горно-Бадахшанской АО Тадж. ССР (ваханцы, ишкашимцы, шугнанцы, рушанцы, баджуйцы, хуфцы, бартангцы, язгулем