Народные трибуны

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ
плебейские - в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н. э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях сначала 2, 4, потом 10 Т. Н. Личность их считалась неприкосновенной. В период империи потеряли значение.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Народные трибуны
, или трибуны плебейские (лат. tribuni plebis) — в Древнем Риме выборные должностные лица из плебеев (с начала V в. до н. э.); обладали правом налагать запрет на постановления магистратов и сената. Избирались ежегодно на плебейских собраниях сначала 2, 4, потом 10 народных трибунов. Личность народного трибуна считалась неприкосновенной. В период империи они потеряли свое значение.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ
трибуны плебейские — в Др. Риме высшие выборные должностные лица из плебеев. Должность Т. н., согл. традиции, была учреждена в ходе борьбы плебеев с патрициями после 1 сецессии плебеев (по Ливию — 494, по Диодору — 471 до н.э.). Личность Т. н. считалась свящ. и неприкоснов. Первонач. обязанностью Т. н. было защищать плебеев от произвола патрициев; дом трибуна служил убежищем для плебеев. Т. н. при-надлежало право вмешательства в действия патрициан. магистратов (кроме диктатора и цензора) и сената, они могли налагать запрет на их постановл. (право). Т. н. составляли коллегию сначала из 2 или 4 (либо 5), а потом из 10 лиц, выбиравш. на плебейских собраниях сроком на 1 год. Помощниками Т. н. были плебейские эдилы. С завершением борьбы плебеев с патрициями (нач. 3 в. до н.э.) Т. н. становятся ординарными (выбираемыми и действующими в трибутных комициях) магистратами. Значение их возрастает: они пользуются правом созывать трибутные комиции и сенат, вносить в нар. собрание законы без одобрения сената, а после исполнения должности становится сенаторами. Власть Т. н. (означала вершину гражд. власти в Риме (Т. н. обладали ею в пределах городской черты Рима). На протяжении 3 — 1 вв. до н.э. Т. н. считались носителями демократич. традиций, т.к. неоднократно выступали инициаторами аграрных законов и демократич. преобразований (Гай Фламиний, Апулей Сатурнин, Сервилий Рулл, Клодий Пульхер — нар. трибун 58 до н.э. и др.). Наивысший подъем рабовлад. демократии связан с деятельностью трибунов Тиберия и Гая Гракхов. В эпоху империи нар. трибунат формально сохранялся, но потерял реальное значение, поскольку носителями трибунской власти, начиная с Ю. Цезаря, стали императоры.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ
трибуны плебейские (лат. tribuni plebis), - в Древнем Риме высшие выборные должностные лица из плебеев. Должность Т. н., согласно традиции, была учреждена в ходе борьбы плебеев с патрициями после 1 сецессии плебеев (по Ливию - 494, по Диодору - 471 до н. э.). Личность Т. н. считалась священной и неприкосновенной. Первоначальной обязанностью Т. н. было защищать плебеев от произвола патрициев; дом трибуна служил убежищем для плебеев. Т. н. принадлежало право вмешательства (intercessio) в действия патрицианских магистратов (кроме диктатора и цензора) и сената, они могли налагать запрет на их постановления (право veto). Т. н. составляли коллегию сначала из 2 или 4 (либо 5), а потом из 10 лиц, выбиравшихся на плебейских собраниях сроком на 1 год. Помощниками Т. н. были плебейские эдилы. С завершением борьбы плебеев с патрициями (нач. 3 в. до н. э.) Т. н. становятся ординарными (выбираемыми и действующими в трибутных комициях) магистратами (см. Магистратура). Значение их возрастает: они пользуются правом созывать трибутные комиции и сенат, вносить в народное собрание законы без одобрения сената, а после исполнения должности становиться сенаторами. Власть Т. н. (tribunicia potestas) означала вершину гражданской власти в Риме (Т. н. обладали ею в пределах городской черты Рима).

На протяжении 3-1 вв. до н. э. Т. н. считались носителями демократич. традиций, т. к. неоднократно выступали инициаторами аграрных законов и демократич. преобразований (Гай Фламиний, Апулей Сатурнин, Сервилий Рулл, Клодий Пульхер - нар. трибун 58 до н. э. и др.). Наивысший подъем рабовладельч. демократии связан с деятельностью трибунов Тиберия и Гая Гракхов.

В эпоху империи нар. трибунат формально сохранялся, но потерял реальное значение, поскольку носителями трибунской власти, начиная с Ю. Цезаря, стали императоры.

Лит.: Бодянский П., История народного трибуната в период сословной борьбы в Риме, "Университетские известия", (Киев), 1884, No 1, 3, 5; 1885, No 2; 1886, No 8; Штерн Э. Р., Вопрос о происхождении народного трибуната в Риме, "Летопись ист.-фил. об-ва при Новороссийском ун-те", Одесса, 1900, т. 8; Meyer E., Der Urspmng des Tribunats..., "Hermes", 1895, Bd 30; Binder J., Die Plebs, Lpz., 1909; Niccolini G., Il tribunato della plebe, Mil., 1932; Bleicken J., Das Volkstribunat der klassischen Republik, Munch., 1955.

И. Я. Маяк. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ
   • Trib?ni plebis.
       1. После 1-й сециссии в 494 г. до Р. X. патриции, сделав народу уступку, согласились на выбор народных Т., обязанность которых была защищать плебеев от притеснений патрициев и консулов. ср. Leges sacratae. Народных Т. сначала было 2 или 5 (Liv. 2, 33. 58. Cic. r. р. 2, 34), а в 457 г. до Р. X. число их было увеличено до 10 (Liv. 3, 30). Однако патриции, давая свое согласие, поставили условием, чтобы нельзя было выбирать одних и тех же лиц дважды. Круг деятельности Т. вначале был ограничен, но вскоре им удалось расширить его и усилить, чему немало содействовала дарованная им неприкосновенность (см. Leges sacratae и Lex Icilia, Закон Ицилия. Liv. 2, 33. 3, 55. 4, 3). Старейшее и на первых порах единственное их право было auxilium, право защиты плебеев, впоследствии также и патрициев, состоявшее в том, что они могли воспрещать (veto, intercedo, prohibeo) мероприятия должностных лиц или сената против отдельных личностей. Эта «помощь» применялась обыкновенно:
         a) при dilectus (Liv. 3, 11. 4, 53);
         b) при распределении податей (Liv. 4. 60. 5, 12);
         c) в суде, где трибуны могли вмешиваться не только в гражданские, но и в уголовные дела как до приговора (sententia), так и после него, чтобы, напр., помешать какой-нибудь несправедливости или чтобы поддержать aequitatem против неумолимой буквы закона. Но встречалось также немало несправедливых вмешательств. Впрочем, veto T., прекращавшее судебное разбирательство, имело силу только до истечения служебного года вмешавшегося, и если преемник его не вмешивался снова, то разбирательство опять могло возобновиться. Кто нуждался в подобной помощи, должен был призывать T. (appellare, Liv. и Cic. часто), и они собирались, рассматривали дело и принимали решение (decretum), в котором или соглашались оказать помощь, или отказывали в ней. Liv. 3, 3. 4, 53. 38, 52, сл. 60. Cic. Quint. 7, 20. 28;
       2. из этого права помощи вскоре развилось право вмешательства Т. во все административные мероприятия и действия должностных лиц (консулов, цензоров и даже других трибунов. Cic. legg. 3, 4) в SCons. и во все предложения, предназначавшиеся для внесения в комиции. Во всех комициях Т. могли intercedere, impedire, moram facere, так что приходилось иногда откладывать даже выборы должностных лиц. Liv. 6, 35. 7, 21. 27, 6. 32, 7. 34, 5 и т. д.;
       3. по отношению к сенату Т. вначале не пользовались никакими правами, но вместе с правом вмешательства в Scons. они получили также право присутствовать в заседаниях сената. Вначале они сидели у входа в курию и, угрожая оттуда своим auxilium против приведения в исполнение Scons. (особенно касательно dilectus и tribulutum), мало-помалу присвоили себе право вмешиваться во все дела (Liv. 4, 6. 36, 43. 50, 57. 9, 8 и т. д.), заняли место в среде прочих сенаторов и, вероятно, вскоре после lex Valeria, сделавшей решения триб обязательными для всех римлян, могли даже докладывать ему. Вследствие этого цензоры при первой же lectio приняли в сенат и всех бывших Т.;
       4. правом созывать сходки (см. Contio) и председательствовать на них Т., вероятно, пользовались уже сначала, но гораздо важнее было полученное ими право созывать comitia tributa и председательствовать в них, особенно после lex Valeria, Publilia и Hortensia. В этих собраниях не только производили выборы на многие должности и творили суд, но и совещались о важнейших делах и подавали голоса о законах, имевших величайшее значение (напр., о leges agrariae, о распределении провинций, о командовании войском и т. д., см. Comitia, Комиции);
       5. право назначать пеню на непокорных и пользоваться prehensio (т. е. арестовать граждан или должностных лиц) Т. получили скоро и часто злоупотребляли им самым недобросовестным, деспотическим образом; они даже консулов заключали в темницу или угрозами принуждали их к уступчивости (Liv. 4, 26. 5, 9. 29, 20 и т. д.);
       6. Т. также ежегодно издавали указы (edictum), в которых, вероятно, определяли, когда намерены привести в действие свое auxilium и т. п. Производить ауспиции они вначале не имели права, впоследствии же им дано было и это право, но только относительно менее торжественных случаев. О принадлежащих им spectio de coelo и obnuntiato см. Divinatio, Дивинация, 21, Obnuntiatio и Lex Aelia, Закон Элия, и Fufia, Закон Фуфия. Власть Т. сначала была только благотворна; они своим противодействием обуздывали власть консулов, сената и патрициев, и внутренняя жизнь Римcкогo государства могла развиваться правильно, пока Т. оставались на законной почве. Но когда они стали злоупотреблять своими правами и сделались в позднейшие времена ярыми демагогами, Римское государство подверглось величайшей опасности (Cic. legg. 3, 8 слл. pestifera sс. potestas trib.). Законные ограничения трибуната, как, напр., необходимость единогласия между всеми Т., без которого они не могли решать, если хотя один из них протестовал (Liv. 2, 43. 44: unum adversus omnes satis esse. 56. 3, 59. 4, 58 сл.), так что несогласный всегда имел перевес, — оказывались недостаточными; выбор диктатора тоже не достигал более своей цели с тех пор, как и против него допускалась provocatio. Plut. Cam. 42. Поэтому Сулла, считая трибунат наинесноснейшим орудием тиранических и охлократических замыслов, преобразовал его в пользу оптиматов. Изданный им, в бытность его диктатором в 80 г., закон lex Cornelia de tribunicia potestate почти совсем уничтожил трибунат (он сделался imago sine re, Vell. Pat. 2, 30): он ограничил ius cum plebe agendi, обусловил право Т. предлагать законы в комициях триб и право привлекать в суд — согласием сената; далее, он низвел право вмешательства, главный источник всех прочих прав tribuniciae potestatis, к первоначальному значению auxilii lationis adversus imperium (Cic. legg. 3, 9) и, наконец, запретив бывшим трибунам занимать какую-нибудь курульную должность, уничтожил приманку, которою до тех пор обладал трибунат для честолюбивых демагогов. Тотчас же после смерти Суллы начались попытки восстановить трибунат; сначала они были безуспешны, но уже в 75 г., в силу lex Aurelia (консула Аврелия Котты), трибунам возвращено было право быть избираемыми в консульские должности; а через 5 лет, в 70 г., Помпей и Красс, нуждавшиеся для своих планов в трибунате, восстановили его во всей его силе. Vell. Pat. 12, 30. Sall. Cat. 38, Dio Cass. 38, 30. С этих пор трибунат снова вступил на тот путь, по которому следовал до Суллы. Достаточно упомянуть имя П. Клодия, чтобы дать понятие о тех ужасах и смутах, которым трибуны и демагоги подвергали в те времена государство. В эпоху императоров трибунская власть образовала средоточие императорской potestas (см. Princeps, Принцепс), и хотя Т. продолжали еще существовать, но потеряли всякое значение, их право помощи в суде ограничивалось императорской инстанцией. Место в сенате и право вмешательства они сохранили, но право налагать пеню было сильно уменьшено. Tac. ann. 13, 28. Зато они получили в свое ведение устройство августалий (см. Ludi, Игры, 9), требуемые для трибуната условия и выборы. Эта должность была доступна одним плебеям, и притом только свободным гражданам, что, однако, в эпоху императоров не всегда строго соблюдалось. Определенного возраста не требовалось, но обыкновенно трибуны раньше занимали должность квестора и плебейского эдила, а когда, вероятно по постановлению Суллы, должны были быть выбираемы из сенаторов, тогда во всяком случае — квестора. Первые Т. выбраны были на Священной горе, после же lex Publilia, Закон Публилия, в 471 г. до Р. X., выборы стали производиться в комициях триб; о промежутке между этим временем не известно ничего точного. В должность они вступали 10 декабря, незадолго до которого происходили выборные комиции. Особых знаков отличия августалии не имели. Слуги их были viatores, scribae и praecones, которые остались и во время императоров.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
258.11 кб

Томский областной Совет народных депутатов XXI созыва (1990-1993 гг. ): протопарламент или трибуна м

Ширко Татьяна Ивановна
Исследуются организационные основы и деятельность Томского областного совета народных депутатов двадцать первого созыва в 1990-1993 гг.
Читать PDF
354.25 кб

Судебные процессы по обвинению в оскорблении величия над народным трибуном 67 г. До Н. Э. Гаем Корне

Хрусталёв Вячеслав Константинович
В статье рассматриваются судебные процессы над народным трибуном 67 г. до н.э. Гаем Корнелием, имевшие место в 66 и 65 гг. до н.э. Политический контекст этих событий автор связывает с фигурой Гнея Помпея.

Похожие термины:

  • Трибун народный

    магистратура в Рим. республике, задача к-рой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейш. правами Н. т. были право вето на любое решение магистратов или сената и право соз
  • Народный трибунал

    Volksgericht), учрежден в рамках министерства юстиции на основании закона от 18 апреля 1938 как чрезвычайный суд, занимавшийся делами о государственной измене, шпионаже и других политических преступления