Народные верования
Народные верования
античное понятие. Народные верования привели к образованию представлений, содержанием которых было стремление привлечь расположение божества, отвратить от себя беду, а также познать будущее. В качестве знамений рассматривались сны, птичий полет, атмосферные явления, наблюдение внутренностей животных.
Народные верования
Отсутствие в греч. религии догматики предоставляло большую свободу для возникновения Н. в. при условии, что они не будут противоречить государств, культам. Н. в. привели к возникновению многочисл. представлений, осн. содержанием которых было стремление привлечь к себе расположение божества или же чаще всего отвратить от себя беду. К этому ряду относится и стремление познать будущее. В качестве знамений рассматривались сны, птичиц полет, случайные встречи, дрожание конечностей и атмосферные явления, наблюдение внутренностей жертв, животных. Толкование предзнаменований, однако, из-за их возможной политич. значимости не только относилось к области Н. в., но и занимало свое место в контролировавшейся государством деятельности официальных оракулов и авгуров. Первые пособия по толкованию снов появились в весьма раннее время. Уже противник Сократа Антифонт написал систематич. трактат о видах снов и их значении. Из всех античных сонников сохранился только «Онирокритикон» Артемидора (120 — 170 н. э.). Н. в. продолжали развиваться и начали учитывать для истолкования сна не только пол клиента, но и его обществ, положение (раб, представитель низших слоев, бедняк, знатный человек). Н. в. находили страстных приверженцев и среди высших слоев общества. Процветало ремесло бесчисл. снотолкователей, которые, согласно античным свидетельствам, получали в 4 в. до н. э. за свои услуги гонорар размером в 2 обола, что соответствовало дневному заработку наемного работника. Гадания по полету птиц, занимавшие важнейшее место в этрусских Н. в., были заимствованы римлянами и изложены на лат. яз. в авгуральных книгах. Парадоксографы, специально занимающиеся изложением Н. в., особое значение придают случайным встречам. Согласно их сочинениям, предпочтительнее случайная встреча с мальчиком, чем с девочкой, с полезным животным, чем с вредным. Н. в. включают в себя представления о разнообразных демонах. Здесь мы находим похищающую детей Ламию, способную принимать любое обличье Эмпусу, жаждущего человеч. мяса Полуденного беса с ослиной ногой, духов с зубами хищных зверей и когтями плотоядных птиц (в них превратились неудовлетворенные души, желающие отомстить живым), а также Синтрипса–домового, разбивающего у горшечников готовые изделия. Н. в. проявлялись также в существовании некоторых видов государств, праздников, например в поминовении умерших на отмечавшихся в мае лемуриях и на сатурналиях, хотя по своей сущности Н. в. принадлежали скорее семейной сфере. Государство, особенно в императорскую эпоху, занимало по отношению к Н. в. враждебную позицию.
Источник: Словарь античности. 1989