НАРОДНЫЙ ТЕАТР ДК ВЫБОРГСКОЙ СТОРОНЫ
НАРОДНЫЙ ТЕАТР ДК ВЫБОРГСКОЙ СТОРОНЫ
г. Ленинград). Театру ДК Выборгской стороны одному из первых коллективов в 1959 г. было присвоено звание «народный». Возник этот коллектив в 1946-м. Основали его Ц. Чашник и Т. Сукова — ученицы известного режиссера Н.В. Петрова. В 1920-х гг. они занимались в его студии при Ленинградском академическом театре драмы,затем (в 1937 г.) организовали собственную театральную студию при Смольнинском доме культуры. Несколько воспитанников довоенного коллектива влились в студию ДК Выборгской стороны. Руководителям удалось собрать способных людей и на долгие годы сохранить основной состав коллектива (В. Багреев, Н. Кудрявцев, З. Осиновский, А. Волянская, Е. Самохвалов, Г. Дрансейко и др.). Этапной для становления театра была постановка «Егора Булычова» — спектакля, признанного лучшим по итогам Всесоюзного смотра 1948 г. Н. Кудрявцев (Булычов) и А. Волянская (Шурка) получили высокую оценку профессиональных мастеров сцены как оригинальные и яркие интерпретаторы главных ролей горьковской пьесы. В 1951-м коллектив — один из победителей Всесоюзного смотра со спектаклем «Степь широкая» Н. Винникова. В числе десяти лучших театров страны он выступал на заключительном показе в Москве. В 1958 г. за спектакль «Далекое» А. Афиногенова театр получил диплом и звание «лучшего театрального коллектива профсоюзов СССР». К этапному событию в своей истории — присвоению звания «народный» — театр восстановил знаменитый спектакль «Егор Булычов» с теми же исполнителями. В ноябре 1959 г. спектакль в торжественной обстановке был показан на сцене Кремлевского театра в присутствии мастеров сцены М.И. Царева, С.Г. Бирман, Н.В. Петрова и председателя ВЦСПС. Руководители театра Выборгской стороны и актеры жили в согласии с советской действительностью, с самими собой, их удовлетворяло то положение, которое занимал коллектив в системе культурных, художественных организаций и которое было подтверждено званием «народный». Их эстетические пристрастия и художественные притязания реализовывались в пределах апробированных форм, методологии театральной педагогики, на основе репертуара, который не вызывал сомнений принадлежностью к «советскому искусству» и «классическим образцам». При этом повседневная жизнь коллектива определялась не только идеологическими мерками. Для показа на смотрах избирались произведения из рекомендательных списков, но не одиозные. А между «показами» деятельность театра диктовалась главным образом интересами и запросами публики. К примеру, после беспроигрышно-«смотровой» «Степи широкой» последовала изящная, легкая, стилистически отточенная «Собака на сене» Лопе де Веги. Именно такого рода спектакли и определяли зрительский успех театра. В начале 1960-х гг., вскоре после присвоения театру звания «народный», пост руководителя занял Л. Менакер — профессиональный режиссер, до этого уже работавший в коллективе помощником Т. Суковой. Деятельность театра подверглась некоторой модернизации. В репертуаре возобладали молодежные пьесы, рядом с опытными актерами, на которых ранее делалась ставка, появились молодые исполнители из студийцев. Репетиции были подчинены освоению школы «психологического театра», метода «действенного анализа», поиску психологических мотивировок, «органического» самочувствия актеров на сцене. Кроме этого решалась еще одна типичная для любительского театра «со стажем» театрально-педагогическая задача — приведение к одному творческому знаменателю исполнителей разных поколений. Спектакли «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова, «Щедрый вечер» словацкого драматурга Б. Блажека в постановке Л. Менакера привлекли внимание публики и спе-циалистов не только присущей этому коллективу серьезностью, профессионализмом, но и неоднозначностью смыслов, психологических состояний, многомерностью и остротой сценических образов. (А. Ш.) Лит.: Юнашевская Е. Свой путь // Театр. 1962. № 6; Менакер Л. Спектакль — школа мастерства // Режиссер и коллектив. М., 1963; Сидорина И., Корбина М. Народные театры России. М., 1981.
Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010