НАРОДНЫЙ ТЕАТР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАРОДНЫЙ ТЕАТР
театр, бытующий в народных массах: Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи, а также непрофессиональный любительский театр. Появился в России в середине XIX в. Тот же термин применяется к профессиональному театру, деятельность которого со второй половины XIX в. была адресована широкому зрителю (т. н. театр для народа).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Народный театр
многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам и средствам перевоплощения в отд. действах (характерные виды ряжения, принципы костюмировки, маскировки, использования традиционных материалов и пр.) и по разл. типам общения между исполнителями и зрителями: непосредственного - в масленичных и святочных игрищах и опосредованного - в хороводных.    Региональное своеобразие проявлялось в обрядово-зрелищных представлениях святочного сезона (преобладала как скоморошья, так и самобытная национальная тематика), масленичного (с использованием в обрядовых действах сюжетов из местной жизни, своеобразных масленичных указов) и весенне-летнего (с сохранением до конца XIX в. игрищ, связанных с тотемно-анимистическими верованиями коренных жителей края: "Токмач", "Соловая кобылка", "Золотые рога", "Три елочки", "Охота на оленей"). Ур. Н.Т. имел собственный "список персонажей". В нем преобладали нац. типы (башкиры, казаки (казачество), татары, украинцы, русские); з-дчики-раб., связанные с горноз-дской спецификой края. Локальные особенности прослеживались на У. и в распространении нар. драм. Так, среди крест., приписанных к юж.-ур. з-дам, разыгрывались самобытные представления "Свадьба Пугачева", "Скоморошьи игрища". Своеобразными были драматические представления у оренб. казачества: в действия нар. драм здесь обычно вплетались масленичные указы. В с., примыкавших к Невьянскому и Нижне-Тагильскому з-дам, нар. драмы зачастую сопровождались пением, поскольку здесь с нач. XVIII в. существовала певческая традиция. Самобытность нар. драм на У. заключалась в том, что они отражали историю и особенности быта местного нас.    Лит.: Теплухов Ф.А. Народное празднество "Три елочки" в Богородской волости Пермского уезда // Пермский край. Т.1. 1892; Безруков Я.Г. Завивание венков и снаряжение березки на троицкой неделе в с. Богородском Красноуфимского уезда // Записки УОЛЕ. Екатеринбург, 1894. Т. 15; Сюзев П.В. Народное празднество "Токмач" в Дубровской волости Оханского уезда // Пермский край, 1895. Т. 3; Онучков Н.Е. Масленица // Пермский краеведческий сборник. Вып. 4. Пермь, 1928; Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936; Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск, 1987.    Азарян А.Б.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
515.98 кб

Драматургия В. В. Маяковского и народный Театр

Шагарова Л.П.
Читать PDF
289.98 кб

Ажагафа - архаичный персонаж народного театра адыгов

Шхалахова Светлана Сафарбиевна
Рассматриваются вопросы обрядового и профессионального театра адыгов, выявляются генетические и типологические связи, функции и поведенческие свойства древнейшего персонажа адыгской обрядовой культуры ажагафа и козлоногих сатиров
Читать PDF
214.49 кб

Стилистика народного театра в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад»

Бушканец Лия Ефимовна
Более столетия существует традиция интерпретации пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» как лирической комедии. В статье впервые показано, что в пьесе ощущается стилистика народного площадного театра.
Читать PDF
315.44 кб

Поэтика народного театра в пьесе М. Булгакова «Багровый остров»

Линде Юлия Владимировна
На уровне композиции, особенностей художественного пространства и времени, системы персонажей, а также языковых особенностей рассмотрено влияние поэтики народного театра в пьесе М. А. Булгакова «Багровый остров».
Читать PDF
34.86 мб

Народный театр Льва Толстого: начало просветительского служения писателя

Сизова И. И.
Целью статьи является исследование начального этапа просветительского служения Л. Н. Толстого в сфере народного театра на примере сценической истории комедии «Первый винокур» (1886).
Читать PDF
10.47 мб

НАРОДНЫЙ ТЕАТР И КООПЕРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СЕВЕРА (ПО МАТЕРИАЛАМ 1910-х ГОДОВ)

Елена Васильевна Дианова
Анализируется роль северной кооперации в развитии театрального дела на Европейском Севере.
Читать PDF
286.98 кб

Народный театр и кооперация Европейского Севера (по материалам 1910-х годов)

Дианова Елена Васильевна
Анализируется роль северной кооперации в развитии театрального дела на Европейском Севере.
Читать PDF
322.98 кб

Традиции народного музыкального театра и вокальная пьеса Гете «Эрвин и Эльмира»

Мартынова Ольга Михайловна
Статья посвящена проблемам ранней драматургии Гете и, в частности, пьесе с пением «Ервин и Эльмира».
Читать PDF
193.78 кб

«Народный театр» как программа формирования национально-культурной идентичности

Садыхова Л.Г.
Рассматривается «народный театр» своего рода программа формирования единства нации и попытки реализации этой программы на практике во Франции XVIII-ХХ веков.
Читать PDF
258.59 кб

ТРАДИЦИИ НЕМЕЦКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА В ВОКАЛЬНОЙ ПЬЕСЕ ГёТЕ «КЛАУДИНА ДЕ ВИЛЛА БЕЛЛА»

Зайфридсбергер Ольга Михайловна
Статья посвящена раннему творчеству И. В. Гёте и, конкретно, его ранней во кальной пьесе «Клаудина де Вилла Белла».
Читать PDF
203.50 кб

Традиции театральной народно-смеховой культуры в романах В. В. Набокова «Камера обскура» и «Лолита»

Долгова Наталья Владимировна
В статье рассматриваются традиции скоморошества, лицедейства, шутовства и балагана в игровом начале русскоязычных романов В.В. Набокова «Камера обскура» и «Лолита».
Читать PDF
231.47 кб

Народное театрально-художественное творчество в Российской провинции в конце XIX начале XX В. (на пр

Родионова Ольга Игоревна
Предпринята попытка исследования важнейшей части культурного пространства нашего края на рубеже XIX и XX столетий повседневной народной культуры в ее взаимосвязи с профессиональным художественным творчеством, в первую очередь в об
Читать PDF
220.70 кб

Народная, элитарная и массовая культуры: сущность, характер, соотношения и влияние на развитие театр

Филиппова Вероника Александровна
Рассматриваются народная, элитарная и массовая танцевальные культуры, их сущность, специфические особенности, субъекты деятельности, а также характер соотношения и влияние на развитие театра танца.
Читать PDF
3.87 мб

От Народного дома к рабочему клубу, Дворцу культуры и театру массового действа: тенденции эволюции м

Воробьев Алексей Юрьевич
Within the bounds of the present article the problem of multifunctional space evolution is considered in the light of the development of urban culture in Russia in the first third of XX century.
Читать PDF
74.97 кб

Между иконой и идолом? Поль Клодель как режиссер народного театра Рец. На кн. : Fleury R. Paul Claud

Кашина Т. А.

Похожие термины:

  • ТЕАТРЫ НАРОДНЫЕ

    высшая форма театральной худож. самодеятельности. Создаются на базе творчески зрелых постоянно действующих любительских коллективов, имеющих стабильную труппу и полноценный репертуар. Преобраз
  • ТЕАТР ЛУНИНСКИЙ НАРОДНЫЙ

    осн. в 1917. У его истоков стояли Д. А. Снежницкий, Л. Ф. Нестерова. Репертуар составляли произв. драматургич. классики. С постройкой в 1930-х гг. нового здания р-ного ДК театр получил постоянную постановоч
  • ЧЕРЛАКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР

    Омская обл.). Руководитель этого театра, Альбина Георгиевна Янцен родилась и выросла в сельской местности. Театром увлеклась в школьные годы под влиянием матери — Нины Федоровны Кукушкиной — само
  • ТЕАТР ПЕНЗЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ

    (драматич. кружок), с 1911 носил имя В. Г. Белинского. Основан 15.5.1896 по инициативе Д. С. Волкова, С. С. Колпашникова, А. А. Косминского, В. Е. Благославова как общедоступный театр, средства от спектаклей к-ро
  • ТЕАТР СЕРДОБСКИЙ НАРОДНЫЙ

    возник в 1918 как драмкружок при Нар. доме. В 1920–58 им бессменно руководил Н. И. Михайлов, любитель драм. иск-ва. Активными чл. драмкружка были И. Я. и В. Я. Володины, супруги Балашкины, А. В. Фрейман, Н. С. Юр
  • Украинский народный театр

    Основан в июне 1924 в Х-ве. Среди руководителей театра - Л. Сабинин, И. Юхименко. В разные годы в нем работали А. Борисоглебская, П. Саксаганский, Н. Садовский (с 1926), М. ЛитвиненкоВольгемут, И. Козловский,
  • ТЕАТР БЕССОНОВСКИЙ НАРОДНЫЙ

    открыт 26.8.1958 в колх. им. С. М. Кирова по инициативе его пред. В. И. Аношина и писателя Б. Н. Полевого. По рекомендации ВТО на работу из М. приехал реж. Б. М. Ящинин. Начали с учебы самодеят. актеров, постано
  • КАБИНЕТ НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ ВТО

    Всероссийского театрального общества), с середины 1980-х — Отдел любительских театров и студийного движения Союза театральных деятелей России. Кабинет был сформирован в 1959 г. как реакция ВТО на реш
  • НАРОДНЫЙ ТЕАТР ДК ВЫБОРГСКОЙ СТОРОНЫ

    г. Ленинград). Театру ДК Выборгской стороны одному из первых коллективов в 1959 г. было присвоено звание «народный». Возник этот коллектив в 1946-м. Основали его Ц. Чашник и Т. Сукова — ученицы известног
  • ТЕАТР ИМЕНИ И. С. ПЛАТОНА ЗЕМЕТЧИНСКИЙ НАРОДНЫЙ

    открыт в нояб. 1961 на базе самодеятельного драм. коллектива РДК, в к-ром насчитывалось б. 50 чел. В марте 1962 в центр. прессе актеры-любители опубликовали обращение к мастерам Малого театра «Ждем вас в З