НАРОДНЫЙ ТЕАТР

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАРОДНЫЙ ТЕАТР
театр, бытующий в народных массах: Балаган, Вертеп, Петрушка, Скоморохи, а также непрофессиональный любительский театр. Появился в России в середине XIX в. Тот же термин применяется к профессиональному театру, деятельность которого со второй половины XIX в. была адресована широкому зрителю (т. н. театр для народа).

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Народный театр
многовековой процесс формирования театральных традиций из обрядов, игрищ, скоморошьих действ, распространенных на тер. У., в значительной ст. совпадал с общерус. традицией по срокам проведения (святки, масленица, Пасха, Троицын день), способам и средствам перевоплощения в отд. действах (характерные виды ряжения, принципы костюмировки, маскировки, использования традиционных материалов и пр.) и по разл. типам общения между исполнителями и зрителями: непосредственного - в масленичных и святочных игрищах и опосредованного - в хороводных.    Региональное своеобразие проявлялось в обрядово-зрелищных представлениях святочного сезона (преобладала как скоморошья, так и самобытная национальная тематика), масленичного (с использованием в обрядовых действах сюжетов из местной жизни, своеобразных масленичных указов) и весенне-летнего (с сохранением до конца XIX в. игрищ, связанных с тотемно-анимистическими верованиями коренных жителей края: "Токмач", "Соловая кобылка", "Золотые рога", "Три елочки", "Охота на оленей"). Ур. Н.Т. имел собственный "список персонажей". В нем преобладали нац. типы (башкиры, казаки (казачество), татары, украинцы, русские); з-дчики-раб., связанные с горноз-дской спецификой края. Локальные особенности прослеживались на У. и в распространении нар. драм. Так, среди крест., приписанных к юж.-ур. з-дам, разыгрывались самобытные представления "Свадьба Пугачева", "Скоморошьи игрища". Своеобразными были драматические представления у оренб. казачества: в действия нар. драм здесь обычно вплетались масленичные указы. В с., примыкавших к Невьянскому и Нижне-Тагильскому з-дам, нар. драмы зачастую сопровождались пением, поскольку здесь с нач. XVIII в. существовала певческая традиция. Самобытность нар. драм на У. заключалась в том, что они отражали историю и особенности быта местного нас.    Лит.: Теплухов Ф.А. Народное празднество "Три елочки" в Богородской волости Пермского уезда // Пермский край. Т.1. 1892; Безруков Я.Г. Завивание венков и снаряжение березки на троицкой неделе в с. Богородском Красноуфимского уезда // Записки УОЛЕ. Екатеринбург, 1894. Т. 15; Сюзев П.В. Народное празднество "Токмач" в Дубровской волости Оханского уезда // Пермский край, 1895. Т. 3; Онучков Н.Е. Масленица // Пермский краеведческий сборник. Вып. 4. Пермь, 1928; Бирюков В.П. Дореволюционный фольклор на Урале. Свердловск, 1936; Блажес В.В. Сатира и юмор в дореволюционном фольклоре рабочих Урала. Свердловск, 1987.    Азарян А.Б.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000