НАРВАЭС ЛУИС ДЕ

Найдено 1 определение
НАРВАЭС ЛУИС ДЕ
Знаменитый виуэлист. Родился в Гранаде в начале XVI века – в 1510 году. Автор трактата, стоявшего у истоков гитары, заслуживающего внимание музыковедов и выгравированного на скрижалях истории музыки.
Это – поднять его качества
Выше полета птиц,
Это означает величие,
И это нежная музыка,
Чтобы поднялось понимание,
Так высоко в созерцании,
Которое поднимает ее в один момент
На божественное место.
Это совершенство там.
Это говорит нам автор в своем произведении. Он преуспел в искусстве слова так же хорошо, как и в искусстве Орфея. Его произведение, украшенное с соблюдением хорошего вкуса, объявляется: “Шесть книг Дельфина/по музыке/в цифрах для гитары на виуэле/Луиса Нарваэса,/адресованное сеньору дону Франсиско/де лос Ковос,/ командору–мастеру Леона/Эта первая книга трактует восемь тонов для игры разных голосов на виуэле”.
Так представляет свою книгу почтенный Нарваэс, усиливая ее далее глубокой благодарностью своему хозяину и сеньору. Далее автор “Дельфины” еще более утверждается в сказанном следующей записью: “Пролог. Из многолетнего и определенного опыта мы знаем, глубокоуважаемый сеньор, что целью любого произведения является определенная степень заслуги, для которой оно составляется, а что это так, нам подтверждают древние философы и доктора – потомки, достоинства и доктрины которых всегда должны присутствовать у нас в памяти, так как они использовали свое время не только для сочинения произведений, но работали и над извлечением зерна, плоды которого сделали бы их в этой жизни бессмертными, как кажется; и это мы видим в произведениях, которые они написали. И описав глубоко секреты природы и моральную философию, дали им свет и сообщили о них тем, кто придет позже. Учитывая это, благороднейший сеньор, и то, что занятием моей жизни была музыка, а также стремление узнать ее соотношение на практике; кроме того, то, что большинство времени я уделял музыке виуэлы, так как это была моя основная цель, я с большим желанием и настойчивостью работал над написанием шести книг музыки в цифрах для игры на виуэле под названием “От Дельфина” и справедливо, ибо это грех в музыке, если о ней пишутся великие вещи. Я упорно старался написать такую книгу как эта, новую и полезную; ведь до настоящего времени в Испании не упоминали о том тонком искусстве, которым я искренне наслаждаюсь. Если бы я увидел, что извлекают плоды (с Божьей помощью), я бы представил публике другие большие произведения, которые запомнили уже существующие, и я достиг поставленной цели, удовлетворив свое желание. И после того, как Вы просмотрите и одобрите то, что я Вам направляю, я соглашусь с мнением ученых мужей, которые захотели бы составить свое мнение об этом произведении (а они, наверняка, захотят это сделать), и в соответствии с этим я продолжу свою работу в будущем. Посмотрите его, Ваша милость, с искренностью и знанием. Посмотрите и исправьте это произведение. Об этом просит Вас Ваш верный слуга.”
После этого “Пролога” первую книгу он составляет из фантазий на восьми тонах. Здесь имеется гравюра, изображающая каравеллу, которая напоминает нам “Святую Марию”, здесь же сидящий на дельфине и играющий на виуэле Орфей. Пять остальных книг он заполняет вильянсико, песнями, религиозной музыкой и т.д. Это ценное произведение было опубликовано в Вальедолиде в 1538 году Диего Эрнандесом де Кордовой, ин–фолио.
Нам немного известно о жизни Нарваэса, и мы не можем составить его биографию. Занимавшиеся им авторы утверждают, что он был великим исполнителем (как и может предположить читатель) и учителем виуэлы у короля Филиппа II. Знаменитый Хуан Бермудо горячо хвалит и рекомендует трактат выдающегося гранадца из трилогии “Луисов–виуэлистов XVI века” (Луис Милан (1536 год), Луис Венечас де Инаэстраса (1557 год) и Луис, о котором мы пишем). Музыкальное и историческое значение этого трактата оценили выдающиеся музыковеды, как например, Морфи в “Испанских лютнистах XVI века” (1902 год), Феликс Педрель в “Музыкальном народном испанском консьонеро” (1922 год), Эдуардо М. Торнер в “Собрании испанских виуэлистов XVI века” (1923 год). Эти авторы проделали достойную их работу, изучив и сделав переложения с оригинальных изданий; не будучи гитаристами, они наградили наш инструмент почетным орденом. Наконец, напомним о Парада–и–Баррета в его “Техническом, историческом и биографическом словаре” (1868 год). Это перевоплощение артиста, который под именем “Лудовикуса Нарбайса” выступает как сочинитель Мотете в четвертой книге, на четыре голоса, а в пятой – на пять голосов. Книги опубликованы в Лионе Жаком Модерном в 1539 году и в 1543 году. “Два экземпляра “Дельфина” хранятся в Национальной библиотеке в Мадриде; один экземпляр не в очень хорошем состоянии, так как он пострадал во время пожара в доме Бо Сальдони, после этого он был подарен Барбьери, а уже от него перешел во владение библиотекой наряду со вторым, торжественным, в хорошем состоянии.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998