Насх и Мансух

Найдено 1 определение
Насх и Мансух
отмена положений одних аятов Корана или хадисов, в пользу положений других аятов или хадисов. В словарном значении, слово "насх" означает "упразднение", "удаление", "устранение", "изменение", "из-менение", "преобразование", "перенесение". Отмененное положение же на-зывается мансух. Некоторые подробности ниспослания Божественных откровений Согласно мусульманской доктрине, откровения, которые ниспосылались пророку Мухаммаду (как и другим пророкам до него), имели более широкий спектр и не ограничивались лишь теми стихами, которые вошли в Писание. На протяжении 23 лет ему ниспосылались Божественные откровения, в соответствии с различными эпизодами его личной жизни и общественной жизни общества, в котором он жил. В широком же смысле, вообще все дей-ствия, поступки, речения и т. д. пророка Мухаммада являются в своем роде результатом Божественного откровения. В одних случаях Бог ниспосылал ему их непосредственно, а в другом случае молчаливо одобрял те или иные его действия. Если же Мухаммад в чем-то ошибался (это естественно для человека), Бог сразу же исправлял его ошибку откровением. Именно поэто-му Сунна, также как и Коран, рассматривается Богооткровенной. Однако официальным Писанием Сунна не является, она только дополняет Коран и комментирует его. Некоторые из Божественных откровений носили временный, сиюминут-ный характер. Они ниспосылались по каким-то конкретным жизненным слу-чаям и не носили всеобщего характера. Определенная часть из них вообще не была заучена или записана и бесследно исчезла, так как не была предна-значены Богом для вечности. Другие откровения оказывались более устойчивыми. Они высказывались Мухаммадом прилюдно, либо в частных беседах с конкретными людьми, ко-торые запоминали или записывали его слова и передавали своим потомкам. Позднее, все известные из его речений были исследованы на достоверность мусульманскими учеными-мухаддисами (например, Бухари, Муслимом и т.д.) по введенной ими методологии отбора и вошли в состав сборников ха-дисов. Третья часть откровений же являлась наиболее официальной и в соответ-ствии с Божьей волей должна была войти в Его вечное Слово - Коран. Точ-ное количество аятов Корана, их порядок расположения, содержание и со-став в точности определялся Богом и передавался пророку Мухаммаду по-средством ангела Джибрила, а тот в свою очередь, сразу же обучал ниспос-ланным аятам своих сподвижников, одновременно заставляя своих секрета-рей записывать их. Важнейшее значение в понимании смыслов и истории Божественных от-кровений играет насх (отмена откровения Богом и замена его новым), кото-рый зафиксирован в аяте Корана: "А когда Мы заменяем одно знамение дру-гим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: "Ты толь-ко измыслитель!". Да, большинство их не знает. Скажи: "ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверова-ли, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". Язык того, на которого они указы-вают иноземный, а это - язык арабский, ясный" (Коран, 16:101-103); а также в аяте: "Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?" (Коран, 2: 106). Бог отменял Свои повеления по различным причинам. Например, одной из причин насха было стремление постепенно, шаг за шагом, приучить людей к исполнению и пониманию сути Божественных заповедей. Ведь если бы, скажем, все запреты или иные предписания были бы ниспосланы в закон-ченном виде, как это мы видим сегодня в Коране, то большинство людей не поняло бы их. Кроме того, сложно было бы людям, которые всю свою созна-тельную жизнь привыкли к одному образу жизни сразу, в одночасье поме-нять его на другой. Это было сложно даже для одного человека, не говоря уже о жизни целого общества, которое находилось в плену своих старых традиционных воззрений. Именно поэтому некоторые положения Божест-венных откровений, постепенно менялись на протяжении жизни пророка Мухаммада, по мере развитии монотеистических устремлений в арабском обществе. Насх имел место абсолютно для всех типов откровений, включая и Коран. Некоторые аяты, ранее входившие в Коран, позднее были оттуда выведены, или заменены новыми Божественными откровениями. Однако были и такие аяты, которые, несмотря на отмену, все-таки остались в Коране. Этот про-цесс длился на протяжении всей 23-летней пророческой деятельности Му-хаммада и завершился с его смертью. Именно поэтому окончательной записи Корана при жизни Мухаммада не было. Ведь Божественные откровения продолжались, и иногда определенная часть из них заменялась другими и теряла свою актуальность. Их чтение за-прещалось в качестве Корана, но они могли оставаться в памяти сподвижни-ков, которые заучивали их и позднее вошли в Сунну. Кроме этого, часто откровения Корана ниспосылались на различных диа-лектах арабских племен, среди которых вели проповеди мусульмане. По этой причине одни и те же аяты ниспосылались по несколько раз на этих диалектах. По причине наличия насха и различных диалектных форм этих Божест-венных откровений, в Сунне нашли отражение многие хадисы, высказыва-ния пророка и прямые Божественные откровения (хадисы-кудси). Но аяты Корана, среди всех откровений, имеют исключительное значение. Это вечное слово Бога, которое было ниспослано Им непосредственно Сво-ему посланнику Мухаммаду. Его оригинал находится у Бога (См. Левх аль-Махфуз). Поэтому его сохранность и передача следующим поколениям была осо-бенно важным делом. Для того чтобы выделить аяты Корана из других от-кровений, ангел Джибрил всегда особо оговаривал, является ли принесенное им откровение кораническим аятом или нет. Как только он приносил кора- нические аяты, пророк сразу же распоряжался, чтобы его сподвижники и секретари заучивали их и записывали. Для других, некоранических открове-ний, он не давал таких распоряжений, и поэтому они остались по большей части в устной традиции, которая затем была введена в соответствующие сборники хадисов. В связи с этими процессами большое значение имел про-цесс повторения Корана в месяц Рамадан каждого года (Арза), когда ангел Джибрил приходил к пророку Мухаммаду для проверки его знаний о составе Корана. А тот, в свою очередь, передавал результаты Арзы народу, который собирался в мечетях. Последняя же Арза, которая состоялась непосредст-венно перед смертью пророка, называется Арза аль-Ахира. Она имеет еще большее значение, так как при этом событии был еще раз повторен полный текст Корана в том виде, в котором он имеется сегодня. Если взамен одного коранического аята ниспосылался другой, то Мухам-мад сразу же распоряжался объявить о том, что этот аят уже больше не ко-ранический, и заменен другим. Но многие его сподвижники, заучив ауты, уезжали в различные области Аравии и выполняли свои функции вдали от пророка. И это было естественным процессом. Мусульманские владения расширялись и многие образованные мусульмане, близкие к пророку, уезжа-ли исполнять свою проповедническую миссию в самых отдаленных от Ме-дины уголках Аравии. В связи с этим, в некоторых случаях, они не имели информации о насхе одних аятов другими и продолжали считать кораниче-скими отмененные аяты. Полную информацию о составе Корана и обо всех изменениях в нем имели только непосредственные секретари и наиболее приближенные к пророку люди. Остальные же имели отрывочные сведения об этом по мере их нахождения в Медине. Но, тем не менее, большинство из них позднее узнавало об изменениях и вносило коррекции в свои тексты, ко-торые в то время назывались «мусхафами» (свитками). Одним из таких сек-ретарей Мухаммада, который имел полную информацию об окончательном составе Корана, был Зейд ибн Сабит, который позднее возглавил комиссию по окончательной редакции Корана. Примером отмены коранических аятов является следующий хадис: "Аиша сообщила, что среди ниспосланного в Коране были слова "Десятикратное кормление грудью является запретным", однако затем это повеление было заменено на "пять кормлений грудью". Этот аят оставался в Коране до смер-ти пророка" [Муслим, Рада 24, /1452/; Абу Давуд, Никах 11, /2062/; Тирмизи, Рада 3, /1150/; Насаи, Никах 51, /6, 100/]. В комментариях к этому хадису мусульманские толкователи пишут: "Запрет о десяти кормлениях грудью был одним из первых аятов, ниспосланных по этой теме. Однако, незадолго до смерти пророка, этот аят был отменен и за-менен новым аятом, в котором говорилось уже о пяти кормлениях. В этом состоянии чтение этих аятов в качестве Корана (тилават) было запрещено, но их правовое действие сохранилось. Это был последний отмененный аят в Коране (насх). Он был отменен пророком незадолго до своей смерти, и неко-торые из его сподвижников не знали об этом и продолжали его чтение в ка-честве аята Корана. Затем его отмена стала известна всем, и эти строки больше не читались в качестве коранических аятов." (Canan ?. K?t?b-i Sitte Muhtasar?. C. 16. Ankara, 1995. s. 31). Другим примером отмены коранических стихов (или замены их другими) является следующий хадис: "Абу Харб сообщил со ссылкой на своего отца, что Абу Муса аль-Ашари послал за чтецами Корана Басры. Они прибыли к нему, и их было триста. Они читали Коран, и он сказал: "Вы - лучшие среди жителей Басры, поскольку Вы - чтецы Корана. Так продолжите это дело. Но имейте в виду, что это чтение на протяжении долгого времени может и не укрепить ваши сердца, как были укреплены сердца тех, которые были преж-де вас. Мы имели обыкновение читать суру, которая была аналогична в дли-не и серьезности к суре Бараа. Я, однако, забыл ее за исключением этих строк: " Если бы было две долины, полные богатством, для сына Адама, он был бы на третьей долине, и ничто не заполнит живот сына Адама, кроме праха. " И мы использовали такое чтение, которое напоминало суру Мусаб-бихат, но я забыл ее и помню только это: "О люди, почему вы говорите то, чем не занимаетесь" и "что записано на ваших шеях как свидетельство про-тив вас и вы будете спрошены об этом в день воскресения." (Муслим, Сахих 5, 2286). Абу Муса аль-Ашари, о котором повествуется в этом хадисе, был одним из знатоков Корана. Он имел свои свитки Корана (мусхаф) под названием Лу-баб аль-Кулуб и обучал им жителей Басры до окончательной редакции Ко-рана халифом Османом. Эти свитки не сохранились до сегодняшнего дня, так как Абу Муса аль-Ашари узнав об окончании работ по редакции Корана, уничтожил этот Мусхаф вместе со всеми остальными знатоками Корана и принял окончательную редакцию Корана. Возможно, что в его Лубаб аль-Кулуб входили и отмененные аяты Корана, о которых повествуется в этом хадисе. Насх и мансух в Коране и Сунне (Приводится по Ibn-i Kesir. Hadislerle Kuran-i Kerim tefsiri. C. 1. Istanbul, 1989, s. 410-416). Большое значение насх и мансух играет в науке о толковании Корана (См. Тафсир). Не имея понятия о насхе, невозможно прийти к верному заключе-нию в толковании Корана. С раннего периода истории Ислама, проблема насха стала объектом дис-путов и дискуссий. Еще во времена пророка Мухаммада язычники и иудеи стремились вызвать недовольство пророком со стороны арабов, говоря им о том, что пророк раньше давал одни указания своим сподвижникам, а затем упразднял их и давал другие. Востоковедческая наука, также ссылаясь на на-личие насха в Коране, пыталась выдать это за наличие противоречий в этой книге, как это было сделано ранее с Ветхим и Новыми Заветами. В вопросе о том есть ли насх в Коране или нет, имеется два мнения. Одна часть ученых приняли наличие насха и отмену Кораном всех остальных пи-саний. Они считали, что само появление новой мусульманской общины по-влекло за собой изменение некоторых предписаний и запретов, известных ранее. По этой причине, по их мнению, насх не имеет отношения к основам веры, а ограничивается только сферой предписаний и запретов. Другие же считали, что отмена Кораном прежних писаний возможна с точки зрения ра-зума, однако отмена положений одних аятов другими внутри Корана невоз-можна. Одним из тех, кто отрицал наличие насха в Коране, был Абу Муслим Мухаммад ибн Бахр Исфахани (III/IX-IV/X вв.). Таким образом, по проблеме насха на первый план выходят три основных вопроса: 1. Можно ли в принципе принять положение о насхе с точки зрения разу-ма? Все мусульмане единогласны в том, что насх приемлем с точки зрения разума. 2. Если насх приемлем с точки зрения разума, то имеет ли он место в дей-ствительности, или нет? Тут также можно сказать, что насх действительно имеет место в реальности. Так, еще до Корана, в Торе и Евангелиях были отмененные предписания. Например, там, вначале детям Адама было разре-шено жениться друг с другом, но затем это было запрещено. Или, например, если в Торе было предписано соблюдение суббот, то в Христианстве это бы-ло ликвидировано. Все эти примеры показывают, что насх имел место до Ислама. 3. Есть ли в самом Коране насх или нет? То есть, имеет ли место отмена одних, более ранних положений Корана другими, хронологически более поздними? Как уже было отмечено выше, на этот счет имеется два мнения: одни подтверждают, а другие отрицают это. Противники наличия насха в Коране считают, что: а) Несмотря на то, что насх, в целом, соответствует доводам разума, тем не менее, отмененных аятов в самом Коране нет; б) Принцип насха не имеет отношения к принципу Корана и является лишь методом его толкования; в) Нет однозначных указаний на то, что один аят Корана может отменять другой; г) Те, кто принимает насх одних аятов Корана другими, не имеют точных данных о том, что отменяющие аяты были действительно ниспосланы после отмененных; д) Правомочность насха (отмены или изменения) одних аятов Корана дру-гими не утверждается однозначно ни в одном аяте Корана. Однако большинство мусульманских тафсиристов признавало насх. Они провели достаточно детальные исследования, как в области методологии, так и других его аспектов. Известными учеными, которые занимались этой про-блемой, были: - Катада ибн Дуама (ум. 736); - Абу Убейд Касим ибн Саллам (ум. 838); -. Абу Давуд аль-Сиджистани (ум. 888); - Абу Бакр аль-Анбари (ум. 940); - Абу Джафар ан-Наххас (ум. 949); - Хибетулла ибн Салама (ум. 1019); - Абу Бакр ибн аль-Араби (ум. 1148); - Абуль-Фарадж Абд ар-Рахман ибн аль-Джавзи (ум. 1201); - Мекки ибн Абу Талиб (ум. 925); - Джалал ад-Дин ас-Суюти (ум. 1505); - Абу Абдулла Мухаммад ибн Хазм (ум. 1064). В основном все работы этих исследователей носят название "Ан-Насх ва аль-Мансух" и были написаны в различное время. Согласно их выводам, насх присутствует, как в Коране и Сунне, так и в исламском праве. Доказательством наличия насха в Коране же является следующий аят: "А когда Мы заменяем одно знамение другим, - ведь Аллах лучше знает, что Он ниспосылает, - они говорят: "Ты только измыслитель!". Да, большинство их не знает. Скажи: "ниспослал его дух святой от твоего Господа во истине, чтобы утвердить тех, которые уверовали, на прямой путь, и радостную весть для мусульман. Мы знаем, что они говорят: "Ведь его учит только человек". Язык того, на которого они указывают иноземный, а это - язык арабский, яс-ный" (16: 101-103). В этом аяте, который был ниспослан в Мекке, содержится ответ на утвер-ждения тех людей, которые говорили о том, что якобы Коран является про-изведением Мухаммада. А в другом аяте: "Всякий раз, как мы отменяем стих или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него. Разве ты не знаешь, что Аллах над всякой вещью мощен?" (2: 106), го-ворится об отмене или изменении прошлых законов. Мусульманскими тафсиристами были выведены следующие разновидно-стях насха: 1. Насх Кораном Корана. Большинство мусульман признают насх одними аятами Корана, других ая-тов Коран, и в этом вопросе имеет место иджма. Этот вид насха разделяется на три вида: а) Аяты, в которых религиозное предписание (хукм) отменено (мансух), но их текст остается в силе; б) Аяты, в которых отменен текст, но религиозное предписание остается в силе; в) Аяты, в которых отменены как религиозное предписание, так и текст; 2. Насх Корана Сунной. В этом вопросе исламские ученые имеют различное мнение. Одни из них допускали это, а другие нет. Сторонниками насха аятов Корана Сунной были приверженцы Абу Хани-фы и Малика ибн Анаса, а также представители калама мутазилитов и аша-ритов. По их мнению, Сунна также является следствием Божественного от-кровения. Разница между ними заключается только в том, что слова и выра-жения Корана регулируются Аллахом, а Сунны - пророком (с ведома Алла-ха). Именно поэтому насх аятов Корана положениями Сунны также должен быть разрешен, как и насх одних аятов Корана другими. Противниками насха аятов Корана Сунной являются приверженцы право-вых школ Мухаммада ибн Идриса аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля, а так-же большинство захиритов. 3. Насх Сунны Кораном. Тут также имеются противники и сторонники этого вида насха. Сторонниками насха Сунны аятами Корана является большинство калами-стов и факихов. Согласно их мнению, они оба являются следствием Божест-венного откровения. Если одни откровения могут отменять другие, то, в этом случае, насх положений Сунны аятами Корана допустим. К примеру, обращение в сторону Кудса (Иерусалима) при намазе, которое было упомя-нуто в Сунне, было отменено аятом Корана. Противниками же этого являются последователи некоторые последователи шафиитского мазхаба. 4. Насх Сунны Сунной. Этот насх разделяется на 4 вида: а) Насх Сунны-мутаватир Сунной-мутаватир (См. Хабар аль-Мутаватир); б) Насх Сунны-ахад Сунной-ахад (См. Хабар аль-Ахад); в) Насх Сунны-ахад Сунной мутаватир; г) Насх Сунны-мутаватир Сунной-Ахад. Первые три вида этого насха приняты исламскими учеными. Что же каса-ется последнего, то он приемлем с точки зрения разума, однако является спорным с точки зрения шариатского разрешения. Большинство факихов не принимают его. Однако этот вид насха принимается захиритами. Один из сторонников насха в Коране - Джалал ад-Дин Суюти, который ис-следовал данную проблему, выделил 20 отмененных аятов. Отмененными аятами (мансух), которые были отменены (насх) другими аятами являются следующие: Аят «Бакара», 2: 115 который был отменен аятом «Бакара», 2: 144. И далее: «Бакара», 2: 184 - «Бакара», 2: 185; «Бакара», 2: 183 - «Бакара», 2: 187; «Бакара», 2: 217 - «Тауба», 9: 5, 36; «Бакара», 2: 240 - «Бакара», 2: 234; «Бакара», 2: 284 - «Бакара», 2: 286; «Семейство Имрана» 3: 102 - «Тагабун», 64: 16; «Ниса», 4: 33 - «Анфаль», 8: 75 и «Ахзаб», 33: 6; «Ниса», 4: 15 - «Нур», 24: 2; «Маида, 5: 2 - «Тауба», 9: 35; «Маида, 5: 42 - «Маида», 5: 49; «Маида, 5: 106 - «Талак», 65: 2; «Анфаль, 8: 65 - «Анфаль», 8: 66; «Тауба 9: 41 - «Тауба» 9: 91, 122; «Ахзаб», 33: 52 - «Ахзаб», 33: 50; «Муджадила» 58: 12 - «Муджадила» 58: 13; «Мумтахына» 60: 11 - «Анфаль» 8: 41. «Нур» 24: 33 - «Нур», 24: 32. Индийский улем Шах Валиуллах Дехлеви в произведении "Фавз аль-Кабир", посвященном методологии тафсира, подверг внимательному иссле-дованию все аяты, которые Суюти считал отмененными (мансух) и пришел к выводу, что таковыми можно считать только пять из них. Примеры насха в Ветхом и Новом заветах Имеется много примеров того, что насх имел место и в предыдущих Свя-щенных писаниях. В качестве примера можно привести следующие: 1. В начале Торы Бог сказал Ною, который вышел из ковчега: "Все дви-жущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте" (Бытие, 9: 3-4). Однако в третьей книге Торы (Левит, 11) говорится о том, что некоторые виды живот-ных запрещаются для потребления в пищу. Таким образом, предыдущий стих был отменен; 2. В Торе Бог разрешает сыновьям Адама жениться на его дочерях. Сыно-вья одной пары близнецов женились на дочерях другой пары. Однако затем это было запрещено, и иудеи и христиане больше не женятся на своих сест-рах. Это тоже является наглядным примером отмены раннего предписания; 3. Если ранее охота не была запрещена в субботу, то затем Бог ее запретил; 4. Бог вначале приказал сынам Израиля убивать поклонившихся тельцу соплеменников, а затем отменил этот приказ (Исход, 32: 14); 5. В законе Моисея развод был разрешен (Второзаконие, 24: 1 - 4). Однако Иисус отменил его (Евангелие от Матфея, 5: 31 - 32); 6. В Евангелии от Матфея говорится, что Иисус был только посланником к народу Израиля (Матфей, 15: 24), однако в Евангелии от Марка говорится о том, что он был послан ко всем народам (Марк, 16:15). Если оба утвержде-ния признать верными, то это означает, что одно из них было впоследствии отменено. [Хотя следует отметить, что имеются данные о том, что стих (Марк, 16:15), как и вся концовка главы 16 является поздней вставкой. Час- тично это признается в англоязычной Библии "The Holy Bible. New International Version" New York, "Harper Paperbacks" p. 908): "Некоторые ранние манускрипты и некоторые другие свидетельства не содержат стихов Марк (16:9-20)"]; 7. Несмотря на то, что свинина была запрещена в законе Моисея (Левит, 11: 7, 8), а Иисус не отменял этот запрет, тем не менее, апостолы разрешили его употребление в пищу. В частности апостол Павел говорил: "Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (1-е послание Коринфянам, 8: 8).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007