Наскальные изображения
Наскальные изображения
петроглифы, писаницы, - древние изображения на стенах и потолках пещер, на открытых скальных поверхностях, на отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Наскальные изображения представлены в пещерах и гротах Южной Франции (См. Монтеспан, Ласко), Северной Испании (Альтамира). Характерны фигуры животных, объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников – медведя, пещерного льва. На территории России палеолитические наскальные изображения открыты в Каповой пещере (См. Капова пещера) на Урале, на скалах у деревни Шишкино на р. Лене, геометрические начертания в гротах Грузии. Большинство исследователей признает, что наскальные изображения имели магическое значение. Стиль и техника наскальных изображений разнообразны – от контурного изображения, процарапанного ил обведенного одной красочной линией, до барельефа и полихромной росписи. В конце палеолита, мезолите и особенно в эпоху неолита наскальные изображения получили более широкое распространение. Среди наскальных изображений эпохи бронзы и раннего железа, помимо изображений диких животных, сцен охоты, магических знаков и др., характерных и для предшествующих эпох, встречаются изображения домашних животных, жилищ и целых поселений, религиозных обрядов, лодок с гребцами, обработки земли мотыгами, сцены сражений и грабительских набегов. См. Первобытное искусство, Оленные камни.
НАСКАЛЬНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ
петроглифы, писаницы) - древние рисунки на стенах пещер, на открытых скальных поверхностях и на отдельных камнях. Известны во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитич. Н. и. представлены в пещерах и гротах Юж. Франции (Комбарель, Монтеспан, Ласко и др.), Сев. Испании (Альтамира, Кастильо и др.) и др. Характерны фигуры животных, гл. объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников: медведя, пещерного льва. Встречаются изображения людей. На терр. СССР палеолитич. Н. и. открыты в Каповой пещере на Урале, на скалах у д. Шишкино на р. Лене, геометрич. начертания в гротах Мгвимеви на Кавказе. Большинство исследователей признает магическое значение этих изображений. Стиль и техника Н. и. прошли длит. эволюцию от контурного рисунка, процарапанного или обведенного одной красочной линией, до барельефа и полихромной росписи (применялись минеральные краски). В кон. палеолита, мезолите и особенно в эпоху неолита Н. и. получили более широкое распространение. Центр. темой их становится деятельность человеческих коллективов. В росписях Вост. Испании, Юж. Италии, Сев. Африки (Тассили), Центр. и Вост. Сахары, Юж. Африки гл. место занимают сложные композиции охоты, войны, обрядовых действий и др. На терр. СССР к тому же кругу памятников относятся памятники Зараут-сая. Особую группу составляют своеобразные Н. и. неолитич. охотничье-рыболовческих племен С. (в Сев. Скандинавии, в Карелии и Вост. Сибири). На поверхности гранитных скал выбиты или нарисованы охрой динамич. сцены охоты, изображения мифологич. значения и др. Дальнейшее развитие и распространение Н. и. получили в эпохи бронзы и особенно раннего железа. Н. и. этого времени встречаются во многих странах мира. В СССР они известны на С. Европ. части, в Сибири, Туве, на Кавказе и в Крыму, на Дальнем Востоке и Ср. Азии. Иногда сотни и тысячи рис., часто относящихся к различным эпохам, сплошь покрывали скалы; нередко древние изображения перекрыты более новыми (напр., Кобыстан в Азерб. ССР, Писанная гора в Хакассии, Кобдо-Сомон в Монголии и др.). Среди Н. и. этого времени, помимо изображений диких животных, сцен охоты, магич. знаков и др. характерных и для рис. предшествующих эпох встречаются изображения домашних животных, жилищ и целых поселений, религ. обрядов, лодок с гребцами, обработки земли мотыгами, сцены сражений и грабительских набегов и мн. др. Н. и. в художеств. форме отражали хоз. и духовную жизнь людей соответств. эпох. Они имеют большое значение как ист. источник. Лит.: Бадер О. Н., Открытие палеолитической пещерной живописи на Урале, Ист.-археол. сб. МГУ, 1962; Гущин А. С., Происхождение искусства, М.-Л., 1937; Лот A., В поисках фресок Тассили, пер. с франц., М., 1962; Окладников А. П., Шишкинские писаницы, Иркутск, 1959; Равдоникас В. И., Наскальные изображения Онежского озера и Белого моря, ч. 1-2, М.-Л., 1936-38; Чернецов В. Н., Наскальные изображения Урала, М., 1964 (в серии "Археология СССР"); Bandi H.-G., Maringer J., Kunst der Eiszeit. Levantekunst. Arktische Kunst, Basel, 1955; Breuil (Abb? H.), Quatre cents si?cles d´art pari?tal, P., 1952; Graziosi P., Die Kunst der Altsteinzeit, Stuttg., 1956. З. А. Абрамова. Ленинград.