НАТЮРМОРТ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НАТЮРМОРТ
мертвая природа — жанр изобразительного искусства, главным образом станковой живописи, посвященной изображению неодушевленных предметов: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы, атрибуты какой-либо деятельности.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Натюрморт
фр. nature morte, букв. – мертвая природа) – жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвящается изображению предметов обихода и снеди (овощи, мясо, дичь, фрукты, цветы) в сочетании с посудой, драпировками и пр..

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

НАТЮРМОРТ
(фр. nature morte — мертвая нату-ра) — жанр изобразительного искусства, показывающий окружающие человека вещи — предметы быта, снедь, цветы, плоды и т.п., размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. Натюрморт возник еще в эпоху античности, но как самостоятельный жанр он сложился в XVII в. Его расцвет произошел в Голландии, где протестантизм запрещал художникам писать картины на религиозные темы, что заставило их искать новые направления в живописи. Исторически первым произведением в жанре натюрморта принято считать картину венецианского художника Якопо де Барбари. Но первыми выдающимся мастерами этого жанра стали фламандские мастера Франс Снейдерс и Ян Фейт, которые с большой глубиной и тонкостью колорита запечатлели пышное изобилие природы, красочность и пластичность ее даров. В XIX в. натюрморт приобрел новый смысл. Творчество Оноре Домье, Эдуарда Мане, Поля Сезанна, Винсента ван Гога было ориентировано на раскрытие объективного своеобразия, неповторимые качества вещей и предметов. В
XX в. от-крылись новые возможности натюрморта. Пабло Пикассо, Жорж Брак, Владимир Татлин и другие выразили в окружающих предметах свое понимание мира и соб-ственной личности.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

НАТЮРМОРТ
франц. nature morte – мертвая природа), один из жанров живописи. В натюрмортах изображаются дары природы (плоды, цветы, рыба, дичь), а также вещи, сделанные руками человека (столовая утварь, вазы, часы и т. д.). Иногда неодушевленные предметы соседствуют с живыми существами – насекомыми, птицами, животными и людьми.
Натюрморты, включенные в сюжетные композиции, встречаются уже в живописи Древнего мира (настенные росписи в Помпеях). Сохранилось предание о том, что древнегреческий художник Апеллес столь искусно изобразил виноград, что птицы приняли его за настоящий и стали клевать. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в 17 в. и тогда же пережил свой яркий расцвет в творчестве голландских, фламандских и испанских мастеров.
В Голландии существовало несколько разновидностей натюрморта. «Завтраки» и «десерты» художники писали так, что казалось, будто человек где-то рядом и сейчас вернется. На столе дымится трубка, скомкана салфетка, не допито вино в бокале, надрезан лимон, надломлен хлеб (П. Клас, В. Хеда, В. Калф). Популярны были также изображения кухонных принадлежностей, ваз с цветами и, наконец «Vanitas» («суета сует»), натюрморты на тему бренности жизни и ее кратковременных радостей, призывавшие помнить об истинных ценностях и позаботиться о спасении души. Любимые атрибуты «Vanitas» – череп и часы (Ю. ван Стрек. «Суета сует»). Для голландских натюрмортов, как и вообще для натюрморта 17 в., характерно присутствие скрытого философского подтекста, сложная христианская или любовная символика (лимон был символом умеренности, собачка – верности и т. д.) Вместе с тем художники с любовью и восторгом воссоздавали в натюрмортах многообразие мира (переливы шелков и бархата, тяжелые ковровые скатерти, мерцание серебра, сочные ягоды и благородное вино). Композиция натюрмортов проста и устойчива, подчинена диагонали или форме пирамиды. В ней всегда выделен главный «герой», например бокал, кувшин. Мастера тонко выстраивают взаимоотношения между предметами, противопоставляя или, наоборот, сопоставляя их цвет, форму, фактуру поверхности. Тщательно выписаны мельчайшие детали. Небольшие по формату, эти картины рассчитаны на пристальное рассматривание, долгое созерцание и постижение их скрытого смысла.
Фламандцы, напротив, писали крупные, порой огромные полотна, предназначенные для украшения дворцовых зал. Их отличают праздничное многоцветье, обилие предметов, сложность композиции. Такие натюрморты называли «лавками» (Я. Фейт, Ф. Снейдерс). В них изображали столы, заваленные дичью, дарами моря, хлебами, а рядом – хозяев, предлагающих свой товар. Изобильная снедь, словно не умещаясь на столах, свисала, вываливалась прямо на зрителей.
Испанские художники предпочитали ограничиваться небольшим набором предметов и работали в сдержанной цветовой гамме. Посуда, фрукты или раковины на картинах Ф. Сурбарана и А. Переды степенно расставлены на столе. Их формы просты и благородны; они тщательно вылеплены светотенью, почти осязаемы, композиция строго уравновешена (Ф. Сурбаран. «Натюрморт с апельсинами и лимонами», 1633; А. Переда. «Натюрморт с часами»).
В 18 в. к жанру натюрморта обратился французский мастер Ж.-Б. С. Шарден. Его картины, изображающие простую, добротную утварь (миски, медный бак), овощи, немудреную снедь, наполнены дыханием жизни, согреты поэзией домашнего очага и утверждают красоту повседневного бытия. Шарден писал также аллегорические натюрморты («Натюрморт с атрибутами искусств», 1766).
В России первые натюрморты появились в 18 в. в декоративных росписях на стенах дворцов и картинах-«обманках», в которых предметы воспроизводились настолько точно, что казались настоящими (Г. Н. Теплов, П. Г. Богомолов, Т. Ульянов). В 19 в. традиции обманки были переосмыслены. Натюрморт переживает подъем в первой пол. 19 в. в творчестве Ф. П. Толстого, переосмыслившего традиции «обманок» («Ягоды красной и белой смородины», 1818), художниковвенециановской школы, И. Т. Хруцкого. В обыденных предметах художники стремились увидеть красоту и совершенство.
Новый расцвет жанра наступает в кон. 19 – нач. 20 в., когда натюрморт становится лабораторией творческих экспериментов, средством выражения индивидуальности художника. Натюрморт занимает значительное место в творчестве постимпрессионистов – В. Ван Гога, П. Гогена и прежде всего П. Сезанна. Монументальность композиции, скупые линии, элементарные, жесткие формы в картинах Сезанна призваны выявить конструкцию, основу вещи и напомнить о незыблемых законах мироустройства. Художник лепит форму цветом, подчеркивая ее материальность. В то же время неуловимые переливы цветовых оттенков, особенно холодного голубого, сообщают его натюрмортам ощущение воздуха и простора. Линию сезаннистского натюрморта продолжили в России мастера «Бубнового валета» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский и др.), соединив ее с традициями русского народного творчества. Художники «Голубой розы» (Н. Н. Сапунов, С. Ю. Судейкин) создавали ностальгические, стилизованные под старину композиции. Философскими обобщениями проникнуты натюрморты К. С. Петрова-Водкина. В 20 в. в жанре натюрморта решали свои творческие задачи П. Пикассо, А. Матисс, Д. Моранди. В России крупнейшими мастерами этого жанра были М. С. Сарьян, П. В. Кузнецов, А. М. Герасимов, В. Ф. Стожаров и др.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Натюрморт-картина Б. И. Шаманова в контексте Ленинградской живописи

Данилова Анна Владимировна
Раскрываются особенности жанра натюрморта в творческом наследии известного ленинградского живописца Б.И. Шаманова в контексте роли жанра натюрморта в изобразительном искусстве 1960-1980-х гг. Натюрморт в творчестве Б.И.
Читать PDF

Учебный натюрморт на уроке рисования с младшими школьниками в компьютерном классе

Талля Мария Георгиевна
Читать PDF

Ранний американский натюрморт: художественные источники и типологические формы

Гуркина Наталия Семеновна
В статье исследуются происхождение, источники и отличительные особенности раннего американского натюрморта.
Читать PDF

Учебный натюрморт как дидактическое средство развития познавательной деятельности студентов

Псурцев Д. П.
В статье ставится задача активизировать познавательную деятельность студентов в процессе учебного рисования натюрморта.
Читать PDF

Божен - натюрморт с шахматной доской

Bobryk Roman
Читать PDF

Натюрморт: проблема предмета и вещи

Черниева Зинаида Леонидовна
В статье анализируется жанр натюрморта в современном изобразительном искусстве в ракурсе антиномии «предмет-вещь», осмысленной в философских трудах М. Хайдеггера.
Читать PDF

Натюрморт как метод отражения окружающего нас мира

И. В. Таран
Заявленная тема рассматривается путем изучения материала теоретиков и художников XX века, таких как Козляков А.Н., Крымов Н.П. и Чистяков П. П.
Читать PDF

НАТЮРМОРТ В ЖИВОПИСИ КИЕВСКОГО ХУДОЖНИКА ВАДИМА МИХАЛЬЧУКА

Жадейко Алексей Николаевич
статья посвящена месту натюрморта в живописи современного киевского художника Вадима Михальчука. Рассмотрено творчество автора, начиная с 2000 г.
Читать PDF

УЧЕБНАЯ ПОСТАНОВКА ПО ЖИВОПИСИ: НАТЮРМОРТ, ПОРТРЕТ, ФИГУРА ЧЕЛОВЕКА

Макарова М.Л., Воронина Е.В., Кирсанов Н.А.
В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы организации и значения учебной постановки по живописи для студентов художественно-графических факультетов.
Читать PDF

НАТЮРМОРТ В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ САПУНОВА

Филиппова Ольга Николаевна
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) это одна из самых примечательных фигур в русском искусстве начала XX века, хотя в силу ряда причин пока недостаточно изученная и известная.
Читать PDF

Экфрастическая экспозиция в романе А. С. Байетт «Натюрморт»

Бочкарева Нина Станиславна, Графова Ольга Игоревна
В статье исследуется интермедиальная структура романа английской писательницы А. С. Байетт «Натюрморт».
Читать PDF

Натюрморт как визуальный афоризм

Петренко В. Ф., Коротченко Е. А., Супрун А. П.
В экспериментальной статье на материале натюрморта, исследуется категориальная структура восприятия живописи.