НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА

Найдено 1 определение
НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
один из видов фантастики, рассказывающий о воображаемом прошлом или будущем человечества (или обитателей других планет), уделяя особое внимание техническим достижениям, научным открытиям, возможностям, которых лишен современный человек. Конфликты, связанные с этими новыми возможностями, их неконтролируемое использование часто составляют содержание научной фантастики. К научной фантастике не относятся произведения фэнтези, где фантастика основывается на сказочных мотивах – участии чудовищ, вымышленных существ и т. п. (однако есть произведения, где совмещаются сказочные и научно-фантастические мотивы – напр., «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке» А. Н. и Б. Н. Стругацких), также к научной фантастике не принадлежат (или принадлежат лишь отчасти) социально-фантастическиеутопии (напр., «Мы» Е. И. Замятина, «1984» Дж. Оруэлла). Основная особенность научной фантастики по сравнению с другими направлениями фантастики – рациональность, при изображении вымышленной жизни она использует научные, а не мистические объяснения разного рода чудес: изобретение учеными космических кораблей, устройств для передачи мыслей на расстоянии и т. д.; другой мотив, очень часто использующийся в научной фантастике, – посещение Земли пришельцами. В различных произведениях научной фантастики происходят невероятные вещи, зачастую гораздо более невероятные, чем чудеса сказок, но при этом они считаются достижением разума – либо земного, либо инопланетного. Научная фантастика фактически основана на картине мира, настроенного атеистически, верящего в достижения науки человека, поэтому ее расцвет происходит в 20 в.
У истоков рус. научной фантастики стояли В. В. Маяковский, изобразивший в пьесе «Клоп» воскрешение человека в далеком будущем, когда появится возможность воскрешать мертвых; М. А. Булгаков, показавший в повести «Роковые яйца» открытие «луча жизни» и катастрофу, к которой привело слишком поспешное внимание к нему властей и неосторожное обращение с ним. В классической рус. литературе 19 в. писатели уделяли мало внимания научной фантастике (отчасти к ней можно причислить неоконченный роман В. Ф. Одоевского «4338-й год» и утопический «Четвертый сон Веры Павловны» из романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?»). Расцвет научной фантастики в рус. литературе приходится на 20 в., когда создаются произведения А. С. Грина («Блистающий мир»), А. Н. Толстого («Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»), В. А. Обручева («Плутония», «Земля Санникова»), А. Р. Беляева («Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»), И. А. Ефремова («Туманность Андромеды»), А. Н. и Б. Н. Стругацких («Трудно быть богом», «Пикник на обочине»), А. П. Казанцева («Планета бурь», «Лунная дорога»), К. Булычева («Тайна третьей планеты») и др.
Начало зарубежной научной фантастики связано с утопиями, писавшимися в эпоху Возрождения (Т. Кампанелла, Т. Мор). Затем в 19 в. научно-фантастические произведения возникают в творчестве многих писателей – Э. По, М. Шелли, М. Твена, А. К. Дойла, особенно в романах Ж. Верна и Г. Уэллса. В 20 в. достижения в жанре научной фантастики принадлежат Р. Брэдбери («451° по Фаренгейту», сборник «Марсианские хроники»), С. Лему («Солярис») и др.
Многие произведения научной фантастики причисляются к детской литературе из-за их занимательности – в них изображается жизнь, непохожая на современную, наполненная разного рода техническими новинками, которые персонажи воспринимают как нечто совершенно обыденное. Однако большинство произведений этого вида фантастики пытается ответить на серьезные вопросы. Задача научной фантастики – «подготовить» человека к будущему, показать, какие проблемы встанут перед ним и за что он будет нести ответственность. Один из главных вопросов: каким будет человечество, когда оно получит больше возможностей, чем сейчас? Что может измениться прежде всего в нравственном, духовном плане? Об этом рассуждает, напр., Р. Брэдбери (рассказ «Вельд», где детская комната, угадывающая желания, в конце концов приводит к смерти родителей; рассказ «Преступление без наказания», где виртуальное убийство оборачивается настоящим, и др.). Научная фантастика пытается найти ответ и на другой вопрос, издавна волнующий человечество: одиноки ли мы во Вселенной? Один из наиболее частых сюжетов – столкновение с инопланетными цивилизациями, восприятие ими людей или людьми их. Такой конфликт позволяет показать различные качества людей на фоне представителей других цивилизаций. В одних случаях земляне оказываются более нравственными, понимающими, тактичными и неспособными к насилию (напр., в повести А. Н. и Б. Н. Стругацких «Трудно быть богом»), в других – инопланетяне оказываются более «человечными», чем люди («Бетономешалка» Р. Брэдбери). Моральное испытание встречей с инопланетянами, изменения в самом человеке – также тема многих произведений научной фантастики, этому посвящена, напр., повесть А. Н. и Б. Н. Стругацких «Пикник на обочине». Внешняя сторона сюжета – «посещение» инопланетянами Земли и разного рода неизвестные землянам механизмы и устройства, оставленные ими. Основной же конфликт разворачивается вокруг обладания этими вещами, спекуляции ими, проявления нравственных качеств человека. О философской проблеме ответственности человека за его космические деяния говорится и в романах С. Лема.
Научная фантастика находится на стыке различных направлений литературы: с одной стороны, психологическая достоверность характеров и конфликтов роднит ее с реализмом; интерес к исключительным ситуациям и событиям объединяет с романтизмом; также в ней легко найти элементы сказки, приключенческой литературы – невероятные ситуации, динамичный, полный событий сюжет и т. д.
Занимательность научной фантастики, интерес читателя к разного рода чудесам и удивительным вещам приводит к тому, что возникает множество недолговечных произведений, где писатель не ставит серьезных проблем, а увлекается детективным сюжетом, описанием вымышленных существ и устройств.
Научная фантастика оказала большое влияние на кинематограф – снято множество фильмов по мотивам научно-фантастических произведений с использованием характерных для научной фантастики образов (космические полеты, пришельцы, открытия и др.).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
224.49 кб

Научная фантастика и жизнь

Читать PDF
521.09 кб

Научная фантастика и научное предвидение

Цветков Евгений Викторович
An attempt to give the basis of scientific prediction existence in a special kind of literature i.e. science fiction is covered in this article. According to many scientists science fiction influenced their scientific research.
Читать PDF
603.65 кб

От научной фантастики к паранаучной фантазматике?

Долгих А.Ю.
Статья посвящена состоянию русской фантастической литературы конца XX начала XXI в. Показаны основные составляющие соответствующего сектора книжного рынка в современной России.
Читать PDF
201.51 кб

Проекты будущей преступности в научной фантастике

Шуваева Ольга Михайловна
В статье анализируется роль научной фантастики в современной культуре, ее способность к отражению новых контекстов антропологической реальности.
Читать PDF
85.06 кб

Андрей Тарковский: от научной фантастики к мистике

Колычев Петр Михайлович
Дан анализ мистических сюжетов из фильмов А. Тарковского.
Читать PDF
636.26 кб

Размышления о теориях научной фантастики 2000-х годов

Головачева Ирина Владимировна
В статье освещается проблема дефиниции жанра научной фантастики — по-прежнему спорный аспект теории, обсуждаемой в наиболее авторитетных монографиях и критических антологиях 2000-х годов П. Парриндера, Дж. Ганна и К. Фридмана.
Читать PDF
416.69 кб

Путешествия во времени: научная фантастика или наука?

Шаров Константин Сергеевич
В статье рассмотрены этические, онтологические и культурологические импликации путешествий во времени. Проанализированы парадоксы подобных перемещений. Проанализирована физическая и философская возможность создания машины времени.
Читать PDF
5.56 мб

Постапокалиптика как жанр научной/паранаучной фантастики

Березовская Л.С., Демченков С.А.
Статья посвящена постапокалиптическому жанру, выделившемуся в конце XX в. из научной фантастики.
Читать PDF
156.56 кб

Актуальные проблемы освоения космоса в научной фантастике

Прокопенко Е.
В статье раскрываются актуальные проблемы освоения космоса и философии космоса на материале произведений жанра научной фантастики
Читать PDF
7.03 мб

ФИЛОСОФСКИЙ ВЗГЛЯД НА НАУЧНУЮ ФАНТАСТИКУ И ФАНТАЗИЙНЫЕ ЖАНРЫ

Кожевников Николай Николаевич, Данилова Вера Софроновна
В современной литературе, а также в тесно взаимосвязанных с ней жанрах телевидения и кино необычайное распространение получил жанр фантастики. Человек всегда фантазировал, однако в XIX-ХX вв.
Читать PDF
165.06 кб

Роль научной фантастики в современном гуманитарном мировоззрении

Шуваева Ольга Михайловна
В статье анализируется роль научной фантастики в ее ценностно-антропологической перспективе в современной культуре.
Читать PDF
372.81 кб

Научная фантастика и фэнтези - конкуренция и диалог в новой России

Ковтун Елена Николаевна
В статье предпринята попытка анализа и систематизации факторов, приведших в середине 1990-х годов к изменению на пространстве российской художественной словесности доминирующего типа фантастического повествования.
Читать PDF
3.85 мб

Особенности жанра научной фантастики в творчестве Говарда Лавкрафта

Данилов Дмитрий Дмитриевич
Статья посвящена исследованию характерных особенностей и роли научной фантастики в творчестве американского писателя Говарда Лавкрафта. Также рассматриваются основные образы и мотивы анализируемых произведений.
Читать PDF
133.71 кб

Вечное возвращение мифа (на примере жанра научной фантастики в кино)

Шмулевич Э.
Доклад на Международной конференции "Циклы в истории, культуре, искусстве" (Москва, Государственный Институт искусствознания Министерства культуры РФ, июнь 2002 г.). Перевод с французского Н.Вдовиной
Читать PDF
591.92 кб

Фантастика научная и ненаучная: творческие эксперименты художников ХIХ в

Борода Елена Викторовна
Уделено внимание истории развития научной фантастической прозы ХIХ века. Показана платформа, на которой базируется отечественная научная фантастика.