НАУЧНЫЙ МЕТОД

Найдено 1 определение
НАУЧНЫЙ МЕТОД
(от др.-греч. ргЭобос; - способ, путь познания). Выделяются два подхода (стратегический и тактический) к дефиниции научного метода: 1) метод как способ, средство достижения цели и задач исследования; 2) метод как система принципов, правил, приемов и процедур познания. Структура научного метода включает: методологические подходы и принципы; процедуры и операции, направленные на сбор, регистрацию, хранение, поиск, систематизацию и преобразование информации. Основу научного метода, по мнению большинства исследователей, составляют подходы и принципы (теория метода).
Подход определяет основной путь решения исследовательской задачи, т. е. раскрывает стратегию исследования. В современной исторической науке используются различные подходы - эволюционный, системный, структурно-функциональный, модельный, цивилизационный, формационный и проч. Все методологические подходы связаны с определенными теориями познания. Конкретное содержание научного метода выражают его принципы, процедуры и операции. Принцип рассматривают как определенное правило, исходное положение или норму. Например, один из принципов сравнительного подхода - принцип сопоставимости. Эволюционный подход основан на принципе историзма. Тесная взаимосвязь подхода и принципа обусловлена тем, что оба они соотносятся с теорией и гносеологией. Процедура - совокупность определенных операций. Операция - это некоторое простейшее действие (сводка, умножение и проч.).
В теории познания выделяются три уровня методов науки: всеобщий, общенаучный, частнонаучный. К всеобщим методам относят философские методы (подходы), которые лежат в основе всех познавательных процедур и позволяют дать объяснение процессам и явлениям природы, общества и мышления. К ним относятся, например, методы метафизики и диалектики. Метафизический подход отличается восприятием окружающего мира в его неизменности, без учета тех связей и отношений, которые влияют на его развитие. Диалектический подход, напротив, исходит из того, что окружающий мир постоянно изменяется и развивается. К общенаучным относятся методы, основанные на приемах формальной логики, а также на наблюдении и эксперименте. Они имеют универсальное значение и используются во всех науках. Третья группа - частнонаучные методы - это методы конкретной науки, которые непосредственно связаны с предметом науки, отражая его специфику.
Учитывая информационную природу процесса познания и характер решаемых задач, научные методы можно подразделить на: 1) методы сбора и регистрации информации; 2) методы систематизации и упорядочения; 3) методы преобразования (анализа и синтеза) информации. В дополнение к ним можно выделить: 4) методы хранения; 5) методы поиска; 6) методы передачи, которые носят в большей степени технический характер. Первая группа методов включает приемы, связанные с нахождением источников информации, выявлением и регистрацией нужной информации на собственных носителях, что реализуется с помощью разных приемов, в том числе в истории с использованием методов выборки и формализации сведений источника и т. д. Методы систематизации и упорядочения важны с точки зрения организации информационного массива исследования. Методы анализа и синтеза, необходимые для преобразования информации в новое качество, определяют научный результат исследовательской работы. Эффективность анализа зависит от уровня организации массива информации и его полноты, а также многообразия конкретных приемов преобразования, позволяющих актуализировать не только явную, но и скрытую информацию.
Лит.: К едровский О. И. Методы построения теоретических систем знания. Киев, 1982; Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987; Логические методы и формы научного познания. Киев, 1987; Мазур Л. Н. Методы исторического исследования. Екатеринбург, 2010; Мостепаненко М. В. Философия и методы научного познания. Л., 1972; Лукашевич В. К. Научный метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1991; Савельева И. М., Полетаев А. В. Историк и время. В поисках утраченного. М., 1997; Поршнева О. С. Междисциплинарные методы в историкоантропологических исследованиях. Екатеринбург, 2005. Л. Н. МАЗУР

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
90.32 кб

Научный метод

Пропп Михаил Владимирович
Читать PDF
346.03 кб

Научный метод Уильяма Уэвелла

Спивак Веда Игоревна
Уильям Уэвелл (1794-1866), английский мыслитель ХIХ века, хорошо известен своими фундаментальными трудами по истории и философии науки. В статье У. Уэвелл рассматривается как создатель новой методологии научного познания.
Читать PDF
115.76 кб

Нарративный метод научного познания.

Яковлев Виталий Юрьевич
В статье анализируется значение и роль нарратива в организации и презентации научного познания, характеристике коммуникации в познавательном процессе.
Читать PDF
218.78 кб

Научное знание: единство методологии

Устьянцев В. Б., Барышков В. П.
Читать PDF
1.80 мб

Абдукция и методология научного поиска

Рузавин Г. И.
Читать PDF
63.69 кб

О научном методе в философском познании

Краевский В.
Читать PDF
305.12 кб

Возникновение и развитие научного метода

Силакова Т. Т., Силаков К. И.
В статье представлена краткая история возникновения и развития научного метода познания природы от древнейших времен до наших дней. Отмечено, что он складывал-ся в течение длительного времени и лишь в конце XVII в.
Читать PDF
504.21 кб

Построение методологии научного познания

Креймер Михаил Абрамович
Количество информации не переходит в новое качество знания, так как ограничено четырьмя аналитическими измерениями. Совершенствоваться могут алгоритмы синтетических моделей по построению заключений.
Читать PDF
150.57 кб

Моделирование как метод научного познания

Синявская Елена Валентиновна
В статье сделана попытка с различных позиций раскрыть суть и особенности метода моделирования в научном познании универсального мира.
Читать PDF
1.99 мб

Философские методы в научном исследовании

Пузиков Владимир Георгиевич
Главная задача исследователя состоит в выборе корректной методологии научного исследования. Часто выбор методологии сводят к методикам узкоспециализированных исследований или практических подходов.
Читать PDF
268.96 кб

Логические посылки научного метода Галена

Щеглов Андрей Петрович
Статья посвящена анализу научного метода Галена, который исходит из необходимости правильной диагностики заболеваний, определения истинных симптомов и причин болезни, что, в свою очередь, приводит к выбору верного метода лечения.
Читать PDF
126.64 кб

К вопросу о научном методе Р. Д. Тименчика

Поселягин Николай Владимирович
Данная статья посвящена анализу научного метода Романа Давидовича Тименчика. Основной принцип его филологической работы построение всеохватывающего комментария, содержащего отличительные черты всей реконструируемой эпохи.
Читать PDF
119.49 кб

Научная методология нуждается в обновлении

Фролов В. В.
Необходимость обновления научной методологии. Перспективность изучения философской системы Живой Этики для осмысления новой методологии исследований. Аналитический обзор публикаций российских и зарубежных ученых (Л.В.
Читать PDF
4.69 мб

О научном методе в культурологической науке

Равочкин Никита Николаевич
Говоря о культурологии вообще, следует, прежде всего, определиться в понятиях. Что собой представляет культурология как научная дисциплина?
Читать PDF
314.40 кб

Кейс-стадис как метод научного исследования

Варганова Галина Владимировна
Дается характеристика метода «кейс-стадис», его типизация и показаны возможности применения для библиотековедческих исследований.