НАВА АРТУРО ДЕ

Найдено 1 определение
НАВА АРТУРО ДЕ
Уругвайский гитарист–пайядор и композитор в жанре фольклора. В строках, посвященных артисту Артуро де Нава газетой “Ла Насьон” (23.10.1932 года) из Буэнос–Айреса, по случаю его смерти, высоко оценивается его значение и еще раз подтверждается (как это делал раньше Д. Ф. Сармьянто) наше восхищение этими трубадурами, пропагандирующими искусство гитары и ею же вдохновляющимися. “Артуро де Нава, который скончался вчера в Буэнос–Айресе, был одной из этих фигур, которые как бы проецируются в прошлое, не останавливаясь во времени, не застывая в своих отличительных чертах, он один из тех, кто переживает свою славу. Он весь соединял период, уже давно похороненный в прошлом, лицо города прошлых времен, настолько отличающегося от настоящего своими вкусами, видом и ритмом. Он был, прежде всего, пайядором, и это слово уже из нашего времени. Те немногие, что остались – только искаженная пародия врожденной чистоты пайядоров прошлых времен. Артуро де Нава сочинял музыку и слова своих песен. В юности эти слова были бледной лирикой, он был подавлен спонтанным импульсом, переполнявшим его чувства, он был послушен вдохновению, так как его отец также был пайядором. Затем он пел свои песни в кругу завсегдатаев таверны, на вечеринках в патио, на танцах в пригороде, пока город спал в ночи. Это происходило в Монтевидео пятьдесят лет назад, в городе, где родился Артуро де Нава. По спонтанности своего искусства, образу жизни он был типичным пайядором, который приносит в город нежный шум деревенских песен. В рамках своего жанра он обладал необычными качествами – свежим вдохновением, заразительным сентиментализмом. Он завоевывал публику полным, мощным и мужественным голосом. Его имя все чаще встречалось в прессе. Это был наиболее часто упоминаемый певец, и так однажды, когда в Монтевидео приехал Габино Эсейса, самый великий из наших креольских певцов, его пригласили на “пайяду” с юношей, который доносил до спокойных ушей города эхо крестьянской ностальгии. И “пайяда” очень хорошо удалась, о ней писал Сагсон Карраско (псевдоним журналиста Даниэля Муньеса) в одном из сочных, шаловливых, незабываемых репортажей, который оказал большое влияние на судьбу начинающего певца. Репортаж Сансона Карраско и протекция Габино Эсейсы оказали решающее влияние на переезд Артуро де Нава в Буэнос–Айрес и его начало деятельности в театре. Пайядор стал артистом: юноша, который пел ностальгически, превратился в композитора, который импровизировал нежную музыку и свои децимы на заказ, так регулярно, как изготовитель товаров, и Артуро де Нава, учитывая, что надо было на что–то жить и что это лучше всего отвечает его темпераменту, полностью посвящает себя театру и становится артистом сцены, подобно артистам конца прошлого века, которые принесли в манеж перебор своих гитар, а на первые сцены полулуны своих “милонг”.
Он сочинил много песен, среди которых ставшая самой популярной “Дорога”, которая все еще звучит, как эхо, и многие другие, такие же как “Не обманывай меня”, “Симаррон”, “Курносая”. Он пел на многих национальных сценах, особенно в “Аполлоне” во времена “Лос Подеста”, с которым он долго работал, придавая своим голосом пайядора креольский аромат нашему рождающемуся театру. Он был также актером, актером импульсивным, живописным, с мужественной и гордой осанкой. Это было время его наивысшей славы. Он был одним из первых певцов, которые записывались на пластинки, когда еще не существовало современных грампластинок. Это были просто цилиндры, такие же рудиментарные, как и его искусство; вдохновенные, но лишенные нужной техники, знаний. Время шло, город стал другим, изменились вкусы публики, которая аплодировала ему много раз в жарком шуме переполненного театра и напевала его песни в тишине тенистых улиц, а теперь постепенно оставила его; и Артуро де Нава узнал забвение, трудности, огорчения, бедность, как и другие, которые умеют жить только искусством. В последнее время он жил замкнуто в отдаленном квартале, и там он недавно умер, на маленькой улочке, в небольшом доме, в бедной комнате, которую он столько раз упоминал в своих грустных песнях”.
Артуро де Нава умер в Буэнос–Айресе 22 октября 1932 года.

Источник: История гитары. Библиографический и терминологический словарь. 1998