1Ц 17.7; 2Ц 21.19; 1Пар 11.23; 20.5)-задний вал ткацкого станка, на который навита основа (собственно, эта навивка, навой).
навой
навой
НАВОИ
Низамаддин Алишер (1441-1501) - узб. писатель, ученый, художник, музыкант и гос. деятель. Род. и жил в Герате. Был гл. визирем султана Хусейна Байкары (с 1472), стремился использовать свое влияние при дворе на благо народа. Н. содействовал строительству школ, больниц, поддерживал поэтов, ученых, художников и музыкантов. Н. - родоначальник литературы на узб. яз., писал также на тадж. яз. Его соч. проникнуты идеями гуманизма, в них он обличал деспотизм, ср.-век. схоластику и воспевал свободу человеческой личности. Н. создал философ. трактаты, лингвистич. исследования ("Тяжба двух языков" - "Мухакамат ал лугатайн", 1499, в к-ром дано теоретич. обоснование культурного значения староузб. яз.), лирич. стихи ("Четыре дивана" - "Чар диван"). Его поэмы, написанные на староузб. яз. и составляющие "Пятерицу" или "Хамсэ" (1483-85, "Смятение праведных", "Лейли и Меджнун", "Фархад и Ширин", "Семь планет", "Искандерова стена"), по глубине мысли, богатству образов стоят среди лучших произведений мировой литературы. Соч. в рус. пер.: Избр. произв., Таш., 1951; Лирика, М., 1948. Лит.: Бертельс Е., Навои. Опыт творческой биографии, М.-Л., 1948; Айбек, Навои. Роман, 2 изд., Таш., 1955.
НАВОИ
Низамаддин Мир Алишер (1441, Герат – 1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье видного чиновника. Уже в 15 лет стал известен как поэт, слагающий стихи на узбекском и персидском (фарси) языке. Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. С 1469 г. – хранитель печати, с 1472 г. – визирь при султане Хусейне Байкара, школьном друге поэта; удостоен титула эмира. Был покровителем наук и искусств, на свои средства строил мосты, дороги, караван-сараи, школы, художественные мастерские. Оставил около 30 сборников стихов, поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, в т. ч. «Сокровищницу мыслей» (1498–99) – свод стихов из четырех сборников-диванов: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет» и «Назидание старости». Вершина творчества Навои – «Пятерица» («Хамсе», 1483–85), состоящая из поэм «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Искандерова стена». Это ответ («назира») на аналогичное произведение Низами Гянджеви, где в изящных и лаконичных строках изложены этические и эстетические взгляды поэта, ориентированные на гуманизм, терпимость, разумное государственное устройство, не приемлющее корыстолюбия, фанатизма и жестокости. Примечательны также аллегорическая поэма Навои «Язык птиц» (1499); литературно-теоретический трактат «Спор двух языков» (1499), утверждающий культурное значение староузбекского языка; краткая энциклопедия современных поэту выдающихся деятелей истории и культуры «Собрание утонченных» (1491–92), книга о наставнике Навои, знаменитом персидском поэте и мыслителе Абдуррахмане Джами – «Пятерица смятенных» (1492). Творчество Навои оказало мощное влияние на развитие литературы Средней Азии и Ближнего Востока.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006