НАЗАРЕЙЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

НАЗАРЕЙЦЫ
полуироническое название немецких и австрийских живописцев, членов «Союза святого Луки», представителей религиознороман-тического направления начала XIX в. Происхождение названия связывают с «Алла назарена» — традиционным названием прически с длинными волосами, известной по автопортретам А. Дюрера и вновь введенной в моду И. Овербком, одним из основателей направления назарейцев. Назарейцы ставили перед собой цель создать «подлинно христианское благочестивое искусство», возродив духовность, утерянную, по их мнению, в культуре Нового времени. Образцом для творчества они считали немецких и итальянских художников эпохи Возрождения. Назарейцы создавали исторические и аллегорические композиции на библейские сюжеты, стилизуя их под свои любимые образы.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

НАЗАРЕЙЦЫ
нем. nazarener, от евр. nazareth – «огражденное место»), прозвище группы немецких и австрийских художников религиозно-романтического направления, образовавших «Союз Св. Луки» по подобию средневековых гильдий (1809). В группу вошли И. Ф. Овербек, Ф. Пфорр, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер и Й. Винтергерст. Возможно, прозвище «назарейцы» произошло от названия г. Назарет в Галилее, где родился Иисус Христос. Согласно др. версии, оно возникло по аналогии с названием древнееврейской религиозной общины назореев, которые вели безупречно праведную жизнь. Возможно также, что наименование группы произошло от традиционного названия прически «алла назарена», распространенной в Средние века и известной по автопортрету А.Дюрера: манеру носить длинные волосы, разделенные посередине пробором, вновь ввел Овербек.
Назарейцы организовали первое в художественной жизни 19 в. выступление против академических программ и принципов. Овербек, Пфорр, Зюттер, Готтингер и Фогель поселились в Риме, обосновавшись, подобно средневековым монахам, в кельях пустовавшего монастыря Сан-Исидоро и образовав своего рода религиозное братство. К ним примкнули др. немецкие художники: Й. А. Кох, Ф. Фейт, Ю. Шнорр фон Карольсфельд, П. фон Корнелиус, В. фон Шадов и др. Главными достоинствами художника члены братства считали душевную чистоту и искреннюю веру, полагая, что «только Библия и сделала Рафаэля гением». Ведя уединенную жизнь в монастыре, они возвели свое служение искусству в разряд духовного служения.
В своих творческих поисках назарейцы вдохновлялись итальянской и немецкой живописью 14–15 вв. (Перуджино, раннийРафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах). В картине «Торжество религии в искусстве» (1840) Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» (1841) – одноименной гравюре Дюрера. Назарейцы тяготели к крупным монументальным формам, пытались воплотить высокие идеалы с помощью вновь возрожденной техники фрески. Некоторые росписи были исполнены ими совместно (фрески на сюжеты из жизни св. Иосифа в доме прусского консула в Риме Я. С. Бартольди, 1816–17; на сюжеты из Данте, Ариосто и Тассо на римской вилле Массими; 1817–27). Их отличает строгость композиции, подчеркнутые контуры, яркие локальные краски. В целом стилистика живописи назарейцев мало отличалась от традиционной академической манеры.
В 1820–30-х гг. члены братства разъехались по Германии и получили ведущие должности в различных художественных академиях. Лишь Овербек до самой смерти жил в Италии, не изменив своим художественным принципам. Творчество и идейно-нравственные концепции назарейцев оказали воздействие на английских прерафаэлитов, на раннее творчество А. А. Иванова. Впечатление от несохранившейся картины Овербека «Въезд Христа в Иерусалим» (1824), возможно, отразилось в картине Иванова «Явление Христа народу».

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

В. А. Жуковский и немецкие художники: от К. Д. Фридриха к назарейцам. Статья первая

Никонова Наталья Егоровна
Впервые комплексно рассматривается вопрос о связях В.А. Жуковского, поэта, мыслителя, рисовальщика, коллекционера, с немецкими художниками.
Читать PDF
0.00 байт

Переписка В. А. Жуковского и немецких художников-назарейцев (публикация и научный комментарий)

Никонова Наталья Егоровна
В работе заявлена актуальная проблема современной филологии сохранение и научная регистрация литературных памятников. Впервые печатается и комментируется материал переписки В.А. Жуковского с художниками-назарейцами Ф.
Читать PDF
0.00 байт

В. А. Жуковский и немецкие художники: от К. Д. Фридриха к назарейцам. Статья вторая

Никонова Наталья Егоровна
Впервые комплексно рассматривается вопрос о связях В.А. Жуковского поэта, мыслителя, рисовальщика, коллекционера с немецкими художниками.

Найдено книг по теме — 1