Татьяна Григорьевна (р. 1944, Москва), русская художница. Родилась в семье кадрового офицера. Училась в Московском художественном институте им. В. И. Сурикова (1962–68) у А. М. Грицая и Д. Д. Жилинского. Лауреат Государственной премии России (1993). Член-корреспондент Российской академии художеств.
Живописи Назаренко свойственны аллегоричность, сложные философские размышления. Традиционные сюжеты советской тематической картины («Казнь народовольцев», 1969–72; «Партизаны пришли», 1975) оказались внутренне переосмысленными, включенными в круг вечно повторяющихся в истории, «архетипических» событий. Полотно «Партизаны пришли» решено в иконографии «Снятия с креста». Изображая гуляния, праздники, домашние вечеринки («Танцы в клубе», 1973; «Карнавал», 1979), художница показывает разобщенность людей между собой, одиночество человека в мире. Во многие полотна входят полноправными участниками персонажи живописи старых мастеров. В «Автопортрете» (1979) Назаренко предстает словно распятой на кресте одиночества, которое особенно остро ощущается, так как фоном картины служит явленная в портрете Я. ван Эйка «Чета Арнольфини» трогательная любовь молодой супружеской пары. В картине «Московский вечер» (1978) старинный романс слушает вместе с художницей и ее друзьями Е. П. Черевина, сошедшая с портрета русского художника 18 в. Г. Островского. В 1980-е гг. в картинах Назаренко появляются сюрреалистические драматически-гротескные черты. В «Автопортрете» (1984–86) художница представила себя в виде цирковой плясуньи, балансирующей над головами чиновников. С сер. 1990-х гг. Назаренко создает объекты – изображения людей, вырезанные в натуральную величину из фанеры и жизнеподобно раскрашенные в традициях обманок 18 в. (инсталляция из 80 объектов «Переход», 1996). Гротескные черты заставляют зрителя воспринимать эти образы как тревожные, жутковатые видения.
0.00 байт