4.6.1879, Ялта - 30.6.1945, ЛосАнджелес) - актриса, продюссер, сценарист. Младшая дочь ялтинского аптекаря, принявшего православие. В три года увезена отцом, заболевшим туберкулезом, в Монтре (Швейцария), где провела детство. После развода родителей и возвращения в Ялту (1891) училась в музыкальной школе в Одессе по классу скрипки, В 16-летнем возрасте впервые участвовала в любительской постановке, предопределившей ее дальнейшую судьбу. Поступив в 1896 в Московское филармоническое училище на курс В.Немировича-Данченко, играла в незначительных ролях в первых спектаклях Московского Художественного театра (МХТ), закончила училище с медалью. В годы обучения вышла замуж за соученика, актера С.Головина, брак быстро распался, но формального развода Н. так и не добилась, что впоследствии негативно сказалось на ее карьере в США. Проведя год после окончания училища в МХТ, но не получив настоящей роли, предпочла работу в провинциальных антрепризах Бобруйска, Вильно, Костромы, где в короткий срок освоила роли разного плана в русском классическом и западном репертуаре. Осенью 1900 в Костроме познакомилась с актером П.Орленевым, который стал ее другом, учителем и партнером. Гастролировала по провинции с труппой Орленева в ролях Грушеньки в «Карамазовых», Оленьки в «Горе-злосчастии» В.Крылова, Регины в «Привидениях» Г.Ибсена и др, В 1903 появилась в этом репертуаре на сцене театра Неметти в Петербурге. В конце 1904 вместе с Орленевым отправилась на гастроли за границу, чтобы показать запрещенную цензурой пьесу Е.Чиракова «Евреи», в которой изображались погромы, организованные не без участия властей. Успех гастролей в Берлине, а затем в Лондоне, где, кроме прочего, были показаны пьесы Ибсена, Чирикова и водевильные сценки, позволил труппе отправиться на первые в истории русского театра гастроли в США. Дебют Н. состоялся 23.3.1905 на сцене «Herald Square» в Нью-Йорке. Известные продюссеры Шуберты пригласили ее дебютировать в американском театре, при условии, что она выучит английский язык. Освоив язык всего за несколько месяцев, Н. выступила 13.11.1906 в «Гедде Габлер» Ибсена.
«Англоговорящая сцена сегодня стала богаче на одну великую актрису, мадам Алла Назимова показала одно из наиболее ярких и разнообразных исполнений, какие видела наша сцена за годы ее существования», - писала газета «New York Times» после премьеры. В последующие годы Н.
получила всеамериканское признание как пропагандистка творчества Ибсена: играла в его пьесах «Кукольный дом» (1907), «Строитель Сольнес» (1907), «Маленький Эльф» (1910), «Дикая утка» (1918), гастролируя с ними едва ли не по всей Америке. Еще больший успех снискала Н. в мелодрамах и водевилях, создавая в них тип «женщинвамп», роскошных и коварных соблазнительниц: «Комета» (1907), «Белла Донна» (1913), «Тот сорт» (1914) и др. Большую часть года гастролировала и вынуждена была жить в гостиницах, затем приобрела небольшое поместье в Порт-Чешер (шт. Нью-Йорк), назвала его «Хуторок», проводила здесь время с приехавшей из России сестрой Ниной, ставшей впоследствии главным редактором кинокомпании «Metro» и ее двумя детьми. Племянник Н. Вэл (Иван) Льютон - в 30-40-е стал крупным кинопродюссером. Сама же Н. профессионально познакомилась с кино в 1916.
Драматический талант актрисы, который во всей полноте раскрылся на театральной сцене, способствовал также кинематографическому успеху Н.
Ее приход в кино был связан с экранизацией в 1916 пьесы «Невесты войны» («War Brides»), пользовавшейся большой популярностью на американской сцене прежде всего благодаря талантливой игре Н.
Пригласив актрису на главную роль в этом фильме, продюссер Л,Дж.Селзник заключил весьма выгодный для нее контракт (1 тыс, долл.
за один съемочный день). Однако щедрость Селзника оказалась оправданной, подобно пьесе картина имела ошеломляющий успех у зрителей и принесла огромную прибыль. В этой ленте, проникнутой духом пацифизма, актриса создала яркий образ молодой независимой женщины, способной отстаивать свои права даже ценою собственной жизни, мужественно вступив в противоборство с властью придержащей. В 1917 и 1918 Н. с неменьшим успехом снялась в фильмах режиссера Дж.Бейкера «Разоблачение» («Revelation») и «Игрушки судьбы» («Toys of Fate»), но вершины своей популярности достигла в картинах режиссера А.Капеллани: «Из тумана» («Out of the Fog», 1918); «Красный фонарь» («Red Lantern», 1919) и «Око за око» («Eye for Eye», 1919), где ее партнером неизменно был Чарльз Брайант. Стиль, мастерство, европейская утонченность фильмов Капеллани находили абсолютное соответствие природе актерского дарования Н. Мелодрама, излюбленный жанр кино тех лет, благодаря одухотворенной, исполненной подлинно драматического накала игре Н., превращалась в маленький кинематографический шедевр. По отзывам тогдашних критиков, Н.
наибольшим успехом пользовалась у женской аудитории, т.к. ей удавалось показать в представительнице слабого пола «глубоко чувствующую личность, сильную не только страстью, но и творческим интеллектом». Игру Н. в кино сравнивали со сценическими шедеврами Сары Бернар и Элеоноры Дузе. Однако не только актерский талант, но и незаурядная личность Н., многогранная творческая индивидуальность в сочетании с нестандартной, почти экзотической внешностью сделали ее своего рода мифологической фигурой Голливуда 20-х. Она создала на американском экране свой, особый тип женщины - таинственной, загадочной обольстительницы, привнеся в него и аристократическую роскошь, и декаданс старой Европы, и то, что, по меткому выражению одного из ее современников, олицетворяло собой «агонизирующий экстаз». Этот дух эстетического эротизма был унаследован и развит впоследствии в творчестве таких звезд мирового экрана как Пола Негри, Глория Свенсон, Грета Гарбо. Вместе с тем Н. играла роли иного плана, в частности, с большим успехом создала комедийный образ в фильме «Отродье» («The Brat», 1919).
В начале 20-х Н. снималась в основном на фирме «Metro», иногда в довольно посредственных фильмах. В это время ее популярность достигла апогея. Определив свое творческое и жизненное кредо: «Немного слез, немного смеха, много работы, много любви» - Н. культивировала созданный ею экранный образ в какой-то степени и в быту. Духом таинственности, необычности, экзотики была проникнуты атмосфера ее роскошного дома, окруженного великолепным садом, - своего рода поместье, названное «Садом Аллы». Н. постоянно стремилась максимально реализовать свои творческие возможности. Она разорвала контракт с фирмой «Metro» и с присущей ей страстностью и энтузиазмом, купив огромную студию, начала новое для себя дело - организацию собственного кинопроизводства. После провала двух первых фильмов - «Неизвестная принцесса» («Princesse Tirloff») и «Мадам Пекок» («М-те Peacoch»), Н. приступила в 1921 к постановке «Дамы с камелиями» («Camille»). При формальном наличии режиссера (Рей Смолвуд) подлинными авторами были сама Н. и ставший ее мужем Ч.Брайант, которому она доверила и следующие постановки своей студии. Экранная версия знаменитого романа Дюма-сына, выполненная в стиле модерн, и несколько необычная трактовка главной роли самой Н. шокировали публику и критику, прежде всего во Франции, о чем свидетельствовали рецензии тех лет, Не менее спорной была экранизация «Кукольного дома» по пьесе Ибсена (1922). Однако наиболее рискованной и, в конечном счете, роковой для карьеры Н. стала постановка «Саломеи» («Salome», 1923) по повести О.Уайльда, Фильм был поставлен как балет, что полностью соответствовало дарованию актрисы. Талант танцовщицы помогал ей создавать яркие, удивительные по своему пластическому рисунку роли.
Знаменитый критик Ш-Деллюк уделял особое внимание этой стороне творчества Н. и подчеркивал, что «ее кинематографический танец точно дозирован, прекрасно поставлен, всегда ...вписывается в общую идею фильма или психологию роли». Пышные декорации в стиле английского художника О.Бердслея с элементами французского декоративного искусства 1910-х были выполнены художницей Наташей Рамбовой (наст.
фам. Уинифред Шонесси). Однако смелая попытка соединить танец и драматургию на экране закончилась неудачей. Интересный творческий эксперимент оказался преждевременным в эпоху раннего кинематографа и потерпел коммерческий крах. Материальные затраты, связанные с постановкой фильма, окончательно разорили актрису: она закрыла студию, превратила в гостиницу свой роскошный экзотический дом и практически исчезла с голливудского экрана. Губительным для ее имиджа стал всплывший в прессе факт, что Н., так и не получив развода в России, давно связала свою жизнь с английским актером. В 1927 Н.
приняла американское гражданство.
Н. возвратилась на сцену, ее первой ролью стала Раневская в «Вишневом саде» А.Чехова («Цивик репертори» на 14-й улице Нью-Йорка в постановке Евы ле Гальеен, 1928). В этом же первом американском репертуарном театре она с успехом выступала в постановках «Собачьего Вальса» и «Катерины» Л.Андреева (1929). Годом позже Н. ушла в «Guild Theatre», где участвовала в постановке пьес «Месяц в деревне» И.Тургенева и «Траур - участь Электры» О Нила. Большая часть этих постановок и те роли, что исполняла в них Н., принадлежат к числу этапных хрестоматийных побед американского театра. Позднее актриса играла в пьесах Б,Шоу, Ибсена, закончив свою театральную карьеру в «Матери» К.Чапека (1939). В конце 30-х Н. окончательно переселилась в Голливуд, где жила в «Саду Аллы» теперь уже на правах пансионерки. В кино снималась изредка, в основном в ролях второго плана: «Уличная мадонна» (1924); «Искупленный грех» и «Мой сын» (1925): «Побег» (1940); «Кровь и песок» (1941): «Мост через реку Сан-Луис», «Наше время», «С тех пор, как ты ушла» (все - 1944). Работала на радио.
Основным занятием в годы войны для Н. было писание мемуаров, которые так и не были опубликованы.Н. оказала огромное влияние на американский театр. Так, 0Нил написал одну из первых своих пьес - «Анна Кристи», в надежде, что актриса сыграет в ней, а Т.Уильямс, увидев Н. в «Привидениях», впоследствии говорил: «Я долго не мог опомниться от ее игры. Это было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра».
Н. похоронена на кладбище Форест-Лоун, Ее выдающийся вклад в американское киноискусство отмечен двумя звездами в аллее Славы Голливуда - как актрисе немого и звукового кино.