НЕАПОЛИТАНСКИЙ ОРКЕСТР

Найдено 1 определение
НЕАПОЛИТАНСКИЙ ОРКЕСТР
это оркестр, состоящий из мандолин разной величины: piccolo, альт (мандола), виолончель (мандолочелло), бас (мандолоне) или мандолин и гитар. Название оркестра происходит от наиболее распространенной разновидности мандолины — неаполитанской. В зависимости от величины инструмента меняется и его тембровая окраска, однако в ансамбле эти различия нивелируются и звучание оркестра воспринимается как темброво однородное. Обычно малый состав включает 8 музыкантов, большой — 30 и более. Мандолина и гитара в качестве сольных инструментов были широко распространены в русском быту, поэтому из них легко можно было составить небольшой ансамбль. В России дешевые инструменты (мандолины, гитары, домры, балалайки и другие) многотысячными тиражами выпускала известная петербургская фабрика Шредера, которой после революции было присвоено имя Луначарского. В советской самодеятельности Н.О. получили распространение с середины 1920-х гг. В московских клубах их организаторами и пропагандистами были В. Киприянов, В.А. Войцеховский, В. Зубарев. В журнале «Музыка и быт» велась регулярная рубрика, посвященная любительским неаполитанским оркестрам. Главной трудностью на пути распространения классического неаполитанского состава была дороговизна полного комплекта мандолин. По этой причине «правильный» Н.О. встречался довольно редко, зато сплошь и рядом в целях усиления звучности прибегали к помощи инструментов великорусского состава — балалаек и других. Случайные, смешанные ансамбли — обычное для самодеятельности явление. Для Н.О. существовала специальная литература, которую выписывали из Италии. Конечно, любительские ансамбли редко могли позволить себе подобную роскошь, поэтому чаще всего использовались переложения классической музыки. А поскольку строй мандолины совпадает со скрипичным, то Н.О. могли использовать любые произведения из огромной скрипичной литературы. В 1920– 30-х гг. репертуар любительских Н.О. чаще всего игрался по слуху — это были знакомые уличные песенки, цыганские романсы, фокстроты и прочее. В это же время выходили «Сборники для мандолин жанра кабарэ», которые с коммунистической точки зрения считались «вредными». (М. К.)

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010