Нечаев Александр Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Нечаев Александр Петрович

Нечаев Александр Петрович - писатель и педагог. Родился в 1870 г. Окончил курс Петербургского университета по историко-филологическому факультету. Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. Основал при Петербургском университете психологический кабинет, затем лабораторию экспериментальной педагогической психологии, при педагогическом музее в Петрограде. При его участии в 1904 г. были основаны впервые в России педагогические курсы (для изучения человека, как предмета воспитания). Состоит профессором императорского Александровского лицея по кафедре истории философии и психологии. Главные его труды: ""Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения"" (Санкт-Петербург, 2-е изд., 1909), ""Наблюдения над развитием интересов и память в школьном возрасте"" (ib., 1901), ""Труды по экспериментальной педагогической психологии"" (ib., 1902), ""Очерк психологии для воспитателей и учителей"" (ib., 1905), ""Ueber Memorieren"" (Б., 1902), ""Ueber Auffassung"" (ib., 1904); ""Учебник психологии"" (5-е изд., ПГ., 1915), ""Курс педагогической психологии для народных учителей"" (ПГ., 1915), ""Как преподавать психологию"" (2-е изд., Санкт-Петербург, 1913), ""Пора читать"" (книга для обучения чтению, ib., 1912), ""Новый метод обучения чтению"" (ib., 1913) и ""История философии для начинающих изучать эту науку"" (ib., 1911).

Источник: Биографический словарь. 2008

Нечаев, Александр Петрович

— писатель. Род. в 1870 г.; окончил курс спб. университета по историко-филологическому факультету, после чего слушал лекции на естественном факультете; в 1897 г. получил звание приват-доцента и начал чтение лекций по психологии в спб. унив.; в 1900 г. был командирован на парижский психологический конгресс, где выступил с докладом: "Ueber die Gedächtnissentwickelung bei Schulkindern". Читал психологию на педагогических курсах военно-учебного ведомства. В 1900 г. основал при спб. университете психологический кабинет. В 1902 г., уйдя из университета (вследствие столкновения с проф. А. И. Введенским), основал лабораторию экспериментальной педагогической психологии при педагогическом музее, в Петербурге. При его ближайшем участии в 1904 г. были основаны первые в России педологические курсы (для изучения человека, как предмета воспитания). Пропагандируя идею экспериментально-психологического обоснования педагогики, Н. читал публичные лекции в Петербурге и провинции, руководил, по приглашению земств, общеобразовательными учительскими курсами в нескольких городах, сотрудничал в журналах. С 1904 г. состоит председателем комиссии имени К. Д. Ушинского при спб. педагогическом обществе и редактором отдела педагог. психологии в журнале "Вестник психологии, крим. антроп. и гипнотизма". Сочинения Н., изданные отдельно: "Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения" (СПб., 1901), "Наблюдения над развитием интересов и памяти в школьном возрасте" (СПб., 1901), "Труды по эксперим. педагогической психологии" (СПб., 1902), "Очерк психологии для воспитателей и учителей" (СПб., 1903, 2-е изд. 1904), "Ассоциация сходства" (СПб., 1905), "Ueber Memorieren" (Берлин, 1902), "Ueber Auffassung" (Берл., 1904).


{Брокгауз}





Нечаев, Александр Петрович


тайн. советн., моск. почетн. опекун 1808—1827 г.


{Половцов}





Нечаев, Александр Петрович


(24.10.1870—06.09.1948) — психолог и философ, один из основоположников экспериментальной психол. в России. В 1894 окончил С.-Петерб. ун-т. Получил степень магистра филос. в Новороссийском ун-те. Командировался за границу с науч. целью. Приват-доц. филос. и психол. С.-Петерб. ун-та (1897—1902 и с 1906). Основал при Петерб. ун-те психол. кабинет (1900). В 1904 при его участии основаны первые в России педологич. курсы. Являлся проф. и президентом Пед. академии, преподавал в Императ. Александровском лицее, в Коммерческом училище, на пед. курсах С.-Петерб. учебного округа, на Высших пед. курсах об-ва экспериментальной педагогики, а также на Высших пед. курсах при Гл. управлении военных учебных заведений. Был предс. Об-ва экспериментальной педагогики, основателем и зав. лабораторией экспериментальной пед. психол. Издавал "Книжки педагогической психологии" (Кн.1—11, 1905—1910), "Ежегодник экспериментальной педагогики" (1908—1914) и др. Иссл. индивидуально-психол. различия, разрабатывал вопросы пед. психол. Считал, что вся система обучения должна быть "выведена" из данных экспериментально-психол. изучения учащихся. По инициативе Н. в 1906—1916 состоялись 5 Всеросс. съездов по пед. психол. и экспериментальной педагогике. После революции 1917 работал в науч. учреждениях и вузах Москвы. В посл. годы жизни — в Семипалатинске; работал в пед. ин-те.



Соч.: Ассоциация сходства. СПб., 1905; Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. Т.[1]—2. 2-е изд. СПб., 1908—1912; История философии для начинающих изучать эту науку. М., 1914; Память человека и ее воспитание. 2-е изд. М.—Л., 1930.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008