Нефедов Филипп Диомидович - беллетрист-народник и этнограф (1848 - 1902). Образование получил в Московском университете по юридическому факультету. В 1872 г. обратил на себя внимание ряд статей Нефедова в ""Русских Ведомостях"": ""Наши фабрики и заводы"". В конце того же года вышли отдельным изданием его очерки и рассказы, под заглавием: ""На миру"". Начиная с 1874 г. Нефедов, в качестве члена - сотрудника Императорского общества естествознания, антропологии и этнографии, совершал экскурсии по различным местностям России, и собранный им богатый этнографически-бытовой материал обработал как в ряде научных статей, появившихся в специальных изданиях, так и в форме очерков и рассказов. В недрах народа Нефедов находит громадные запасы энергии и живой самобытной силы, стесненной экономическими и другими условиями и нуждающейся в помощи интеллигенции. Нефедов любит деревню и сильно идеализирует ее, но в его изображении народной жизни много и правды. Сочинения Нефедова собраны в 4 т. (I и II т. М., 1894 - 95, III и IV - 1900). В 1885 г., под ред. Нефедова вышло собрание сочинений Левитова , с критико-биографическим очерком редактора. - Ср. С. Васюков ""Воспоминания о Ф.Д. Нефедове"" (""Исторический Вестник"", 1902, май); ""Русские Ведомости"" 1863 - 1913"" (М., 1913).
Нефедов Филипп Диомидович
— беллетрист-народник и этнограф; род. в 1848 году; уже в 1859 г. поместил в "Костромских Губернских Ведомостях" этнографический очерк: "Из путевых записок"; затем, большей частью под псевдонимом Ф. Уводин, печатал очерки и стихотворения в "Московских Ведомостях", "Развлечении", "Будильнике". В 1872 г. обратил на себя внимание ряд статей Н. в "Русских Ведомостях": "Наши фабрики и заводы". В конце того же года вышли отдельным изданием очерки и рассказы Н. под заглавием: "На миру". Начиная с 1874 г. Н., в качестве члена-сотрудника Императорского общества естествознания, антропологии и этнографии, совершал экскурсии по различным местностям России, и собранный им богатый этнографически-бытовой материал обработал как в ряде научных статей, появившихся в специальных изданиях, так и в форме очерков и рассказов. В недрах народа Н. находит громадные запасы энергии и живой самобытной силы, стесненной лишь экономическими и другими условиями и нуждающейся в помощи интеллигенции. Н. любит деревню и несколько идеализирует ее, но все же его изображение народной жизни правдиво, выводимые им типы возможны. Сочувствие ко всем удрученным и страждущим сообщает рассказам Н. характер особой мягкости, переходящей порою в сентиментальность. Собрание сочинений Н. начато изданием в 1893 году в Москве. Новейший сборник его рассказов: "Святочные рассказы" (М., 1896). В 1885 г. под редакцией Н. вышло собрание сочинений Левитова, с критико-биографическим очерком редактора.
{Брокгауз}
Нефедов, Филипп Диомидович (дополнение к статье)
— беллетрист-народник и этнограф; умер в 1902 г.
{Брокгауз}
Нефедов, Филипп Диомидович
[1848—1902] — беллетрист и этнограф. Род. в семье крепостного крестьянина, ставшего мелким предпринимателем. В течение десяти лет работал у отца приказчиком, затем переселился в Москву, где окончил юридический факультет. Будучи членом-сотрудником Об-ва естествознания, антропологии и этнографии, совершил множество поездок по различным местностям России; добытый материал был им обработан в ряде этнографических статей, очерков, рассказов и пр.
Творчество Н. выражает идеологию народнически настроенной мелкобуржуазной интеллигенции 70—80-х гг. Растущий капитализм, разлагающий патриархальный уклад деревни, отрицался им полностью; представители капитализма изображаются им бездушными, жестокими самодурами. Не верил Н. и в пролетариат, показывая его представителей пьяницами и бездельниками. Идеалом Н. являлась патриархальная крестьянская община. Как либеральный народник Н. смазывал классовые противоречия между крестьянством и помещиками. Главное внимание Н. сосредоточивал на показе жизни пореформенного, крестьянства, на антагонизме между бедняцкой частью его и кулаками. Правильно ставя вопрос о связи этого антагонизма с ростом капиталистических отношений в деревне, он не выявлял однако экономической подоплеки конфликтов, сводя все к борьбе сильной личности бедняка с ничтожной личностью, кулака, на сторону которого становится большинство, т. к. у него есть деньги. Выходом из этого противоречия Н. считал нравственное самоусовершенствование и просвещение и рост в обществе гуманных личностей вне зависимости от их классовой принадлежности. Отсюда та проповедь альтруизма, с которой Н. обращался к эксплуататорам. В показе действительности Нефедов большое место уделял обрисовке внешних бытовых ее сторон. Он нередко рисовал совершенно идиллические картины довольства, веселья и непрерывного праздника, неизменно превознося физиологическую, стихийную силу жизни. Этнографический материал вводился им в виде большого количества преданий, песен, обычаев, говора и т. п.
Библиография
: I. Сочинения, 2 тт., изд. Солдатенкова, М., 1894—1895; Сочинения, 2 тт., изд. Дороватовского и Чарушникова, СПб, 1900.II. Смиpнов А. В., Ф. Д. Нефедов, его жизнь и деятельность, "Труды Владимирской ученой архивной комиссии", кн. XVIII, Владимир, 1917—1918 (здесь же ценные библиографические указания и сведения об. архиве); Богданов Л., Забытый писатель из народа, "Начало" (Иваново-Вознесенск), 1921, № 1; Бельчиков Н. Ф., С. Г. Нечаев о С. Иванове в 60-е гг., "Каторга и ссылка", 1925, I (о влиянии на него Нефедова, в приложении — письма Нечаева к Н.); Кубиков И. Н., Рабочий класс в русской литературе, изд. 3-е, Иваново-Вознесенск, 1926; Смирнов А., Портретная галерея уроженцев и деятелей Владимирской губ., вып. III, Владимир, 1904.
III. Сокольников М. П., Литература Иваново-Вознесенского края, Иваново-Вознесенск, 1925, стр. 13—20.
{Лит. энц.}