Нефф Тимофей Андреевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Нефф Тимофей Андреевич

Нефф (Timoleon Karl von Neff), Тимофей Андреевич, фон - исторический и портретный живописец (1805 - 1876) родом из Эстляндии. Учился в Дрезденской Академии Художеств. Прибыв в 1826 г. в Петербург, вскоре приобрел известность своими портретами и другими работами. В 1837 г. путешествовал по России для ознакомления с народными типами и бытом. В 1839 г. исполнил живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе образ ""Тайной Вечери"". За исполнение образов для Исаакиевского собора получил звание профессора. Преподавал в Академии Художеств; состоял хранителем картинной галереи Эрмитажа. Многочисленные произведения Неффа, портреты, образа, изображения красавиц и сцены итальянской и эстляндской народной жизни, рассеяны большей частью по дворцам императорской фамилии, аристократическим домам и разным церквам Петрограда и его окрестностей. Талант Неффа всего ярче сказывался в портретах, преимущественно женских, грациозных по постановке фигур приятных по краскам, хотя не всегда вполне схожих, вследствие стремления автора приукрашать натуру. Прочие его работы, при несомненных достоинствах рисунка, колорита и письма, страдают, за редкими исключениями, холодностью композиции и слабостью или деланностью выражения. Из них наиболее известны: по религиозной живописи - образа в нижнем ярусе главного иконостаса Исаакиевского собора, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Неффа: ""Святой Исаакий Далматский""), ""Воздвижение Креста"" и ""Спаситель во гробе"" (в столбищах того же храма), ""Ангел смерти"" и ""Ангел молитвы"" (собственность Государя Императора), ""Ангел Воскресения"" (у г-жи Ф. Грюнвальдт), ""Христос, Богоматерь и 4 евангелиста"", в церкви лейб-гвардии Семеновского полка, в Петрограде, ""Христос, благословляющий детей"" и ""Богоматерь"", в церкви Академии Художеств, 31 образ иконостаса Храма Спасителя в Москве, ""Вознесение Господне"", запрестольный образ в церкви имения графа Головина, Рязанской губернии, и иконостас русской церкви в Висбадене; по жанровой живописи - ""Купальщица"" (1858; в музее Александра III ), ""Две молодые девушки в гроте"" (1859; там же), ""Итальянка"" (в Третьяковской галерее), ""Неаполитанка, сидящая в барке у руля"" и ""Молодой неаполитанец на скале у моря""; по портретной живописи - портреты императрицы Александры Федоровны (в берлинском королевском дворце), великой княгини Марии Николаевны , Екатерины Михайловны и Елены Павловны , баронессы Ливен , баронессы Штакельберг , князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского. - Ср. Ф. Булгарин ""Живописец Неф и его работы в Исаакиевском соборе в Петербурге""; M. v. Grunwaldt (дочь художника), ""Skizzen u. Bilder aus dem Leben Carl Timoleon v. Heff"" (Дармштадт, 1887, напечатано на правах рукописи).

Источник: Биографический словарь. 2008

Нефф, Тимофей Андреевич

(Karl-Timoleon von Neff) — профессор портретной и исторической живописи; родился 2-го октября 1805 года в Эстляндии, в Рюс (Rühs) или Куркулле. Художественное образование Нефф получил в Дрезденской академии, где главными его руководителями были профессора Гартман и фон Ауэ. 20-ти лет от роду Нефф окончил курс академии и отправился в Рим, где изучил Рафаэля и других великих мастеров. В Риме он приобрел высокую покровительницу в лице великой княгини Елены Павловны, по совету которой приехал в 1826 году в Петербург, где вскоре приобрел большую известность своими портретами и другими работами, в особенности после того, как получил звание придворного художника и был назначен состоять при Императорском Эрмитаже. Приблизительно тогда же Неффу был дан заказ на девять образов для готической церкви в Императорской даче Александрии в Петергофе, который он исполнил в 1834 году. В апреле 1835 г. Нефф испросил себе отпуск на два года в Рим для усовершенствования. По возвращении из второй поездки в Италию, Нефф почти постоянно жил в Петербурге, исполняя, главным образом, портреты Особ Императорской Фамилии и образа для придворных церквей. Лето он проводил, по большей части, на родине в Эстляндии, где в 1837 году женился на баронессе Луизе Каульбарс и откуда привозил несложные картинки из родного быта. В 1837 же году Нефф предпринял путешествие внутрь России для изучения чисто русских типов и обычаев; однако, эти типы и обычаи, как видно из появившихся вслед за его путешествием произведений, остались недоступными для его творчества. К числу таких произведений нужно отнести и исполненную Неффом по заказу Императора Николая Павловича с рисунков Солнцева картину "Две женщины в народном костюме Рязанской губернии". Когда в Зимнем дворце сгорела малая церковь, Неффу были заказаны образа для новой церкви, восстановленной после пожара. Окончив эти образа летом 1839 года, Нефф был за них, особенно за весьма удачный образ "Тайной вечери", признан академиком. В том же году им был написан ряд портретов, среди которых были портреты Государя и Государыни, великих княжон и великой княгини Елены Павловны. В 1842 году Нефф в третий раз отправился в Италию с целью приготовить заказанные ему образа для Исаакиевского собора, но пробыл там недолго, так как порученная ему работа требовала его присутствия в Петербурге. Усердно занявшись выполнением этой сложной задачи, Нефф, благодаря своей необыкновенной технике, окончил многочисленные и по большей части значительных размеров образа очень скоро и хорошо. Можно сказать, что написанные им в нижнем ярусе Исаакиевского собора образа (воспроизведенные мозаикой) составляют его лучшие произведения по религиозной живописи. Особенно хороша его картина "Св. Исаакий Далматский". В 1849 г. Н. получил звание профессора исторической живописи. В 1855 году Нефф стал фактически профессором 2-го класса в Императорской Академии Художеств; в 1864 г. был назначен хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа и, наконец, в 1865 г. назначен профессором 1-го класса. Умер Т. А. Нефф, готовя образа для храма Спасителя, 24-го декабря 1876 года в чине тайного советника.


Художественная критика, признавая достоинство многих произведений Неффа религиозного содержания, находит, однако, что, принявшись за духовные сюжеты, он вступил на ложную дорогу, что удел его был "не трогать благочестивые сердца, а доставлять легкое, не глубокое наслаждение людям, привыкшим не задумываться". Строгая простота нашего богослужения, серьезные лики наших святых мало говорили уму и сердцу Неффа, и он писал для наших церквей такие образа, которые были бы более уместны в католическом или протестантском храме. Отсутствие глубины выражения, необходимого в такого рода произведениях, стремление к эффектам, чуждым православному богослужению, бросаются в глаза каждому. Из образов, помещенных в Исаакиевском соборе, лучшие: "Воздвижение Креста" и "Покров Пресвятой Богородицы". Кроме того, должны быть отмечены: "Ангел молитвы" и "Ангел смерти" и большой запрестольный образ "Вознесения Христова", исполненный Неффом для церкви А. В. Головнина в его имении в Рязанской губернии. Другие произведения Неффа религиозного содержания находятся во многих петербургских церквах.


Портретов написано Неффом очень много. Кроме них, он оставил много жанровых картин, среди которых преобладают изображения красавиц. Наиболее известные из картин этого рода: "Неаполитанские прачки в гроте", "Купающиеся нимфы", "Молодой Неаполитанец, сидящий на скале у моря", "Девушка, собирающаяся купаться", и др. Есть у Неффа также несколько картин из народных итальянских и эстляндских нравов. Главное достоинство этих произведений Неффа заключается во вкусе, отразившемся особенно в колорит. Рисунок его — изящно-манерен; отделка аксессуаров у него всегда на первом плане; композиция эффектная, но не серьезная. При таких свойствах таланта Неффа его живопись является прекрасным комнатным украшением, и этим можно объяснить крупный успех художника при его жизни.


Рукописная биография Д. Митрохина; Картинная Галерея Императорской Академии Художеств. І. Каталог оригинальных произведений русской живописи. Составил A. Сомов. СПб., 1872; Всеобщий Календарь 1878 г., стр. 22; Архив Брюлловых, стр. 170; "Северное Сияние", т. I, вып. 10, стр. 607—618; т. ІI, вып. 2, стр. 53— 60; "Русская Старина", т. 22; "Пчела" 1877 г. № 1; "Иллюстрация" 1863 г., № 264; "Всемирная Иллюстрация 1877 г., № 421; Иллюстрированная Газета" 1877 г., № 2; Голос 1876 г., № 359; "С.-Петербургские Ведомости" 1876 г., № 357: "Воскресный Досуг" 1876 г., № 192; "Русский Библиофил" 1912 г., вып. IV. Энциклопедические словари Брокгауза и Ефрона, Березина и Большая Энциклопедия.


А. П.


{Половцов}





Нефф, Тимофей Андреевич


(Timoleon Karl von Neff, 1805—1876) — исторический живописец и портретист; род. в Эстляндии. Художественное образование получил в дрезденской академии, под руководством X. Гартмана и X. фон Ауе, после того изучал в Италии произведения Рафаэля и др. великих мастеров и в 1826 г. прибыл в СПб., где вскоре приобрел своими портретами и другими работами известность в кругу высшего общества. В 1832 г. он получил звание придворного живописца и признан назначенным в академики. В 1834 г., за образа, написанные для церкви при петергофском дворце Александрия, Высочайше назначена ему пожизненная пенсия. Затем он ездил на два года в Рим, а в 1837 г. путешествовал по некоторым губерниям России, для ознакомления своего с народными типом и бытом. В 1839 г., за живописные работы для малой церкви Зимнего дворца, в том числе за весьма удачный образ "Тайной Вечери", признан академиком. В 1842 г. предпринял третью поездку в Рим, откуда вскоре был вызван обратно в СПб. для исполнения образов в Исаакиевский собор; за эту работу, в 1849 г. возведен в профессорское звание. В 1855 г. занял в Императорской академии художеств штатное место профессора 2-й степени, а позднее — и 1-й степени. В 1864 г. назначен хранителем картинной галереи Императорского Эрмитажа.


Многочисленные произведения Н., состоящие в портретах, образах, изображениях красавиц и сценах итальянской и эстляндской народной жизни, рассеяны во дворцах Императорской фамилии, в аристократических домах и в разных церквах СПб. и его окрестностей. Талант художника всего ярче выказывался в портретах, преимущественно женских, грациозных по постановке фигур и приятных по краскам, хотя и не всегда вполне схожих вследствие стремления их автора приукрашать натуру. Что касается до прочих его работ, то при несомненных достоинствах их рисунка, колорита и письма, они, за редкими исключениями, страдают холодностью композиции и слабостью или деланностью выражения. Из этих произведений, однако, наиболее удачными могут считаться: по религиозной живописи — образа в нижнем ярусе главного иконостаса в Исаакиевском соборе, воспроизведенные теперь мозаикой (в том числе лучшая из всех религиозных картин Н.: "Св. Исаакий Далматский"), "Воздвижение Креста" и "Спаситель во гробе", две иконы, вставленные в пилястры того же храма, "Ангел смерти", "Ангел молитвы" и "Вознесение Господне", запрестольный образ в церкви имения г-на Головнина в Рязанской губернии; по части жанра — "Неаполитанские прачки в гроте" ("La cucumella nelle grotte "), "Купающаяся девушка" (в Императорском Эрмитаже), "Неаполитанка, сидящая в барке у руля" и "Молодой неаполитанец на скале, у моря" (в московском Публичном музее), и, наконец, по портретной живописи — портреты великих княгинь Марии Николаевны, Екатерины Михаиловны и Елены Павловны, императрицы Александры Феодоровны, баронессы Ливен, баронессы Штакельберг, князя Николая Максимилиановича Лейхтенбергского, сенатора Капгера и др.


А. С—в.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008