НЕКРАСОВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Некрасов

авт. опис. реки Воронеж (СПб., 1856), топограф хозяйств. департамента.


{Венгеров}





Некрасов


сотр. "Горн. журн." (1862).


{Венгеров}





Некрасов


авт. брош. "Какие порядки нужны народу?" (СПб., 1907).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НЕКРАСОВ
Виктор Платонович (1911, Киев – 1987, Париж), русский писатель. Отец – банковский служащий, мать – врач. Детство провел в Лозанне, где мать заканчивала медицинский ф-т ун-та, и Париже, где она работала в военном госпитале. В 1915 г. семья вернулась в Россию. В 1936 г. Некрасов окончил архитектурный ф-т Киевского строительного ин-та, в 1937 г. – театральную студию при киевском Театре русской драмы. Работал архитектором, актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова (Вятки), Ростова-на-Дону. С августа 1941 г. – в армии (заместитель командира саперного батальона); в 1945–47 гг. – журналист киевской газеты «Советское искусство». Первая же повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946) стала событием в духовной жизни страны, одним из первых произведений т. н. литературы «окопной правды», повлиявшим на военную романистику Ю. В. Бондарева, Г. Я. Бакланова, В. В. Быкова. В ней писатель, опираясь на личный опыт участника Сталинградской битвы, правдиво и мужественно, с тонким психологизмом и убедительной достоверностью, без показного пафоса и ложной патетики, в форме дневника явно автобиографического героя – строевого офицера – показал военные будни, самоотверженность и патриотизм рядовых защитников города. В 1972 г. за проявленную независимость мнений писатель был исключен из Коммунистической партии (вступил в 1943 в Сталинграде), подвергнут травле и лишен возможности печататься, в 1974 г. эмигрировал во Францию. Среди других произведений писателя: рассказы о войне («Рядовой Лютиков», 1948; «Судак», 1958; «Посвящается Хемингуэю», 1959; «Вторая ночь», 1960; и др.), повести «В родном городе» (1954) – о послевоенной судьбе фронтовика, «Кира Георгиевна» (1961) – о психологии равнодушия, этого нравственного недуга интеллигенции, а также лирико-автобиографическая проза (очерки «Записки зеваки», 1975; «По обе стороны стены…», 1978–79; повести «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы…», 1983; «Маленькая печальная повесть», 1986).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

НЕКРАСОВ
Николай Алексеевич (1821, местечко Немиров Подольской губ., Украина – 1877/1878, Санкт-Петербург), русский поэт, публицист, издатель. Детские годы Некрасова прошли в с. Грешнево, близ Ярославля, в имении отца. В 1840 г. он становится вольнослушателем Петербургского ун-та, лишенный поддержки отца, голодает, живет в полной нищете. Не в силах продолжать учебу в ун-те, Некрасов разворачивает активную литературно-журнальную деятельность: пишет рассказы, повести, пьесы, фельетоны, юмористические и сатирические стихотворения. В 1842–43 гг. сближается с В. Г. Белинским и его кружком и присоединяется к натуральной школе. В 1845 г. Некрасов организует выход сборника очерков натуральной школы «Физиология Петербурга», где печатается и его очерк «Петербургские углы». В 1847 г. писатели натуральной школы начинают издавать журнал «Современник», соредакторами которого становятся И. И. Панаев и Некрасов. Впоследствии Некрасов руководит изданием единолично, и под его руководством (1847–66) журнал становится самым популярным и влиятельным в России, постепенно приобретая все более левое, демократическое направление. В сер. 1850-х гг. Некрасов поручает руководство журналом Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Радикальная позиция новых сотрудников ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов предпочел отказаться от сотрудничества с группой литераторов-дворян (И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым), хотя был связан с ними узами старой дружбы. Из-за резкой критики проводимых правительством реформ 1861–63 гг. журнал, несмотря на все старания Некрасова, был закрыт.
В 1845 г. Некрасов впервые обращается к крестьянской теме и пишет в новой художественной манере сказа стихотворение «В дороге», которое было восторженно встречено В. Г. Белинским, понявшим, что Некрасов наконец «нашел себя». Во второй пол. 1840-х гг. Некрасов пишет стихотворения «К родине», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью…», объединенные описанием несчастной судьбы женщины-крестьянки. С этого момента главной темой лирики поэта становится изображение народных страданий, которую продолжают стихотворения «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «В деревне», «Несжатая полоса», поэмы «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863). «Я лиру посвятил народу своему», – скажет Некрасов в конце жизни. Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка-Русь!
(«Кому на Руси жить хорошо»)
В стихотворении «Железная дорога» (1864) наряду с мрачными картинами непосильного народного труда звучит победный гимн в честь творческих сил народа. Наиболее четко и ясно формулирует Некрасов свое отношение к народу в «Размышленияху парадного подъезда» – своеобразном политическом манифесте. Там же дается гневная, в духе од К. Ф. Рылеева, сатира на глухого к народным страданиям вельможу.
Содержанию стихов соответствовала и особая творческая манера Некрасова, которую он сам характеризовал как «суровый, неуклюжий стих». Поэт сознательно отходит от пушкинской гармонии стиха:
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданий и оков.
(«Муза»)
В его стихах – сочетание прозаической, разговорной лексики с фольклорно-песенной, что дает неожиданные художественные эффекты. В стихотворениях, посвященных крестьянским судьбам, фольклорным становится не только язык, но и мелодика стиха; для них также характерно многоголосье, наиболее часто этот прием применяется в поэмах.
Большое место в некрасовской лирике занимает проблема долга интеллигенции перед народом («Рыцарь на час», 1860). Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные поэтом, овеяны революционно-романтической патетикой. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов окончательно формулирует свою поэтическую и идеологическую программу: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Вместе с тем в его поэзии постоянно звучат покаянные мотивы, лирический герой мучительно переживает слабость своих сил и своего таланта («Замолкни, Муза мести и печали…»).
Некрасов восторженно принял освобождение крестьян от крепостной зависимости в результате реформы 1861 г., но вместе с тем пристально присматривался к крестьянской жизни в новых условиях и видел, что бедность и бесправие по-прежнему тяготят народ. В 1874 г. он пишет «Элегию» («А. Н. Еракову»), где от лица своей Музы вновь вопрошает: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Возникает замысел эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо», написанной крестьянским языком и для крестьян, призванной объяснить изменения, которые произошли в их жизни после реформы, и пробудить общественное самосознание. В поэме анализируется новая сложившаяся экономическая и культурная ситуация:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Именно народное миросозерцание служит главным предметом изображения и основой художественного видения в поэме, что является одной из устойчивых особенностей жанра эпопеи. Творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный язык и задорные шутки слились здесь в едином художественном сплаве. К сожалению, закончить поэму поэту не удалось.
После закрытия «Современника» Некрасов в 1868 г. начинает издавать «Отечественные записки», где впоследствии публикует главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах – «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872–73). В этих произведениях, а также в лирике воплощены идеи народничества. Некрасов был одним из идеологов «хождения в народ» разночинцев-революционеров, к этому времени авторитет поэта в рус. обществе чрезвычайно возрос, особенно в кругах демократической молодежи, считавшей его первым русским поэтом.
Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью, но и в это время он продолжает писать – создает исповедальный цикл «Последние песни».
Многие стихи Некрасова стали народными песнями («Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося…»), другие – программными для нескольких поколений русских писателей («Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним…», «Душно! Без счастья и воли…»). Поэт оказал огромное влияние на рус. литературу и общественную жизнь России 19–20 вв.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
506.64 кб

Николай Виссарионович некрасов (к 130-летию со дня рождения)

Шиловский М. В.
Рассматриваются основные вехи жизненного пути профессора Томского технологического института, депутата III и IV Государственных дум от Томской губернии, видного деятеля кадетской партии Н.В. Некрасова.
Читать PDF
367.15 кб

Николай Некрасов: судьба политика в революционную эпоху

Некрасов А.М., Некрасова Т.А.
В статье показана биография Николая Виссарионовича Некрасова, одного из ключевых деятелей Временного правительства, члена партии кадетов и потенциального соперника А.Ф. Керенского в борьбе за революционное лидерство.
Читать PDF
160.12 кб

Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре

Головин Валентин Вадимович
Читать PDF
484.78 кб

Н. А. Некрасов и Флоренция

Гребнева Марина Павловна
Материалом для статьи послужили письма, критические заметки, стихотворения и повести Н.А. Некрасова.
Читать PDF
98.74 кб

Круглый стол «Поэт Николай Некрасов: поэтика и миропонимание»

Красносельская Юлия Игоревна
Читать PDF
283.30 кб

В. С. Высоцкий и Н. А. Некрасов: схождение лирических систем

Пайков Н. Н.
Читать PDF
81.46 кб

Островский и Некрасов: художественная продуктивность органической народности

Журавлева А. И.
Читать PDF
300.63 кб

Рыцарь литературы - Виктор Некрасов

Галинская И. Л.
Читать PDF
181.92 кб

2015.02.019. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (ПУШКИН, НЕКРАСОВ, ЧЕХОВ) НА СТРАНИЦАХ «TORONTO SLAVIC QUATER

Юрченко Т.Г.
Читать PDF
0.00 байт

РУССКАЯ НЕПОДЦЕНЗУРНАЯ ПОЭЗИЯ ВТОРОГО АВАНГАРДА: ВС. НЕКРАСОВ, И. ХОЛИН. (ОБЗОР)

Юрченко Т.Г.
Читать PDF
114.37 кб

Макеев М. С. «Николай некрасов: поэт и предприниматель. Очерки о взаимодействии литературы и экономи

Пайков Николай Николаевич
Читать PDF
392.62 кб

Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасов: творческий диалог (семантика мотива Дела в произведениях 1860-х

Баталова Тамара Павловна
Автор данной статьи анализирует семантику мотива Дела в произведениях Достоевского и Некрасова, его связь с мотивом Деспотизма. На этом основании делается вывод о том, что победить Деспотизм может только Жертвенное Дело.
Читать PDF
0.00 байт

Г. Тукай и Н. А. Некрасов: типологические параллели и межлитературные диалоги

Аминева Венера Рудалевна
В статье устанавливаются типы диалогических отношений между произведениями Г. Тукая и Н.А. Некрасова, относящимися к жанрам инвективы, послания и к «мемориальной» лирике.
Читать PDF
194.14 кб

Об источниках образов стихотворения Н. А. Некрасова «Сон» (1877): Некрасов и николай Федорович фермо

Макеев Михаил Сергеевич
В работе объясняется генезис двух необычных элементов стихотворения Некрасова «Сон» (1877): экзотический способ самоубийства, которое намерен совершить лирический герой произведения, и появление ангела «света и покоя», пытающегося
Читать PDF
0.00 байт

Литературная выставка как интерпретация и актуализация художественного текста: «Н. Некрасов. Железна

Летин Вячеслав Александрович
Статья посвящена проблеме актуализации литературного текста в современном музейно-выставочном пространстве. На примере выставки «Железная дорога» Государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А.

Похожие термины:

  • Некрасов, А. И

    Христианство и соответствующая ему государственная идеология в православных империях принимались «сверху». Константин Великий обратил в Христианство народы Римской империи, а Владимир Великий
  • Некрасов, А. П

    месторождение нефти или газа, для которого определены физические размеры и оценочные запасы.
  • Некрасов, А. В

    оценочные запасы нефти, газа или угля, которые могут быть извлечены в будущем из известных пластов этих ресурсов при существующих экономических условиях и технологических возможностях, исходя из
  • Некрасов, Ал-др Ал-др

    засл. проф. греч. словесности Казанск. дух. ак., р. 1837, с. свящ. Тверск. еп., † в Самаре 13 мая 1905. {Венгеров}  Некрасов, Ал-др Ал-др. д-р мед. (Харьков, 1911), р. 1872. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Ал-др

    поэт (СПб., 1896), крестьянин. {Венгеров}
  • Некрасов, Фед. Ал-др

    см. Феофан Некрасов. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Ник

    штаб-лекарь, р. 1809, † после 1846. {Венгеров}
  • Некрасов, Д

    авт. "Поучений" (Гродно, 1885). {Венгеров}
  • Некрасов, Димитрий

    кандидат IX курса (1834 г.) Москов. дух. ак. †. {Половцов}
  • Некрасов, Пав. Ал-еев

    математик и философ, р. 8 янв. 1853 в с. Житове Рязанск. губ., с. свящ., б. ректор и проф. Моск. ун., д-р чистой математики, попечит. Моск. учебн. окр. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей

    студент, стихотворец, сотр. "Друга юношества" 1810 гг. {Венгеров}  Некрасов, Алексей переводч. 1820—21 гг. и состав. "Энциклоп. и эконом. календаря" (Харьков, 1821). {Венгеров}  Некрасов, Алексей пере
  • Некрасов, Алексей Николаевич

    штаб-лекарь, писатель, р. 1809 г., † (после 1846 г.). {Половцов}
  • Некрасов Александр Александрович

    — профессор греческой словесности казанской духовной академии. Род. в 1839 г.; окончил курс в спб. духовной академии. Его главные труды: "Слово и природа человека" (1869), "Этимология русского гла
  • Некрасов, Александр Иванович

    [27 ноября (9 дек.) 1883 — 21 мая 1957] — сов. ученый, специалист в области механики, акад. (с 1946, чл.-корр. с 1932). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1947). В 1906 окончил Моск. ун-т и был оставлен для подготовки к профессорскому
  • Некрасов, П. Ф

    переводчик (СПб., 1902). {Венгеров}
  • Некрасов, Иван Федорович

    художник, воспит. И. А. Худ. (1797—1808), р. 1788 г. {Половцов}
  • Некрасов, Григорий Фомич

    архитектор 8 кл., 1821 г. {Половцов}
  • Некрасов, В. Г

    состав. руков. к искусству гримироваться (М., 1888). {Венгеров}
  • Некрасов, Александр

    Генеральный директор Кондитерской фабрики им. К. Самойловой (г. Санкт-Петербург) с ноября 2001 г.; родился в 1956 г. в Приморском крае; имеет высшее военное образование; с 1973 г. по 1994 г. служил в Вооруженны
  • НЕКРАСОВ Георгий Александрович

    (1913-1990) Поэт. Член ВКП(б) с 1942. Окончил Ленингр. ин-т журналистики (1931). Печатался с 1934. Жил и работал в Ленинграде. Поэма "В чужом доме" (1958), сб-ки стихов "Утро твое" (1957), "Шаги" (1965) и др. произв.