НЕКРАСОВ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Некрасов

авт. опис. реки Воронеж (СПб., 1856), топограф хозяйств. департамента.


{Венгеров}





Некрасов


сотр. "Горн. журн." (1862).


{Венгеров}





Некрасов


авт. брош. "Какие порядки нужны народу?" (СПб., 1907).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НЕКРАСОВ
Виктор Платонович (1911, Киев – 1987, Париж), русский писатель. Отец – банковский служащий, мать – врач. Детство провел в Лозанне, где мать заканчивала медицинский ф-т ун-та, и Париже, где она работала в военном госпитале. В 1915 г. семья вернулась в Россию. В 1936 г. Некрасов окончил архитектурный ф-т Киевского строительного ин-та, в 1937 г. – театральную студию при киевском Театре русской драмы. Работал архитектором, актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова (Вятки), Ростова-на-Дону. С августа 1941 г. – в армии (заместитель командира саперного батальона); в 1945–47 гг. – журналист киевской газеты «Советское искусство». Первая же повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946) стала событием в духовной жизни страны, одним из первых произведений т. н. литературы «окопной правды», повлиявшим на военную романистику Ю. В. Бондарева, Г. Я. Бакланова, В. В. Быкова. В ней писатель, опираясь на личный опыт участника Сталинградской битвы, правдиво и мужественно, с тонким психологизмом и убедительной достоверностью, без показного пафоса и ложной патетики, в форме дневника явно автобиографического героя – строевого офицера – показал военные будни, самоотверженность и патриотизм рядовых защитников города. В 1972 г. за проявленную независимость мнений писатель был исключен из Коммунистической партии (вступил в 1943 в Сталинграде), подвергнут травле и лишен возможности печататься, в 1974 г. эмигрировал во Францию. Среди других произведений писателя: рассказы о войне («Рядовой Лютиков», 1948; «Судак», 1958; «Посвящается Хемингуэю», 1959; «Вторая ночь», 1960; и др.), повести «В родном городе» (1954) – о послевоенной судьбе фронтовика, «Кира Георгиевна» (1961) – о психологии равнодушия, этого нравственного недуга интеллигенции, а также лирико-автобиографическая проза (очерки «Записки зеваки», 1975; «По обе стороны стены…», 1978–79; повести «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы…», 1983; «Маленькая печальная повесть», 1986).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

НЕКРАСОВ
Николай Алексеевич (1821, местечко Немиров Подольской губ., Украина – 1877/1878, Санкт-Петербург), русский поэт, публицист, издатель. Детские годы Некрасова прошли в с. Грешнево, близ Ярославля, в имении отца. В 1840 г. он становится вольнослушателем Петербургского ун-та, лишенный поддержки отца, голодает, живет в полной нищете. Не в силах продолжать учебу в ун-те, Некрасов разворачивает активную литературно-журнальную деятельность: пишет рассказы, повести, пьесы, фельетоны, юмористические и сатирические стихотворения. В 1842–43 гг. сближается с В. Г. Белинским и его кружком и присоединяется к натуральной школе. В 1845 г. Некрасов организует выход сборника очерков натуральной школы «Физиология Петербурга», где печатается и его очерк «Петербургские углы». В 1847 г. писатели натуральной школы начинают издавать журнал «Современник», соредакторами которого становятся И. И. Панаев и Некрасов. Впоследствии Некрасов руководит изданием единолично, и под его руководством (1847–66) журнал становится самым популярным и влиятельным в России, постепенно приобретая все более левое, демократическое направление. В сер. 1850-х гг. Некрасов поручает руководство журналом Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Радикальная позиция новых сотрудников ускорила идейное размежевание внутри редакции. Некрасов предпочел отказаться от сотрудничества с группой литераторов-дворян (И. С. Тургеневым, Л. Н. Толстым, Д. В. Григоровичем, А. В. Дружининым), хотя был связан с ними узами старой дружбы. Из-за резкой критики проводимых правительством реформ 1861–63 гг. журнал, несмотря на все старания Некрасова, был закрыт.
В 1845 г. Некрасов впервые обращается к крестьянской теме и пишет в новой художественной манере сказа стихотворение «В дороге», которое было восторженно встречено В. Г. Белинским, понявшим, что Некрасов наконец «нашел себя». Во второй пол. 1840-х гг. Некрасов пишет стихотворения «К родине», «Огородник», «Тройка», «Еду ли ночью…», объединенные описанием несчастной судьбы женщины-крестьянки. С этого момента главной темой лирики поэта становится изображение народных страданий, которую продолжают стихотворения «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «В деревне», «Несжатая полоса», поэмы «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1863). «Я лиру посвятил народу своему», – скажет Некрасов в конце жизни. Образ России, сильной и страдающей, стоит за широкими картинами некрасовской деревни:
Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная,
Матушка-Русь!
(«Кому на Руси жить хорошо»)
В стихотворении «Железная дорога» (1864) наряду с мрачными картинами непосильного народного труда звучит победный гимн в честь творческих сил народа. Наиболее четко и ясно формулирует Некрасов свое отношение к народу в «Размышленияху парадного подъезда» – своеобразном политическом манифесте. Там же дается гневная, в духе од К. Ф. Рылеева, сатира на глухого к народным страданиям вельможу.
Содержанию стихов соответствовала и особая творческая манера Некрасова, которую он сам характеризовал как «суровый, неуклюжий стих». Поэт сознательно отходит от пушкинской гармонии стиха:
Но рано надо мной отяготели узы
Другой, неласковой и нелюбимой Музы,
Печальной спутницы печальных бедняков,
Рожденных для труда, страданий и оков.
(«Муза»)
В его стихах – сочетание прозаической, разговорной лексики с фольклорно-песенной, что дает неожиданные художественные эффекты. В стихотворениях, посвященных крестьянским судьбам, фольклорным становится не только язык, но и мелодика стиха; для них также характерно многоголосье, наиболее часто этот прием применяется в поэмах.
Большое место в некрасовской лирике занимает проблема долга интеллигенции перед народом («Рыцарь на час», 1860). Героические образы Белинского, Добролюбова, Чернышевского, созданные поэтом, овеяны революционно-романтической патетикой. В стихотворении «Поэт и гражданин» Некрасов окончательно формулирует свою поэтическую и идеологическую программу: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Вместе с тем в его поэзии постоянно звучат покаянные мотивы, лирический герой мучительно переживает слабость своих сил и своего таланта («Замолкни, Муза мести и печали…»).
Некрасов восторженно принял освобождение крестьян от крепостной зависимости в результате реформы 1861 г., но вместе с тем пристально присматривался к крестьянской жизни в новых условиях и видел, что бедность и бесправие по-прежнему тяготят народ. В 1874 г. он пишет «Элегию» («А. Н. Еракову»), где от лица своей Музы вновь вопрошает: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» Возникает замысел эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо», написанной крестьянским языком и для крестьян, призванной объяснить изменения, которые произошли в их жизни после реформы, и пробудить общественное самосознание. В поэме анализируется новая сложившаяся экономическая и культурная ситуация:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася
Одним концом по барину,
Другим по мужику!..
Именно народное миросозерцание служит главным предметом изображения и основой художественного видения в поэме, что является одной из устойчивых особенностей жанра эпопеи. Творение Некрасова вобрало в себя огромные пласты устно-поэтического народного творчества; песни, поговорки и поверья, разговорный язык и задорные шутки слились здесь в едином художественном сплаве. К сожалению, закончить поэму поэту не удалось.
После закрытия «Современника» Некрасов в 1868 г. начинает издавать «Отечественные записки», где впоследствии публикует главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах – «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872–73). В этих произведениях, а также в лирике воплощены идеи народничества. Некрасов был одним из идеологов «хождения в народ» разночинцев-революционеров, к этому времени авторитет поэта в рус. обществе чрезвычайно возрос, особенно в кругах демократической молодежи, считавшей его первым русским поэтом.
Последние годы жизни Некрасова, проведенные в напряженном творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжелой болезнью, но и в это время он продолжает писать – создает исповедальный цикл «Последние песни».
Многие стихи Некрасова стали народными песнями («Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»), «Похороны» («Меж высоких хлебов затерялося…»), другие – программными для нескольких поколений русских писателей («Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним…», «Душно! Без счастья и воли…»). Поэт оказал огромное влияние на рус. литературу и общественную жизнь России 19–20 вв.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Николай Виссарионович некрасов (к 130-летию со дня рождения)

Шиловский М. В.
Рассматриваются основные вехи жизненного пути профессора Томского технологического института, депутата III и IV Государственных дум от Томской губернии, видного деятеля кадетской партии Н.В. Некрасова.
Читать PDF

Николай Некрасов: судьба политика в революционную эпоху

Некрасов А.М., Некрасова Т.А.
В статье показана биография Николая Виссарионовича Некрасова, одного из ключевых деятелей Временного правительства, члена партии кадетов и потенциального соперника А.Ф. Керенского в борьбе за революционное лидерство.
Читать PDF

Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре

Головин Валентин Вадимович
Читать PDF

Н. А. Некрасов и Флоренция

Гребнева Марина Павловна
Материалом для статьи послужили письма, критические заметки, стихотворения и повести Н.А. Некрасова.
Читать PDF

Круглый стол «Поэт Николай Некрасов: поэтика и миропонимание»

Красносельская Юлия Игоревна
Читать PDF

Макеев М. С. «Николай некрасов: поэт и предприниматель. Очерки о взаимодействии литературы и экономи

Пайков Николай Николаевич
Читать PDF

В. С. Высоцкий и Н. А. Некрасов: схождение лирических систем

Пайков Н. Н.
Читать PDF

Островский и Некрасов: художественная продуктивность органической народности

Журавлева А. И.
Читать PDF

Рыцарь литературы - Виктор Некрасов

Галинская И. Л.
Читать PDF

Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасов: творческий диалог (семантика мотива Дела в произведениях 1860-х

Баталова Тамара Павловна
Автор данной статьи анализирует семантику мотива Дела в произведениях Достоевского и Некрасова, его связь с мотивом Деспотизма. На этом основании делается вывод о том, что победить Деспотизм может только Жертвенное Дело.
Читать PDF

Г. Тукай и Н. А. Некрасов: типологические параллели и межлитературные диалоги

Аминева Венера Рудалевна
В статье устанавливаются типы диалогических отношений между произведениями Г. Тукая и Н.А. Некрасова, относящимися к жанрам инвективы, послания и к «мемориальной» лирике.
Читать PDF

Об источниках образов стихотворения Н. А. Некрасова «Сон» (1877): Некрасов и николай Федорович фермо

Макеев Михаил Сергеевич
В работе объясняется генезис двух необычных элементов стихотворения Некрасова «Сон» (1877): экзотический способ самоубийства, которое намерен совершить лирический герой произведения, и появление ангела «света и покоя», пытающегося

Похожие термины:

  • Некрасов, А. И

    историк литературы и переводчик (СПб., 1900 гг.). {Венгеров}
  • Некрасов, А. П

    этнограф Олонецкой губерн. (Петрозаводск, 1876). {Венгеров}
  • Некрасов, А. В

    — советский авиаконструктор, лауреат Государственной премии (1968). Работал в ОКБ М. Л. Миля. Участвовал в разработке Ми-6, Ми-10.
  • Некрасов, Ал-др Ал-др

    засл. проф. греч. словесности Казанск. дух. ак., р. 1837, с. свящ. Тверск. еп., † в Самаре 13 мая 1905. {Венгеров}  Некрасов, Ал-др Ал-др. д-р мед. (Харьков, 1911), р. 1872. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Ал-др

    поэт (СПб., 1896), крестьянин. {Венгеров}
  • Некрасов, Фед. Ал-др

    см. Феофан Некрасов. {Венгеров}
  • Некрасов, Пав. Ал-еев

    математик и философ, р. 8 янв. 1853 в с. Житове Рязанск. губ., с. свящ., б. ректор и проф. Моск. ун., д-р чистой математики, попечит. Моск. учебн. окр. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Ник

    штаб-лекарь, р. 1809, † после 1846. {Венгеров}
  • Некрасов, Д

    авт. "Поучений" (Гродно, 1885). {Венгеров}
  • Некрасов, Димитрий

    кандидат IX курса (1834 г.) Москов. дух. ак. †. {Половцов}
  • Некрасов, Алексей

    студент, стихотворец, сотр. "Друга юношества" 1810 гг. {Венгеров}  Некрасов, Алексей переводч. 1820—21 гг. и состав. "Энциклоп. и эконом. календаря" (Харьков, 1821). {Венгеров}  Некрасов, Алексей пере
  • Некрасов, Алексей Николаевич

    штаб-лекарь, писатель, р. 1809 г., † (после 1846 г.). {Половцов}
  • Некрасов Александр Александрович

    — профессор греческой словесности казанской духовной академии. Род. в 1839 г.; окончил курс в спб. духовной академии. Его главные труды: "Слово и природа человека" (1869), "Этимология русского гла
  • Некрасов, Александр Иванович

    [27 ноября (9 дек.) 1883 — 21 мая 1957] — сов. ученый, специалист в области механики, акад. (с 1946, чл.-корр. с 1932). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1947). В 1906 окончил Моск. ун-т и был оставлен для подготовки к профессорскому
  • Некрасов, Александр

    Генеральный директор Кондитерской фабрики им. К. Самойловой (г. Санкт-Петербург) с ноября 2001 г.; родился в 1956 г. в Приморском крае; имеет высшее военное образование; с 1973 г. по 1994 г. служил в Вооруженны
  • Некрасов, П. Ф

    переводчик (СПб., 1902). {Венгеров}
  • Некрасов, Иван Федорович

    художник, воспит. И. А. Худ. (1797—1808), р. 1788 г. {Половцов}
  • Некрасов, Григорий Фомич

    архитектор 8 кл., 1821 г. {Половцов}
  • НЕКРАСОВ Георгий Александрович

    (1913-1990) Поэт. Член ВКП(б) с 1942. Окончил Ленингр. ин-т журналистики (1931). Печатался с 1934. Жил и работал в Ленинграде. Поэма "В чужом доме" (1958), сб-ки стихов "Утро твое" (1957), "Шаги" (1965) и др. произв.  
  • Некрасов, Ник. Алексеев

    врач, † в дек. 1856. {Венгеров}  Некрасов, Ник. Алексеев. знаменитый поэт, р. 22 нояб. 1821 в Винницк. у., Подольск. г., с. офицера-помещика Ярослав. губ., редактор "Соврем." и "Отеч. запис.", † в СПб., 27 д