НЕКРАСОВЦЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

НЕКРАСОВЦЫ
старообрядцы-беспоповцы, потомки донских казаков, во главе с атаманом Игнатом Некрасом (Некрасовым), бежавшие от преследований правительства в Турцию. Там поселились частью в Добрудже, частью в Малой Азии. В условиях более чем 250-летнего чуждого им этнического окружения община превратилась в особую этноконфессиональную группу. Н. не поддались процессу ассимиляции. В 1962 г. реэмигрировали на родину и поселились в Ставропольском крае.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НЕКРАСОВЦЫ
старообрядцы-беспоповцы. Потомки донских казаков - участников восстания под предводительством К. А. Булавина 1707-09. После его поражения ушли с И. Ф. Некрасовым на Кубань, а в 1740 - на территорию Османской империи (Добруджа и Малая Азия). Образовали религиозно-этническую общность, сохранив язык и обычаи. После Октябрьской революции 1917 начали возвращаться на родину: группа Н. поселилась на Кавказе в Приморско-Ахтырском районе, в 1962 - прибыли в РСФСР (Ставропольский край, Ростовская и Волгоградская области).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НЕКРАСОВЦЫ
рус. старообрядцы поповского согласия, потомки донских казаков - сторонников атамана Игната Некрасова (Некрасы), одного из предводителей Булавинского восстания 1707-08. После подавления восстания ушли с верховьев Дона на Кубань и создали "республику", где всеми делами вершили сами казаки "на кругу". В 1740, спасаясь от царских войск, эмигрировали в Турцию, где расселились в Добрудже, а также в М. Азии, около оз. Маньяс. Тур. пр-во, дав Н. ряд привилегий, стремилось использовать их как воен. силу в борьбе с Россией. Н. на чужбине сохранили язык, песни, обычаи и одежду первых "игнат-казаков". В нач. 19 в. небольшая группа Н. вернулась в Россию. После Окт. революции 1917 процесс переселения на Родину усилился. В 1962 в СССР прибыла большая группа Н. и поселилась в Ставропольском крае.

Лит.: Очерк истории старообрядцев в Добрудже, Слав. сб., т. 1, СПБ, 1875; Шамаро A., Казаки вернулись в Россию, "Наука и религия", 1964, No 8.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

НЕКРАСОВЦЫ
Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось - за их потомками до наших дней.
На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники Булавинского восстания и их семьи. Вначале они обосновались на Средней Кубани при Лабе или на Таманском полуострове, где построили три городка: Блудиливский, Голубинский и Чирявский. Отсюда они нападали на русские окраины, но и сами нераз терпели от вторжения русских войск. Продвижение Русских в Приазовье заставило Н-цев подумать о более спокойном месте для поселения. С разрешения турецкого султана в 1740-41 гг. большинство из них переселилось в Добруджу, а остальные задержавшись сначала на левом берегу Кубани, через сорок лет последовали за первыми к устьям Дуная. Здесь они сообща основали селения:. Большие Дунавцы, Сары Кей, Славу Черкасскую, Журиловку, Некрасовку и др. В 1775г., после разгрома Русскими Низовой .Сичевой республики, там же появились Днепровские Казаки. Те и другие старались занять лучшие рыболовные угодья и на этой почве между ними неоднократно доходило до вооруженных схваток: Поэтому Н. через 10-15 лет начали новое переселение к берегам Эгейского моря в Энос или на озеро Майнос в Азиатской Турции, в 25 км. от портового города Бандерма на Эгейской море.
К началу XIX в. Н. собрались в двух отдельных группах Майносской и Дунайской. Русский этнограф Ф. В. Тумилевич пишет б них: "Майносская ветвь Некрасовцев жила вдали от русских границ, в чуждом окружении, изолированно, замкнуто. Это создало усло­вия для сохранения общественно-демократического устройства общины, какой она была на Дону, Кубани, и культуры своих предков.
"Селение Некрасовцев на Майносе состояло из пяти станиц, называлось Бив-Эвле ("селение из тысячи домов"), другое название - "Игнат-казаки". Неоднократно Майнос посещала чума. Кроме того Некрасовцы умирали от тропической лихорадки, так как жили на заболоченном месте. Численность их уменьшалась с каждым десятилетием. Когда их посетил английский путешественник Мак-Фарлен (18 ноября 1847 г.) то на Майносе насчитывалось, по его сообщению, 300 домов.
"Население Майноса несколько раз пополнялось за счет переселенцев с Эноса, а потом - с Дуная. Страх перед чумой и холерой настолько был велик у майносцев, что они запретили Туркам, Грекам, а также различным путешественникам посещать, осматривать их селение. У ворот стены (селение было обнесено стеной) всегда дежурили вооруженные Казаки.
"Демократическое устройство некрасовской общины Майноса, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, таи и русских путешественников, побывавших у них, Мак-Фарлан пишет, что у Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ хорошо известны в Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота".
"На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с "атаманком". Ловили рыбу в Мраморном, Черном. Эгейском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности "атаманка" лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был следить за нравственным поведением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.
"Недели за две до окончания рыбного лова ватага посылала своего посла с вестью на Майнос, который сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С Майноса приходили подводы для перевозки снастей, лодок, Казаков. На подступах к Майносу рыбаков встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Игната. стрельбой из ружей и пушечным салютом.
"Общественное устройство Майноса, быт, семья. нравственные устои, образование определялись "Заветами Игната Некрасова"
Вне всякого сомнения, "Заветы" - древний кодекс казачьего обычного права, собранный и записанный по свежей памяти в эмиграции (см. НЕКРАСОВ Игнат)
"Свод законов был записан в "Игнатовой книге", которая хранилась в священном ларце в церкви на Майносе". Где эта книга находится теперь неизвестно.
"Заветы" сохранили в памяти образ древних общественных отношений, забытый. Казаками под властью России. Один из русских чиновников (В. П. Иванов-Желудков), посетивший Майнос в 1865 г. рассказывая о необычайной честности, царившей в поселении Н-цев: "Все единогласно уверяли .меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя". Так же интересно его свидетельство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: "Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также заставляют поклониться в землю и поблагодарить словами: "Спаси Христос, что поучили!"; затем ему вручается булава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: "Прости Хряста ради, господин атаман!" - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесываясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок".
Проживая на Майносе, Н. хранили казачий общественный строй и идеалы национально-политических свобод, за которые боролись в рядах Булавина. Двуперстие, старая вера только вдохновляли в боях, а не служили основной целью движения. И тогда и на Майносе религия оставалась лишь частью национальной идеологии. Поэтому майносцы или кубанцы до последних дней пребывания за рубежом могут считаться политической в основе, а не религиозной эмиграцией.
Несколько иной облик приобрела община, оставшаяся в Добрудже, "дунаки" или "хохлы", как их называли майносцы. Эти постепенно потеряли казачьи национальные черты и обратились в эмиграцию религиозную. Н. Дунайской ветви принимали к себе всех уходивших с родины старообрядцев и русских, и украинских. Поэтому "впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его "Заветы". Не потеряли только желания называться Казаками.
Со временем кубанцы-майносцы стали различаться с дунаками и по религиозному обряду. В то время как первые отказались от всякого духовенства и остались при своих начетчиках (их называют "беспоповцами"), вторые стали принимать к себе духовных пастырей Белокриницкой или Австрийской иерархии. Но, несмотря на такие расхождения, в начале нашего века часть Н-цев переселилась из Румынии к Майносу. Здесь они разместились отдельно от прежних поселенцев и занялись исключительно рыболовством, в то время как старые майносцы занимались земледелием, а на море выходили только с осени. Особенной близости между теми и другими не возникло, хотя смешанные браки стали обычным явлением. В начале нашего столетия среди дунаков стало распространяться "единоверие", причем их причетники рукополагались во священники московскими епископами.
Все время Н. несли такие тяжелые потери от эпидемий и малярии, что через 200 лет их оказалось еще меньше, чем ушло с Дона.
Начиная от 1912 г., с разрешения русского правительства, Н. стали возвращаться в Россию. Они просились на Дон, но их оста­вили на Кавказе и не разрешили селиться севернее Кубани. К 1958 г. в СССР собралось 7.200 душ обоего пола, из них майносцев 1.200 человек. Именно последние принесли с собой много интересных данных о старом языке, обычном праве и фольклоре Донских Казаков. В 1963 г. из Турции в США тоже принято 224 души дунаков и кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем Атаманом, из числа отказавшихся наотрез ехать в СССР. (Все выдержки, помещенные в тексте, взяты из книги Ф. В. Тумилевич. Русские народные сказки Казаков-Некрасовцев, Ростов 1958).

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Казаки-некрасовцы на правобережье Старой Кубани (по материалам охранных раскопок поселения Белое Юго

Каргин Ю.Ю.
В статье публикуются материалы раскопок поселения Белое Юго-Восточное из культурных слоев Некрасовского селения 40-70-х гг. XVIII в. на правобережье Старой Кубани.
Читать PDF

Николай Виссарионович некрасов (к 130-летию со дня рождения)

Шиловский М. В.
Рассматриваются основные вехи жизненного пути профессора Томского технологического института, депутата III и IV Государственных дум от Томской губернии, видного деятеля кадетской партии Н.В. Некрасова.
Читать PDF

Николай Некрасов: судьба политика в революционную эпоху

Некрасов А.М., Некрасова Т.А.
В статье показана биография Николая Виссарионовича Некрасова, одного из ключевых деятелей Временного правительства, члена партии кадетов и потенциального соперника А.Ф. Керенского в борьбе за революционное лидерство.
Читать PDF

Н. А. Некрасов: три опыта в одном жанре

Головин Валентин Вадимович
Читать PDF

Круглый стол «Поэт Николай Некрасов: поэтика и миропонимание»

Красносельская Юлия Игоревна
Читать PDF

Макеев М. С. «Николай некрасов: поэт и предприниматель. Очерки о взаимодействии литературы и экономи

Пайков Николай Николаевич
Читать PDF

В. С. Высоцкий и Н. А. Некрасов: схождение лирических систем

Пайков Н. Н.
Читать PDF

Островский и Некрасов: художественная продуктивность органической народности

Журавлева А. И.
Читать PDF

Н. А. Некрасов и Флоренция

Гребнева Марина Павловна
Материалом для статьи послужили письма, критические заметки, стихотворения и повести Н.А. Некрасова.
Читать PDF

Ф. М. Достоевский и Н. А. Некрасов: творческий диалог (семантика мотива Дела в произведениях 1860-х

Баталова Тамара Павловна
Автор данной статьи анализирует семантику мотива Дела в произведениях Достоевского и Некрасова, его связь с мотивом Деспотизма. На этом основании делается вывод о том, что победить Деспотизм может только Жертвенное Дело.
Читать PDF

Рыцарь литературы - Виктор Некрасов

Галинская И. Л.
Читать PDF

Г. Тукай и Н. А. Некрасов: типологические параллели и межлитературные диалоги

Аминева Венера Рудалевна
В статье устанавливаются типы диалогических отношений между произведениями Г. Тукая и Н.А. Некрасова, относящимися к жанрам инвективы, послания и к «мемориальной» лирике.

Похожие термины:

  • Некрасов, А. И

    историк литературы и переводчик (СПб., 1900 гг.). {Венгеров}
  • Некрасов, А. П

    этнограф Олонецкой губерн. (Петрозаводск, 1876). {Венгеров}
  • Некрасов, А. В

    — советский авиаконструктор, лауреат Государственной премии (1968). Работал в ОКБ М. Л. Миля. Участвовал в разработке Ми-6, Ми-10.
  • Некрасов, Ал-др Ал-др

    засл. проф. греч. словесности Казанск. дух. ак., р. 1837, с. свящ. Тверск. еп., † в Самаре 13 мая 1905. {Венгеров}  Некрасов, Ал-др Ал-др. д-р мед. (Харьков, 1911), р. 1872. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Ал-др

    поэт (СПб., 1896), крестьянин. {Венгеров}
  • Некрасов, Фед. Ал-др

    см. Феофан Некрасов. {Венгеров}
  • Некрасов, Пав. Ал-еев

    математик и философ, р. 8 янв. 1853 в с. Житове Рязанск. губ., с. свящ., б. ректор и проф. Моск. ун., д-р чистой математики, попечит. Моск. учебн. окр. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Ник

    штаб-лекарь, р. 1809, † после 1846. {Венгеров}
  • Некрасов, Д

    авт. "Поучений" (Гродно, 1885). {Венгеров}
  • Некрасов, Димитрий

    кандидат IX курса (1834 г.) Москов. дух. ак. †. {Половцов}
  • Некрасов, Алексей

    студент, стихотворец, сотр. "Друга юношества" 1810 гг. {Венгеров}  Некрасов, Алексей переводч. 1820—21 гг. и состав. "Энциклоп. и эконом. календаря" (Харьков, 1821). {Венгеров}  Некрасов, Алексей пере
  • Некрасов, Алексей Николаевич

    штаб-лекарь, писатель, р. 1809 г., † (после 1846 г.). {Половцов}
  • Некрасов Александр Александрович

    — профессор греческой словесности казанской духовной академии. Род. в 1839 г.; окончил курс в спб. духовной академии. Его главные труды: "Слово и природа человека" (1869), "Этимология русского гла
  • Некрасов, Александр Иванович

    [27 ноября (9 дек.) 1883 — 21 мая 1957] — сов. ученый, специалист в области механики, акад. (с 1946, чл.-корр. с 1932). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1947). В 1906 окончил Моск. ун-т и был оставлен для подготовки к профессорскому
  • Некрасов, Александр

    Генеральный директор Кондитерской фабрики им. К. Самойловой (г. Санкт-Петербург) с ноября 2001 г.; родился в 1956 г. в Приморском крае; имеет высшее военное образование; с 1973 г. по 1994 г. служил в Вооруженны
  • Некрасов, П. Ф

    переводчик (СПб., 1902). {Венгеров}
  • Некрасов, Иван Федорович

    художник, воспит. И. А. Худ. (1797—1808), р. 1788 г. {Половцов}
  • Некрасов, Григорий Фомич

    архитектор 8 кл., 1821 г. {Половцов}
  • НЕКРАСОВ Георгий Александрович

    (1913-1990) Поэт. Член ВКП(б) с 1942. Окончил Ленингр. ин-т журналистики (1931). Печатался с 1934. Жил и работал в Ленинграде. Поэма "В чужом доме" (1958), сб-ки стихов "Утро твое" (1957), "Шаги" (1965) и др. произв.  
  • Некрасов, Ник. Алексеев

    врач, † в дек. 1856. {Венгеров}  Некрасов, Ник. Алексеев. знаменитый поэт, р. 22 нояб. 1821 в Винницк. у., Подольск. г., с. офицера-помещика Ярослав. губ., редактор "Соврем." и "Отеч. запис.", † в СПб., 27 д