НЕКРАСОВЦЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

НЕКРАСОВЦЫ
старообрядцы-беспоповцы, потомки донских казаков, во главе с атаманом Игнатом Некрасом (Некрасовым), бежавшие от преследований правительства в Турцию. Там поселились частью в Добрудже, частью в Малой Азии. В условиях более чем 250-летнего чуждого им этнического окружения община превратилась в особую этноконфессиональную группу. Н. не поддались процессу ассимиляции. В 1962 г. реэмигрировали на родину и поселились в Ставропольском крае.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

НЕКРАСОВЦЫ
старообрядцы-беспоповцы. Потомки донских казаков - участников восстания под предводительством К. А. Булавина 1707-09. После его поражения ушли с И. Ф. Некрасовым на Кубань, а в 1740 - на территорию Османской империи (Добруджа и Малая Азия). Образовали религиозно-этническую общность, сохранив язык и обычаи. После Октябрьской революции 1917 начали возвращаться на родину: группа Н. поселилась на Кавказе в Приморско-Ахтырском районе, в 1962 - прибыли в РСФСР (Ставропольский край, Ростовская и Волгоградская области).

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НЕКРАСОВЦЫ
рус. старообрядцы поповского согласия, потомки донских казаков - сторонников атамана Игната Некрасова (Некрасы), одного из предводителей Булавинского восстания 1707-08. После подавления восстания ушли с верховьев Дона на Кубань и создали "республику", где всеми делами вершили сами казаки "на кругу". В 1740, спасаясь от царских войск, эмигрировали в Турцию, где расселились в Добрудже, а также в М. Азии, около оз. Маньяс. Тур. пр-во, дав Н. ряд привилегий, стремилось использовать их как воен. силу в борьбе с Россией. Н. на чужбине сохранили язык, песни, обычаи и одежду первых "игнат-казаков". В нач. 19 в. небольшая группа Н. вернулась в Россию. После Окт. революции 1917 процесс переселения на Родину усилился. В 1962 в СССР прибыла большая группа Н. и поселилась в Ставропольском крае.

Лит.: Очерк истории старообрядцев в Добрудже, Слав. сб., т. 1, СПБ, 1875; Шамаро A., Казаки вернулись в Россию, "Наука и религия", 1964, No 8.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

НЕКРАСОВЦЫ
Казаки ушедшие в сентябре 1708 г. с атаманом Игнатом Некрасовым за турецкую границу на Кубань; это же прозвище сохранилось - за их потомками до наших дней.
На турецкую территорию вместе с Некрасовым перешло около 8.000 душ обоего пола, участники Булавинского восстания и их семьи. Вначале они обосновались на Средней Кубани при Лабе или на Таманском полуострове, где построили три городка: Блудиливский, Голубинский и Чирявский. Отсюда они нападали на русские окраины, но и сами нераз терпели от вторжения русских войск. Продвижение Русских в Приазовье заставило Н-цев подумать о более спокойном месте для поселения. С разрешения турецкого султана в 1740-41 гг. большинство из них переселилось в Добруджу, а остальные задержавшись сначала на левом берегу Кубани, через сорок лет последовали за первыми к устьям Дуная. Здесь они сообща основали селения:. Большие Дунавцы, Сары Кей, Славу Черкасскую, Журиловку, Некрасовку и др. В 1775г., после разгрома Русскими Низовой .Сичевой республики, там же появились Днепровские Казаки. Те и другие старались занять лучшие рыболовные угодья и на этой почве между ними неоднократно доходило до вооруженных схваток: Поэтому Н. через 10-15 лет начали новое переселение к берегам Эгейского моря в Энос или на озеро Майнос в Азиатской Турции, в 25 км. от портового города Бандерма на Эгейской море.
К началу XIX в. Н. собрались в двух отдельных группах Майносской и Дунайской. Русский этнограф Ф. В. Тумилевич пишет б них: "Майносская ветвь Некрасовцев жила вдали от русских границ, в чуждом окружении, изолированно, замкнуто. Это создало усло­вия для сохранения общественно-демократического устройства общины, какой она была на Дону, Кубани, и культуры своих предков.
"Селение Некрасовцев на Майносе состояло из пяти станиц, называлось Бив-Эвле ("селение из тысячи домов"), другое название - "Игнат-казаки". Неоднократно Майнос посещала чума. Кроме того Некрасовцы умирали от тропической лихорадки, так как жили на заболоченном месте. Численность их уменьшалась с каждым десятилетием. Когда их посетил английский путешественник Мак-Фарлен (18 ноября 1847 г.) то на Майносе насчитывалось, по его сообщению, 300 домов.
"Население Майноса несколько раз пополнялось за счет переселенцев с Эноса, а потом - с Дуная. Страх перед чумой и холерой настолько был велик у майносцев, что они запретили Туркам, Грекам, а также различным путешественникам посещать, осматривать их селение. У ворот стены (селение было обнесено стеной) всегда дежурили вооруженные Казаки.
"Демократическое устройство некрасовской общины Майноса, самоуправление, экономика, семья, быт, грамотность - все это обращало на себя внимание как иностранных, таи и русских путешественников, побывавших у них, Мак-Фарлан пишет, что у Некрасовцев было 5 учителей, 2 священника, а сравнительно высокое их образование, трудолюбие, порядок, чистота жилищ хорошо известны в Турции. Основным экономическим занятием майносцев было рыболовство, скотоводство, охота".
"На рыбный лов уходили (15 августа, на Успенье, и возвращались в апреле) мужчины от 15 до 55 лет артелями (ватагами) по 18-25 человек во главе с "атаманком". Ловили рыбу в Мраморном, Черном. Эгейском, Средиземном морях и в озерах Турции. На обязанности "атаманка" лежали все хлопоты по заключению договоров на лов и сдачу рыбы и забота о членах ватаги. Он должен был следить за нравственным поведением членов артели, за их бытовыми нуждами, вел учет доходов. В конце сезона при участии всех работников делил доход поровну. При возвращении на Майнос каждый рыбак одну треть своего заработка отдавал в войсковую казну.
"Недели за две до окончания рыбного лова ватага посылала своего посла с вестью на Майнос, который сообщал о дне возвращения артели. Все рыбаки собирались в назначенный день в городе Бандерма. С Майноса приходили подводы для перевозки снастей, лодок, Казаков. На подступах к Майносу рыбаков встречал атаман, старики, женщины. Встречали со знаменем Игната. стрельбой из ружей и пушечным салютом.
"Общественное устройство Майноса, быт, семья. нравственные устои, образование определялись "Заветами Игната Некрасова"
Вне всякого сомнения, "Заветы" - древний кодекс казачьего обычного права, собранный и записанный по свежей памяти в эмиграции (см. НЕКРАСОВ Игнат)
"Свод законов был записан в "Игнатовой книге", которая хранилась в священном ларце в церкви на Майносе". Где эта книга находится теперь неизвестно.
"Заветы" сохранили в памяти образ древних общественных отношений, забытый. Казаками под властью России. Один из русских чиновников (В. П. Иванов-Желудков), посетивший Майнос в 1865 г. рассказывая о необычайной честности, царившей в поселении Н-цев: "Все единогласно уверяли .меня, что валяйся у Некрасовца мешок червонцев под ногами, он даже одного не возьмет, на том основании, что на своей земле ничего брать нельзя". Так же интересно его свидетельство о том, что атаманы и во время службы, несут ответственность за проступки наравне с другими членами общины: "Что атамана можно высечь и секут, это не подлежит сомнению и вовсе не выходит из ряда обыденных событий майносской жизни. Точно также кладут ничком и точно также заставляют поклониться в землю и поблагодарить словами: "Спаси Христос, что поучили!"; затем ему вручается булава, символ его власти, которую на время наказания отбирает какой нибудь старик. Вручив булаву, все валятся атаману в ноги, вопя: "Прости Хряста ради, господин атаман!" - Бог простит! Бог простит! - отвечает, почесываясь, избранник народный, и все входит в прежний порядок".
Проживая на Майносе, Н. хранили казачий общественный строй и идеалы национально-политических свобод, за которые боролись в рядах Булавина. Двуперстие, старая вера только вдохновляли в боях, а не служили основной целью движения. И тогда и на Майносе религия оставалась лишь частью национальной идеологии. Поэтому майносцы или кубанцы до последних дней пребывания за рубежом могут считаться политической в основе, а не религиозной эмиграцией.
Несколько иной облик приобрела община, оставшаяся в Добрудже, "дунаки" или "хохлы", как их называли майносцы. Эти постепенно потеряли казачьи национальные черты и обратились в эмиграцию религиозную. Н. Дунайской ветви принимали к себе всех уходивших с родины старообрядцев и русских, и украинских. Поэтому "впоследствии они ассимилировались с позднейшими выходцами из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его "Заветы". Не потеряли только желания называться Казаками.
Со временем кубанцы-майносцы стали различаться с дунаками и по религиозному обряду. В то время как первые отказались от всякого духовенства и остались при своих начетчиках (их называют "беспоповцами"), вторые стали принимать к себе духовных пастырей Белокриницкой или Австрийской иерархии. Но, несмотря на такие расхождения, в начале нашего века часть Н-цев переселилась из Румынии к Майносу. Здесь они разместились отдельно от прежних поселенцев и занялись исключительно рыболовством, в то время как старые майносцы занимались земледелием, а на море выходили только с осени. Особенной близости между теми и другими не возникло, хотя смешанные браки стали обычным явлением. В начале нашего столетия среди дунаков стало распространяться "единоверие", причем их причетники рукополагались во священники московскими епископами.
Все время Н. несли такие тяжелые потери от эпидемий и малярии, что через 200 лет их оказалось еще меньше, чем ушло с Дона.
Начиная от 1912 г., с разрешения русского правительства, Н. стали возвращаться в Россию. Они просились на Дон, но их оста­вили на Кавказе и не разрешили селиться севернее Кубани. К 1958 г. в СССР собралось 7.200 душ обоего пола, из них майносцев 1.200 человек. Именно последние принесли с собой много интересных данных о старом языке, обычном праве и фольклоре Донских Казаков. В 1963 г. из Турции в США тоже принято 224 души дунаков и кубанцев во главе с Тарасом Агафоновичем Атаманом, из числа отказавшихся наотрез ехать в СССР. (Все выдержки, помещенные в тексте, взяты из книги Ф. В. Тумилевич. Русские народные сказки Казаков-Некрасовцев, Ростов 1958).

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Казаки-некрасовцы на правобережье Старой Кубани (по материалам охранных раскопок поселения Белое Юго

Каргин Ю.Ю.
В статье публикуются материалы раскопок поселения Белое Юго-Восточное из культурных слоев Некрасовского селения 40-70-х гг. XVIII в. на правобережье Старой Кубани.
Читать PDF
0.00 байт

Музыкальные инструменты казаков-некрасовцев (к 50-летию возвращения казаков-некрасовцев на родину)

Аракельян Артем Егишевич, Аракельян Егише Тачатович
В статье представлены сведения о музыкальных инструментах казаков-некрасовцев и условиях их бытования, полученные в фольклорных экспедициях 1960-1970-х годов, непосредственно после переселения в Россию.
Читать PDF
0.00 байт

Грешневская тетрадь Н. А. Некрасова: к 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова / предисл. , транск

Степина Мария Юрьевна
Читать PDF
0.00 байт

Русско-турецкая война 1806-1812 и судьбы некрасовцев

Пригарин Александр
Некрасовцы – одна из оригинальных групп русского казачества, старообрядцы, истоки формирования которой восходят к донским казакам – участникам восстания Кондратия Булавина (1707 1709 гг.). На 1806 г.
Читать PDF
0.00 байт

Николай Виссарионович некрасов (к 130-летию со дня рождения)

Шиловский М. В.
Рассматриваются основные вехи жизненного пути профессора Томского технологического института, депутата III и IV Государственных дум от Томской губернии, видного деятеля кадетской партии Н.В. Некрасова.
Читать PDF
0.00 байт

Между миром и войной: письма К. Ф. Некрасова к С. Л. Щерба

Мурзо Галина Владимировна
Письма к С. Л. Щерба, положенные в основу статьи, позволяют воссоздать хронику жизни К. Ф. Некрасова.
Читать PDF
0.00 байт

Не только частная жизнь: письма К. Ф. Некрасова к С. Л. Щерба

Мурзо Г. В.
В основу статьи положены письма Константина Федоровича Некрасова к жене Софье Леонидовне Щерба. Это эпистолярное наследие, состоящее из 150 посланий, охватывает 1910-1917 годы, чрезвычайно важные в жизни Некрасова.
Читать PDF
0.00 байт

Переписка К. Ф. Некрасова и В. Я. Брюсова

Мурзо Галина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

«Право отважиться на все»: письма К. Ф. Некрасова к С. Л. Щерба

Мурзо Г. В.
Письма к Софье Леонидовне Щерба, положенные в основу статьи, позволяют воссоздать хронику жизни Константина Федоровича Некрасова.
Читать PDF
0.00 байт

История станицы как часть истории страны:станица Некрасовская в 1843-1917 годах

Ратушняк Олег Валериевич, Ратушняк Татьяна Витальевна
В статье рассматривается развитие одной из типичных линейных станиц Кубанской области и сквозь ее историю отображаются некоторые особенности истории Российского государства во второй половине XIX века по 1917 год.
Читать PDF
0.00 байт

Бронзы из курганного могильника тагарской культуры Некрасово II (по материалам раскопок 1970 г. )

Савельева Анна Сергеевна, Герман Павел Викторович
Приводятся результаты типолого-морфологической классификации и атомно-эмиссионного анализа погребального инвентаря из сплавов на основе меди, происходящего из курганного могильника северо-западного ареала тагарской археологической
Читать PDF
0.00 байт

Николай Некрасов: судьба политика в революционную эпоху

Некрасов А.М., Некрасова Т.А.
В статье показана биография Николая Виссарионовича Некрасова, одного из ключевых деятелей Временного правительства, члена партии кадетов и потенциального соперника А.Ф. Керенского в борьбе за революционное лидерство.
Читать PDF
0.00 байт

«Был господин невысокого рода. . . » (рязанский прототип героя поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси ж

Грачёва И.В.
Особенность поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что ее художественный мир строится на множестве реальных фактов.
Читать PDF
0.00 байт

Движение в пространстве как способ сохранения идентичности казаков-некрасовцев Болгарии

Е. С. Узенева
Читать PDF
0.00 байт

2018.02.006. ДЕМЮРЖЕ А. ЖАК ДЕ МОЛЕ. СУМЕРКИ ТАМПЛИЕРОВ / ПЕР. С ФРАНЦ. НЕКРАСОВА М.Ю. - СПБ.: ЕВРАЗ

Бабенко О.В.

Похожие термины:

  • Некрасов, А. И

    историк литературы и переводчик (СПб., 1900 гг.). {Венгеров}
  • Некрасов, А. П

    этнограф Олонецкой губерн. (Петрозаводск, 1876). {Венгеров}
  • Некрасов, А. В

    — советский авиаконструктор, лауреат Государственной премии (1968). Работал в ОКБ М. Л. Миля. Участвовал в разработке Ми-6, Ми-10.
  • Некрасов, Ал-др Ал-др

    засл. проф. греч. словесности Казанск. дух. ак., р. 1837, с. свящ. Тверск. еп., † в Самаре 13 мая 1905. {Венгеров}  Некрасов, Ал-др Ал-др. д-р мед. (Харьков, 1911), р. 1872. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Ал-др

    поэт (СПб., 1896), крестьянин. {Венгеров}
  • Некрасов, Фед. Ал-др

    см. Феофан Некрасов. {Венгеров}
  • Некрасов, Пав. Ал-еев

    математик и философ, р. 8 янв. 1853 в с. Житове Рязанск. губ., с. свящ., б. ректор и проф. Моск. ун., д-р чистой математики, попечит. Моск. учебн. окр. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей

    студент, стихотворец, сотр. "Друга юношества" 1810 гг. {Венгеров}  Некрасов, Алексей переводч. 1820—21 гг. и состав. "Энциклоп. и эконом. календаря" (Харьков, 1821). {Венгеров}  Некрасов, Алексей пере
  • Некрасов, Алексей Ник

    штаб-лекарь, р. 1809, † после 1846. {Венгеров}
  • Некрасов, Алексей Николаевич

    штаб-лекарь, писатель, р. 1809 г., † (после 1846 г.). {Половцов}
  • Некрасов Александр Александрович

    — профессор греческой словесности казанской духовной академии. Род. в 1839 г.; окончил курс в спб. духовной академии. Его главные труды: "Слово и природа человека" (1869), "Этимология русского гла
  • Некрасов, Александр Иванович

    [27 ноября (9 дек.) 1883 — 21 мая 1957] — сов. ученый, специалист в области механики, акад. (с 1946, чл.-корр. с 1932). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1947). В 1906 окончил Моск. ун-т и был оставлен для подготовки к профессорскому
  • Некрасов, Александр

    Генеральный директор Кондитерской фабрики им. К. Самойловой (г. Санкт-Петербург) с ноября 2001 г.; родился в 1956 г. в Приморском крае; имеет высшее военное образование; с 1973 г. по 1994 г. служил в Вооруженны
  • НЕКРАСОВ Георгий Александрович

    (1913-1990) Поэт. Член ВКП(б) с 1942. Окончил Ленингр. ин-т журналистики (1931). Печатался с 1934. Жил и работал в Ленинграде. Поэма "В чужом доме" (1958), сб-ки стихов "Утро твое" (1957), "Шаги" (1965) и др. произв.  
  • Некрасова, Ксения Александровна

    Род. 1912, ум. 1958. Поэтесса. Автор лирических стихотворений (сборник "А земля наша прекрасна!", 1958, и др.).
  • Некрасов, Ник. Алексеев

    врач, † в дек. 1856. {Венгеров}  Некрасов, Ник. Алексеев. знаменитый поэт, р. 22 нояб. 1821 в Винницк. у., Подольск. г., с. офицера-помещика Ярослав. губ., редактор "Соврем." и "Отеч. запис.", † в СПб., 27 д
  • НЕКРАСОВ Николай Алексеевич

    (1821-1877) – великий русский поэт, публицист, издатель. Его произведениям присуща публицистичность, внимание к повседневности, жизни простого народа(поэма «Кому на Руси жить хорошо»).
  • Некрасов Павел Алексеевич

    Некрасов Павел Алексеевич - математик. Родился в 1853 г. Окончил курс на физико-математическом факультете Московского университета. За диссертацию: ""Исследование уравнений вида um-pun-q=0"" (""Математиче
  • Некрасов, Виктор Алексеевич

    (род. 10.12.1917) — летчик-истребитель, полковник. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 г. Воевал в составе 627 и 172 иап. 17 июля 1942 г. в воздушном бою таранил самолет противника. Приземлился на
  • Некрасов, Анатолий Григорьевич

    Лидер Патриотической партии России (г. Томск); с 1989 г. состоял во Всесоюзном Народно-Патриотическом Фронте, в 1990—1991 — в Партии Возрождения России; в 1994 г. стал председателем Томской региональной ор