Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович - поэт, даровитый дилетант (1751 - 1828). Был сенатором. Большая часть его стихотворений - дружеские послания к вельможам, элегии на их кончину, ""хоры"", ""польские"" и ""марши"" для придворных празднеств, поэмы ""на случай"". Современники очень ценили лирические стихотворения Нелединского-Мелецкого: Батюшков называл Нелединского-Мелецкого ""Анакреоном и Шолье нашего времени"", а в стихотворении ""Мои пенаты"" ставит Нелединского-Мелецкого рядом с Богдановичем; ""по мне Дмитриев ниже Нелединского-Мелецкого"", писал в 1823 г. Пушкин князю Вяземскому . Любопытно сравнить переводы стихотворений Вольтера ""Сновидение"", сделанные Нелединским-Мелецким и Пушкиным (см. С.Д. Полторацкого : ""Русские переводчики Вольтера"", М., 1858, в 1-м выпуске ""Материалов для словаря русских писателей""). Нелединский-Мелецкий - автор песенки ""Выйду-ль я на реченьку"", в слащаво-народном стиле, когда-то очень модной. Сочинения Нелединского-Мелецкого изданы в 1850 г. Смирдиным, вместе с сочинениями Дельвига , и отдельно в 1876 г. (Санкт-Петербург). Вся литература о Нелединском-Мелецком приведена в VII вып. ""Русской поэзии"" Венгерова .
Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович
— тайный советник, сенатор, статс-секретарь Императора Павла I, почетный опекун Воспитательного Дома; поэт; родился 6 сентября 1752 г. Ю. А. Нелединский-Мелецкий был сыном А. Ю. Нелединского-Мелецкого, (см.); он рано лишился матери (урожденной кн. Куракиной) и двенадцати лет, за отъездом отца за границу, жил в доме своей бабки А. И. Талызиной в Москве, где к нему, по обычаю того времени, был взят в наставники иностранец Де Пексон. По смерти Талызиной, на 13-м он году был перевезен в Петербурга в семейство другой бабки — кн. А. И. Куракиной.
Живя в доме своей московской бабки, Ю. А. находился под влиянием и воздействием бытового склада и нравов древней столицы; в Петербурге же для него наступило время влияний в европейском духе. Семейство кн. Куракиных вследствие долгой службы в заграничных посольствах отличалось лоском европейского просвещения. Здесь, кроме Ю. А., воспитывались еще несколько сирот мальчиков кн. Куракиных и кн. Лобановых-Ростовских. Княгиня А. И. Куракина пользовалась большим почетом в высшем петербургском обществе; так как брат ее, граф Никита Ив. Панин, был воспитателем великого князя Павла Петровича. Благодаря последнему обстоятельству, молодой Нелединский имел случай бывать в обществе будущего Императора.
В начале 1769 г. Ю. А., вместе с Куракиными, отправился за границу и поступил в Страсбургский университет, где, впрочем, пробыл недолго. Он основательно изучил французский язык, знал настолько итальянский, что мог переводить Метастазия, учился и немецкому языку. По возвращении в Россию он поступил на действительную военную службу, на которую, по обычаю того времени, был записан еще 6-летним ребенком. Вскоре по собственному желанию он был переведен в действующую армию и принял участие в 1-й турецкой войне.
Военная служба Нелединского-Мелецкого продолжалась 14 лет. В мае 1770 г. он был отправлен во 2 действующую армию, осаждавшую Бендеры; в чине сержанта был ординарцем у главнокомандующего, графа Панина, который, между прочим, посылал его курьером в Петербург с донесением о штурме, предшествовавшем взятию крепости. По возвращении во вторую армию, поступившую в командование кн. В. М. Долгорукова, он принимал участие в покорении Крыма; перечисленный в егерский корпус, он в чине поручика находился при штурме Перекопской линии и при занятии города Кафы, за что был пожалован капитаном. Память двух генералов, — гр. Панина и кн. Долгорукова, — под начальством которых H. M. служил, он почтил в одном из своих первых напечатанных стихотворений. По окончании Крымской кампании Егерский полк был распущен и Н.-М. переведен во 2-й гренадерский полк, который был подвинут к Петербургу. Когда в апреле 1773 г. возобновились военные действия с Турцией, он по личной просьбе был переведен в первую армию, в передовой корпус генерала Каменского, и участвовал в схватке под Базарчуком, под Козличами; посланный курьером с известием о победе к фельдмаршалу, он был пожалован в секунд-майоры. Затем он участвовал в деле под Шумлой, а в конце войны, находясь в свите кн. Репнина, везшего к Императрице пункты мирного договора, прибыл в Петербург, где получил чин премьер-майора. Он сопровождал кн. Репнина, назначенного послом в Константинополь, до места его назначения и по возвращении в Петербург был определен в Псковский пехотный полк; затем служил в Киевском пехотном полку, с которым ходил в Крым. В короткие промежутки отдыха от военной службы, Н.-М., живя в Петербурге, отдавался светской жизни и стихотворству, — писал романсы и песни, получившие скоро широкую известность. Осенью 1783 г. Ю. А. был в Витебске с вновь сформированным батальоном, с которым затем находился в окрестностях Константинограда. В начале 1785 г. он вышел в отставку с чином полковника и поселился в Москве.
В 1786 г. Ю. А. вступил в брак с княжной Екатериной Николаевной Хованской, и с этого времени его занятия литературой принимают более серьезный характер; тогда же происходит и сближение его с Херасковым, Дмитриевым и Карамзиным. Когда в 1786 г. в Москве открыто было Главное Народное училище, H.-M. был назначен его первым директором, "по известной его к сему способности". Этому народному училищу подчинены были все низшие казенные училища (числом до 17) и частные пансионы (числом до 18), как в Москве, так и в губернии. В 1796 г., по восшествии на престол Императора Павла І, Нелединский, которого Государь знал с детства, был пожалован чином статского советника и ему повелено быть у принятия прошений на Высочайшее имя. Впрочем, вследствие придворных интриг он вскоре был удален, а через два года снова был принят на службу, пожалован в тайные советники и определен сенатором в Москву. Тесная дружба с Нелидовой давала ему возможность часто пользоваться ее покровительством в его обращениях к милосердию Государя. Он пользовался также и расположением Императрицы Марии Феодоровны, которая в 1807 году поручила ему заведование учебной частью в Московских училищах ордена Св. Екатерины и в училище мещанских девиц.
Болезнь жены и другие семейные обстоятельства заставили Ю. А. проситься о переводе в Петербург, где он был определен в феврале 1813 г. на службу в Сенат и Совет Общества благородных девиц. В Петербурге он принимал видное участие в торжествах 1813 и 1814 гг. Ему поручено было Сенатом составление всеподданнейшего прошения о принятии Императором титула Благословенного. Когда начались приготовления к встрече Государя в Петербурге, он вместе с кн. Вяземским и Батюшковым составлял хоры и стихи. Петербургская деятельность Ю. А. в Сенате и Опекунском Совете продолжалась до 1823 г. Кроме того, он почти неотлучно находился при Особе Императрицы Марии Феодоровны.
В 1826 г. Н.-М. вышел в отставку и поселился в Калуге у дочери, А. Ю. Оболенской. Последние годы жизни Ю. А. провел в тесном кругу родных. Ясность мысли и спокойствие духа не покидала его до самой смерти, последовавшей 14 февраля 1828 г., накануне смерти дочери, Аграфены Юрьевны. Похоронен Ю. A. в Лаврентьевском монастыре в Калуге, под одной плитой с дочерью. Безукоризненно честный, благородный характер Н.-М. снискали ему почет и всеобщее уважение, а его добродушие, остроумие и веселость — любовь и сердечное расположение всех, кто его знал.
Литературной известности Нелединского положило начало его стихотворение "Молитва"; затем он напечатал несколько песен, из которых "Выйду я на реченьку" обошла всю Россию и проникла даже в народ. Кроме песен и романсов, он написал довольно много хвалебных хоров, од, напр. оду "на победу под Мачином", "строфы на мир с турками" 1774 г., "на кончину князя Долгорукова-Крымского", несколько лирических стихотворений, эпиграмм и пр.; перевел также два действия из трагедии Вольтера "Заира".
В стихотворениях Н.-М. много сентиментального, деланного; однако в песнях его, по выражению Белинского, "сквозь румяна сентиментальности проглядывает непритворное чувство и блестки таланта", что и было причиной выдающегося успеха его произведений у современников. Между прочим, по признанию Батюшкова, "вдохновенные страстью песни Нелединского — блестящие произведения дарования и остроумия более или менее приближались к желанному совершенству и все — нет сомнения — принесли пользу языку стихотворному, образовали его, очистили, утвердили". Известно, что и Пушкин ставил Нелединского, как поэта, выше И. И. Дмитриева. По замечанию же Пыпина, в век сентиментализма и напыщенности, стихотворения и песни Н.-М. представляют собой счастливую попытку приблизиться по языку и содержанию к простоте и народности.
Собрания стихотворений Ю. А. Нелединского-Мелецкого были изданы дважды: Смирдиным в "Полном собрании русских авторов", СПб., 1850 г. (вместе со стихотв. барона А. А. Дельвига) и кн. Оболенским, под заглавием: "Стихотворения Ю. А. Н.-М-го", СПб., 1876 г. При жизни поэта стихотворения его печатались в "Собеседнике любителей русск. слова", "Моск. журнале", "Чтении для вкуса", "Вестнике Европы", "Аонидах" и др. Из переписки Ю. А. Н.-М-го несколько писем можно найти в книге кн. Д. А. Оболенского "Хроника недавней старины", в "Рус. Арх." 1866, 1869, 1870 и 1873 гг. и в "Рус. Стар." 1882 г.
Сведения о жизни Ю. А. Нелединского-Мелецкого собраны в книге его внука кн. Д. А. Оболенского: "Хроника не давней старины", СПб., 1876 г.; там же помещена его краткая автобиография, впервые напечатанная в "Москвитянине" 1844 г., ч. І, стр. 262— 264. Биографические очерки Н.-М-го и характеристика его литерат. деятельности см. в статье В. И. Саитова, в примеч. ко 2-му тому сочинений К. Н. Батюшкова (СПб., 1885, стр. 503—505); в издании Великого Князя Николая Михайловича: "Русские портреты ХVIII—ХІХ столетий", т. III, № 163. Библиографические указания важнейших источников см. в книге А. В. Мезиер: "Русская словесность" ч. II, СПб., 1902 г., стр. 251; Словарь Геннади (т. III). Словарь членов Общества любителей рос. словесности при моск. унив-те (М., 1911, стр. 202) и энциклопедические словари.
{Половцов}
Нелединский-Мелецкий, Юрий Александрович
(1751—1828) — поэт, даровитый дилетант; был сенатором. Большая часть его стихотворений — дружеские послания к вельможам, элегии на их кончину, "хоры", "польские" и "марши" на придворные празднества, поэмы "на случай" (например, "В Павловской ферме, 1810 г., велено было написать стихи на сиявшую тогда луну"). Симпатичной чертой Н.-Мелецкого была скромность: так, когда в 1816 г. в С.-Петербург приехал наследный принц Оранский (впоследствии король нидерландский) для бракосочетания с великой княжной Анной Павловной, и императрица Мария Федоровна поручила Н.-Мелецкому написать стихи для придворного торжества по этому случаю, то Н.-Мелецкий передал это поручение Пушкину, бывшему еще лицеистом. Современники очень ценили лирические стихотворения Н.-Мелецкого: Батюшков называл H.-Мелецкого "Анакреоном и Шолье нашего времени", а в стихотворении "Мои пенаты" ставит Н.-Мелецкого рядом с Богдановичем; "по мне Дмитриев (см.) ниже Н.-Мелецкого", — писал в 1823 г. Пушкин князю Вяземскому. В настоящее время произведения Н.-Мелецкого могут иметь лишь литературно-исторический интерес. Любопытно сравнить переводы стихотворений Вольтера "Сновидение", сделанные Н.-Мелецким и Пушкиным (см. брошюру С. Д. Полторацкого "Русские Переводчики Вольтера", М., 1858, в 1-м выпуске "Материалов для словаря русских писателей"). Н.-Мелецкий — автор песенки "Выйду ль я на реченьку", в слащаво-народном, стиле, когда-то очень модной; по словам князя Вяземского, ее пели и "красавицы высшего общества, и поселянки среди полевых трудов".
Ср. П. А. князь Вяземский, "Записная книжка 1848" ("Сочинения", СПб., 1879, т. II).
Вс. Ч.
{Брокгауз}
Нелединский-Мелецкий, Юрий Александрович
тайн. сов., писатель, сочинитель песен; р. 1752 г. 6 сент., † 1829 г. 13 февр. сенатор; близкий человек к Павлу I.
{Половцов}
Нелединский-Мелецкий, Юрий Александрович
[1752—1828] — поэт. Принадлежал к высшей аристократии. Служил в гвардии, занимал крупные административные посты. Царедворец и светский человек, Н.-М. в литературе являлся талантливым дилетантом. Он пользовался у современников славой русского Анакреонта. В поэзии Н.-М. намечаются две струи: светско-салонная, французская, делающая его непосредственным продолжателем легкой поэзии Сумарокова (некоторые песни Н.-М. являются просто переделкой французских романсов — сюда же относятся его стихотворения "на случаи" и дружеские послания), и "народная", к-рую образуют стилизации Н.-М. под крестьянскую песню (особенно популярна была из них "Выйду я на реченьку"). Народными мотивами Н.-М. пользовался своеобразно, на его романсах лежит явственный отпечаток искусственности. Диапазон лирики Н.-М. крайне узок. Певец томной грусти и чувствительности, он интересен как типичный представитель легкой дворянской поэзии эпохи просвещенного абсолютизма.
Библиография
: I. Сочин., изд. А. Смирдина, СПб, 1850 (вместе с сочин. бар. Дельвига); Стихотворения, СПб, 1876.II. Венгеpов С. А., Русская поэзия, вып. VII, СПб, 1901 (подробная библиография); Мазаев М. Н., Культ любви, "Вестник всемирной истории", 1901, № 10 (сент.); Любовная лирика XVIII в., с примеч. А. Веселовской, СПб, 1910; Розанов И. П., Русская лирика, М., 1914.
Т. Б.-Г.
{Лит. энц.}