Неман, Иосиф Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Неман, Иосиф Григорьевич

(26.02.1903 — 1952) — ученый и конструктор в области авиационной техники, профессор. С 1926 г. работал в КБ К. А. Калинина, участвовал в создании К-3, К-4, К-5. В 1931—1938 и 1944—1952 гг. заведовал кафедрой конструкций самолетов ХАИ. Под его руководством созданы самолеты: ХАИ-1 (первый в Европе с убирающимся шасси), ХАИ-3, ХАИ-5 (Р-10), ХАИ-6, ХАИ-51, ХАИ-52 ("Иванов"). В 1939—1941 гг. — заключенный ЦКБ-29 НКВД (участвовал в создании Пе-2 и Ту-2).






Неман, Иосиф Григорьевич


Род. 1903, ум. 1952. Авиаконструктор. Руководил созданием первого в Европе скоростного пассажирского самолета ХАИ-1, скоростных разведчиков ХАИ-5 и ХАИ-6 и др. Репрессирован.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Неман Иосиф Григорьевич
(1903–1952) - авиаконструктор. Учился в филологической гимназии доктора Гудмана. Служил в Красной армии. В 1922 поступил на авиаотделение Харьк. технологического института. Еще до окончания института, с 1926 начал работать на авиационном заводе в КБ К. А. Калинина. Работал конструктором, заместителем главного конструктора. С 1930 преподавал в Харьк. авиационном институте, первый зав. кафедрой конструкции самолетов, где по предложению Н. впервые в практике высшей авиашколы в 1931 начали читать лекции по прочности свободнонесущего крыла с работающей обшивкой, создали две группы студентов, которые впервые в стране начали реальное проектирование двух самолетов: ХАИ-1 и ХАИ-2. В 1932 семиместный пассажирский самолет ХАИ-1 поднялся в воздух, на котором впервые в СССР и Европе применено убирающееся шасси; с обычным двигателем он показал рекордную по тем временам скорость полета - 324 км/час. За создание этого самолета Н. был награжден орденом Красной Звезды. При кафедре конструкции самолетов ХАИ было создано КБ по проектированию новых самолетов, где среди прочих был создан легкий бомбардировщик-разведчик ХАИ-5 (Р-10), который строился серийно и был на вооружении в годы Великой Отечественной войны. С 1936 Н. - главный конструктор Харьк. авиазавода с сохранением должности заведующего кафедры в институте, с 1938 - профессор. В декабре 1938 репрессирован. В 1939–1944 работал в спецотделениях НКВД начальником конструкторской бригады, заместителем главного конструктора, главным конструктором завода (Москва, Омск, Казань). Принимал участие в создании самолета Ту-2 под руководством А.Н. Туполева. В 1941 - реабилитирован. В 1944 вернулся в ХАИ, заведовал кафедрой конструкций самолетов.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.