народ, основное население Германии. В Российской Федерации 843 тыс. человек. Живут также в США, Канаде, Казахстане, Бразилии и других странах. Язык немецкий германской группы индоевропейских языков. Верующие - протестанты (в основном лютеране) и католики.
НЕМЦЫ
НЕМЦЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Немцы
народ, основное население Германии (свыше 74,6 млн. чел.). Общая численность 86,0 млн. чел. (1992), в том числе в Российской Федерации 843 тыс. чел., в Казахстане 958 тыс. чел. Говорят на немецком языке. В быту наряду с литературным языком пользуются диалектами. В материальной и духовной культуре немцев также сохранился ряд областных особенностей, восходящих к далекому прошлому; наиболее сильны различия между северными и южными немцами. Кроме общего самоназвания употребляются и региональные названия: баварцы, швабы, саксонцы и др. Верующие протестанты (главным образом лютеране) и католики. В конце 1 тыс. до н.э. и в первые века н.э. древние германский племена (См. Германцы) смешивались с частью более древнего населения территории Германии: на западе и юго-западе – с кельтами, на юге – с ретами. Римские завоевания оказали влияние на культурное развитие прирейнских германцев и ускорили распад у них первобытнообщинного строя. Этническую основу немцев составили сложившиеся к середине 1 тыс. н.э. племенные союзы франков, саксов, баваров, алеманов, тюрингов и др. В состав формирующегося немецкого народа вошла часть за падно-славянских и прибалтийских племен (пруссы, литовцы), земли которых в 10 – 13 в.в. были захвачены немецкими феодалами. Процесс национальной консолидации немцев тормозился длительной феодальной раздробленностью и экономической разобщенностью страны, затянувшейся до 19 в. Развитие капиталистических отношений потребовало устранения таможенных, финансовых и других преград. Объединение произошло в 1871 г. под эгидой Пруссии, после чего в основном завершилось формирование немецкой нации. См. Алеманы, Бавары, Пруссы, Саксы, Тюрингии, Франки.
НЕМЦЫ
самоназв. - Deutsche) - нация, составляющая осн. население ФРГ, ГДР и Зап. Берлина. Числ. (оценка 1961) в ФРГ ок. 53,5 млн. ч., в ГДР ок. 17 млн. ч., в Зап. Берлине ок. 2,2 млн. ч.; в Румынии 400 т. ч., Австрии 250 т. ч., Венгрии 200 т. ч., Франции 180 т. ч., Чехословакии 165 т. ч., Нидерландах 100 т. ч., в США 5 млн. ч., СССР 1,69 млн. ч., Канаде 1 млн. ч., Бразилии 600 т. ч. Живут также в др. странах Лат. Америки, в Австралии и Юж. Африке. Нем. язык, принадлежащий к зап.-герм. группе индоевроп. семьи языков, распадается на две группы довольно отличающихся диалектов: верхненемецкую и нижненемецкую (нек-рые исследователи выделяют еще средненемецкую). Лит. язык сложился на основе мейсенского (саксонского) диалекта. До сих пор в быту наряду с лит. языком широко пользуются диалектами. В материальной и духовной культуре также сохранился ряд областных особенностей, восходящих к далекому прошлому; наиболее сильны различия между сев. и юж. Н. Наряду с общим самоназванием "Deutsche" употребляются и областные названия: баварцы, швабы, саксонцы и др. Верующие Н. принадлежат к двум вероисповеданиям - католическому и лютеранскому (87% верующих ГДР - лютеране; в ФРГ их 51,2%, католиков - 45%, живут преим. на Ю. и Ю.-З. страны). Многие Н. соблюдают церк. обрядность лишь формально, все более растет число атеистов. В конце 1-го тыс. до н. э. - первые века н. э. древние герм. племена смешивались с частью более раннего населения Германии: на З. и Ю.-З. - с кельтами, на Ю. - с ретами. Рим. завоевания оказали влияние на культурное развитие прирейнских германцев и ускорили распад у них первобытнообщинных отношений. Этнич. основу совр. нем. народа составили сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. племенные союзы - франков, саксов, баваров, алеманнов, тюрингов и др. В нач. 9 в. почти вся герм. терр. до Эльбы входила в состав империи Карла Великого. Отд. элементы единства Н. прослеживаются уже в это время; к 10 в. появляются термины "teutoni", "teutonicus" ("тевтоны"), "Lingua teodisca" - народный (тевтонский) язык, в отличие от латыни, свидетельствующие о зарождении общенародного самосознания. Об этом же говорит и выделение, в связи с разделом в 843 империи Каролингов, Восточно-Франкского государства с преобладающим германоязычным населением. Существенным компонентом в состав формирующегося нем. народа вошли зап. славяне и прибалтийские племена (пруссы и родственные им литовские племена). Их земли были захвачены нем. феодалами (10-13 вв.) и заселены нем. крестьянами. Часть местного населения была истреблена (особенно это касается пруссов), остальные - ассимилированы. Лишь очень небольшая группа полабских славян (лужичане) сохранила до наст. времени свой язык и культуру. Процесс нац. консолидации Н. тормозился длительной феод. раздробленностью и экономич. разобщенностью страны, затянувшейся до 19 в. В силу ряда исторических условий в Германии не сложился нац. экономич. рынок, отдельные области тяготели к различным, часто зарубежным экономич. центрам. Однако развитие капиталистич. отношений, хотя и замедленными темпами, продолжалось и требовало устранения таможенных, финанс. и др. перегородок. Рост нац. самосознания, вызванный освободит. борьбой против войск Наполеона, делал еще более настоятельной необходимость объединения Германии. В 1834 был создан Северо-Германский тамож. союз, а в 1871 произошло объединение Германии под эгидой Пруссии. Накануне 1-й мировой войны 1914-18 в гос. и экономич. отношении Германия представляла единое целое. Индустриализация и связанный с этим отход населения в города содействовали нивелировке населения в этнографич. отношении. Внутр. миграции в период 2-й мировой войны 1939-45 и переселения Н. после окончания войны из стран Вост. Европы в Германию еще более способствовали стиранию областных различий. В 1949 в результате экономич. и политич. раскола Германии, осуществленного США, Францией и Англией, H. оказались разделенными между ФРГ, ГДР и Зап. Берлином, и социально-экономич. и культурное развитие населения пошло совершенно различными путями (об этом, а также о х-ве и культуре Н. смотри в статьях Германия, Германская Демократическая Республика, Федеративная Республика Германии, Берлин). Лит.: Энгельс Ф., К истории древних германцев, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19; его же, Франкский период, там же; его же, Крест. война в Германии, там же, т. 7; его же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8; Народы зарубежной Европы, т. 1, М., 1964 (библ.); Колесницкий Н. P., Об этнич. и гос. развитии средневековой Германии, в сб.: Ср. века, в. 23, М., 1963; Зейдевиц М., Германия между Одером и Рейном, пер. с нем., М., 1960; Чебоксаров H. H., Этнич. антропология Германии, КСИЭ, No 1, 1946; Die deutsche Volkskunde, Bd 1, Lpz., 1934; Hugelmann K. G., Nationalstaat und Nationalit?tenrecht im deutschen Mittelalter, Bd 1 - St?mme, Nation und Nationalstaat im deutschen Mittelalter, (Stuttg.), 1955. H. M. Листова, Т. Д. Филимонова. Москва.
НЕМЦЫ
самоназвание — дойч, дайч (deutsche), основное население Германии (75,418 млн. чел., 2004). Значительные группы немцев живут в Венгрии (260,8 тыс.), Польше (154,5 тыс.), в Казахстане (353,4 тыс., 1999). В Российской Федерации живет 597,2 тысячи немцев (2002), в т.ч. основная часть (308,7 тыс.) — в Сибирском федеральном округе. Общая численность немцев в мире — около 80 млн. человек. Немецкий язык относится к западногерманской подгруппе германской группы индоевропейской языковой семьи. Основу немецкого этноса составили древнегерманские племенные объединения франков, саксов, баваров, алеманов и т.д. В первые века н.э. в состав древних германцев вошло романизированное кельтское население на Юго-Западе и Юге Германии. После объединения отдельных немецких земель под эгидой Пруссии в 1878 г. завершилось объединение немецкой нации. С этим временем связано и появление литературного немецкого языка. Появление немцев в России отмечено в средние века, немецкие специалисты приглашались в Россию при Иване Грозном, Петре I. Плановое заселение России немецкими крестьянамиколонистами началось в 1763 г., при Екатерине II, и длилось до 1842 г. Немецкие колонии были образованы в Поволжье, Причерноморье и на Волыни. Позднее, к кон. XIX в., образовались немецкие поселения на Северном Кавказе, Урале, в Сибири, Казахстане и в Центральной Азии. Появление немцев в Прикамье относится к XVIII в. Немцы селились в городах и заводских поселках, это были служащие, чиновники, врачи, учителя, служители культа.
Численность их была незначительна, в 1856 г. в Прикамье проживало 213 немцев. Центром немцев г. Перми стала лютеранская кирха, построенная общиной в 1864 г. Появление сельского немецкого населения на территории Южного Прикамья относится к рубежу XIX и XX вв. Немцами было основано несколько небольших деревень: Николаевка Первая, Николаевка Вторая, Нижняя Григорьевка и др. (на территории современных Октябрьского и Чернушинского р-нов). Основу переселенцев составили выходцы с территорий западных губерний России (современных Украины и Белоруссии). Во время Первой мировой войны в Прикамье наблюдался новый приток немецких переселенцев из западных губерний. Увеличение численности немецкого населения проходило и в годы первых пятилеток. Наиболее значительное переселение немцев в Прикамье приходится на годы Великой Отечественной войны. По указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 авг. 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в разные районы СССР были депортированы немцы с Поволжья, Украины, Кавказа, они пополнили ряды трудармейцев. Наибольшая численность немцев в Перм. обл. была отмечена в 1950-е гг. (1958 г. — 38 928 человек). В дальнейшем их число уменьшалось. По переписи 1989 г., в Перм. обл. проживало 15,3 тыс. человек, по переписи 2002 г. численность немцев в Прикамье составила 10 152 человека, из них 2056 человек проживало в г. Перми. Из крупных мест компактного проживания немцев в Прикамье можно отметить гг. Соликамск, Березники, Пермь, а также Октябрьский, Чернушинский, Чердынский р-ны. Комплекс традиционной культуры характеризовал немецкие деревни Октябрьского и Чернушинского р-нов. Деревни отличались уличной планировкой, под одной крышей ставились хозяйственные и домашние постройки. Внутри дома существовало разделение на комнаты. Помимо хлебопекарной печи для обогрева дома и приготовления пищи использовался камин. Традиционная пища — куриная лапша (нудль), суп с клецками (клейз), суп с капустой (краутцуп), тушеная и квашеная капуста, открытые и закрытые пироги с различными начинками, сладкие пироги (кухе, пироген), разнообразные колбасы (ливерная, кровяная, картофельная и т.д.), копченое мясо, рыба. Из традиционных напитков предпочитали кофе. Долгое время сохранялась специфика в одежде: кофта с юбкой как основа женского костюма, свадебный костюм и его обязательный атрибут — венок невесты. В календарном цикле основные праздники — Рождество (Вайнахтен), Пасха (Oстерн), Троица (Пфинкстен). У депортированных немцев в отрыве от прежних мест компактного проживания сохранялись лишь отдельные комплексы традиционной культуры. Прежде всего это проявилось в сохранении праздников традиционного календаря, семейной (свадебной и похоронно-поминальной) обрядности. Из материальной культуры в большей степени сохранялась национальная кухня. В настоящее время в этнокультурном развитии немцев Прикамья наблюдаются сложные и противоречивые тенденции: рост этнического самосознания, выражающийся в повышении интереса к национальной культуре, языку и истории; существенные ассимиляционные процессы. Значительно число межэтнических браков. Для 1990х гг. были характерны эмиграционные процессы (эмиграция в Германию). Среди немецкой молодежи можно отметить значительное количество имеющих двойственное этническое самосознание (т.е. ощущение себя одновременно и немцем, и русским и т.д.). По религиозной принадлежности немцы Прикамья лютеране, католики, представлено незначительное число меннонитов. Значительная часть немцев исповедует православие. Лютеранским религиозным центром для немцев выступает Пермская лютеранская-евангелическая церковь, объединяющая несколько религиозных общин в городах Соликамске, Губахе, Гремячинске, Березниках, Кизеле, Нытвенском и Кунгурском р-нах. Католические приходы действуют в г. Перми и г. Березники. С 1989—1990-х гг. в Перм. обл. работают общества российских немцев «Видергебурт» («Возрождение») в территориях городов Пермь, Соликамск, Березники, Краснокамск, Гремячинск, Губаха, Лысьва, Чайковский, Кунгурский, Красновишерский, Пермский р-ны, целью которых является консолидация немецкого населения, сохранение национально-культурной идентичности и содействие национальному возрождению.
Лит.:Вайман, Д.И. Немецкие хутора Прикамья: история и традиционная культура (ХХ — нач. ХХI в.) / Д.И. Вайман, А.В. Черных. СПб., 2008; Пермское общество российских немцев // Межэтнический мир Прикамья: опыт этнополит. деятельности администрации Перм. обл. М., 1996. Т. 2. С. 166—176; Народы России. М., 1994; Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2005; Немцы в Прикамье. ХХ в.: сб. док. и материалов. В 2 т. Пермь: Пушка, 2006; Немецкие населенные пункты в СССР: справочник. М., 2002; Чагин Г.Н. Народы Прикамья: очерки этнокульт. развития / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; VOLK AUF DEM WEG // Немцы в России и СНГ, 1763—1997. Москва; Штутгарт, 1998. Вып. 6.
Д.И. Вайман
Численность их была незначительна, в 1856 г. в Прикамье проживало 213 немцев. Центром немцев г. Перми стала лютеранская кирха, построенная общиной в 1864 г. Появление сельского немецкого населения на территории Южного Прикамья относится к рубежу XIX и XX вв. Немцами было основано несколько небольших деревень: Николаевка Первая, Николаевка Вторая, Нижняя Григорьевка и др. (на территории современных Октябрьского и Чернушинского р-нов). Основу переселенцев составили выходцы с территорий западных губерний России (современных Украины и Белоруссии). Во время Первой мировой войны в Прикамье наблюдался новый приток немецких переселенцев из западных губерний. Увеличение численности немецкого населения проходило и в годы первых пятилеток. Наиболее значительное переселение немцев в Прикамье приходится на годы Великой Отечественной войны. По указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 авг. 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» в разные районы СССР были депортированы немцы с Поволжья, Украины, Кавказа, они пополнили ряды трудармейцев. Наибольшая численность немцев в Перм. обл. была отмечена в 1950-е гг. (1958 г. — 38 928 человек). В дальнейшем их число уменьшалось. По переписи 1989 г., в Перм. обл. проживало 15,3 тыс. человек, по переписи 2002 г. численность немцев в Прикамье составила 10 152 человека, из них 2056 человек проживало в г. Перми. Из крупных мест компактного проживания немцев в Прикамье можно отметить гг. Соликамск, Березники, Пермь, а также Октябрьский, Чернушинский, Чердынский р-ны. Комплекс традиционной культуры характеризовал немецкие деревни Октябрьского и Чернушинского р-нов. Деревни отличались уличной планировкой, под одной крышей ставились хозяйственные и домашние постройки. Внутри дома существовало разделение на комнаты. Помимо хлебопекарной печи для обогрева дома и приготовления пищи использовался камин. Традиционная пища — куриная лапша (нудль), суп с клецками (клейз), суп с капустой (краутцуп), тушеная и квашеная капуста, открытые и закрытые пироги с различными начинками, сладкие пироги (кухе, пироген), разнообразные колбасы (ливерная, кровяная, картофельная и т.д.), копченое мясо, рыба. Из традиционных напитков предпочитали кофе. Долгое время сохранялась специфика в одежде: кофта с юбкой как основа женского костюма, свадебный костюм и его обязательный атрибут — венок невесты. В календарном цикле основные праздники — Рождество (Вайнахтен), Пасха (Oстерн), Троица (Пфинкстен). У депортированных немцев в отрыве от прежних мест компактного проживания сохранялись лишь отдельные комплексы традиционной культуры. Прежде всего это проявилось в сохранении праздников традиционного календаря, семейной (свадебной и похоронно-поминальной) обрядности. Из материальной культуры в большей степени сохранялась национальная кухня. В настоящее время в этнокультурном развитии немцев Прикамья наблюдаются сложные и противоречивые тенденции: рост этнического самосознания, выражающийся в повышении интереса к национальной культуре, языку и истории; существенные ассимиляционные процессы. Значительно число межэтнических браков. Для 1990х гг. были характерны эмиграционные процессы (эмиграция в Германию). Среди немецкой молодежи можно отметить значительное количество имеющих двойственное этническое самосознание (т.е. ощущение себя одновременно и немцем, и русским и т.д.). По религиозной принадлежности немцы Прикамья лютеране, католики, представлено незначительное число меннонитов. Значительная часть немцев исповедует православие. Лютеранским религиозным центром для немцев выступает Пермская лютеранская-евангелическая церковь, объединяющая несколько религиозных общин в городах Соликамске, Губахе, Гремячинске, Березниках, Кизеле, Нытвенском и Кунгурском р-нах. Католические приходы действуют в г. Перми и г. Березники. С 1989—1990-х гг. в Перм. обл. работают общества российских немцев «Видергебурт» («Возрождение») в территориях городов Пермь, Соликамск, Березники, Краснокамск, Гремячинск, Губаха, Лысьва, Чайковский, Кунгурский, Красновишерский, Пермский р-ны, целью которых является консолидация немецкого населения, сохранение национально-культурной идентичности и содействие национальному возрождению.
Лит.:Вайман, Д.И. Немецкие хутора Прикамья: история и традиционная культура (ХХ — нач. ХХI в.) / Д.И. Вайман, А.В. Черных. СПб., 2008; Пермское общество российских немцев // Межэтнический мир Прикамья: опыт этнополит. деятельности администрации Перм. обл. М., 1996. Т. 2. С. 166—176; Народы России. М., 1994; Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2005; Немцы в Прикамье. ХХ в.: сб. док. и материалов. В 2 т. Пермь: Пушка, 2006; Немецкие населенные пункты в СССР: справочник. М., 2002; Чагин Г.Н. Народы Прикамья: очерки этнокульт. развития / Г.Н. Чагин, А.В. Черных. Пермь, 2002; VOLK AUF DEM WEG // Немцы в России и СНГ, 1763—1997. Москва; Штутгарт, 1998. Вып. 6.
Д.И. Вайман
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.