Немоевский Андрей

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Немоевский, Андрей

— польский публицист, христианин; род. в 1864 г. Автор ряда беллетристических произведений, Н. как публицист и исследователь стал известен своим радикальным образом мыслей, а позже антисемитизмом. Н., в начале своей публицистической деятельности ("Prawda", "Głos", "Myśl Niepodległа" до 1910 г.) не проявлял по отношению к евреям заметных враждебных чувств. Н. нападал на католический клир и попутно изобличал в фанатизме и евреев, подвергая критике и осуждая Шулхан-Арух, еврейские обряды, как, например, обрезание, и т. п. В 1910 г. Н., посвятивший свой орган "Myśl Niepodległа" борьбе с клерикализмом во имя свободы совести и мысли, открыл беззастенчивую кампанию против всего еврейства, как народа, а в особенности против еврейской интеллигенции и религии. Н., статьи которого с этого времени стали носить временами погромный характер (см. Myśl Niepodl., № 147), стремится доказать совместимость будто бы прогрессивного образа мыслей с антисемитизмом. Н. — автор произведений: "Legendy" (Львов, 1902 г.), исследования "Bóg Jezus" (Варшава, 1910 г.) и образцового перевода на польский язык, с комментариями, книг Иосифа Флавия по истории еврейского народа. В "Легендах" встречаются художественные описания жизни и природы древней Иудеи; "Bóg Jezus" содержит немало данных по еврейской астрологии, астрономии, каббале и т. п.


Ср.: И. А. Клейнман, Между молотом и наковальней, СПб., 1910 г.; Бодуэн-де-Куртенэ, W sprawie antysemitysmu postępowego, Краков, 1911 г.; Новый Восход, № 29 и 30, 1910 г.


И. A. К.


{Евр. энц.}




Немоевский, Андрей


[Andrzej Niemojewski, псевдонимы: Lambro, Lmbr, Rokita 1864—1921] — польский беллетрист и публицист. Выходец из обедневшего мелкого дворянства, Н. проявил в молодости [90-е гг.] симпатии к революционной борьбе польского пролетариата, причем туманное представление о социализме переплеталось у Немоевского с явно выраженными националистическими тенденциями ("Polonia irredenta". 1898; сборник рассказов "Ludzie rewolucjï", 1906). Позднее увлекался антирелитиозной тематикой (см. сборник новелл на евангельские темы "Legendy", 1902). Немоевский — автор известного труда "Исус", где доказывается мифическое происхождение Христа. Поэтические и беллетристические труды Н., за небольшими исключениями, не представляют особенной лит-ой ценности. Публицист по темпераменту, Н. после 1906 посвятил себя исключительно журналистике, основав журнал "Myśl". В журнале этом борьба с католической церковью сменилась вначале борьбой исключительно с иудаизмом, а затем перешла в открытую апологетику католицизма и черносотенного антисемитизма. Свой жизненный путь Н. кончил как самый яркий представитель воинствующего католицизма. Прикрытые раньше туманной "социалистической" идеологией националистические тенденции Н. после объявления независимости Польши приняли форму воинствующего национализма, острием направленного против всяких проявлений рабочего движения. В литературном и публицистическом творчестве Н. можно найти уже важнейшие элементы нарождающегося польского фашизма (эксплуататоры — только иностранные капиталисты, революционное движение приемлется лишь в форме польского национального освободительного движения, двойственное отношение к церкви и т. п.).



Библиография: I. На русск. яз. переведено: Из-под пыли веков, перев. Е. и И. Леонтьевых, 2 тт., СПб, 1907—1908 (т. I — Сократ; т. II — Ашур и Муцур); Заглавие конфисковано, перев. Е. и И. Леонтьевых, СПб, 1907; Листопад, Прометей и др. рассказы, перев. Е. и И. Леонтьевых, СПб, 1908, и М., 1913; Письма ненормального человека, перев. М. Троповской, СПб, 1908, и др. изд.; Собр. сочин., т. I — Легенды, перев. под ред. В. А. Высоцкого, биографический очерк Н. А. Абрамовича, изд. "Заря", М., 1910; Poezje, 1891; Listopad, 1896; Familja, Драма, 1901.


II. Яцимирский Я., Новейшая польская литература от восстания 1863 г. до наших дней, т. II, С.-Петербург, 1908; Domski, Literatura polska ostatnich lat 50-ciu, 1931.


B. B.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Немоевский Андрей

(Niemoiewski) — выдающийся польский поэт и драматург. Род. в 1864 г.; окончил курс в дерптском университете; служил на заводе в Сосновце, и жизнь рабочих дала ему материал для лучших его рассказов: "Listopad" (1891). Сборники его стихотворенийi: "Poezye" и "Poezye prozą" (1891), "Majówka" (1895), "Polonia irridenta" (1895), "Listy czlowieka szalonego", "Prometeusz" (1900) и конфискованные львовской прокуратурой "Legendy" (1902 и 1903). Живо сочувствуя польскому хлопу и фабричному люду, убежденный в том, что труд делает "малых" "великими", враг общественного затишья, верующий в конечное торжество "человека" над темными силами, — Н. в каждом своем произведении будит мысль вдумчивыми и красивыми образами. Труд для него — синоним религии; с первыми христианами, служившими Богу в катакомбах, он сравнивает рудокопов, которые "спускаются в мрачные недра земли за силой, за жизнью и пропитанием для голодных, для облегчения тяжелой нужды, царствующей на земле" ("Šwięto podziemia"). Изображая печальные плоды капитализма в сценах из быта рабочих, Н. требует, чтобы человек, "создавший этот ад, перестал быть его слугой и положил бы ему конец" ("Papierowy djabeł"). A что человек может творить чудеса и повелевать даже собственным организмом — видно хотя бы из того, что его мысль не знает пределов ("Tragedya"); в человеческой душе заключается та самая бесконечность, которая "низвергает старые истины и создает новые — великие, как вселенная, грозные, как вечность" ("Ołowianka"). Необходимо стремиться к деятельной любви, так как без нее человечество обречено "на гибель, смерть и вечное исчезновение" ("Kocham"); в лучшем случае человек делается ничтожным, слабым, человеком-толпой или человеком "в футляре" ("Człowiek pracy"). При всем своем демократизме Н. интересуется только "новыми Прометеями", которые принесут миру желанное освобождение и низвергнут "кумиры Аполлона", "смелые духом", сами станут божествами и поведут людей "туда, к Олимпу", чтобы свергнуть Юпитера ("Prometeusz"). А пока глаза Прометея еще не "пламенеют, как звезды, и светлый взор его не вдохновлен восторгом", земля остается юдолью страданий. Особенно тяжело тем народам, которых угнетают другие (т. е.полякам). Они привязаны к "родному тополю" с осыпавшимися листьями и не хотят покидать его ради "теплых и неизвестных стран" ("Listopad"). Современные поляки-интеллигенты, представляющиеся Н. "больными гениями в стране немощей", должны брать пример со своих предков, которые, видя полное отчаянье потомков, выходят из могил и показывают, как под их скелетами еще бьется то самое сердце, которое молчит у живых ("Lampa"). Светлее Н. смотрит на польское простонародье, обладающее физической и нравственной мощью и с особенной любовью оберегающее свою землю-коханку, в то время как старопольские магнаты "предали свою землю бельгийцам, французам, москалям и немцам, увозят ее в кошельках в Монако". Из-за них Польшу наводнили "орды вандалов и германских звероловов", которые "впрягают простой народ в ярмо труда, унижения и голода", прикрываясь лозунгом "великой культуры Запада". Будущее панов Н. изображает мрачными красками. Пропасть, отделяющая народ от интеллигенции, кажется Н. опасной для национального вопроса: "мы живем, мыслим и чувствуем как будто в облаках..., а когда спускаемся на землю, то не умеем даже заговорить с народом и робко останавливаемся, словно люди иного мира" ("Na morzu"). С целью ознакомить польское общество с бытом крестьян и рабочих, Н. посвятил ему несколько лучших рассказов и стихотворений "Листопада" ("Starowina", "Automaty", "Žmija", "Maszinista", "Stara warjatka", "Południe") и "Неосвобожденной Польши" ("W ciszy wiejskiej", "Stolica", "Podziemia"; разбор последних у Т. Пини: "Nasza współczesna poezya", Львов, 1902). "Легенды" Н., за исключением двух-трех — сцены из Евангелия, облеченные в художественную форму, с философской трактовкой в духе Ренана и Штрауса ("Wysłaniec", "Kusiciele", "Majłach", "Dwaj uczniowie", "Ząb za ząb", "W ostatniej chwili","Skowronek","U grobu", "Przeklęty"; разбор их у J. Stena, "Pisarze polscy", Львов, 1904). Из остальных стихотворений Н. лучшими считаются: "Sielanka", "Branka", "Wesioło žeglujmy". В берлинском издании "Russen über Russland" (1906) H. принадлежит очерк о Царстве Польском. Меньшее значение имеют его драмы: "Familia" (1889), "Bajka" (1900), "Szopka" (1901), "Rokita", "Dzień on, dzień gniewu Pańskiego" (1902) и др.


А. Яцимирский.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008