— польский публицист, христианин; род. в 1864 г. Автор ряда беллетристических произведений, Н. как публицист и исследователь стал известен своим радикальным образом мыслей, а позже антисемитизмом. Н., в начале своей публицистической деятельности ("Prawda", "Głos", "Myśl Niepodległа" до 1910 г.) не проявлял по отношению к евреям заметных враждебных чувств. Н. нападал на католический клир и попутно изобличал в фанатизме и евреев, подвергая критике и осуждая Шулхан-Арух, еврейские обряды, как, например, обрезание, и т. п. В 1910 г. Н., посвятивший свой орган "Myśl Niepodległа" борьбе с клерикализмом во имя свободы совести и мысли, открыл беззастенчивую кампанию против всего еврейства, как народа, а в особенности против еврейской интеллигенции и религии. Н., статьи которого с этого времени стали носить временами погромный характер (см. Myśl Niepodl., № 147), стремится доказать совместимость будто бы прогрессивного образа мыслей с антисемитизмом. Н. — автор произведений: "Legendy" (Львов, 1902 г.), исследования "Bóg Jezus" (Варшава, 1910 г.) и образцового перевода на польский язык, с комментариями, книг Иосифа Флавия по истории еврейского народа. В "Легендах" встречаются художественные описания жизни и природы древней Иудеи; "Bóg Jezus" содержит немало данных по еврейской астрологии, астрономии, каббале и т. п.
Ср.: И. А. Клейнман, Между молотом и наковальней, СПб., 1910 г.; Бодуэн-де-Куртенэ, W sprawie antysemitysmu postępowego, Краков, 1911 г.; Новый Восход, № 29 и 30, 1910 г.
И. A. К.
{Евр. энц.}
Немоевский, Андрей
[Andrzej Niemojewski, псевдонимы: Lambro, Lmbr, Rokita 1864—1921] — польский беллетрист и публицист. Выходец из обедневшего мелкого дворянства, Н. проявил в молодости [90-е гг.] симпатии к революционной борьбе польского пролетариата, причем туманное представление о социализме переплеталось у Немоевского с явно выраженными националистическими тенденциями ("Polonia irredenta". 1898; сборник рассказов "Ludzie rewolucjï", 1906). Позднее увлекался антирелитиозной тематикой (см. сборник новелл на евангельские темы "Legendy", 1902). Немоевский — автор известного труда "Исус", где доказывается мифическое происхождение Христа. Поэтические и беллетристические труды Н., за небольшими исключениями, не представляют особенной лит-ой ценности. Публицист по темпераменту, Н. после 1906 посвятил себя исключительно журналистике, основав журнал "Myśl". В журнале этом борьба с католической церковью сменилась вначале борьбой исключительно с иудаизмом, а затем перешла в открытую апологетику католицизма и черносотенного антисемитизма. Свой жизненный путь Н. кончил как самый яркий представитель воинствующего католицизма. Прикрытые раньше туманной "социалистической" идеологией националистические тенденции Н. после объявления независимости Польши приняли форму воинствующего национализма, острием направленного против всяких проявлений рабочего движения. В литературном и публицистическом творчестве Н. можно найти уже важнейшие элементы нарождающегося польского фашизма (эксплуататоры — только иностранные капиталисты, революционное движение приемлется лишь в форме польского национального освободительного движения, двойственное отношение к церкви и т. п.).
Библиография
: I. На русск. яз. переведено: Из-под пыли веков, перев. Е. и И. Леонтьевых, 2 тт., СПб, 1907—1908 (т. I — Сократ; т. II — Ашур и Муцур); Заглавие конфисковано, перев. Е. и И. Леонтьевых, СПб, 1907; Листопад, Прометей и др. рассказы, перев. Е. и И. Леонтьевых, СПб, 1908, и М., 1913; Письма ненормального человека, перев. М. Троповской, СПб, 1908, и др. изд.; Собр. сочин., т. I — Легенды, перев. под ред. В. А. Высоцкого, биографический очерк Н. А. Абрамовича, изд. "Заря", М., 1910; Poezje, 1891; Listopad, 1896; Familja, Драма, 1901.II. Яцимирский Я., Новейшая польская литература от восстания 1863 г. до наших дней, т. II, С.-Петербург, 1908; Domski, Literatura polska ostatnich lat 50-ciu, 1931.
B. B.
{Лит. энц.}