Неогуманизм
Неогуманизм
прогрессивное течение в нем. педагогике 18–19 вв., находившееся в русле общего процесса эмансипации буржуазии и ставившее своей целью проведение школьной реформы, ориентированной на др.-греч. воспитательный идеал (гармонич. всестороннее развитие личности) и сильно идеализированное понятие политич. равноправия (по образцу античной демократии). Такая программа была направлена на воспитание граждан абсолютистского общества в духе свободы и самоопределения. Педагогика неогуманистов, элитарная по существу, сосредоточивается не на предметном (спец.) образовании, а на всестороннем формировании личности (характера). Если старшее поколение неогуманистов (Геснер, Эрнести, Гейне) видело в преподавании естеств. наук, нем. и др. яз. средство развития умств. способностей в учениках, то для младших неогуманистов (Вольф, Гумбольдт) занятия др. яз. и античной литературой — не только наилучшее и универсальное средство, но и самоцель; тем самым недооценивалось значение естественнонаучных дисциплин. В области искусства и литературы Н. содействовал расширению античных влияний; в науке — развитию истории и возникновению классич. филологии как самостоятельной дисциплины.
Источник: Словарь античности. 1989