НЕОКЛАССИЦИЗМ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

НЕОКЛАССИЦИЗМ
общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности. Возрождение классицизма.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Неоклассицизм
классицизирующее течение внутри стиля модерн, раннего функционализма и даже раннего авангардизма в первой четверти ХХ в. Мастера Н. использовали традиционные пластические мотивы и конструктивные приемы для возведения зданий, не имевших аналогий в классической архитектуре – вокзалы, доходные дома и т.п.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

НЕОКЛАССИЦИЗМ
от греч. nЕos – новый и классицизм), использование в литературных произведениях античных тем, сюжетов, персонажей, обращение к мифологическим образам, часто сопровождающееся ясностью и выразительностью языка. В отличие от классицизма, неоклассицизм использует античные мотивы не как основное содержание большинства произведений, но как отдельные вкрапления. В широком понимании неоклассицизм не представляет собой единого литературного направления – его черты находят у различных писателей (напр., в стихах А. Н. Майкова и «поэтов Парнаса», у рус. символистов – И. Ф. Анненского, В. Я. Брюсова, Вяч. Иванова). Неоклассицизм в таком понимании появился после расцвета классицизма, в нач. 19 в., и продолжает использоваться в качестве литературного приема в современной литературе. В более узком значении термин «неоклассицизм» обычно употребляется по отношению к течениям во французской литературе нач. 1890-х – сер. 1900-х гг. (Ш. Моррас и Ж. Мореас), а также в немецкой литературе того же периода (П. Эрнст, В. Шольц).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

НЕОКЛАССИЦИЗМ
ретроспективное направление в архитектуре, возникшее на рубеже 19–20 вв. В гражд. стр-ве: Нар. дом в г. Чембаре (ныне г. Белинский, арх. А. А. Баграков, 1911–14), построенный как памятник В. Г. Белинскому в связи со 100-летием со дня его рождения; проект дома им. В. Г. Белинского в Пенз. (арх. Баграковы, 1911; см. Библиотека им. М. Ю. Лермонтова); дворцовые постройки усадьбы Воейковых в г. Каменке, среди к-рых особое значение имеет сооруженный в 1914 дом, рассчитанный на прием членов царской фамилии, основу его композиции составляет ротонда, охваченная спереди галереей-колоннадой. Н. наложил отпечаток также на др. дома в Каменке, расположенные в одну линию по ул. Советской: здания крест. поземельного банка, почтамта и конторы управляющего имением В. Н. Воейкова, построенные в 1910–14. Еще один яркий пример этого стиля – контора в с. Чернышеве Белинск. р-на типично классицистич., с 4-колонным портиком дом. В традициях строгого классицизма выполнен фасад заводоуправления (1918) бывшего трубочного завода (ЗИФ). В 1930-е и 1950- е гг. Н. становится ведущим стилем в сов. архитектуре, особенно при сооружении объектов обществ. характера. Примерами этого стиля в области служат здания кинотеатра «Комсомолец» в г. Кузнецке (1936), Дома партпросвещения (1951), роддома (1954), ДК им. 40-летия Октября (1957), кинотеатра «Родина» (1958) и Дома Советов (1958) в Пенз., горкома партии (1956) и РДК (1959) в Никольске. Лит: Факты. События. Свершения. Саратов, 1988. А. И. Дворжанский.

Источник: Пензенская энциклопедия.

НЕОКЛАССИЦИЗМ
направление в изобразительном искусстве и архитектуре кон.19 – нач. 20 в., возродившее интерес к наследию античности и Ренессанса, к ясной пластической форме. В зарубежном искусствознании этим термином обозначают искусство второй пол. 18 – нач. 19 в. (см. ст. Классицизм).
Неоклассицизм как стиль в архитектуре формировался на протяжении 1900-х гг. Возрождение интереса к античной и ренессансной традиции заметно у таких архитекторов, как О. Перре (Франция), П. Беренс (Германия), Э. Лаченс (Англия). Период увлечения классикой был в творчестве П. Пикассо. В России возрождение интереса к классическим художественным традициям началось с поэтизации торжественных архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга и обаятельной простоты старинных русских усадебных построек. Именно в зодчестве нач. 20 в., в объемно-пространственных композициях зданий, в их планировочных решениях, в их скульптурном декоре нагляднее всего обнаруживаются стилевые приметы неоклассицизма. Ориентируясь на классические образцы (античные храмы, дворцы и виллы итальянского Возрождения, дворцы, особняки, усадебные постройки русского классицизма), они использовали традиционные архитектурные формы и конструктивные приемы сообразно современным представлениям о выразительности и красоте художественного образа здания. И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко сознательно стремились напомнить зрителю конкретный классический прототип. Зодчие, возводившие новые типы зданий – доходные дома, вокзалы, торговые предприятия, банки (А. Е. Белогруд, Ф. И. Лидваль, М. М. Перетяткович, И. С. Кузнецов, М. С. Лялевич, Н. Г. Лазарев и др.), создавали свободные вариации классических мотивов.
Мастера неоклассицизма осознавали себя хранителями традиций русской культуры, утверждая свои принципы в полемике с авангардистами (публикации в журнале «Аполлон»). В живописи неоклассицизм проявился в творчестве мастеров, объединившихся в 1904 г. в группировку Новое общество художников (К. Ф. Богаевский, А. Ф. Гауш, Д. Н. Кардовский, Б. М. Кустодиев, П. И. Нерадовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко). В русле неоклассицизма создавали свои произведения А. Е. Яковлев, Б. Д. Григорьев и В. И. Шухаев, к этому стилю близки классицизирующие скульптурные композиции С. Т. Коненкова и А. Т. Матвеева, картины К. С. Петрова-Водкина с их строгой пластикой.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

НЕОКЛАССИЦИЗМ
термин искусствоведения, обозначающий различные по своему характеру, целям и содержанию направления в художественной культуре, возникшие после классицизма XVII в. и объ-единенные возвращением к традициям искусства ан-тичности, эпохи Возрождения или классицизма. Для неоклассицизма свойственно отношение к вышепере-численным эпохам, как к высшей художественной нор-ме, образцу. Его представители хотели найти вневременные образы, противопоставить их конкретно-историческим реалиям, отобразить в своем искусстве «вечные» эстетические ценности, строгие и величавые формы. Поэтому неоклассицизм хотел сделать классическое античное наследие критерием для современного искусства. Но нередко классические приемы применя-лись механически, формально. Что приводило к созданию схематичных, псевдовозвышенных, помпезных произведений.
Название «неоклассицизм» в архитектуре нередко применяется к классицизму второй половины XVIII — первой трети XIX вв. в зарубежном искусстве, чтобы обозначить его отличия от классицизма XVII — первой половины XVIII вв. — разрыв с барокко, интерес к реальной античности, основанный на новых археологических открытиях, становление научной теории и истории искусства (И. Винкельман). Также в архитекту-ре этого времени зарождаются более демократические планы градостроительства, рационалистические приемы проектирования, что ведет к утверждению реалистических начал в искусстве. Чаще термин «неокласси-цизм» используется для обозначения течений внутри стиля модерн, раннего функционализма и авангардизма начала XX в. В связи с этим выделяют три периода наиболее широкого распространения неоклассицизма в XX в. — первый, с начала 1910-х гг. — сер. 20-х гг.; второй — 30-е гг.; третий — с конца 50-х гг. В первый период его характерными чертами стали лаконизм форм, противопоставленный избыточному декору модерна и эклектики, хотя и использовались некоторые конструктивные приемы модерна. Представителями неоклассицизма в этот период являлись — О. Перре и Т.
Гарнье во Франции, П. Беренс в Германии, О. Вагнер и А. Лоз в Австрии, Э. Лачинс в Англии, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, В. А. Щуко в России. В 30-е гг. неоклассицизм, в основном, развивался в «то-талитарных» государствах — СССР, Германии, Италии, где возводились сооружения монументальные, подавляющие человека. Обычно они были строго симмет-ричны, с застывшими формами (Университетский городок в Риме, арх. М. Пьячентини; здание Имперской канцелярии в Берлине, арх. А. Шпеер). С конца 50-х гг. неоклассицизм развивается в основном в США (около 50 зданий посольств в разных странах, официальная и коммерческая архитектура Нью-Йорка).
В изобразительном искусстве неоклассицизм охватил более широкий круг явлений и течений, желавших противопоставить ясность классических образов дис-гармонии современной жизни. Предтечей неокласси-цизма можно считать прерафаэлитов (сер. XIX в.), но как целостное явление он сложился в Германии конца 1870-х гг. в противовес как академической эклектике, так и реализму. Теоретическим обоснованием неоклассицизма стали сочинения К. Фидлера, говорившего о необходимости преодоления в искусстве хаоса жизни. Представителями неоклассицизма были живописцы А. Фейербах, Х. фон Маре, скульптор А. Хильдебранд. Неоклассицизм стал в это же время реакцией на им-прессионизм. Он сочетал в себе черты академизма, классики (греческой архаики и раннего Возрождения) и модерна. Представителями неоклассицизма можно считать многих мастеров конца XIX — первой половины XX в. — скульпторы А. Майоль и Э. Бурдель во Франции, Ф. Мессина в Италии, С. Т. Коненков в России; художники Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин в России. К неоклассицизму можно отнести и течения, возникшие в противовес экспрессионизму, футуризму, кубизму — новая вещественность в Германии, метафизическая живопись в Италии, «неоэнгризм» П. Пикассо во Франции.
В литературоведении термин «неоклассицизм» используют в узком и широком смыслах. В узком —течения 1890-х — начала 1900-х гг. в европейской литературе (романская школа Ш. Мориса и Ж. Мореаса во Франции, П. Эрнст, В. Шольц в Германии). Для писателей-неоклассиков характерны отрицание как нату-рализма, так и символизма и неоромантизма. Поэтому в их произведениях, ориентированных на античную тра-гедию и классицизм, пропагандируется героический стоицизм, признание существования абсолютных нравственных ценностей, ясность стиля. В широком смысле — это стилистический принцип литературы XIX–XX вв., использующий античные образы, мотивы, сюжеты, требующий пластической законченности и ясности языка (анакреонтическая поэзия К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина, стихи А. Н. Майкова, стихи многих символистов, историко-культурологические эссе В. И. Иванова, творчество А. Шенье, ряда поэтов «Парнаса», драмы Ж. П. Сартра и Ж. Ануя). В музыке неоклассицизм не представляет целостного направления, есть лишь отдельные его проявления у разных композиторов. Черты неоклассицизма свойственны му-зыке П. Хиндемита (Германия), И. Ф. Стравинского, О. Респиги и др. Обычно в музыкальных произведениях неоклассики подражание старинной музыке, стили-зация сочетаются с модернизацией музыкального языка, современными средствами музыкальной выразительности.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Неоклассицизм

Луков Владимир Андреевич, Трыков Валерий Павлович
Авторы статьи раскрывают содержание термина «неоклассицизм».
Читать PDF

Советский неоклассицизм: исследовательские интерпретации архитектуры 1930-1950-х гг

Искандаров М. М., Михайлов А. Ю.
Данная статья посвящена исследовательским интерпретациям архитектуры 1930-1950-х гг. в российской историографии. Акцент сделан на терминах и понятиях, в которых описывается сталинская архитектура.
Читать PDF

Советский неоклассицизм 1930-1950-х гг. : проблема трансформации традиции российской классической ар

Искандаров М. М., Михайлов А. Ю.
Статья посвящена анализу развития советского неоклассицизма 1930-1950-х гг. на основе исследовательской рамки «традиция новация».
Читать PDF

Античная концептосфера и немецкий неоклассицизм

Кудрявцева Т. В.
Анализируются особенности восприятия и трансформации античной традиции в литературе немецкого неоклассицизма в контексте общих тенденций развития литературного процесса в Германии на рубеже XIX-XX веков.
Читать PDF

У истоков русского неоклассицизма: А. Н. Оленин и С. С. Уваров

Фролов Э. Д.
Читать PDF

Фактура четвертой и пятой симфоний К. Сикорского: под знаком неоклассицизма

Красникова Татьяна Николаевна
Статья посвящена явлениям симфонического творчества патриарха польской композиторской школы К. Сикорского, которые рассмотрены сквозь призму фактуры.
Читать PDF

Художник и традиция. Живопись Сальвадора Дали 1920-х годов в контексте каталонского неоклассицизма

Павлова Ольга Олеговна
В статье рассматривается творчество Сальвадора Дали 1920-х гг. применительно к такому специфическому явлению культурной и общественной жизни Барселоны первой четверти ХХ в.
Читать PDF

Композиционные особенности архитектуры советского неоклассицизма(на примере Свердловска)

Иовлева Елена Валентиновна
В статье рассматриваются закономерности композиции архитектурных объектов неоклассицизма 1930-1950-х годов и особенности их формирования на примере г. Свердловска.
Читать PDF

К вопросу о влиянии французского неоклассицизма на московскую архитектуру последней трети XVIII века

Клименко Юлия Гаврииловна
В изучении вопроса влияния французского неоклассицизма на московскую архитектуру последней трети XVIII века существенное место занимает деятельность парижского архитектора Н.
Читать PDF

Итальянский Ренессанс и монументальная живопись русского неоклассицизма начала ХХ века (на примере р

Никольский Андрей Андреевич
The Racing Society House and the Grigori Tarasov Mansion two buildings in the fashionable Neoclassical style were created in Moscow during the first pre-revolutionary decades by the architect Ivan Zholtovsky and the artist Ignaty
Читать PDF

Об изменении стратегии образования в контексте неоклассицизма

Меньчиков Г.П.
В статье обосновывается несоответствие сложившихся «информационной» и «креативной» стратегий образования второму осевому времени, переживаемому человечеством.
Читать PDF

Поэзия В. Ф. Ходасевича: от символизма к неоклассицизму

Солнцева Наталья Михайловна
В статье исследуется становление неоклассицизма в поэтической практике В. Ходасевича, связь эстетических установок с мотивами его лирики.

Найдено книг по теме — 1