Неоплатонизм
НЕОПЛАТОНИЗМ
философия XV–XVI вв., основанная на идеях Платона. Марсилио Фичино (1433–1499), глава Платоновской академии во Флоренции, перевел с греческого на латынь большинство сочинений Платона и неоплатоников. Труды неоплатоников были посвящены доказательствам тождественности философии Платона с христианской теологией. В основе неоплатонизма лежит синтез Священного Писания, учения Отцов Церкви, арабской, иудейской философий и учения Платона. Главный тезис – единство истины, заключенной в Боге и открываемой Божественным Откровением в различных языковой и догматической формах.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Неоплатонизм
религиозно-философское направление, возникшее в 3 в. н. э. и сохранившее влияние до 18 в. Позднеантичный Н. явился духовным продолжением эллинизма и окрасил собой весь заключительный период античной философии. Основу его составило учение Платона в сплаве с элементами аристотелизма, стоицизма и пифагорейства. Н. содействовал общему процессу ремифологизации, захватившему рим. философию, направляя его в русло объективного идеализма. На начальной стадии Н. резко противопоставлял себя христианству и, в меньшей степени, гностицизму. Различаются три осн. направления позднеантичного Н. 1. Направление, восходящее к Плотину (203–269), — трансцендентально-идеалистич., с иерархизированной, в основе дуалистич. картиной мира, в которой материи отводится низшее место. Культивирует мистич. практику. 2. Линия, идущая от Прокла (412–485). Для нее характерно тяготение к пантеизму, склонность к конкретно-научным рассуждениям. 3. Александрийский Н., генетически связанный с «прокловой» линией. Оформился в сочинениях Аммония Гермея (кон. 5 — нач. 6 в. н. э.), пытавшегося синтезировать учения Платона и Аристотеля в единое целое, открывшего Н. для естественнонаучных и логич. спекуляций и приблизившею его к христианству. В пафистике благодаря Августину и Псевдо-Дионисию Ареопагиту произошло частичное слияние христианской теологии с Н. Характерные черты Н.: трансцендентное восприятие бога как высшего существа, не сводимого ни к чему земному (апофатич., или негативное, богословие); отождествление мышления и существования как эманации «единого»; одухотворение всего психического; отождествление познания бога с самопознанием; высокая оценка человеч. индивидуальности; представление о красоте и гармонии как о выражении божеств, происхождения мира. Влияние Н. обнаруживается в интеллектуализме Фомы Аквинского, в Ср.-век. мистике, в учении Кеплера о гармонии мира.
Источник: Словарь античности. 1989
Неоплатонизм
направление в греческой философии III в. н.э., основанное Плотином. Включало элементы разных философских систем: Платона, Аристотеля, стоиков, пифагорейцев и александрийских философов. Основными моментами, определяющими философию Плотина, были три начала: единство, разум и душа. Диалектика, по его мнению, - высшая наука, которая относится к наиболее совершенной части человеческого мышления, она - знание всех знаний. Последним выдающимся представителем философии н. был Прокл (V в. н.э.).
Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977. С. 249-280; Лосев А.Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина. Антич. Н. существовал в виде ряда школ, ориентированных преим. на толкования диалогов Платона и систематизацию его учения. Плотин и Порфирий разработали систему осн. понятий Н.: во гл. бытия стоит сверхсущее Единое-Благо; далее в порядке нисхождения из Единого следовали Ум (Нус) с идеями в нем, Душа (Псюхе), обращенная к Уму и к чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Ямвлих, основатель сирийской школы Н., ввел в Н. теургию (иск-во входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, чтобы добиться от них совершения ч.-л. сверхъестественного) и предпринял реформу комментария. Пергам-ская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием, продолжала линию сирийской, уделяя преим. внимание мифологии и теургии. Плутарх Афинский (ум. 432) - первый руководитель Академии, введший в нее Н., написал коммент. к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемник Сириан оконч. определил круг авторитетных для Н. текстов (помимо Платона и пифагорейцев Гомер, орфическая лит. и «Халдейские оракулы») и утвердил за аристотелевской философией статус введения к филос. Платона. В 437 главой Академии стал ученик Сириана Прокл, к-рый подвел итог развитию платонизма в рамках языч. политеизма и дал детально разработанную сводку осн. понятий и методов Н. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин, Исидор, Гегий, Зенодот и Дамаский. Александрийская школа Н. стремилась в дидакт. целях согласовать учение Аристотеля и Платона. Одн. осн. предметом изучения постепенно становился Аристотель. Комментаторами его были: Иоанн Филопон, ученики Олимпиодора Илия и Давид и Стефан Византийский - посл. представитель александрийской школы [преподавал в Константинополе в пер. пол. VII в. при имп. Ираклии (610 - 641).]
Ю. Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Джохадзе Д.В. Основные этапы развития античной философии. М., 1977. С. 249-280; Лосев А.Ф. История античной эстетики: поздний эллинизм. М., 1980.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
последний этап развития антич. платонизма. Основателем Н. обычно считают Плотина. Антич. Н. существовал в виде ряда школ, ориентированных преим. на толкования диалогов Платона и систематизацию его учения. Плотин и Порфирий разработали систему осн. понятий Н.: во гл. бытия стоит сверхсущее Единое-Благо; далее в порядке нисхождения из Единого следовали Ум (Нус) с идеями в нем, Душа (Псюхе), обращенная к Уму и к чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Ямвлих, основатель сирийской школы Н., ввел в Н. теургию (иск-во входить в связь с богами и духами с помощью особых действий и слов, чтобы добиться от них совершения ч.-л. сверхъестественного) и предпринял реформу комментария. Пергам-ская школа, основанная учеником Ямвлиха Эдесием, продолжала линию сирийской, уделяя преим. внимание мифологии и теургии. Плутарх Афинский (ум. 432) - первый руководитель Академии, введший в нее Н., написал коммент. к ряду диалогов Платона, а также к аристотелевскому трактату «О душе». Его преемник Сириан оконч. определил круг авторитетных для Н. текстов (помимо Платона и пифагорейцев Гомер, орфическая лит. и «Халдейские оракулы») и утвердил за аристотелевской философией статус введения к филос. Платона. В 437 главой Академии стал ученик Сириана Прокл, к-рый подвел итог развитию платонизма в рамках языч. политеизма и дал детально разработанную сводку осн. понятий и методов Н. После смерти Прокла во главе афинской школы стояли Марин, Исидор, Гегий, Зенодот и Дамаский. Александрийская школа Н. стремилась в дидакт. целях согласовать учение Аристотеля и Платона. Одн. осн. предметом изучения постепенно становился Аристотель. Комментаторами его были: Иоанн Филопон, ученики Олимпиодора Илия и Давид и Стефан Византийский - посл. представитель александрийской школы [преподавал в Константинополе в пер. пол. VII в. при имп. Ираклии (610 - 641).]
Ю. Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)