НЕОРЕАЛИЗМ
Неореализм
(New realism) направление в англо-амер. философии, существовавшее в 1-й четв. 20 в. Осн. тезисы Н. сформулированы англ. философами Дж. Э. Муром, С. Александером, А. Уайтхедом (в его ранний период) и развиты в США авторами «Программы и первой платформы 6 реалистов» (1910) Р. Б. Перри, Э. Холтом, У. Монтегю и др. Неореалисты критиковали идеализм и материализм, утверждая, что бытие не носит ни матер., ни идеал. характера, а есть совокупность нейтрал. элементов, приобретающ. то физ., то психич. характер в зависимости от того, входит ли объект в сознание субъекта или нет. Применяли для обоснования своей доктрины методы би-хевиорист. психологии, аналитич. философии и мат. логики.
Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.
НЕОРЕАЛИЗМ
направление в итальянской литературе, возникшее в 20-х гг. Его представители стремились выразить надежды и чаяния обычных людей простым и ясным языком. Они жили и работали, как правило, в небольших городках и деревнях, чураясь жизни в таких мегаполисах, как Рим. По существу, их позиция была антифашистской. Наиболее выдающиеся представители-МОРАВИА, Ч. Павезе. С 40-х гг. Н. оказывал большое влияние на развитие итальянского КИНО. Для Н. в кинематографе характерен пристальный интерес к социальной проблематике, натурализм, широкое использование непрофессиональных актеров и натурных съемок для создания большей достоверности. Первым фильмом этого направления стала снятая еще в годы ФАШИЗМА картина Лукино Висконти «Одержимость» (1942). К числу признанных корифеев Н. относились ДЕ СИКА и Роберто Росселини.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
НЕОРЕАЛИЗМ
от греч. nЕos – новый и реализм), направление в итальянском искусстве, особенно в кино, возникшее после 2-й мировой войны, под влиянием Сопротивления. В литературе представители неореализма – В. Пратолини, Э. Витторини, И. Кальвино, Б. Фенольо, Р. Вигано, К. Леви; влияние этого направления испытали также А. Моравиа, Л. Биджаретти, А. Гатто и др. Обычный герой неореализма – простой человек; основной жанр – повествование, основанное на реальных событиях, но привносящее в них художественный вымысел, рассказ о духовном становлении героя, об изменениях в его душе. Напр., типичный сюжет рассказа неореализма: два героя – бедные музыканты – зарабатывают на жизнь тем, что исполняют песни в ресторанах. Один из них старается внести в песню как можно больше фиглярства, клоунады, чтобы развеселить публику. Однажды какой-то слушатель не выдерживает и сам исполняет ту же песню искренне, без шутовства. Потрясенного этим певца на следующее утро находят повесившимся… (А. Моравиа, рассказ «Паяц» из «Новых римских рассказов»).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
НЕОРЕАЛИЗМ
направление в итальянском кино и литературе середины 40-х–сер. 50-х гг. XX в. Новая форма реализма сложилась в Италии на базе Движения Сопротивления с его социалистическими и демократическими идеями. Поэтому основной темой произведений неореалистов стал рабочий человек, бо-рющийся за свои права, воспоминание о борьбе с фа-шизмом, партизанской войне. Задачей неореалистов стал показ рядового человека в жестоком и несправед-ливом мире, сохранение личного достоинства в этой ситуации. На формирование неореализма большое влияние оказали советская кинематография и творчество французских режиссеров. Для решения поставленных задач режиссеры искали новые выразительные средства, меняли киноязык. Они стремились к точности деталей, показу истинной жизни народа, поэтому фильмы неореалистов лишены ложной красивости и пышности. Они были черно-белыми, снимались на натуре, привлекались непрофессиональные исполнители, широко использовался народный язык, местные диалекты. Это придавало фильмам особую достовер-ность. Эти эстетические принципы были изложены Ч. Дзаваттини. Художественным манифестом неореа-лизма стал фильм режиссера Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945). Крупнейшими представителя-ми неореализма в кино были Л. Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини. Самыми известными фильмами стали «Похитители велосипедов», «Трагическая охота», «Под небом Сицилии», «Дорога надежды» и др.
В живописи идеи неореализма были изложены в манифесте «По ту сторону Герники» (1946), а в 1947 г. возник «Новый фронт искусства», объединивший художников-антифашистов разных направлений, от реализма до абстракционизма. Они также поставили целью изображение жизни простых людей и их борьбы за свои права. Для этого использовались динамичная композиция, энергичная обрисовка объемов, насыщенный цвет. Представителями неореализма в живописи были Р. Гуттузо, Г. Мукки, Э. Треккани, Д. Дигайна и др.
Литература неореализма противопоставила себя как модернизму, так и профашистскому искусству. Был разработан новый литературный жанр — лирический документ, сочетающий художественный вымысел с ав-тобиографическими моментами. Писатели—неореалис-ты также стремились к ясности и простоте языка и художественных образов, вводили в произведения народную речь. Представители неореализма в литературе — В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Итальянский неореализм оказал влияние на кинематограф многих стран мира, его традиции можно обнаружить в некоторых фильмах последующих лет.
В живописи идеи неореализма были изложены в манифесте «По ту сторону Герники» (1946), а в 1947 г. возник «Новый фронт искусства», объединивший художников-антифашистов разных направлений, от реализма до абстракционизма. Они также поставили целью изображение жизни простых людей и их борьбы за свои права. Для этого использовались динамичная композиция, энергичная обрисовка объемов, насыщенный цвет. Представителями неореализма в живописи были Р. Гуттузо, Г. Мукки, Э. Треккани, Д. Дигайна и др.
Литература неореализма противопоставила себя как модернизму, так и профашистскому искусству. Был разработан новый литературный жанр — лирический документ, сочетающий художественный вымысел с ав-тобиографическими моментами. Писатели—неореалис-ты также стремились к ясности и простоте языка и художественных образов, вводили в произведения народную речь. Представители неореализма в литературе — В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Итальянский неореализм оказал влияние на кинематограф многих стран мира, его традиции можно обнаружить в некоторых фильмах последующих лет.