НЕОРЕАЛИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Неореализм
(New realism) направление в англо-амер. философии, существовавшее в 1-й четв. 20 в. Осн. тезисы Н. сформулированы англ. философами Дж. Э. Муром, С. Александером, А. Уайтхедом (в его ранний период) и развиты в США авторами «Программы и первой платформы 6 реалистов» (1910) Р. Б. Перри, Э. Холтом, У. Монтегю и др. Неореалисты критиковали идеализм и материализм, утверждая, что бытие не носит ни матер., ни идеал. характера, а есть совокупность нейтрал. элементов, приобретающ. то физ., то психич. характер в зависимости от того, входит ли объект в сознание субъекта или нет. Применяли для обоснования своей доктрины методы би-хевиорист. психологии, аналитич. философии и мат. логики.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

НЕОРЕАЛИЗМ
направление в итальянской литературе, возникшее в 20-х гг. Его представители стремились выразить надежды и чаяния обычных людей простым и ясным языком. Они жили и работали, как правило, в небольших городках и деревнях, чураясь жизни в таких мегаполисах, как Рим. По существу, их позиция была антифашистской. Наиболее выдающиеся представители-МОРАВИА, Ч. Павезе. С 40-х гг. Н. оказывал большое влияние на развитие итальянского КИНО. Для Н. в кинематографе характерен пристальный интерес к социальной проблематике, натурализм, широкое использование непрофессиональных актеров и натурных съемок для создания большей достоверности. Первым фильмом этого направления стала снятая еще в годы ФАШИЗМА картина Лукино Висконти «Одержимость» (1942). К числу признанных корифеев Н. относились ДЕ СИКА и Роберто Росселини.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

НЕОРЕАЛИЗМ
от греч. nЕos – новый и реализм), направление в итальянском искусстве, особенно в кино, возникшее после 2-й мировой войны, под влиянием Сопротивления. В литературе представители неореализма – В. Пратолини, Э. Витторини, И. Кальвино, Б. Фенольо, Р. Вигано, К. Леви; влияние этого направления испытали также А. Моравиа, Л. Биджаретти, А. Гатто и др. Обычный герой неореализма – простой человек; основной жанр – повествование, основанное на реальных событиях, но привносящее в них художественный вымысел, рассказ о духовном становлении героя, об изменениях в его душе. Напр., типичный сюжет рассказа неореализма: два героя – бедные музыканты – зарабатывают на жизнь тем, что исполняют песни в ресторанах. Один из них старается внести в песню как можно больше фиглярства, клоунады, чтобы развеселить публику. Однажды какой-то слушатель не выдерживает и сам исполняет ту же песню искренне, без шутовства. Потрясенного этим певца на следующее утро находят повесившимся… (А. Моравиа, рассказ «Паяц» из «Новых римских рассказов»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

НЕОРЕАЛИЗМ
направление в итальянском кино и литературе середины 40-х–сер. 50-х гг. XX в. Новая форма реализма сложилась в Италии на базе Движения Сопротивления с его социалистическими и демократическими идеями. Поэтому основной темой произведений неореалистов стал рабочий человек, бо-рющийся за свои права, воспоминание о борьбе с фа-шизмом, партизанской войне. Задачей неореалистов стал показ рядового человека в жестоком и несправед-ливом мире, сохранение личного достоинства в этой ситуации. На формирование неореализма большое влияние оказали советская кинематография и творчество французских режиссеров. Для решения поставленных задач режиссеры искали новые выразительные средства, меняли киноязык. Они стремились к точности деталей, показу истинной жизни народа, поэтому фильмы неореалистов лишены ложной красивости и пышности. Они были черно-белыми, снимались на натуре, привлекались непрофессиональные исполнители, широко использовался народный язык, местные диалекты. Это придавало фильмам особую достовер-ность. Эти эстетические принципы были изложены Ч. Дзаваттини. Художественным манифестом неореа-лизма стал фильм режиссера Р. Росселлини «Рим — открытый город» (1945). Крупнейшими представителя-ми неореализма в кино были Л. Висконти, В. Де Сика, Р. Росселлини. Самыми известными фильмами стали «Похитители велосипедов», «Трагическая охота», «Под небом Сицилии», «Дорога надежды» и др.
В живописи идеи неореализма были изложены в манифесте «По ту сторону Герники» (1946), а в 1947 г. возник «Новый фронт искусства», объединивший художников-антифашистов разных направлений, от реализма до абстракционизма. Они также поставили целью изображение жизни простых людей и их борьбы за свои права. Для этого использовались динамичная композиция, энергичная обрисовка объемов, насыщенный цвет. Представителями неореализма в живописи были Р. Гуттузо, Г. Мукки, Э. Треккани, Д. Дигайна и др.
Литература неореализма противопоставила себя как модернизму, так и профашистскому искусству. Был разработан новый литературный жанр — лирический документ, сочетающий художественный вымысел с ав-тобиографическими моментами. Писатели—неореалис-ты также стремились к ясности и простоте языка и художественных образов, вводили в произведения народную речь. Представители неореализма в литературе — В. Пратолини, К. Леви, Э. Де Филиппо. Итальянский неореализм оказал влияние на кинематограф многих стран мира, его традиции можно обнаружить в некоторых фильмах последующих лет.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Неореализм в литературе

Луков Владимир Андреевич
Энциклопедическая статья о неореализме в литературе.
Читать PDF
0.00 байт

2010. 03. 011. Захарова В. Т. , комышкова Т. П. Неореализм в русской прозе XX В. : типология художес

Петрова Т. Г.
Читать PDF
0.00 байт

2006. 02. 017. Давыдова Т. Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция (Е. Замяти

Михайлова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Неолиберализм, неореализм и мировая политика

Болдуин Д. А.
Читать PDF
0.00 байт

Неореализм и неолиберализм в теории международных отношений

Сетов Никита Романович
В статье рассматривается феномен споров между неореализмом и неолиберализмом в теории международных отношений. Особое внимание уделяется шести основным пунктам теоретического конфликта, которые анализируются в статье Д.А.
Читать PDF
0.00 байт

Американский неореализм о проблеме суверенитета

Конышев Валерий Николаевич
В статье изучаются взгляды одной из наиболее влиятельных школ политической мысли США неореализма на проблему государственного суверенитета в современных международных отношениях.
Читать PDF
0.00 байт

Образы уездного города (на примере неореалистической прозы Е. И. Замятина)

Абишева Ольга Курмангалиевна
В статье приводится литературоведческий анализ неореалистической прозы Е. И. Замятина («Уездное», «На куличках», «Алатырь»), сопоставляются художественные особенности рассказов и повестей Е. И.
Читать PDF
0.00 байт

Чеховский интертекст в пьесах «Неореалистов» 2000-х гг: конструктивное осмысление классики

Макарова Валерия Владимировна
Статья посвящена изучению особенностей и закономерностей развития современной российской драматургии.
Читать PDF
0.00 байт

Проза К. Н. Леонтьева как преддверие неореализма ХХ века (роман «Подлипки»)

Захарова Виктория Трофимовна
Рассматривается своеобразие художественного сознания К.Н. Леонтьева.
Читать PDF
0.00 байт

Черты китайского «Неореализма» в творчестве Ван Аньи

Семенюк Мария Владимировна
В статье рассматривается вопрос о китайском «неореализме» на примере прозы современной китайской писательницы Ван Аньи.
Читать PDF
0.00 байт

Система упражнений по теме «Сравнительные конструкции» на материале прозы писателей-неореалистов А.

Дубова Марина Анатольевна, Логинова Наталья Алексеевна
В статье предлагаются методические рекомендации по изучению темы «Сравнительные обороты» в 8-м классе школы.
Читать PDF
0.00 байт

Языческий миф в прозе русского неореализма

Иванов Николай Николаевич, Волкова С.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Мифопоэтическая парадигма художественных поисков в литературе русского неореализма

Иванов Николай Николаевич
Автор статьи актуализировал нераскрытые духовные смыслы в литературе русского неореализма. Установлена роль мифопоэтической составляющей как одного из факторов художественных поисков М. Горького, М. Пришвина и других писателей.
Читать PDF
0.00 байт

Мотивы и образы национальной культуры в прозе русского неореализма

Иванов Николай Николаевич
В статье рассматривается рецепция мотивов и образов русской национальной культуры М. Ремизовым, М. Горьким, М. Пришвиным. Познание писателями-неореалистами народной жизни изнутри (А.
Читать PDF
0.00 байт

Постмодернист или неореалист? Литературная критика 1990-х годов о творчестве А. Слаповского

Сальковская Анастасия Алексеевна
Проза А. Слаповского не вписывается в чёткие рамки, которые пытаются установить критики и литературоведы.