НЕОТОМИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

НЕОТОМИЗМ
наиболее влиятельная философская школа в католицизме, исходит из учения Фомы Аквинского, провозглашенного а 1879г. в энциклике папы Льва XIII единственной истинной философией. Современный этап в развитии томизма. Главную цель Н. усматривает в философском обосновании христианского вероучения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Неотомизм
официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.
Название восходит к имени Фома Аквинский.
Основные представители — Э. Жильсон и Ж. Маритен

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

НЕОТОМИЗМ
одно из направлений совр. бурж. философии, исходящее из учения ср.-век. католич. философа Фомы Аквинского (томизм), к-рое папа Лев XIII спец. энцикликой (Aeterni patris) объявил в 1879 официальной филос. доктриной католицизма; господст- вующее направление совр. неосхоластики. Распространенный первоначально гл. обр. в Бельгии, Франции, Италии, Испании, Германии, Н. пользуется ныне значит. влиянием также в США. Важнейшие центры Н.: осн. в 1889 Ин-т философии при Лувенском (католич.) ун-те (Бельгия), а также Академия св. Фомы в Ватикане, Католич. ин-т в Париже, католич. ун-ты в Милане (Италия), Фрейбурге (Швейцария) и др. Виднейшие представители Н.: Ж. Маритен, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман (1875-1949; Германия), И. Б. Лотц, И. де Фриз (ФРГ), Л. Реймекер (Бельгия) и др.

Филос. основой Н. является теологич. форма объективного идеализма. В ходе многовековой эволюции томизм претерпел существ. изменения, но он сохранил свое осн. назначение - филос. обоснование существования бога. Гл. принцип Н. - признание непротиворечивости, гармонии веры и разума, религии и науки. Этот принцип по существу используется неотомистами для теологич. истолкования филос. проблем, для подчинения философии теологии. Решение любого филос. вопроса предрешено в Н. соответствующим теологич. постулатом.

Социология Н. - теоретич. база политич. клерикализма, к-рый занимает видное место в политич. и идеологич. арсенале империализма. В ее основе лежит принцип защиты частной собственности, к-рая объявляется священной, вечной, соответствующей естественному праву (последнее толкуется в средневеково-теологич. духе). Критикуя отдельные стороны бурж. действительности, неотомисты выступают с обоснованием "среднего" (между капитализмом и социализмом) пути обществ. развития. Неотомистский обществ. идеал - общество, построенное по типу религ. общины, в к-рой якобы сняты всякие социальные противоречия. В конечном счете неотомистская социальная доктрина - это реакц. утопия, воскрешающая ср.-век. обществ. устои и практически выливающаяся в проповедь "социального мира" между классами.

Важное место в Н. отводится философии и методологии истории. Хотя неотомисты отвергают релятивизм и скептицизм, свойственные мн. направлениям совр. бурж. историографии, они сами приходят к отрицанию истории как науки. С точки зрения неотомистов, частные ист. науки в своей основе эмпиричны и не могут отразить целостности ист. процесса, постигнуть смысл ист. бытия, к-рое трансцендентно по отношению к земной, человеческой истории, имеет конечную (предопределенную божеств. провидением) цель. Хотя Н. признает включенность всякого ист. факта в ход всеобщей истории, эта последняя объявляется чужеродным, непознаваемым для ист. науки объектом. Трансцендентная, вневременная история, предопределяющая земную, человеческую историю, наиболее рельефно вырисовывается, согласно Н., в таком непреходящем ист. акте, как борьба добра и зла, как первородный грех и все последующие события библейской истории. Согласно Н., всякое ист. исследование должно исходить из универсальных понятий философии истории - история вообще, личность вообще и др.

Н. является общей филос. основой совр. клерикальной католич. историографии. Характерным является культ средневековья, осуждение идей Возрождения и Просвещения; целям реакц. политич. пропаганды служат многочисл. издания произведений Фомы Аквинского и др. столпов ср.-век. католич. церкви. Неотомисты все более обращаются к проблемам современности, обосновывая, в частности, идею "обновления" "христианской Европы". Ведется активная борьба против марксизма, в т. ч. и путем выхолащивания его революц. содержания (напр., предпринимаются попытки "вывести" марксизм из учения Фомы Аквинского). См. также в ст. Историография (т. 6, с. 496).

Лит.: Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в со.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич странах, М., 1962; Бургете А. Р., Совр. томизм, в кн.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Кон И. С., О совр. бурж. философии истории, "НДВШ ФН", 1965, No 2; Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; Maier Н., Soziologie der P?pste. Lehre und Wirkung der katholischen Sozialtheorie, В., 1965; "ВФ", 1966, No 1.

M. H. Талантова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
99.74 кб

Феномен личности в философии неотомизма

Гарасымив Т., Ватаманюк Л.
Обосновывается актуальность исследования феномена личности в философии неотомизма; феномен личности определяется через категории духовности, индивидуальности, автономии, самопознания и самооценки, самодеятельности, самосовершенств