Неплюев Николай Николаевич - общественный деятель и писатель (1851 - 1908). По окончании курса в Петербургском университете служил при русском посольстве в Мюнхене; затем, пробыв 2 года вольнослушателем в Петровской земледельческой академии, поселился в своем родовом имении Глуховского уезда Черниговской губернии и стал заниматься обучением крестьянских детей. Он основал детское общежитие при содержимой им начальной школе, мужскую и женскую сельскохозяйственные школы, детский приют и как завершение этих начинаний, в 1889 г. Крестовоздвиженское трудовое братство. Братство, представляющее производительно-потребительную артель, члены которой живут общежитиями, призвано (по уставу, утвержденному в 1893 г.) ""заботиться о христианском воспитании детей и православном религиозно-нравственном усовершенствовании взрослых членов через учреждение трудовой общины, строй коей основывался бы на началах христианской любви и правилах церкви"". Братству, насчитывающему ныне свыше 500 членов, Неплюев предполагал распространить свою организацию на всю Россию и выработал проект всероссийского братства, но проект не получил одобрения властей. Принцип братского единения и строгохристианской жизни проводил Неплюев и в своих сочинениях, а также в публичных беседах в разных городах России и за границей. Неплюев написал также несколько музыкальных пьес (молитвы, песни без слов, пьесы для пения и фортепиано). Отдельно изданные труды Неплюева (свыше 30) почти все вошли в 5-томное ""Полное собрание сочинений"" Неплюева (Санкт-Петербург, 1901 - 1908). - Ср. Экземплярский ""Памяти Неплюева"" (Киев, 1908); ""Неплюев подвижник земли русской"" (Сергиев Посад, 1908); Светлов ""Идея царства Божия"" (ib., 1904).
Неплюев Николай Николаевич
— общественный деятель и писатель; родился в 1851 г.; по окончании курса в спб. университете служил при русском посольстве в Мюнхене, а затем, пробыв 2 года вольнослушателем в Петровской земледельческой академии, поселился в своем родовом имении Глуховского уезда Черниговской губернии и стал заниматься обучением крестьянских детей. Он основал последовательно детское общежитие при содержимой им начальной школе, мужскую (1-го разряда) и женскую (2-го разряда) сельскохозяйственные школы (с субсидией от министерства земледелия и государственных имуществ), детский приют и Крестовоздвиженское трудовое братство (Устав братства утвержден в 1894 г.; членов к 1 января 1897 г. было 65). В сельскохозяйственные школы, служащие "колыбелью" братства, "ученики-работники" и "ученицы-работницы" принимаются с 13-летнего возраста; первые составляют два братских кружка (старший и младший). Цель братства — заботиться о христианском воспитании детей, согласовать, по возможности, весь строй жизни с духом христианской веры и способствовать упорядочению жизни и за пределами братства. Главное заведование братством — в руках полноправных членов, живущих в пределах его деятельности. Все окончившие школу вступают в братство и становятся преимущественно или преподавателями, или арендаторами земель Н. Принцип братского единения и строго христианской жизни проводит Н. и в своих сочинениях. Главные из них: "Совесть" (М., 1881), "Мысли и советы искреннего друга" (СПб., 1882), "Хлеб насущный" (СПб., 1883), "Что есть истина" (Лейпциг, 1893), "Благовест библейский", "Трудовые братства" и "Братские союзы" (Лейпциг, 1893), "Христианское мировоззрение" (Берлин, 1895), "Воздвиженская школа — колыбель трудового братства" (СПб., 1894). Н. написал также несколько музыкальных пьес (молитвы, песни без слов, пьесы для пения и фортепьяно).
В. Р—в.
{Брокгауз}