НЕРЕИ

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нер
лампа, светильник) (1Пар 8.33; 9.36,39)-аналог. Авдон,г. (См. Саул,г)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

НЕРЕИ
в греческой мифологии — морское божество, обладавшее даром прорицания, олицетворение спокойной морской глубины.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Нерей
(лат. Nereus), в греч. мифологии мор. божество, старик кроткого нрава, сын Понта и Геи. От своей супруги Дориды имел 50 дочерей — нереид. Обладал даром прорицания и перевоплощения.

Источник: Словарь античности. 1989

НЕРИИ
   • Nerii,
         плебейский род, сделавшийся известным в Риме только в последнее время Республики.
       1. Cn. Nerius обвинял в подкупе П. Сестия в 56 г. до Р. X.;
       2. другой N., которого Гораций (Horat. Sat. 2, 3, 69) называет fenerator.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

НЕРЕЙ
в греч. миф. божество моря, отец нереид. Именуется также «мор. старцем». Н. — сын Геи и Понта. Он ненавидит ложь и дает добрые советы. Н. обладает даром предвидения, но для того, чтобы он дал прорицание, им надо овладеть, так как он, подобно мор. стихии, меняет свой облик; так, Геракл, связав Н., заставил его указать путь к саду Гесперид.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Нерей
в греческой мифологии божество моря; отец Нереид; сын Геи и Понта. Именуется также «морским старцем». От супруги Дориды имел 50 дочерей. Обладал даром прорицания и перевоплощения. Нерей ненавидел ложь и давал добрые советы; обладал даром предвидения. Для того, чтобы Нерей дал прорицание, им надо было овладеть, так как он, подобно морской стихии, менял свой облик. Так, Геракл, связав Нерея, заставил его указать путь к саду Гесперид.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Нерей (Нереиды)
Архаическое морское божество. У Гомера и Гесиода Нерей предстает мудрым старцем кроткого нрава, обладающим даром пророчества. У Нерея было пятьдесят или даже сто дочерей нереид, из которых самые известные - Амфитрита, жена Посейдона, и Фетида, мать Ахилла. Изменчивый облик нереид делал их идеальным предметом для декоративных изображений. Таковые встречаются среди олинфских мозаик, помпейской настенной живописи; особенно известен так называемый Памятник нереид в Ксанфе (Ликия), содержащий множество скульптурных изображений морских нимф. Нереид запечатляли также на стенках саркофагов - они символизировали переход души умершего в новое состояние.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

НЕРЕЙ
   • Nereus,
         ??????, божественный морской старик (????? ?????, Ноm. Il. 18, 141), по Гесиоду, сын Понта и Геи, отец Нереид, женою которого была Дорида. Со своими дочерьми он служит олицетворением тихого моря. Он живет в Эгейском море, богом которого он был по преимуществу. Как все морские божества, он имеет дар предсказания и способность принимать любой вид. Таким он является особенно в сказаниях о Геркулесе, подобно тому как Протей в «Одиссее», Главк в мифе об аргонавтах. Когда Геркулес отправился за яблоками Гесперид, то он напал на Н., связал его и, хотя тот принимал различные виды, принудил его сказать, как ему проникнуть к Гесперидам. Apollod. 2, 5, 11. ср. Proteus, Протей. На изображениях Н., как и другие морские божества, имеет на глазах, на подбородке и груди листья морских растений вместо волос. Нереиды — прекрасные нимфы моря; Гесиод насчитывает их 50, а Гомер (Il. 18, 37 слл.) — 34, прибавляя, впрочем, что их больше; они живут в глубине моря в серебристом с золотыми украшениями замке старика отца и заняты работой на золотых прялках. Pind. nem. 5, 36; ср. Ov. met. 14, 264. Они благодетельно помогают морякам при плавании по опасным местам — через Скиллу и Харибду, флоту греков, плывущему под Трою (Eur. El. 434); поэтому их особенно чтили в местах стоянок кораблей. Искусство изображает их прекрасными, стройными девушками, то обнаженными, то в одежде, часто окруженными морскими чудовищами, особенно дельфинами, которые носят их на своих спинах, то в вакхическом хоре и т. п. Известнейшие нереиды суть Амфитрита и Фетида.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Нер
, Арт ван дер (Neer, Aert van der) 1603/1604, Горкум, близ Амстердама — 1677, Амстердам. Голландский живописец. Основатель и наиболее крупный мастер ночного, лунного пейэажа в голландской живописи XVII в. Жизнь ван дер Нера — трагедия непризнанного художника, произведения которого, прославившие позже его имя, при жизни не пользовались успехом. Ни должность управляющего у господина Аркела в Горкуме, ни коммерческая деятельность в Амстердаме (трактир и винная лавка) не принесли ему материального благополучия. Окончательно разорившись в 1662, он вернулся к живописи и умер в нищете. Арт ван дер Нер не сразу нашел свою тему и присущие ей изобразительные приемы. Его ранние картины (Пейзаж с охотником на лошади, двумя пешеходами и двумя собаками, 1639, Амстердам, Рейксмузеум), написанные в коричневых тонах, следовали традиции жанровых сцен на фоне пейзажа. Исследователи считают, что в раннем творчестве он испытывал влияние работавшего в Амстердаме шведского живописца Р. Кампейхаузена. Истинным призванием Арта ван дер Нера стали пейзажи с лунным освещением. Художник оживил привычные виды голландской природы новым, смелым и эффектным мотивом. Его картины находятся ныне в крупных мировых собраниях (Лунная ночь на реке; Восход луны; Лунная ночь; Ночной вид на реке с рыбаками, развешивающими сети, все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Голландская деревня при восходе луны, Прага, Нац. галерея; Лунный вид, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Композиция, в которой высокая точка зрения позволяет достичь впечатления единой световоздушной среды, гармоничный колорит, контрасты света и тени, богатство рефлексов, придает лучшим полотнам мастера волнующую красоту. Ему особенно удавались передача полной луны или в просветах легких облаков, или ее отражение в воде ночных рек и пустынных заливов. Интерес Ван дер Нера к проблеме освещения проявился и в пейзажах, изображающих восход солнца (Пейзаж с мельницей, после 1650, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), и в большой группе произведений, посвященных драматической теме ночных пожаров, породившей в голландской живописи новый жанр картин. В немногочисленных лирических зимних пейзажах представлены обычно вечерние сумерки (Зимний вид на реке, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Катание на коньках, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). При посмертной распродаже имущества разорившегося мастера не были упомянуты его прекрасные рисунки. Их известно крайне мало, исполненные кистью и пером, они изображали также вечерние, ночные и зимние сцены. Творчество Арта ван дер Нера породило много последователей. Оно высоко ценилось немецкими художниками-романтиками XIX в.
Лит.: Тарасов Ю. Д. Арт ван дер Нер // Искусство. 1977. № 7.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

НЕРУ
1. Джавахарлал (14.XI.1889 - 27.V.1964) - политич. и гос. деятель Индии. Родился в Аллахабаде. Сын Мотилала Неру (см. Неру, М.). Окончил Кембриджский ун-т (Англия). После возвращения в Индию (1912) вступил в партию Индийский национальный конгресс (ИНК). Вместе с М. К. Ганди стал признанным руководителем этой партии. С 1929 Н. неоднократно избирался на ответств. посты в ИНК. Под рук. Ганди и Н. партия ИНК приобрела большое влияние в массах и возглавила борьбу инд. народа за достижение политич. независимости. Н. неоднократно подвергался преследованиям со стороны англ. колон. властей и в общей сложности ок. 10 лет провел в тюрьмах. В 1946 Н. вошел во Врем. пр-во в качестве вице-премьера. С момента образования независимой Индии (1947) Н. - премьер-министр и министр иностранных дел. Под рук. H. пр-во Индии провело важнейшие мероприятия, направленные на ликвидацию унаследованной от колон. периода экономич. отсталости и индустриализацию страны. В области внешней политики пр-во Н. проводило курс неприсоединения к блокам и мирного сосуществования гос-в с различным обществ. строем. В 1954 Н. в совместном заявлении с премьером Гос. адм. совета КНР Чжоу Энь-лаем провозгласил Пять принципов мирного сосуществования. Н. внес большой вклад в укрепление дружбы между народами Индии и Сов. Союза. В 1927, 1955 и 1961 Н. посещал СССР (в 1955 - с гос. визитом).

Н. являлся инициатором и автором ряда программных док-тов партии ИНК. В работах H. освещены разнообразные проблемы истории страны, нац.-освободит. борьбы и нац. возрождения Индии, осн. принципы внеш. политики Республики Индия и важнейшие проблемы ее социально-экономич. развития. Н. активно выступал за разрядку междунар. напряженности и мирное решение междунар. проблем. Он был непримиримым противником расового и колон. угнетения. Н. проявлял большой интерес к опыту строительства социализма в СССР, высоко отзывался о К. Марксе и В. И. Ленине, с трудами к-рых он был знаком. Однако Н. не разделял теории науч. социализма, оставаясь на позициях бурж. демократизма.

Соч.: (Nehru), Unity of India, collected writings, 1937-1940, L., 1941; Glimpses of world history, N. Y., 1942; Independence and after. A collection of speeches, 1946-1949, Toronto - N. Y., 1950; J. Nehru´s speeches 1949-1953, Delhi, 1954; J. Nehru´s speeches, v. 1-4, Delhi, 1957-64; в рус. пер. - Внешняя политика Индии. Избр. речи и выступления. 1946-1964, М., 1965; Автобиография, М., 1955; Открытие Индии, М., 1955.

А. Э. Вафа. Москва. 2. Мотилал (6.V.1861 - 6.II.1931) - один из крупнейших деятелей Индийского национального конгресса. Популярный адвокат, отец Дж. Неру. В 1919 и 1928 избирался президентом Конгресса. Один из основателей (1923) и лидеров свараджистов, действовавших внутри Конгресса. Был автором проекта конституции Индии, к-рый был одобрен всепарт. конференцией в 1928. В основе проекта лежала схема статуса доминиона. Н. с большой симпатией относился к СССР, обращал внимание на необходимость использования в будущей Индии опыта СССР в развитии экономики и культуры.

Лит.: Неру Дж., Автобиография, пер. с англ., М., 1955; Sit aramayya P., The history of the Indian National Congress, v. 2, Bombay, 1947. 3. Рамешвари (1886 - 8.XI.1966) - обществ. деятельница Индии, последовательница М. К. Ганди. В сер. 20-х гг. стала одним из организаторов жен. движения. В 1926 по инициативе Н. была создана "Делийская жен. лига" - одна из первых в стране жен. орг-ций. С 1940 Н. - президент Всеинд. конференции женщин. В 1943 подверглась тюремному заключению. После завоевания Индией независимости активно выступила за равноправие женщин и против кастового неравенства. В 1953-54 Н. - президент Делийского об-ва, а с 1954 - вице-президент Всеиндийского об-ва инд.-сов. культурных связей. В 1954 на конференции по ослаблению междунар. напряженности в Стокгольме выступила одним из инициаторов создания организации афро-азиат. солидарности. В 1955 была избрана первым пред. Нац. к-та афро-азиат. солидарности. Лауреат Междунар. Ленинской премии "За укрепление мира между народами" за 1960.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976