НЕРУДА
НЕРУДА
Neruda), Пабло (псевдоним; наст. имя - Нефтали Рикардо Рейес Басуальто) (р. 12.VII.1904) - чилийский поэт, писатель, публицист, обществ. и политич. деятель. Окончил ун-т в Сантьяго, был журналистом. С 1927 по 1943 на дипломатич. службе в Индии, Бирме, на Яве, Цейлоне, в ряде стран Лат. Америки и Европы. Будучи консулом в Мадриде (1936-37), затем в Париже (1938-39), Н. принял активное участие в антифаш. движении и воспел в стихах борьбу исп. народа (сб. "Испания в сердце", 1937, рус. пер. 1939). В кн. "Песни любви Сталинграду" (1942-43) выразил чувства братской солидарности народов Лат. Америки с сов. народом. В 1945 вступил в Коммунистич. партию Чили. В том же году избран сенатором. В янв. 1948 выступил в сенате с речью под назв. "Я обвиняю", в которой изобличал реакц. режим диктатора Гонсалеса Виделы. С 1948 - на нелег. положении, в 1949-52 в эмиграции. В авг. 1952 вернулся на родину. С 1958 Н. - чл. ЦК компартии Чили. Многократно бывал в СССР. Н. - член Всемирного Совета Мира (с 1950), чл. К-та по присуждению Междунар. Ленинских премий. "За укрепление мира между народами". В 1950 за поэму "Да пробудится лесоруб!" был удостоен Междунар. премии Мира. В 1953 ему была присуждена Междунар. Ленинская премия "За укрепление мира между народами". Соч. в рус. пер.: Избр. произв., т. 1-2, M., 1958. Лит.: Осповат Л. С., Пабло Неруда, М., 1960.
НЕРУДА
Neruda) Пабло (настоящее имя Нефтали Рикардо Рейес Басоальто; 1904, Парраль – 1973, Сантьяго-де-Чили), чилийский поэт и общественный деятель. Сын железнодорожного служащего. Учился в ун-те Сантьяго. В 1927–34 гг. на дипломатической работе в странах Азии и в Аргентине, в 1934–37 гг. – в Испании; в 1940–43 гг. посол Чили в Мексике. В 1945 г. вступает в Коммунистическую партию Чили. В 1949–52 гг. жил в эмиграции в Европе и Азии; несколько раз побывал в СССР. В 1921 г. опубл. стихотворение «Праздничная песня», получившее первую премию на студенческом литературном конкурсе; в 1932 г. – цикл «Собрание закатов». Цикл «Двадцать стихотворений о любви и одна песня отчаяния» (1924), с пронзительной остротой раскрывающий трагедию одиночества человека во враждебном ему мире, сделал имя поэта знаменитым в Чили и за пределами страны. В сборнике «Местожительство – земля» (кн. 1–2, 1933–35) доминировали мотивы хаоса и разрушения, гротескно-уродливого несоответствия роскоши и нищеты, выраженные новаторски-смелыми стихами, полными произвольных ассоциаций (что делало поэзию Неруды трудной, «закрытой» для легкого понимания – «герметической»).
Пламенным антифашистским пафосом проникнуты книга стихов «Испания в сердце» (1937) и две «Песни любви Сталинграду» (1942–43). Убежденность Неруды в том, что «поэт должен стать летописцем эпохи», рождает поэму о судьбах Латинской Америки – «Всеобщая песнь» (1950), которую автор называл своей «самой объемной и горячей книгой». В различных циклах и сборниках стихов 1950-х – нач. 1970-х гг., автобиографической поэме «Мемориал Черного острова» (1964), мемуарах «Признаюсь, я жил» (опубл. в 1974) – раздумья о смысле жизни, любовная лирика, образы родной природы, отклик на политические катаклизмы века. Проблемы насилия и любви, человеческого достоинства и права на бунт – в широко известной драме Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1967). Эксперимент и традиция, планетарная масштабность и доверительная интимность, опора на мировую культуру и нац. колорит, сплав мифа и реальности в творчестве Неруды предвосхитили многие достижения латиноамериканской литературы 20 в., в т. ч. «магический реализм» Г. Гарсия Маркеса. Нобелевская премия (1971).
Пламенным антифашистским пафосом проникнуты книга стихов «Испания в сердце» (1937) и две «Песни любви Сталинграду» (1942–43). Убежденность Неруды в том, что «поэт должен стать летописцем эпохи», рождает поэму о судьбах Латинской Америки – «Всеобщая песнь» (1950), которую автор называл своей «самой объемной и горячей книгой». В различных циклах и сборниках стихов 1950-х – нач. 1970-х гг., автобиографической поэме «Мемориал Черного острова» (1964), мемуарах «Признаюсь, я жил» (опубл. в 1974) – раздумья о смысле жизни, любовная лирика, образы родной природы, отклик на политические катаклизмы века. Проблемы насилия и любви, человеческого достоинства и права на бунт – в широко известной драме Неруды «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1967). Эксперимент и традиция, планетарная масштабность и доверительная интимность, опора на мировую культуру и нац. колорит, сплав мифа и реальности в творчестве Неруды предвосхитили многие достижения латиноамериканской литературы 20 в., в т. ч. «магический реализм» Г. Гарсия Маркеса. Нобелевская премия (1971).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006