НЭШ
НЭШ
Nash), Уолтер (р. 1882) - политич. и гос. деятель Новой Зеландии. Род. в Англии. В 1909 переехал в Новую Зеландию. С 1919 принимал активное участие в новозел. лейбористском движении. В 1919-37 и с 1950 - член нац. исполкома Лейбористской партии Новой Зеландии. В 1950-63 - лидер Лейбористской партии. Н. - главный теоретик новозел. Лейбористской партии. В 1935 им была сформулирована программа создания "гос-ва всеобщего благосостояния" в Новой Зеландии. Н. - член парламента с 1929. Занимал ряд министерских постов в лейбористском пр-ве 1935-49 (в 1940-49 - зам. премьер-министра). В 1957-60 - премьер-министр Новой Зеландии. С 1920 неоднократно представлял Новую Зеландию на междунар. конференциях, в Совете Лиги наций, на сессиях Ген. Ассамблеи ООН. Дважды (в 1937 и 1960) посетил СССР. Соч.: New Zealand. A working democracy, L., 1944.
Нэш
, Пол (Nash, Paul) 1889, Лондон — 1946, Боскомб, Хемпшир. Английский живописец, график, дизайнер. В 1910 короткое время обучался в лондонской Слейд скул, но систематического художественного образования не получил. Начинал свою деятельность как рисовальщик и гравер, продолжавший традицию английской иллюстрации XIX в. В период Первой мировой войны был призван на фронт в качестве официального военного рисовальщика. Запечатленные им картины разрушений, изуродованных бомбами пейзажей составили серию под названием Опустошения войны. В период 1920—1930-х, испытав влияние Сезанна, а затем Де Кирико, Нэш отходит от традиционного реализма, включает в свои пейзажи загадочные, изолированные от контекста геометрические формы (Эквиваленты мегалитов, 1935, Лондон, галерея Тейт). Новая стилистика стала предпосылкой сближения художника с сюрреалистами, выразившегося в его участии в Международной сюрреалистической выставке, состоявшейся в Лондоне в 1936, и в выставке Сюрреалистические объекты и стихотворения (1937). В картинах этого периода над пустынными ландшафтами царят мертвые деревья и странные, фантастические сооружения, словно воздвигнутые здесь пришельцами неведомых цивилизаций (Круг монолитов, 1937—1938, Лидс, Гор. галерея; Сновидческий пейзаж, 1936—1938, Лондон, галерея Тейт; Чудовищное поле, 1939, Дурбан, Художественная галерея; Земная обитель, 1939, Лион, Музей изящных искусств). В них претворились воспоминания Нэша о военных укреплениях и траншеях. Во время Второй мировой войны он вновь исполнял миссию художника-репортера при министерстве военно-воздушных сил. Среди работ этого времени, часто выполненных по фотографиям, наибольшую известность приобрело Totes Meer (Море смертей; 1940—1941, Лондон, галерея Тейт) — жуткое зрелище огромного кладбища немецких самолетов, увиденного художником близ Оксфорда. Сюрреализм Нэша проистекает не из образов, роящихся в подсознании, а из наблюдения абсурдной, чудовищной в своей бессмысленной жестокости реальности.
Лит.: Paul Nash: Exhibition catalogue. London, 1970.
В. Крючкова
Лит.: Paul Nash: Exhibition catalogue. London, 1970.
В. Крючкова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006