Нестеровы - дворянский род, происходящий, по преданию, от выехавшего из Швеции к великому князю Димитрию Донскому в 1375 г. ""мужа честна"" Облагини, внук которого, Нестор Юрьевич, стал родоначальником Нестерова. Род Нестеровых внесен в VI часть родословной книги Ярославской губернии.
НЕСТЕРОВ
авт. расск. "Лес" (М., 1904).
{Венгеров}
Нестеров
состав. "Краткого описания Тамбовского наместничества" (СПб., 1904).
{Венгеров}
Нестеров
(гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. механик. В 1834 изобрел механич. ткацкий станок для произ-ва сукна большой ширины. 20 таких станков Н. установил в 1834—35 на суконной фабрике в Жиздринском уезде Калужской губ. Каждый станок делал до 40 ударов в минуту и вырабатывал сукно лучшего качества, чем обычный ручной. Подобные станки в Зап. Европе (Германия) появились лишь через несколько лет.
Лит.: [Шерер Г.], О механических станах для тканья сукна на фабрике Г. Александрова, "Журнал мануфактур и торговли", 1836, № 9.
Ранние работы отмечены влиянием примитивизма («Трапеза», 1969; «Трабант», 1975). Получила известность благодаря огромному циклу полотен на темы летнего отдыха у моря. Искусству Нестеровой свойственны метафоричность, стремление показать трагизм бытия через взаимоотношения людей. Странная значимость незначительных событий, раъединенность человека и мира, затрудненность взаимодействия героев, занятых общим застольем, игрой или отдыхом, – все в ее картинах вызывает ощущение загадки, тревоги, тайны. Часто предметы живут в полотнах художницы более полной, эмоционально яркой жизнью, чем люди («Метро», 1980; диптих «Люди и скульптуры», 1978; «Памятник Гоголю», 1985). С 1990-х гг. Нестерова обращается к евангельским сюжетам («Благовещение», 1994; диптих «Несение креста», 1995; полиптих «Тайная вечеря», 1997). Она работает также в областитеатрально-декорационного искусства (оформление оперы Дж. Паизиелло «Прекрасная мельничиха» в Большом театре, 1998).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Творчество Нестерова отмечено глубокими духовно-нравственными поисками. Последователь В. М. Васнецова, первооткрывателя поэзии русской старины, Нестеров внес в русскую живопись особенно проникновенную ноту. Его картины отличает тихое созерцание божественной красоты и мудрости, разлитой в мире («Пустынник», 1888–89; «Молчание», 1903). Нестеров обратился к поискам национального религиозного идеала, через который стремился постичь сущность русской души. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889–90) открывает в его творчестве большой цикл произведений, посвященных великому русскому духовному подвижнику Сергию Радонежскому. Во время работы над полотном Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещал места, связанные деятельностью святого. Художник выбрал эпизод из жития преподобного Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец-схимник, к которому мальчик обратился с молитвой, одарил его чудесной способностью постижения смысла Священного Писания и даром премудрости. Хрупкая фигурка отрока проникнута благоговейным созерцанием чуда. Темный силуэт старца со скрытым от зрителя ликом таинственно отделяется от древнего дуба. Фигуры словно растворены в пейзаже, написанном приглушенными, туманными красками, сквозь которые струится зыбкий свет. Все пронизано чувством гармонии души человека и природы, в которой отразился лик Божий. Картину начинающего художника приобрел П. М. Третьяков, несмотря на возмущение старшего поколения передвижников, посчитавших ее недостаточно «реалистичной». Любимые герои Нестерова – чистые отроки, святые старцы, отрешенные от греховного мира девушки («На горах», 1896; «Великий постриг», 1897–98; «Димитрий-царевич убиенный», 1899). В своих картинах художник стремился воплотить соборный образ Святой Руси («Святая Русь», 1904–05; «На Руси», 1914–15). В полотне «На Руси» перед зрителем предстает словно все многоликое русское общество. Среди запечатленных персонажей можно узнать Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева. Рядом с подвижниками веры («Философы», 1917; парный портрет религиозных мыслителей П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова) в портретной живописи Нестерова возникают образы подвижников науки и искусства (портреты братьев А. Д. и П. Д. Кориных, 1930; И. П. Павлова, 1935; скульптора И. Д. Шадра, 1934; хирурга С. С. Юдина, 1935; скульптора В. И. Мухиной, 1940, и др.).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007