Нестеров
авт. расск. "Лес" (М., 1904).
{Венгеров}
Нестеров
состав. "Краткого описания Тамбовского наместничества" (СПб., 1904).
{Венгеров}
Нестеров
(гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. механик. В 1834 изобрел механич. ткацкий станок для произ-ва сукна большой ширины. 20 таких станков Н. установил в 1834—35 на суконной фабрике в Жиздринском уезде Калужской губ. Каждый станок делал до 40 ударов в минуту и вырабатывал сукно лучшего качества, чем обычный ручной. Подобные станки в Зап. Европе (Германия) появились лишь через несколько лет.
Лит.: [Шерер Г.], О механических станах для тканья сукна на фабрике Г. Александрова, "Журнал мануфактур и торговли", 1836, № 9.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
НЕСТЕРОВ
Петр Николаевич (15.II.1887 - 26.VIII.1914) - рус. воен. летчик, штабс-капитан. Род. в Ниж. Новгороде в семье офицера. В 1906 окончил Михайловское арт. училище, в 1912 - воздухоплавательный, а затем авиац. отделы офицерской воздухоплавательной школы в Петербурге. В 1913 - начальник авиац. отряда 7-й воздухоплавательной роты в Киеве, затем начальник 11-го корпусного отряда 3-й авиароты. Н. - один из основоположников высш. пилотажа, им впервые были выполнены глубокие виражи, а 27 авг. 1913 - замкнутая кривая в вертикальной плоскости ("мертвая петля", "петля Н."). Занимался изысканием способов взаимодействия с наземными войсками и вопросами ведения возд. боя. Им был разработан оригинальный проект моноплана. В 1913-14 совершил рекордные перелеты Киев - Одесса - Севастополь и Киев - Петербург. В нач. 1-й мировой войны совершил 13 боевых вылетов. Погиб в р-не г. Жолквы (ныне Нестеров) в возд. бою, впервые применив возд. таран и уничтожив австр. самолет.
Лит.: Щипилов И. Ф., Жизнь, отданная будущему, 2 изд., М., 1962; Вейгелин К. Е., Путь летчика Нестерова, 2 изд., М., 1941; Кривошеин Л. Н., П. Н. Нестеров - основоположник авиационной тактики, "ИА", 1951, т. 6.
А. А. Залесский. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
НЕСТЕРОВ
Михаил Васильевич (1862, Уфа – 1942, Москва), русский живописец. Родился в религиозной купеческой семье, в которой особенно почитали св. Сергия Радонежского. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1877–86, с перерывами) у В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, В. Е. Маковского. В 1881–83 гг. посещал классы Петербургской академии художеств. В 1891–95 гг. работал в Киеве над росписями Владимирского собора. На протяжении всей жизни выполнял монументальные работы для церквей (эскизы мозаик для церкви Воскресения «на крови» в Санкт-Петербурге, 1894–95; иконостас и росписи церкви Марфо-Мариинской обители в Москве, 1909–14). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1896 г.). Входил в Абрамцевский художественный кружок. Участвовал в выставках «Мира искусства». Академик АХ (с 1898 г.).
Творчество Нестерова отмечено глубокими духовно-нравственными поисками. Последователь В. М. Васнецова, первооткрывателя поэзии русской старины, Нестеров внес в русскую живопись особенно проникновенную ноту. Его картины отличает тихое созерцание божественной красоты и мудрости, разлитой в мире («Пустынник», 1888–89; «Молчание», 1903). Нестеров обратился к поискам национального религиозного идеала, через который стремился постичь сущность русской души. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889–90) открывает в его творчестве большой цикл произведений, посвященных великому русскому духовному подвижнику Сергию Радонежскому. Во время работы над полотном Нестеров жил в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, посещал места, связанные деятельностью святого. Художник выбрал эпизод из жития преподобного Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавшего стада, было видение. Таинственный старец-схимник, к которому мальчик обратился с молитвой, одарил его чудесной способностью постижения смысла Священного Писания и даром премудрости. Хрупкая фигурка отрока проникнута благоговейным созерцанием чуда. Темный силуэт старца со скрытым от зрителя ликом таинственно отделяется от древнего дуба. Фигуры словно растворены в пейзаже, написанном приглушенными, туманными красками, сквозь которые струится зыбкий свет. Все пронизано чувством гармонии души человека и природы, в которой отразился лик Божий. Картину начинающего художника приобрел П. М. Третьяков, несмотря на возмущение старшего поколения передвижников, посчитавших ее недостаточно «реалистичной». Любимые герои Нестерова – чистые отроки, святые старцы, отрешенные от греховного мира девушки («На горах», 1896; «Великий постриг», 1897–98; «Димитрий-царевич убиенный», 1899). В своих картинах художник стремился воплотить соборный образ Святой Руси («Святая Русь», 1904–05; «На Руси», 1914–15). В полотне «На Руси» перед зрителем предстает словно все многоликое русское общество. Среди запечатленных персонажей можно узнать Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева. Рядом с подвижниками веры («Философы», 1917; парный портрет религиозных мыслителей П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова) в портретной живописи Нестерова возникают образы подвижников науки и искусства (портреты братьев А. Д. и П. Д. Кориных, 1930; И. П. Павлова, 1935; скульптора И. Д. Шадра, 1934; хирурга С. С. Юдина, 1935; скульптора В. И. Мухиной, 1940, и др.).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007