род. 17 апр. 1911 в Керчи. Музыковед. Кандидат искусствоведения, диссертация "Творческий путь С. Прокофьева" (1946). Доктор искусствоведения, диссертация "Бела Барток. Жизнь и творчество" (1970). В 1928—1932 учился в Тифлисской конс. по кл. ф-п. Окончил в 1937 историко-теоретич. ф-т Моск. конс., в 1940—здесь же аспирантуру (рук. В. Э. Ферман). В 1926—1928 лит. сотрудник газ. "Красная Керчь". В 1929—1932 лит. сотрудник радиовещания в Тифлисе. В 1937—1938 зав. отд. газеты "Музыка". В 1939—1941 отв. секретарь журн. "Советская музыка". В 1941—1945 в Сов. Армии. В 1945—1948 гл. муз. редактор Упр. муз. вещания Всесоюз. радио. В 1954—1959 зам. гл. редактора журн. "Советская музыка". С 1956 доцент Моск. конс. (с 1974 проф.). С 1960 ст. науч. сотрудник Ин-та истории искусств Мин-ва культуры СССР.
Автор статей и исследований по проблемам рус. классич., сов. и зарубежной музыки, по проблемам муз. эстетики, а также концертных и театр. рецензий, в т. ч. "Милий Балакирев" ("СМ", 1937, № 7), "Исламей" Балакирева" ("СМ", 1938, № 3), "Александр Невский" Прокофьева" ("Сов. искусство", 1939, 27 мая), "Семен Котко" Прокофьева ("СМ", 1940, № 9), "О скрипичном концерте Хачатуряна" ("СМ", 1940, № 11), "О стиле Прокофьева" ("СМ", 1946, № 4), "Массовая песня" (в кн.: Очерки советского музыкального творчества. М., 1947), "О национальной специфике музыки" (в кн.: Советская музыка. М., 1954), "Путь исканий" (о Д. Шостаковиче, "СМ", 1956, № 11), "Заметки о Малере" ("СМ", 1960, № 7), "Американские заметки" ("СМ", 1961, № 7, 8), "Барток" (две статьи о стиле, "СМ", 1965, № 4, 7), "Об авангарде подлинном и мнимом" (в кн.: Вопросы эстетики, 1965, № 7), "Музыка, рожденная революцией" (в кн.: Искусство, революцией призванное. М., 1967), "Музыка межвоенного двадцатилетия" ("СМ", 1967, № 3), "Октябрь и проблемы советской музыки" (в кн.: Путь советского искусства. М., 1968), "Токио, 1974" ("СМ", 1974, № 6, 10), "Запевалы социалистического искусства" (в кн.: Советско-венгерские художественные связи. М., 1975), "История одного содружества" (Брехт и Вайль, в кн.: Из истории музыки социалистических стран. М., 1975), "Скрябин и его русские антиподы" (в кн.: Музыка и современность, вып. 10. М., 1976), "Барток и Прокофьев" (в кн.: Барток. М., 1978).
Лит. соч.: Прокофьев. М., 1957 (на франц. яз., Париж, 1946; на англ. яз., Нью-Йорк, 1946; на нем. яз., Берлин, 1962); Советская массовая песня. М. — Л., 1946; "Мазепа" П. Чайковского. М. — Л., 1949, 2-е изд. 1959; Русская советская песня. М., 1951; "Ее падчерица" Л. Яначека. М., 1960; Народная песня как основа музыкального творчества. М., 1961; Как понимать музыку. М., 1962, 2-е изд. 1966; Ганс Эйслер и его песенное творчество. М., 1962; Дж. Пуччини. М., 1963, 2-е изд. 1965; И песня, и симфония. М., 1964; На рубеже двух столетий. Очерки о зарубежной музыке конца XIX — начала XX века. М., 1967; "Александр Невский" Прокофьева. М., 1968; Бела Барток. 1881—1945. Жизнь и творчество. М., 1969; Звезды русской эстрады. М., 1970, 2-е изд. 1974; Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973; сб. Сергей Прокофьев. 1953—1963. Статьи и материалы (сост. совм. с Г. Я. Эдельманом и ред.). М., 1962, 2-е изд. 1965; Эйслер Ганс. Избранные статьи (общая ред. и вводная статья). М., 1973; Зарубежная музыка XX века. Материалы и документы. М., 1975; История музыки народов СССР, т. 5 (ред. и вводная статья). М., 1974; Музыка XX века, ч. I (вводная статья). М., 1976.