Нестор

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нестор (Козменич)

протопоп, антиуниат, жил в конце XVI и нач. XVII в.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Нестор
монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), летописец. По мнению большинства историков, является одним из основных авторов «Повести временных лет».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

НЕСТОРИЙ
ум. ок. 450) — константиноп. патриарх в 428 — 431, основатель несторианства. Эффесским собором 431 был низложен, осужден как «еретик» и сослан в Египет, где умер.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

НЕСТОР
древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печорского. Традиционно считается одним из авторов "Повести временных лет".

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НЕСТОР
древнерусский летописец XI — нач. XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, считается автором «Повести временных лет», житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Гробница Нестора находится в Киево-Печерской лавре.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

НЕСТОР
в греч. эпосе царь Пилоса (юго-зап. часть Пелопоннеса), участник Троянской войны. В «Илиаде» и «Одиссее» Н. рисуется мудрым «сладкоречивым» старцем, к-рый пережил уже два поколения «смертных» и царил над третьим. К Н. во всех трудных случаях герои греч. эпоса, в т.ч. и царь Агамемнон, обращаются за советом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

НЕСТОР
в мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью и красноречием. В юности он был храбрым воином и принимал участие в борьбе кентавров с лапифами, в калидонской охоте и в походе аргонавтов. У Гомера онизображается уже старцем, пережившим три поколения.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Нестор
древнерусский летописец ХI - начала ХII вв., монах Киево - Печерского монастыря. Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, первой редакции "Повести временных лет". Первый на Руси собрал сведения о том, "откуда пошла есть земля Русская". За это его называют "отцом русской истории". Его труды стали основой "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина и работ других историков.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Нестор
в греч. мифологии сын Нелея. Воспитывался в Герении, поэтому единств, из сыновей своего отца избежал гибели в войне Геракла с Нелеем. Н. был старейшим среди греч. героев, осаждавших Трою. Снискал себе славу красноречием и мудростью, черпаемой из долгого, богатого жизн. опыта. После покорения Трои невредимым вернулся в Пилос. В наше время именем Н. уважительно называют старейшего ученого в к.-л. области науки.

Источник: Словарь античности. 1989

Нестор (в миру Алексей Сергеевич Метаниев)

Нестор (в миру Алексей Сергеевич Метаниев) - писатель (умер в 1910 г.), магистр Казанской духовной академии; был епископом смоленским, управлял Новоспасским монастырем в Москве, затем был викарием московской епархии (епископом дмитровским). Его труды: ""О кавказской беглопоповщине"" (""Грузинский Духовный Вестник"", 1866), ""Моздокская епархия и епископ Гаий"" (ib., 1864), ""Материалы для истории старообрядства на Дону"" (Новочеркасск, 1882).

Источник: Биографический словарь. 2008

Несторий
(Nestorios), после 381 — после 451 (Египет), по происхождению перс, с 428 константинопольский патриарх. В 431 по настоянию Кирилла Александрийского, противника Н. в области церковной политики, был лишен сана и в 439 сослан в Оазис. Выдвигал в качестве догмата определение Марии как родительницы Христа, а не как Богоматери. Ввиду того что Н. возглавлял крупнейшее еретич. течение, от его сочинений сохранились лишь отдельные фрагменты. Сподвижники Н. переселились в Персию и в 484 отделились от осн. церкви. Секта несториан существует поныне.

Источник: Словарь античности. 1989

Нестор (патриарх)
ок. 383-ок. 451 гг. н. э., греческий христианский писатель. Монах, а впоследствии патриарх Константинопольский, основоположник ереси, названной по его имени несторианством. Осужденный Эфесским собором (431 г.) вследствие вмешательства Кирилла Александрийского, сложив с себя звание патриарха, вернулся в монастырь под Антиохией, а затем был сослан в Египет. От его богатого литературного наследия, уничтоженного по приказу императора Феодосия II, сохранилась в сирийском переводе апология под заглавием Книга Гераклида Дамасского и греческие фрагменты других произведений.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Нестор
в греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея (единственный из 12 сыновей Нелея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом). Нестор отличался мужеством: одолел в единоборстве могучего аркадского героя Эревфалиона, принимал активное участие в сражении лапифов с кентаврами, в калидонской охоте, в походе аргонавтов. Нестор сыграл большую роль в сборе ахейского войска для похода под Трою (был старейшим среди греческих героев, осаждавших Трою). После Троянской войны в числе немногих ахейских героев Нестор вернулся невредимым на родину в Пилос. В наше время именем Нестор уважительно называют старейшего ученого какой-либо области науки.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Нестор (преподобный)

Нестор - преподобный, монах Киево-Печерского монастыря. Родился в 1056 г. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия . Умер около 1114 г. Долгое время ему приписывали составление первой русской летописи - ""Повести временных лет"". В настоящее время принадлежность этого летописного свода Нестором отвергается (см. Летописи, XXV, 117). Нестор считается автором ""Сказания о Борисе и Глебе"" и ""Житие Феодосия"". ""Житие Феодосия"" (написано около 1088 г.) богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. ""Житие"" в переводе на русский язык напечатано преосвященным Филаретом в ""Ученых Записках II отделения Академии Наук"" (1856, II т.).

Источник: Биографический словарь. 2008

НЕСТОРИЙ
после 381 – после 451) – по происхождению перс, пресвитер из Антиохии, с 428 г. константинопольский патриарх. В 431 г. по настоянию своего противника Кирилла Александрийского он был отлучен от сана на Эфесском соборе и в 439 г. сослан в Оазис – к западу от Верхнего Египта или к западу от Среднего Египта, – место ссылки неблагонадежных церковных деятелей. Он возглавил еретическое течение, названное его именем, – несторианство. В отличие от ортодоксальных христиан Несторий отделял БогаСына от человека Иисуса Христа, с которым Божий сын находился лишь в относительном соединении. Отвергая божественную природу Христа, он считал Марию не Богоматерью, а «человекородицей». Согласно Феодору Анагносту, учение Нестория процветало в школах Эдессы, где преподавали его последователи. От его сочинений сохранились лишь фрагменты. Бархадбешабба упоминает такие сочинения Нестория, как «История» и «Книга Гераклита».

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Нестор
из Ларанды (совр. Караман) в Малой Азии, II в. н. э., греческий поэт Получил римское гражданство. Автор многочисленных произведений, от которых остались мелкие фрагменты. Главным его произведением была Ilias leipogrammatos (Илиада с пропущенными буквами) в 24 книгах, названная так потому, что в каждой из 24 книг одна из букв греческого алфавита не появлялась ни разу. Он написал также Метаморфозы, в которых автор повествовал о чудесных превращениях людей в растения и птиц. Сверх этого он создал Эпос об Александре (Aleksandreias) и две дидактические поэмы: Целительный сад (Aleksikepos), описывающую свойства лекарственных растений, и Лекарства (Panakeia). Он обращал внимание на построение гекзаметров, благодаря употреблению дактилей достигая большой звучности стиха. Н. читали до конца VI в. н. э. Он оказал влияние на дальнейшее развитие греческой эпики, в частности на Трифиодора, который написал Одиссею с пропущенными буквами, подобную Илиаде Н., и на Нонна при создании его новых метрических правил.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

НЕСТОРИЙ
основатель секты несториан. Несторий происходил из бедного и незнатного рода; какое-то время он жил в монастыре в Антиохии, принял свящество и стал проповедником. При императоре Феодосии стал патриархом Kонстантинопольским и в первое время выступил противником ариан. Впоследствии он сам оказался еретиком, проповедуя, что: 1) Пресвятая Дева Мария не должна называться Богородицей, так как она родила не Бога, а человека, с которым затем соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца. Поэтому Дева Мария может быть названа «человекородицей» или, в крайнем случае, «Христородицей»; 2) человек Иисус, рожденный от Марии, был только обителью Божества и орудием нашего спасения; 3) человек этот под действием Святого Духа стал Христом, т.е. помазанником, и Слово Божие пребывало с ним в особом нравственном соединении. Несторий был осужден на соборе в Эфесе. Против Нестория выступил свт. Кирилл Александрийский, и хотя православное учение о Христе как о единой личности в двух природах удалось отстоять, исторически этот спор так до конца и не был разрешен. Остатки несторианских общин и по сей день еще существуют в Ираке.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Нестор

Нестор


— преподобный, монах Киево-Печерского монастыря; род. в 1056 г.; 17-ти лет пришел в монастырь, был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось. Долгое время преподобному Н. приписывали составление первой русской летописи — "Повести временных лет", но приблизительно с середины нынешнего столетия это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Н., как составителя, в Хлебниковском своде (XV—XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): "якоже блаженный Н. в летописце написа..." П. С. Казанский одним из первых указал ("Отечественные Записки" за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Н., несомненно ему принадлежащими: "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия" (см.). Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Н., но даже и не монах киево-печерского монастыря. "Житие Феодосия" (написано около 1088 г.) считается, по полноте и стройности, образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. "Житие" в переводе на русский язык напечатано преосв. Филаретом в "Ученых Записках II отд. Академии Наук" (1856, II т.).


В. Р—в.


{Брокгауз}





Нестор


дух. писатель, старец Соловецкого монастыря (1848).


{Венгеров}





Нестор


летописец XII в., монах Киево-Печерского монастыря, р. 1056.


{Венгеров}





Нестор


дух. писатель, иером. (СПб., 1900—10 гг.).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НЕСТОР
1. (гг. рожд. и смерти не уст.) - монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. 11 в.), др.-рус. историк и публицист. В 80-х гг. написал "Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба" и "Житие... Феодосия". В этих соч., наряду с проповедью христ. идей, подчеркивал самостоятельность Руси по отношению к Византии, осуждал княж. распри. По мнению многих исследователей, Н. был составителем крупнейшего произведения др.-рус. ист. мысли - "Повести временных лет", возникшей ок. 1113. В "Повести" раскрывается широкий кругозор автора, его горячее патриотич. чувство, сложно переплетаются феод.-христ. и народно-героич. мотивы. Гробница Н. находится в пещерах Киево-Печерской лавры. Лит.: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; его же, История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; Лихачев Д. С., "Повесть временных лет" (Историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, M.-Л., 1950; его же, Рус. летописи и их культурно-исто-рич. значение, М.-Л., 1947.

А. М. Сахаров. Москва. 2. (Nestor), Йон (p. 7.IX.1905) - рум. археолог, чл.-корр. Академии СРР (с 1955). С 1932 Н. - чл.-корр. Герм. археологич. ин-та. До 2-й мировой войны исследовал археологич. культуры Румынии эпох неолита, энеолита, бронзы и др. В 1942 вел раскопки археологич. памятника эпохи бронзы Сэрата-Монтеору (см. Монтеору). С 1945 Н. - проф. Бухарестского ун-та. В 1948-51 Н. - директор Нац. музея античности (Бухарест). В 1955-56 исследовал столицу Молдавского княжества Сучаву. В 1955-58 вел раскопки славянского могильника кон. 6 - нач. 7 вв. н. э. у Сэрата-Монтеору. С 1956 занят вопросами ср.-век. культуры (раскопки поселения Дриду). Н. - автор ряда работ по археологии Румынии. Лауреат Гос. премии (в 1949 и 1963).

Соч.: Der Stand der Vorgeschichtsforschung in Rum?nien. Bericht der R?misch-Germanischen Kommission, Bd 22, Fr./M., 1933; La n?cropole slave d´?poque ancienne de Sarata Monteoru, "Dacia", 1957, nouv. s?r., t. 1; Les donn?es arch?ologiques et le probl?me de la formation du peuple roumain, "Revue roumaine d´histoire", 1964, t. 3, No 3, p. 383-423.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

НЕСТОР
   • Nestor,
         ??????, сын Пелея и Хлориды (Ноm. Od. 11, 281 слл.), повелитель мессенского или трифилийского Пилоса. Область его граничила с одной стороны с Лакедемоном, а с другой — в области Алфея с Элидой, где эпеи были его соседями. От жены его Эвридики или Анаксибии были у него дочери Пейсидика и Поликаста и сыновья Персей, Стратий, Арет, Ехефрон, Писистрат, Антилох и Фрасимед. Ноm. Od. 3, 413. 451. 464. Когда Геракл, завладев Лакедемоном, умертвил сыновей Пелея (см. Пелей), то Н. находился тогда у гeрениев и потому остался в живых. Ноm. Il. 11, 692. Еще юношей он счастливо сражался против эпеев (см. Neleus, Нелей) и против аркадян (Il. 4, 319. 7, 133 слл.); как друг лапифов, он принимал участие в их войне против кентавров (Il. 1, 260 слл.), в калидонской охоте и в походе аргонавтов. В глубокой старости, когда он царствовал уже над третьим поколением людей (Il. 1, 250 слл. Ноm. Od. 3, 245), он отправился с 50 кораблями под Трою (Il. 2, 591 слл.). Прежде этого он вместе с Одиссеем побудил Ахилла и Патрокла к участию в походе. Il. 11, 767. Под Троей он был одним из знаменитейших героев, мудрым и справедливым старцем (Ноm. Od. 3, 244), из уст которого лились речи слаще меда (Il. 1, 248), и вместе с тем храбрый и опытный воин. Il. 2, 553 слл. Постоянно он дает молодому поколению, которое с вниманием слушает его рассказы из отдаленного героического времени, мудрые советы, почерпнутые из богатой сокровищницы опыта, и каждый охотно следует его совету и уважает его. Гомер с такою любовью изображает пилосского старца, могучего укротителя коней и знаменитого оратора, который притом не презирает и радостей пира (Il. 11, 632 слл. 14, 1), что некоторые думали, что Гомер сам был из Пилоса. После разрушения Трои он благополучно возвратился в отечество (Ноm. Od. 3, 165 слл.), где он жил еще долгие годы спокойной жизнью в кругу своих разумных сыновей (Ноm. Od. 4, 209 слл.), как убедился в этом Телемах во время своего посещения. Ноm. Od. 3, 68. В мессенском Пилосе еще во времена Павсания (4, 3, 4. 36, 2) показывали его дом. Изображения этого дома, сделанные Полигнотом, находились в Мессене и в Дельфах в лесхе.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Нестор
греч. Nestor)
   в греческой мифологии царь Пилоса, славившийся своей мудростью. Он боролся на стороне фессалийского племени лапифагов против кентавров, принимал участие в охоте на чудовищного вепря, опустошавшего калидонские поля, участвовал в походе аргонавтов; он же возглавлял воинов-ахейцев во время войны под Троей.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   пилосский царь, сын Нелея и Хлориды, супруг Эвридики, от которой имел семь сыновей и двух дочерей. Когда Геракл перебил его братьев, Н. отсутствовал и поэтому уцелел. Н. сражался на стороне лапифов против кентавров, участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Он дожил до глубокой старости и ко времени Троянской войны царствовал уже над третьим поколением подданных. Вместе с сыновьями Антилохом и Фрасимедом он принял участие в войне против Трои, снарядив в поход 90 боевых кораблей. Перед походом Н. вместе с Одиссеем уговорил Ахилла присоединиться к грекам. В походе он был одним из самых опытных и храбрых греческих воинов, мудрым и красноречивым старцем, к советам которого прислушивались все. После падения Трои Н. с сыном Фрасимедом были в числе немногих греков, благополучно вернувшихся на родину.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. В "Илиаде" Нестор - почтенный старец, предающийся воспоминаниям и дающий советы молодым. Нестор также является отцом Антилоха. В "Одиссее" Нестор говорит Телемаху, где находится Одиссей. В послегомеровской литературе Нестор упоминается редко. В исторические времена было известно три разных города, носивших название Пилос, и Павсаний видел могилу Нестора не в том Пилосе, который сегодня считается городом Нестора и в котором при раскопках обнаружили огромный микенский дворец и множество глиняных табличек с линейным письмом. "Чаша Нестора", находящаяся в Афинах, - микенская ваза из кованого золота - названа так благодаря описанным во второй песне "Илиады" вазам, которые Нестор привез с собой из Пилоса.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

НЕСТОР
50-е гг. XI — нач. XII в.)— монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец. Из написанного Н. “Жития Феодосия Печерского” мы узнаем, что он был пострижен при игумене Стефане (годы игуменства которого — 1074—1078) и возведен им в “диаконский сан” и что еще до “Жития Феодосия” им было написано “Чтение о Борисе и Глебе”. Канонизирован Н., по-видимому, не был: его житие появляется лишь в старопечатном патерике 1661 г. “Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба” написано Н. по канону жития-мартирия (т. е. жития святого-мученика). Истории гибели сыновей Владимира Святославича Н. предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. Борис и Глеб выступают в “Чтении” как активные поборники христианских идеалов — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. “Чтение” уступает в известности и распространенности анонимному “Сказанию о Борисе и Глебе” (см. Жития Бориса и Глеба}, старший из известных нам списков “Чтения” относится к XIV в. После “Чтения” Н. пишет “Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского”, в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, “Житие Феодосия” отличается живостью характеристик монахов и мирян. Н. достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в Житии образ матери Феодосия: вопреки традиции, Н. изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении. Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия (вероятно, Н. опирался не столько на литературную традицию, сколько на рассказы о Феодосии очевидцев): отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосии тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили в Житии сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Н. всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность (“ты по вся дни порозден”), предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосии пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосии смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи — прославления смирения Феодосия — немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые черточки княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза. Сложнее обстоит дело с атрибуцией Н. Повести временных лет. Хотя авторство Н. указано в одном из списков Ипатьевской летописи (“Повесть временных лет черноризца Нестера”), а в Киево-Печерском патерике упоминается “Нестор, иже написа летописец”, некоторые исследователи допускают, что речь может идти о тезках: Н.-литописце и Н.-агиографе, слившихся в воспоминаниях последующих поколений в одно лицо. Аргументы отождествляющих Н.-агиографа с создателем Повести временных лет (см. подробнее в статье о ПВЛ) и сомневающихся в его правомерности в равной мере не имеют полной доказательной силы. Вполне допустимо, что агиограф Н. действительно два десятилетия спустя обратился к работе над летописью, традиционно составлявшейся в то время в Киево-Печерском монастыре. Изд.: Срезневский И. И. Сказание о святых Борисе и Глебе, Сильвестровский список XIV в.—СПб., I860.—C.I—40; Абрамович Д. И. Сказание о Борисе и Глебе // Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Изд. Д. И. Абрамович.— Пг., 1916.— С. 1—26; Житие Феодосия / Подг. текста, перевод и примеч. О. В. Творогова//Изборник (1969).—С. 92— 145,. 707—709; Житие Феодосия Печерского / Подг. текста, перевод и комм. О. В. Творогова // ПЛДР: Начало русской литературы. XI — начало XII века.—М., 1978.—С. 304—391, 456—459; То же: Повести Древней Руси XI—XII веков.— Л., 1983.— С. 230—325, 548—551. Лит.: Кубарев А. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской // Русский исторический сборник.—М., 1842.— Т. 2, кн. 4.— С. 367—480; Ш а х м а т о в А. А. Нестор-летописец // Записки наукового товариства им. Т. Шевченко.— 1914.—Т. 117—118.—С. 31— 53; Приселков М. Д. Нестор-летописец: Опыт историко-литературной характеристики.— Пб., 1923; Еремин И. П. К характеристике Нестора как писателя // Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.— М.; Л., 1966.—С. 28—41; Творогов О. В. Нестор// Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 274—278. О. Я. Творогов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Нестор
(около 1056–1113)
святой; древнерусский писатель и летописец
У истоков отечественной историографии стоит величественная, известная многим по знаменитой скульптуре М. Антокольского, фигура преподобного Нестора-летописца. Он был монахом Киево-Печерского монастыря, жившим во второй половине XI — начале XII вв.
По преданию, в то время, когда Антоний, основатель Печерского монастыря, посвятил себя безмолвию в пещере, а продолжатель его дела, Феодосий, занимался обустройством обители, собирая средства для возведения храма Успения Пресвятой Богородицы, в начале 1070-х гг. к ним пришел благочестивый юноша, желающий принять иноческий постриг. Оставшись при монастыре, этот послушник вскоре прославился добродетелью, смирением и трудом. После смерти Антония и Феодосия, сразу после 1074 года, он принял постриг от преподобного Стефана, игумена Печерского, а потом был возведен в сан диакона.
С юных лет Нестора отличала любовь к книжной премудрости. В обители к концу XI в. уже существовала большая библиотека. Со времен Ярослава Мудрого книги собирались, переписывались и переводились, главным образом с греческого, в Софии Киевской и в великокняжеском дворце. Молодой Нестор, следуя примеру просветителей Руси старшего поколения, и в первую очередь митрополита Иллариона и своего наставника Феодосия, с энтузиазмом овладевал знаниями, накопленными веками. Особенно его интересовали жития святых и исторические произведения, составлявшиеся преимущественно в виде хроник (летописей).
Особую любовь и признательность Нестор испытывал к своему первому наставнику преподобному Феодосию. Когда в 1091 г. братия на совете решила выкопать его честные мощи, по поручению игумена Иоанна Нестор с несколькими младшими монахами взял на себя труд по розыску и перенесению их в заложенный Феодосием Успенский собор, где они затем и почитались. Свои впечатления от этого Нестор красноречиво изложил в «Слове о перенесении мощей святого и преподобного отца нашего Феодосия», позже внесенного им в летописный свод.
Перу Нестора принадлежат жития первых отечественных святых: погубленных Святополком сыновей князя Владимира Святославича Бориса и Глеба. Опираясь на собственные впечатления молодых лет, он написал житие преподобного Феодосия Печерского. Эти записи послужили основой для составления в последующие годы дошедших до нас житий других подвижников Киево-Печерского монастыря XI в. (Антония, Никона и др). В этих произведениях Нестор предстает не только как наблюдательный психолог и бытописатель; в них раскрывается талант глубокого религиозного мыслителя. Веруя в силу Божественного промысла, раскрывающегося в историческом процессе, он развивает принципы христианского провиденциализма. Его творения пронизаны идеями монашеского аскетизма, близкими зарождавшемуся в те годы в Византии исихазму и в дальнейшем подхваченными на Руси Нилом Сорским и «заволжскими старцами».
Нестор-летописец. Скульптура М. Антокольского.
Более сложным является вопрос о том, в какой мере перу Нестора принадлежит знаменитая «Повесть временных лет» — древнейший, дошедший до нас почти в полном объеме летописный свод, завершенный во втором десятилетии XII в. и затем включавшийся во все основные летописные компендиумы на Руси.
Древняя традиция приписывает авторство этого произведения преподобному Нестору. Однако научные исследования показали, что стиль и язык житий, бесспорно принадлежащих ему, и «Повести временных лет» сильно отличаются. Данный вывод позволил предположить, что мы имеем дело с двумя авторами. Не исключено, что оба они были печерскими монахами, жили в одно время и звали их Несторами, а впоследствии в памяти потомков слились в единый образ. В таком случае следовало бы говорить о Несторе-агиографе (авторе житий) и Несторе-летописце.
Но не менее вероятно и то, что это был один автор, а текстуальные отличия его агиографических произведений и летописных текстов следует объяснять разницей во времени написания этих произведений и их специфическими жанровыми законами и тем, что работая над «Повестью временных лет», Нестор использовал произведения своих предшественников-летописцев, прежде всего Иллариона Киевского, составителя Начального летописного свода 1037 г. В свою очередь, практически завершенный к 1113 г. текст «Повести», в 1116-м и 1118-м гг. по поручению великого князя Владимира Мономаха (при возможном участии в этой работе его самого и его сына Мстислава) был переработан и дополнен игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Поэтому яркие стилистические особенности агиографических произведений Нестора в его летописных текстах оказались скрытыми в результате включения больших, лишь отредактированных им текстов предшественников, и последующих неоднократных редакций его произведения.
«Повесть временных лет» поражает масштабностью и обобщающим историософским видением прошлого и настоящего, от первых шагов человечества после изгнания Адама и Евы из рая до бурных политических событий начала XII в., ознаменованного упорной борьбой против половецких нашествий и социальными потрясениями в Киеве, приведшими к власти пользующегося высоким авторитетом во всех слоях древнерусского общества Владимира Мономаха. Автор представляет обзор известного в его время на Руси мира, от Британии до Индии, осмысливая общие корни и дальнейшие судьбы разных славянских народов, возвышение Руси, ее отношения с Византией и кочевниками евразийских степей. Особо он выделяет принятие христианства и приобщение Руси к высоким достижениям греко-православной культуры.
Сегодня уже не подлежит сомнению то, что летописцы и редакторы летописей были отнюдь не беспристрастными наблюдателями происходящего: Они следили за событиями и излагали их с живым, порой собственным интересом, преимущественно ориентируясь на вкусы и политические запросы киевских князей, в том числе Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Отличительной чертой «Повести», отражающей авторский подход самого Нестора, является органичное сочетание высокого эпического стиля с другими литературными жанрами и стилями — повестями, житиями и др.
Преподобный Нестор скончался в 1114 г., вскоре после восшествия на киевский престол Владимира Мономаха, и был положен, по заведеному уже в монастыре обычаю, в комплексе Ближних (Антониевых) пещер. Имя Нестора прочно связывается с образом умудренного жизненным опытом, праведного и смиренного монаха-летописца. Его колоритная фигура стоит в одном ряду с такими выдающимися подвижниками Киево-Печерского монастыря, прославившимися не только праведной жизнью, но и огромным вкладом в становление отечественной культурной традиции, как Антоний, Феодосий, преподобный Алимпий-иконописец, прославленный художник Лгапит-лекарь и многие другие.

Источник: 100 великих украинцев. 2002

Нестор (около 1050–1100-е гг.)

Инок Киево-Печерского монастыря; писатель Древней Руси, – агиограф, основоположник жанра церковной биографии на отечественной почве, автор «Жития Феодосия Печерского», где содержится первое по времени и уникальное по информативности описание начального Курска и его округи; летописец, автор первой редакции «Повести временных лет», согласно информационному контексту которой восстанавливается первоначальная история, в том числе, и Курского Посеймья.
Семнадцатилетним юношей Нестор поступает в Киево-Печерский монастырь; послушник при Феодосии Печерском; пострижен в монахи при игумене Стефане (1074–1078). В монастыре специализировался на книжнописьменной работе. Написал церковные биографии первых русских святых: «Чтение о житии и погребении… Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Ему же, судя по всему, принадлежит и первая редакция «Повести временных лет» – основы всех дальнейших летописных сводов на Руси.
В несторовом жизнеописании Феодосия подробно, со слов его матери, других людей, лично знавших святого, рассказывается о курском периоде становления личности сооснователя подвижнических традиций русского монашества. Наряду с некоторыми ходячими мотивами из переводных образцов житийной литературы, это произведение содержит множество явно жизненных, вполне конкретных сведений относительно курских реалий 1030-х – 1040-х гг. – политических, религиозно-идеологических, культурно-бытовых, социально-экономических. На этом фоне ярко вырисовывается начало Курска как древнерусского города и его округи.
Писателем выведена целая галерея образов курян того, переломного для всего Посеймья, времени: «властелина» (боярина-посадника?) города и его «мужей» (дружинников-администраторов), «отроков» – «слуг» и воинов; ремесленников и селян, «рабов»-холопов и их хозяев-землевледельцев, учителей грамоты и священнослужителей, паломников из Палестины и других странников; рыночных торговцев и караванных купцов.
Просматривается архитектура первоначальной застройки Курска в древнерусский период: «хоромы властелина» с домовой церковью при них, располагавшиеся, должно быть, за стенами курского детинца; многокомнатный дом родителей Феодосия, принадлежавших к знати боярского ранга; общегородская церковь и хозяйственные службы при ней; жилище кузнеца-ремесленника, явно где-то на курском посаде; еще одна церковь – в «ином городе» поблизости от Курска (скорее всего, на одном из городищ по рекам Рати или Тускари); другие «грады» и «села» курской округи, в том числе принадлежащие феодалам из великокняжеской администрации; торные дороги межрегиональной торговли, по которым часто идут тяжело груженые телеги купеческих караванов; путешественники из дальних стран; т. д.
Многие подробности из этого исторического источника служат основанием для общих выводов и гипотез относительно уклада древнерусской жизни (например, о наличии частновладельческих сел, передаче земельного пожалования княжескому чиновнику по наследству в его семье, других элементов раннего феодализма на Руси с первой половины XI в.; порядке хлебной торговли; темпах христианизации окраин государства; многом другом).
По сути дела, именно с данного Нестором живописного описания перво-Курска и его обитателей начинается многовековая традиция исторического изучения этого региона.
Археологические раскопки 1990-х – 2000-х гг., ведущиеся сначала объединенной экспедицией Курского государственного университета и Курского областного музея археологии под руководством Н. А. Тихомирова и В. В. Енукова, затем В. В. Енуковым и, наконец, А. В. Зориным в историческом центре Курска, вскрыли культурный слой, включая остатки оборонительных сооружений крепости середины XI в. – времени курской юности Феодосия Печерского. Соответствующие находки способны проверить и дополнить житийную картину юго-восточного пограничья Руси эпохи Ярослава Мудрого и его наследников.
Сочинения: Житие Феодосия Печерского (Пер. О. В. Творогова) // Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971; Житие Феодосия Печерского (Пер. В. В. Кускова) // Древнерусские предания. М., 1982; Житие Феодосия Печерского (Пер. О. В. Творогова, с испр.) // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997; Абрамович Д. И. Житие св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916; Повесть временных лет. Т. 1–2. МЛ., 1950 (2-е изд. СПб., 1996).
Литература: Кубарев А. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской // РИС. Т. 2. Кн. 4. М., 1842; Яковлев В. А. Древнекиевские религиозные сказания. Варшава, 1875; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия // СОРЯС. 1896. Т. 64. № 1; Его же. Нестор летописец // Записки наукового товариства им. Т. Шевченко. Т. 117–118. 1914; Абрамович Д. И. К вопросу об источниках Несторова Жития Феодосия Печерского // ИОРЯС. 1898. Т. 3. Кн. 1; Его же. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике // ИОРЯС. 1901. Т. 6. Кн. 3; 1902. Т. 7. Кн. 3; Отд. отт.: СПб., 1902; Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901; Приселков М. Д. Нестор летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923; Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. Т. V. М.-Л., 1947; Его же. К характеристике Нестора как писателя // В его кн.: Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М.-Л., 1966; Кузьмин А. Г. О времени написания Нестором Жития Феодосия (К вопросу об асторе «Повести временных лет») // Вопросы литературы и методики ее преподавания. Рязань, 1970; Душечкина Е. В. Нестор в работе над Житием Феодосия: опыт прочтения текста // Ученые записки Тартусского университета. Вып. 266. Тарту, 1971; Толочко П. П. Нестор – літописец Киівскоі Русі // УГЖ. 1981. № 12; Творогов О. В. Нестор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987; Склярук В. И. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ. Т. 41. Л., 1988; Русинов В. Н. К проблеме Нестора-летописца // Материальная и духовная культура феодальной России. Горький, 1990; Зиборов В. К. О летописи Нестора. Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб., 1995; Щавелев С. П. Историческое «уравнение с двумя неизвестными»: когда родился Феодосий Печерский и сколько лет прожил он на Курской земле? // Городские известия. 1994. 17 мая; Его же. Возраст личности и история общества: новое прочтение курской биографии Феодосия Печерского // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья. М.-Курск, 1994; Моргунов Ю. Ю., Щавелев С. П. «Курескъ на Тускоре»: к вопросу о происхождении летописного города // Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 2. Славянский средневековый город. М., 1997; От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства / Под ред. Л. В. Милова. М., 1994; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996; Енуков В. В. Изучение топографии средневекового Курска: итоги и перспективы // Материалы региональной научной конференции «Археология юго-востока Руси». Елец, 1997; Зорин А. В., Раздорский А. И., Щавелев С. П. Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X–XVII века. Курск, 1999; Щавелев С. П. Феодосий Печерский – курянин. Изд. 2-е. Курск. 2008.
С. Щ.

Источник: Историки Курского края: биографический словарь. 2011

Несторий
Итогом богословских споров IV в стало признание догмата о том, что во Христе действительно совершилось великое единение Бога и человека. Однако, оставалось неясным одно очень важное обстоятельство как должно мыслить и понимать единство Богочеловеческого Лика? Возникал вопрос когда Дева Мария родила Еммануила, Богочеловека, пришедшего спасти род человеческий, то кого, собственно, родила она — человека или Бога? И если она родила и того и другого, то в каком отношении находились между собой два естества — божеское и человеческое — в ее сыне Иисусе»? Никейский собор 325 г определил догмат пресвятой Троицы и единосущность Трех Божественных Лиц, но относительно тайны Боговоплощения он не входил в подробное и обстоятельное обсуждение. В его символе веры об этом было сказано только то, что «Иисус Христос, единородный Сын Божий, сошел с неба для нашего спасения, воплотился, и вочеловечился, и пострадал, был погребен и воскрес в третий день». Эта общая формула таила в себе много частных вопросов, которые Никейский собор ни счел нужным поднимать Неясность в этом важном вероопределении и стала причиной появления несторианской ереси. Ересиарх несторианства — Несторий родился в маленьком городке Германикии, той части Сирии, где протекает Евфрат. Происхождение Нестория было довольно темное и даже низкое. Впрочем, он рано оставил свою родину, перебрался в Антиохию и там принялся за учебу под руководством Феодора Мопсуетского. В дальнейшем он считался одним из самых лучших и блестящих воспитанников местной риторической школы. По окончании обучения Несторий удалился в монастырь Евпрепия, находившийся в нескольких милях от Антиохии, чтобы там в тишине уединения изучать творения отцов и приучать себя к началам монашеской жизни. Это был обычный в то время искус для тех, кто предназначал себя служению церкви и проповеди. Но Несторий не любил ни умерщвления плоти, ни лишений бедности, и он поспешно отбросил их от себя, как только получил возможность вернуться в город. При поступлении его в клир антиохийский архиепископ возложил на Нестория обязанность поучения верующих, — должность, которую прежде занимал Иоанн Златоуст и в которой он прославился. Несторий также вскоре приобрел известность, ибо от природы обладал всеми необходимыми для проповедника внешними данными величавой осанкой, полным и звучным голосом и природным даром — словом. Слава его в конце концов дошла до Константинополя, и после смерти константинопольского архиепископа Сисиния, император Феодосии II обратился к Несторию с просьбой занять опустевшую кафедру. Рукоположение нового архиепископа состоялось в апреле 428 г в большой константинопольской базилике, в присутствии императора Феодосия, императрицы Евдокии, сената и толпы народа. Человек гордый и тщеславный, Несторий стал часто посещать дворец и вскоре сделался настоящим царедворцем любил пышность, почести и вошел в полное доверие к императору. Он нравился также императрице Евдокии, и только строгая сестра Феодосия — Пульхерия, которая в те годы фактически правила империей, отнеслась к нему настороженно. Едва заняв архиепископский престол, Несторий начал гонения на еретиков, прежде всего на ариан. Их часовню, находившуюся за стенами столицы, он приказал разрушить. Ариане сначала отчаянно защищали свой храм, а потом подожгли его. Пламя перекинулось на соседние здания и истребило целый квартал. Вслед за арианами точно так же были изгнаны номиане, валентиниане, монтанисты и маркиониты. Многие современники осудили Нестория за эту смуту, а один из них, Кассиан, иронически писал «Несторий заблаговременно принял меры, чтобы не существовало на свете других ересей, кроме его собственной». Еретические воззрения Нестория открылись совершенно неожиданно. Однажды один из близких архиепископу людей, пресвитер Анастасий, говорил поучение к народу в присутствии самого Нестория и вдруг, остановившись на минуту, как бы для того, чтобы сделать своим слушателям важное предостережение, сказал. «Остерегайтесь называть Деву Марию Матерью Божией, Богородицей. Мария была человек, а от человека не может родиться Бог». При этих словах, противоречивших вере и учению константинопольской церкви, среди слушателей поднялся сильный шум. Архиепископ встал со своего места и сказал «Анастасий прав; не нужно более называть Марию Матерью Божией, Богородицей; она мать только человека, человекородица». В течение нескольких дней в Константинополе только и было разговоров, что о сцене, происшедшей в церкви, и об учении, которое проповедовал новый архиепископ. Много спорили об этом и при дворе Император не знал, как ему поступить. Наконец Несторию было велено объясниться перед собранием народа. Архиепископ согласился, отложив однако свое выступление до 25 декабря, праздника Рождества Христова, более удобного времени для изложения догмата Воплощения нельзя было выбрать. 25 декабря весь город отправился в собор. Несторий, подойдя в своей проповеди к интересующему всех предмету, сказал: «Говорить, что Слово Божие, второе лицо Пресвятой Троицы, имело мать, не значит ли это оправдывать безумие язычников, которые дают матерей своим богам? От плоти может родиться только плоть, и Бог, как чистый Дух, не мог быть рожден женщиной; создание не могло родить Создателя… Нет, Мария не родила Бога, совершившего наше искупление… Мария родила только человека, в котором воплотилось Слово, она родила человеческое орудие нашего спасения. Слово приняло плоть в смертном человеке, но Само оно не умирало, а напротив, воскресило и Того, в Ком воплотилось. Но и Иисус, рожденный Марией, тем не менее и для меня есть в некотором смысле Бог, потому что Он вмещал в себя Бога. Я почитаю храм ради Обитающего в Нем; я почитаю видимого человека ради скрытого в Нем невидимого Бога. Я не отделяю Бога от видимого Иисуса; не разделяю части неразделяемого, разделяю естество, но соединяю поклонение». Свою идею Несторий пояснил еще таким примером: человек состоит из души и тела. Так как от родителей происходит только тело, а душа от Бога, то мать рождает собственно тело, ее можно назвать матерью человека, но нельзя назвать «душеродицею», хотя и несомненно, что она рождает одушевленное существо. Слушатели Нестория разделились одни одобряли его, другие осуждали. Константинопольский пресвитер по имени Прокл на одном из праздников в честь Богородицы постарался доказать, что такое имя вполне и по истине благоприлично Марии. В своей проповеди он между прочим сказал: «Мы веруем, что Христос не через постепенное восхождение к божественному естеству сделался Богом, но, будучи Богом, по Своему милосердию соделался человеком. Не говорим человек сделался Богом, но исповедуем, что Бог воплотился. Рабу Свою избрал для Себя в матери Тот, Кто по существу Своему не имеет матери… Если бы Христос был Кто-либо особый и Бог Слово — особый, то была бы уже не Троица, но четверица…» Проповедь заканчивалась обращением к Несторию: «Не разрывай одежды домостроительства… не раздирай соединения двух естеств, что бы тебе не быть отлучену от Бога». Смелый пример Прокла воодушевил ревнителей православия. Некто Евсевий, константинопольский адвокат, поместил у дверей храма свое воззвание с призывом «заградить путь еретику» и доказывал сходство учения Нестория с еретическим учением Павла Самосатского. От этих волнений и раздоров, возмущавших город, не оказался в стороне и императорский дворец. На одной его половине, где жил император, Несторий торжествовал — здесь никто не смел называть Марию Богородицей. Феодосий, которому архиепископ сумел представить и разъяснить несообразность этого наименования, был первым его сторонником. За ним, кто как мог, старались быть или казаться несторианами все придворные. Но на другой половине дворца, где жила сестра императора Пульхерия, положение было совершенно иное: здесь имя Нестория произносили с ужасом и едва терпели его присутствие. Нападки Нестория на Марию были только следствием его общего взгляда на природу Христа. Главное же понятие его вероучения состояло в том, что во Христе Божество и человек существовали по отдельности — каждое в своих свойствах, в своей ипостаси. Причем человеческое во Христе было настолько полно, что могло жить и развиваться как бы само по себе, вне зависимости от Божества. Отсюда видно, что человек Иисус являлся для Нестория не Богом в полном смысле этого слова, а только «храмом» для «живущего в нем Господа» или «сосудом» Божества. Соединение «лиц» Божества и человека в Христе Несторий определял как обмен и взаимообщение, как «взаимное пользование образами»: Бог Слово приемлет «лицо» человека и сообщает человеку свое «лицо». «Бог воплотился в человека, — писал Несторий, — и сделал его лицо Своим собственным лицом», принял в Себя «лицо» виновной природы. В том и состоит безмерность Божественного снисхождения, «что лицо человека становится Своим для Бога, и Он дает человеку Свое лицо» Божество пользуется лицом человека, а человек — лицом Божества. В этом смысле можно говорить о вселении Божества, о восприятии человечества. Человеческая природа выступает тогда как орудие Божества, как Богоносная по существу, ибо в Христе мы прежде всего исповедуем скрытого Бога. Единство двух естеств в Христе есть относительное, развивающееся. В детстве и юности Он не творит чудес и не имеет власти учить. Только после крещения и искушения в пустыне, возвысившись душою к Богу, Иисус окончательно приводит Свою волю в согласование с волей Бога. И лишь тогда Он получает власть и силу. Иными словами, «когда Он закончил подвиг собственного совершенствования среди всяческих искушений, Он начинает действовать ради нас», ибо Ему мало было собственной победы. При таком понимании природы Спасителя Несторий отчетливо противопоставлял имена: Бог Слово и Иисус Христос, смешивать которые он считал невозможным, так как этим смешиваются самые природы, каждая из которых имеет собственные свойства. Например, можно ли говорить о смерти Бога Слова? Несторий отвечал отрицательно и писал: «Если ты прочтешь весь Новый Завет, ты не найдешь там, чтобы смерть приписывалась Богу Слову, но только Христу…». То же самое в отношении рождения. Можно ли говорить о рождении Бога Слова, совечного Отцу? Мария никак не может считаться Богородицей. Она — Христородица, человекородица, на крайний случай — Богоприимица, ибо она родила Того, в Ком Бог. Бог «сошел с неба», «воплотился», но не родился от Марии. (Возникает вопрос: если Спаситель был для Нестория только человеком, хотя и соединенным с Богом, то что же в таком случае он понимал под спасением? Это не совсем ясно, но очевидно, что об обожении человека, как религиозном идеале, Несторий не мог и не решался говорить). Волнения и смуты, возбуждаемые новым учением, не ограничились одним Константинополем. По мере того как Несторий произносил свои беседы в разъяснение и оправдание своего учения, они немедленно публиковались и рассылались по всем направлениям, и повсюду, куда они доходили, возникали такие же горячие споры и раздоры, как в столице. В Антиохии и вообще в Сирии очень многие приняли сторону Нестория. Но в Александрии и в Риме несторианство встретило сильное противодействие. Главным оппонентом Нестория вскоре стал Кирилл, архиепископ александрийский, написавший несколько обстоятельных посланий с опровержением несторианства. В послании, адресованном лично Несторию, Кирилл, разбирая тайну Боговоплощения, писал: «Мы не говорим, что естество Слова, изменившись, стало плотью, ни того, что Оно преложилось в целого человека, состоящего из души и тела, но говорим, что Слово, соединив с Собою в единстве лица тело, одушевленное разумною душою, неизреченно и непостижимо для нашего ума стало человеком, сделалось сыном человеческим, не волею одною и благоволением, не восприятием только лица, а говорим, что естества, истинно соединенные между собой, хотя различно, но в соединении обоих этих естеств есть один Христос и Сын. Это мы представляем не так, что в этом соединении уничтожается различие естеств, но Божество и человечество, при неизреченном и неизъяснимом соединении, пребыли совершенными, являя нам единого Господа Иисуса Христа и Сына. Сущий и рожденный от Отца прежде веков по плоти родился и от жены… не так, что прежде родился от Св. Девы простой человек, а после сошел на него Бог Слово, но Слово соединилось с плотью в самой утробе, родилось от плоти, усвоив Себе плоть, с которой родилось… Таким образом, мы исповедуем Христа единым и Господом не так, как бы мы поклонялись Слову и вместе с тем поклонялись еще какому-то человеку, но поклоняемся единому и тому же…» Отсюда следовало, что все совершенное Богочеловеком, все факты земной жизни Христа не следует приписывать Божеству или человеку в отдельности, но обоим природам вместе в их гармоническом сочетании. Христос есть единственный центр всей жизни Богочеловека, а потому Его страдания есть собственные страдания Бога Слова, потому что страдала Его Собственная плоть, хотя Бог Сын по божеству Своему бесстрастен. Разбирая далее приведенный выше пример Нестория о человеческой душе и теле, Кирилл писал, что человек, конечно, состоит из души и тела, но это объединение не механическое (то есть нельзя сказать, что живой человек это просто «душа + тело»), но такое объединение, при котором они составляют живое единство. Такое же единство Божественного и человеческого в Богочеловеке Христе. Это и другие послания Кирилла раздражали Нестория. Умело действуя при дворе, он старался для борьбы с оппонентами заручиться поддержкой императора. Однако, Феодосий не стал прямо вмешиваться в догматический спор и постановил разрешить его на Вселенском соборе. Согласно его воле третий Вселенский собор открылся в 431 г. в Эфесе. На него съехались представители Александрийской, Иерусалимской и Константинопольской церквей. Долго ждали епископов из Антиохийской митрополии и из Рима. Прождав гораздо более назначенного срока, председательствовавший на соборе Кирилл решил открыть его заседания. Несторий, однако, отказался присутствовать на них до тех пор, пока не соберутся все епископы. Рассмотрев заочно его учение, 200 епископов признали его еретическим и отлучили Нестория от церкви. Между тем прибыли в Эфес сирийские епископы во главе с Иоанном Антиохийским. Они не только не признали решение собора, но, в свою очередь, осудили Кирилла и приняли решение о его низложении. Вскоре приехали легаты из Рима, от тамошнего архиепископа Целестина. Разобравшись в доводах сторон, они присоединились к Кириллу, после чего собор отлучил от церковного общения самого Иоанна с сирийскими епископами. Видя, что пожар церковной смуты усиливается с каждым днем, император Феодосии велел взять под стражу и Кирилла, и Нестория, а остальным епископам соединиться и найти какое-либо примеряющее решение. Но примирение не состоялось. Узнав о заключении Кирилла, монахи константинопольских монастырей во главе с архимандритами Далмацием и Евтихием с пением псалмов, с горящими светильниками и при многочисленном стечении народа отправились к дворцу императора и стали просить Феодосия, чтобы тот освободил Кирилла и подтвердил определения собора относительно Нестория. Эта демонстрация произвела на императора сильное впечатление, и он стал с этого времени решительнее поддерживать православных епископов. Низложенного Нестория отправили обратно в его антиохийский монастырь, а на его место поставили архиепископом Максимилиана. Сирийские епископы, после отъезда из Константинополя, собрали в Антиохии поместный собор, на котором было выработано более точное исповедание веры. В нем говорилось, что Господь Иисус Христос совершенный Бог и совершенный человек и что на основании неслитного в нем единения Божества и человечества Пресвятая Дева Мария может быть названа Богородицей. Кирилл, когда ему переслали это исповедание, нашел его православным и подписался под ним. Таким образом, церковный мир был восстановлен. Судьба Нестория после его низложения была печальной. Поначалу его заключение в монастыре Св. Евпрепия близ Антиохии было прикрыто знаками почтения. Но 435 г. Иоанн Антиохийский подал в столицу представление, что Несторий настаивает на своем богохульстве и совращает многих от веры. Вследствие этого издан был указ о том, чтобы все книги ересиарха были сожжены, а все собрания несториан — закрыты. Самого Нестория приговорили к ссылке сначала в Петру (уединенный город на границе с Аравией), а потом в Великий оазис на самом краю Ливийской пустыни. Место это, окруженное океаном раскаленных песков, обыкновенно служило местом заключения для опасных государственных преступников. Спустя несколько лет на оазис совершили набег кочевники-блеммийцы. Несторий был захвачен в плен, но потом отпущен, как ни на что не годный старик. С трудом он добрался до византийских владений и сдался приграничному чиновнику. Тот был чрезвычайно обеспокоен грузом свалившейся на него ответственности, старался не спускать с Нестория глаз и постоянно перевозил его с собой с места на место. Утомленный скитаниями, Несторий однажды упал с лошади и сильно ушиб себе бок. В месте ушиба началась гангрена. По свидетельству церковного историка Евагрия, все тело ересиарха подверглось гниению, а язык был изъеден червями. Наконец, в сильнейших мучениях, он в 440 г. испустил дух. Но ересь, посеянная Несторием, не умерла вместе с ним. Не все сирийские и месопотамские епископы согласились с исповеданием антиохийского собора. Поскольку в византийских владениях несториане подвергались гонениям, они нашли убежище в персидской части Месопотамии. В 499 г. ктесифонский епископ Бабей созвал в Селевкии собор персидских христиан, на котором было формально объявлено об отделении персидской церкви от церкви греко-римской империи. Во главе нее встал католикос. Кроме догматических разностей персидско-несторианская церковь со временем допустила у себя разности в церковном устройстве. Так, здесь был дозволен брак не только священникам, но и епископам. Из Персии несторианство проникло в Индию, где его последователи получили название фомитов (по имени своего учителя Фомы).

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Геродот и Нестор: варварство, цивилизация и муза истории (памяти Д. С. Раевского)

Петрухин Владимир Яковлевич
Читать PDF

Рерихи: мифы и факты / А. И. Андреев, Д. Савелии, ред. СПб. : Нестор-История, 2011. 311 с

Носачев П. Г.
Читать PDF

2004. 02. 005. Ярцев А. А. Государственная власть и земские учреждения. 1864-1890. - СПб. : Нестор,

Шевырин В. М.
Читать PDF

Нестор літописець та його книги

А. М. Петроченко
Читать PDF

2015. 03. 006. Великая война: сто лет / под ред. Мягкова М. Ю. , Пахалюка К. А. - М. ; СПб. : Нестор

Коновалов В.С.
Читать PDF

2017. 01. 028. Юрков В. А. Ватикан и СССР. - СПб. : Нестор-История, 2015. - 128 с

Эман И.Е.
Читать PDF

Митрополит Нестор Анисимов и российские духовные миссии на Дальнем Востоке

Бирюкова К.В.
В статье прослеживается жизненный путь митрополита Нестора (Анисимова). Читателю представ-лены противоположные оценки его личности и деятельности. Церковные источники рисуют светлый образ владыки Нестора.
Читать PDF

2016. 01. 006. Егоров А. Б. Юлий Цезарь: политическая биография. - СПб. : Нестор-История, 2014. - 54

Медовичев А.Е.
Читать PDF

2016. 01. 007. Циркин Ю. Б. «Военная анархия» в римской империи. - СПб. : Нестор-История, 2015. - 47

Медовичев А.Е.
Читать PDF

Обломов: константы и переменные: сборник научных статей / сост. С. В. Денисенко. — СПб. : Нестор-Ист

Кормилов Сергей Иванович
Читать PDF

Л а л е т и н а О. С. Поэзия И. С. Рукавишникова в контексте русского символизма. СПб. : Нестор-Исто

Кормилов Сергей Иванович
Читать PDF

"НЕСТОР" РУССКОГО БАЛЕТА: НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ ГОЛЬЦ. 1800-1880

Федорченко О.А.
Статья посвящена одному из известнейших мастеров петербургской балетной сцены Николаю Осиповичу Гольцу исполнителю главных или сольных партий в премьерах балетов («Кавказский пленник», «Тень», «Эсмеральда», «Конек-Горбунок», «Баяд

Похожие термины:

  • Нестор, 1869

    игумен Островского Введенск. мон. СПб. епарх. {Половцов}
  • Нестор, 1793—95 г

    наместник Чолнского мон. {Половцов}
  • Бибин, Нестор Афанасьевич

    (род. 02.11.1920) — летчик-разведчик, подполковник. Участник Великой Отечественной войны с 1 марта 1945 года. Воевал в составе 187 крап. 11 марта 1945 г. таранил истребитель противника, за что награжден орденом
  • Котляревский, Нестор Ал-дров

    ордин. и почетный академик, историк литературы, р. 21- янв. 1863 в Москве, с. А. А. Котляревского (см.), проф. СПб. высш. женск. курс. {Венгеров}
  • Котляревский Нестор Александрович

    — историк литературы, сын А. А. Котляревского. Род. в 1864 г.; учился в коллегии Павла Галагана и на историко-филологическом факультете московского университета. Читает историю иностранных литератур
  • Смирнов, Нестор Александрович

    (1878—1942) — сов. зоолог. В 1900 окончил Петербург. ун-т. Проф. Азербайджан. (1920—23) и Лен. (1930—38) ун-тов. С 1900 принимал участие в исследованиях на Белом, Баренцевом, Каспийском, Черном и дальневосточных моря
  • Нестор Борисович

    воевода галицкий 1169 г. {Половцов}
  • НЕСТОР ИСКАНДЕР

    авт. повести о взятии Царьграда турками, жил в XV в. {Венгеров}
  • Иванов, Нестор

    псковский колокольных дел мастер, XVI в. {Половцов}
  • Буйницкий Нестор Алоизиевич

    [23.1(4.2).1863 — 4(17). 12.1914, Петроград, ныне Санкт-Петербург], военный инженер, крупный специалист в области фортификации, генерал-лейтенант (1913). Окончил инженерное училище (1884), Николаевскую инженерную ак
  • Амбодик-Максимович, Нестор Максимович

    (1744—1812) — рус. ученый, один из основоположников акушерства, ботаники и фитотерапии в России. Будучи "профессором повивального искусства" при Петербург. акушерской школе, А.-М. видоизменил и ул
  • Амбодик, Нестор Максимович

    (Ambodik; 1740—1814) — доктор медицины (1776); акушер СПб. воспитательного дома. Издал книгу с многочисленными картинками, гравированными, судя по работе, в России: "Символы и Эмблемы избранные, СПб., 2 1788"
  • НЕСТОР, АНИСИМОВ Николай Николаевич

    митр. Кировоградский и Николаевский (9.11.1884—22.10[4.11].1962), церковный и общественный деятель, духовный писатель, участник право-монархического движения. Родился в семье статского советника, военного ч
  • Дагаев Нестор Константинович

    Дагаев, Нестор Константинович - писатель (родился в 1871 г.), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Главные труды: ""История ветхозаветного канона"" (Санкт-Петербург, 1898, магистерская диссерта
  • Мельниченко, Мих. Нестор

    сотр. "Арх. ветер. наук", проф. Харьк. ун., † 1887. {Венгеров}
  • Нестор Некнижный

    по прозванию, преподобный печерский, память 28 октября. {Половцов}
  • Святенков, Нестор

    протоиерей Преображенского собора в Одессе, автор "Проповедей" 1835 г. {Половцов}
  • Нестор, дьяк

    писавший завещание в. кн. москов. Ивана Ив. 1359 г. и дьяк в. кн. Дмитрия Донского 1371 г. тоже свидетель (1-го его) завещания. {Половцов}
  • Монастырский Нестор Дмитриевич

    Монастырский, Нестор Дмитриевич - хирург (1847 - 1888). Во время русско-турецкой войны, 1877 - 78 годов, заведовал ясским госпиталем; позднее, занимал кафедру хирургии в клиническом институте великой княгин
  • Сетеле, Эмиль Нестор

    (Emil Nestor) — известный финляндский филолог (род. в 1864 г.), профессор финского языка и литературы в Гельсингфорсском университете. Главные его труды: "Zur Geschichte der Tempus und Modusstammbildung in den finnisch-ugrischen Sprachen"