Нестор
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Источник: Словарь античности. 1989
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
— преподобный, монах Киево-Печерского монастыря; род. в 1056 г.; 17-ти лет пришел в монастырь, был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось. Долгое время преподобному Н. приписывали составление первой русской летописи — "Повести временных лет", но приблизительно с середины нынешнего столетия это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Н., как составителя, в Хлебниковском своде (XV—XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): "якоже блаженный Н. в летописце написа..." П. С. Казанский одним из первых указал ("Отечественные Записки" за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Н., несомненно ему принадлежащими: "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия" (см.). Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Н., но даже и не монах киево-печерского монастыря. "Житие Феодосия" (написано около 1088 г.) считается, по полноте и стройности, образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. "Житие" в переводе на русский язык напечатано преосв. Филаретом в "Ученых Записках II отд. Академии Наук" (1856, II т.).
В. Р—в.
{Брокгауз}
Нестор
дух. писатель, старец Соловецкого монастыря (1848).
{Венгеров}
Нестор
летописец XII в., монах Киево-Печерского монастыря, р. 1056.
{Венгеров}
Нестор
дух. писатель, иером. (СПб., 1900—10 гг.).
{Венгеров}
??????, сын Пелея и Хлориды (Ноm. Od. 11, 281 слл.), повелитель мессенского или трифилийского Пилоса. Область его граничила с одной стороны с Лакедемоном, а с другой — в области Алфея с Элидой, где эпеи были его соседями. От жены его Эвридики или Анаксибии были у него дочери Пейсидика и Поликаста и сыновья Персей, Стратий, Арет, Ехефрон, Писистрат, Антилох и Фрасимед. Ноm. Od. 3, 413. 451. 464. Когда Геракл, завладев Лакедемоном, умертвил сыновей Пелея (см. Пелей), то Н. находился тогда у гeрениев и потому остался в живых. Ноm. Il. 11, 692. Еще юношей он счастливо сражался против эпеев (см. Neleus, Нелей) и против аркадян (Il. 4, 319. 7, 133 слл.); как друг лапифов, он принимал участие в их войне против кентавров (Il. 1, 260 слл.), в калидонской охоте и в походе аргонавтов. В глубокой старости, когда он царствовал уже над третьим поколением людей (Il. 1, 250 слл. Ноm. Od. 3, 245), он отправился с 50 кораблями под Трою (Il. 2, 591 слл.). Прежде этого он вместе с Одиссеем побудил Ахилла и Патрокла к участию в походе. Il. 11, 767. Под Троей он был одним из знаменитейших героев, мудрым и справедливым старцем (Ноm. Od. 3, 244), из уст которого лились речи слаще меда (Il. 1, 248), и вместе с тем храбрый и опытный воин. Il. 2, 553 слл. Постоянно он дает молодому поколению, которое с вниманием слушает его рассказы из отдаленного героического времени, мудрые советы, почерпнутые из богатой сокровищницы опыта, и каждый охотно следует его совету и уважает его. Гомер с такою любовью изображает пилосского старца, могучего укротителя коней и знаменитого оратора, который притом не презирает и радостей пира (Il. 11, 632 слл. 14, 1), что некоторые думали, что Гомер сам был из Пилоса. После разрушения Трои он благополучно возвратился в отечество (Ноm. Od. 3, 165 слл.), где он жил еще долгие годы спокойной жизнью в кругу своих разумных сыновей (Ноm. Od. 4, 209 слл.), как убедился в этом Телемах во время своего посещения. Ноm. Od. 3, 68. В мессенском Пилосе еще во времена Павсания (4, 3, 4. 36, 2) показывали его дом. Изображения этого дома, сделанные Полигнотом, находились в Мессене и в Дельфах в лесхе.
в греческой мифологии царь Пилоса, славившийся своей мудростью. Он боролся на стороне фессалийского племени лапифагов против кентавров, принимал участие в охоте на чудовищного вепря, опустошавшего калидонские поля, участвовал в походе аргонавтов; он же возглавлял воинов-ахейцев во время войны под Троей.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
пилосский царь, сын Нелея и Хлориды, супруг Эвридики, от которой имел семь сыновей и двух дочерей. Когда Геракл перебил его братьев, Н. отсутствовал и поэтому уцелел. Н. сражался на стороне лапифов против кентавров, участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Он дожил до глубокой старости и ко времени Троянской войны царствовал уже над третьим поколением подданных. Вместе с сыновьями Антилохом и Фрасимедом он принял участие в войне против Трои, снарядив в поход 90 боевых кораблей. Перед походом Н. вместе с Одиссеем уговорил Ахилла присоединиться к грекам. В походе он был одним из самых опытных и храбрых греческих воинов, мудрым и красноречивым старцем, к советам которого прислушивались все. После падения Трои Н. с сыном Фрасимедом были в числе немногих греков, благополучно вернувшихся на родину.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. В "Илиаде" Нестор - почтенный старец, предающийся воспоминаниям и дающий советы молодым. Нестор также является отцом Антилоха. В "Одиссее" Нестор говорит Телемаху, где находится Одиссей. В послегомеровской литературе Нестор упоминается редко. В исторические времена было известно три разных города, носивших название Пилос, и Павсаний видел могилу Нестора не в том Пилосе, который сегодня считается городом Нестора и в котором при раскопках обнаружили огромный микенский дворец и множество глиняных табличек с линейным письмом. "Чаша Нестора", находящаяся в Афинах, - микенская ваза из кованого золота - названа так благодаря описанным во второй песне "Илиады" вазам, которые Нестор привез с собой из Пилоса.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
святой; древнерусский писатель и летописец
У истоков отечественной историографии стоит величественная, известная многим по знаменитой скульптуре М. Антокольского, фигура преподобного Нестора-летописца. Он был монахом Киево-Печерского монастыря, жившим во второй половине XI — начале XII вв.
По преданию, в то время, когда Антоний, основатель Печерского монастыря, посвятил себя безмолвию в пещере, а продолжатель его дела, Феодосий, занимался обустройством обители, собирая средства для возведения храма Успения Пресвятой Богородицы, в начале 1070-х гг. к ним пришел благочестивый юноша, желающий принять иноческий постриг. Оставшись при монастыре, этот послушник вскоре прославился добродетелью, смирением и трудом. После смерти Антония и Феодосия, сразу после 1074 года, он принял постриг от преподобного Стефана, игумена Печерского, а потом был возведен в сан диакона.
С юных лет Нестора отличала любовь к книжной премудрости. В обители к концу XI в. уже существовала большая библиотека. Со времен Ярослава Мудрого книги собирались, переписывались и переводились, главным образом с греческого, в Софии Киевской и в великокняжеском дворце. Молодой Нестор, следуя примеру просветителей Руси старшего поколения, и в первую очередь митрополита Иллариона и своего наставника Феодосия, с энтузиазмом овладевал знаниями, накопленными веками. Особенно его интересовали жития святых и исторические произведения, составлявшиеся преимущественно в виде хроник (летописей).
Особую любовь и признательность Нестор испытывал к своему первому наставнику преподобному Феодосию. Когда в 1091 г. братия на совете решила выкопать его честные мощи, по поручению игумена Иоанна Нестор с несколькими младшими монахами взял на себя труд по розыску и перенесению их в заложенный Феодосием Успенский собор, где они затем и почитались. Свои впечатления от этого Нестор красноречиво изложил в «Слове о перенесении мощей святого и преподобного отца нашего Феодосия», позже внесенного им в летописный свод.
Перу Нестора принадлежат жития первых отечественных святых: погубленных Святополком сыновей князя Владимира Святославича Бориса и Глеба. Опираясь на собственные впечатления молодых лет, он написал житие преподобного Феодосия Печерского. Эти записи послужили основой для составления в последующие годы дошедших до нас житий других подвижников Киево-Печерского монастыря XI в. (Антония, Никона и др). В этих произведениях Нестор предстает не только как наблюдательный психолог и бытописатель; в них раскрывается талант глубокого религиозного мыслителя. Веруя в силу Божественного промысла, раскрывающегося в историческом процессе, он развивает принципы христианского провиденциализма. Его творения пронизаны идеями монашеского аскетизма, близкими зарождавшемуся в те годы в Византии исихазму и в дальнейшем подхваченными на Руси Нилом Сорским и «заволжскими старцами».
Нестор-летописец. Скульптура М. Антокольского.
Более сложным является вопрос о том, в какой мере перу Нестора принадлежит знаменитая «Повесть временных лет» — древнейший, дошедший до нас почти в полном объеме летописный свод, завершенный во втором десятилетии XII в. и затем включавшийся во все основные летописные компендиумы на Руси.
Древняя традиция приписывает авторство этого произведения преподобному Нестору. Однако научные исследования показали, что стиль и язык житий, бесспорно принадлежащих ему, и «Повести временных лет» сильно отличаются. Данный вывод позволил предположить, что мы имеем дело с двумя авторами. Не исключено, что оба они были печерскими монахами, жили в одно время и звали их Несторами, а впоследствии в памяти потомков слились в единый образ. В таком случае следовало бы говорить о Несторе-агиографе (авторе житий) и Несторе-летописце.
Но не менее вероятно и то, что это был один автор, а текстуальные отличия его агиографических произведений и летописных текстов следует объяснять разницей во времени написания этих произведений и их специфическими жанровыми законами и тем, что работая над «Повестью временных лет», Нестор использовал произведения своих предшественников-летописцев, прежде всего Иллариона Киевского, составителя Начального летописного свода 1037 г. В свою очередь, практически завершенный к 1113 г. текст «Повести», в 1116-м и 1118-м гг. по поручению великого князя Владимира Мономаха (при возможном участии в этой работе его самого и его сына Мстислава) был переработан и дополнен игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Поэтому яркие стилистические особенности агиографических произведений Нестора в его летописных текстах оказались скрытыми в результате включения больших, лишь отредактированных им текстов предшественников, и последующих неоднократных редакций его произведения.
«Повесть временных лет» поражает масштабностью и обобщающим историософским видением прошлого и настоящего, от первых шагов человечества после изгнания Адама и Евы из рая до бурных политических событий начала XII в., ознаменованного упорной борьбой против половецких нашествий и социальными потрясениями в Киеве, приведшими к власти пользующегося высоким авторитетом во всех слоях древнерусского общества Владимира Мономаха. Автор представляет обзор известного в его время на Руси мира, от Британии до Индии, осмысливая общие корни и дальнейшие судьбы разных славянских народов, возвышение Руси, ее отношения с Византией и кочевниками евразийских степей. Особо он выделяет принятие христианства и приобщение Руси к высоким достижениям греко-православной культуры.
Сегодня уже не подлежит сомнению то, что летописцы и редакторы летописей были отнюдь не беспристрастными наблюдателями происходящего: Они следили за событиями и излагали их с живым, порой собственным интересом, преимущественно ориентируясь на вкусы и политические запросы киевских князей, в том числе Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Отличительной чертой «Повести», отражающей авторский подход самого Нестора, является органичное сочетание высокого эпического стиля с другими литературными жанрами и стилями — повестями, житиями и др.
Преподобный Нестор скончался в 1114 г., вскоре после восшествия на киевский престол Владимира Мономаха, и был положен, по заведеному уже в монастыре обычаю, в комплексе Ближних (Антониевых) пещер. Имя Нестора прочно связывается с образом умудренного жизненным опытом, праведного и смиренного монаха-летописца. Его колоритная фигура стоит в одном ряду с такими выдающимися подвижниками Киево-Печерского монастыря, прославившимися не только праведной жизнью, но и огромным вкладом в становление отечественной культурной традиции, как Антоний, Феодосий, преподобный Алимпий-иконописец, прославленный художник Лгапит-лекарь и многие другие.
Источник: 100 великих украинцев. 2002