Нестор

Найдено 20 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нестор (Козменич)

протопоп, антиуниат, жил в конце XVI и нач. XVII в.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Нестор
монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), летописец. По мнению большинства историков, является одним из основных авторов «Повести временных лет».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

НЕСТОР
древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печорского. Традиционно считается одним из авторов "Повести временных лет".

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НЕСТОР
древнерусский летописец XI — нач. XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, считается автором «Повести временных лет», житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Гробница Нестора находится в Киево-Печерской лавре.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

НЕСТОР
в греч. эпосе царь Пилоса (юго-зап. часть Пелопоннеса), участник Троянской войны. В «Илиаде» и «Одиссее» Н. рисуется мудрым «сладкоречивым» старцем, к-рый пережил уже два поколения «смертных» и царил над третьим. К Н. во всех трудных случаях герои греч. эпоса, в т.ч. и царь Агамемнон, обращаются за советом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

НЕСТОР
в мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью и красноречием. В юности он был храбрым воином и принимал участие в борьбе кентавров с лапифами, в калидонской охоте и в походе аргонавтов. У Гомера онизображается уже старцем, пережившим три поколения.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Нестор
древнерусский летописец ХI - начала ХII вв., монах Киево - Печерского монастыря. Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, первой редакции "Повести временных лет". Первый на Руси собрал сведения о том, "откуда пошла есть земля Русская". За это его называют "отцом русской истории". Его труды стали основой "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина и работ других историков.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Нестор
в греч. мифологии сын Нелея. Воспитывался в Герении, поэтому единств, из сыновей своего отца избежал гибели в войне Геракла с Нелеем. Н. был старейшим среди греч. героев, осаждавших Трою. Снискал себе славу красноречием и мудростью, черпаемой из долгого, богатого жизн. опыта. После покорения Трои невредимым вернулся в Пилос. В наше время именем Н. уважительно называют старейшего ученого в к.-л. области науки.

Источник: Словарь античности. 1989

Нестор (в миру Алексей Сергеевич Метаниев)

Нестор (в миру Алексей Сергеевич Метаниев) - писатель (умер в 1910 г.), магистр Казанской духовной академии; был епископом смоленским, управлял Новоспасским монастырем в Москве, затем был викарием московской епархии (епископом дмитровским). Его труды: ""О кавказской беглопоповщине"" (""Грузинский Духовный Вестник"", 1866), ""Моздокская епархия и епископ Гаий"" (ib., 1864), ""Материалы для истории старообрядства на Дону"" (Новочеркасск, 1882).

Источник: Биографический словарь. 2008

Нестор (патриарх)
ок. 383-ок. 451 гг. н. э., греческий христианский писатель. Монах, а впоследствии патриарх Константинопольский, основоположник ереси, названной по его имени несторианством. Осужденный Эфесским собором (431 г.) вследствие вмешательства Кирилла Александрийского, сложив с себя звание патриарха, вернулся в монастырь под Антиохией, а затем был сослан в Египет. От его богатого литературного наследия, уничтоженного по приказу императора Феодосия II, сохранилась в сирийском переводе апология под заглавием Книга Гераклида Дамасского и греческие фрагменты других произведений.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Нестор
в греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея (единственный из 12 сыновей Нелея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом). Нестор отличался мужеством: одолел в единоборстве могучего аркадского героя Эревфалиона, принимал активное участие в сражении лапифов с кентаврами, в калидонской охоте, в походе аргонавтов. Нестор сыграл большую роль в сборе ахейского войска для похода под Трою (был старейшим среди греческих героев, осаждавших Трою). После Троянской войны в числе немногих ахейских героев Нестор вернулся невредимым на родину в Пилос. В наше время именем Нестор уважительно называют старейшего ученого какой-либо области науки.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Нестор (преподобный)

Нестор - преподобный, монах Киево-Печерского монастыря. Родился в 1056 г. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия . Умер около 1114 г. Долгое время ему приписывали составление первой русской летописи - ""Повести временных лет"". В настоящее время принадлежность этого летописного свода Нестором отвергается (см. Летописи, XXV, 117). Нестор считается автором ""Сказания о Борисе и Глебе"" и ""Житие Феодосия"". ""Житие Феодосия"" (написано около 1088 г.) богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. ""Житие"" в переводе на русский язык напечатано преосвященным Филаретом в ""Ученых Записках II отделения Академии Наук"" (1856, II т.).

Источник: Биографический словарь. 2008

Нестор
из Ларанды (совр. Караман) в Малой Азии, II в. н. э., греческий поэт Получил римское гражданство. Автор многочисленных произведений, от которых остались мелкие фрагменты. Главным его произведением была Ilias leipogrammatos (Илиада с пропущенными буквами) в 24 книгах, названная так потому, что в каждой из 24 книг одна из букв греческого алфавита не появлялась ни разу. Он написал также Метаморфозы, в которых автор повествовал о чудесных превращениях людей в растения и птиц. Сверх этого он создал Эпос об Александре (Aleksandreias) и две дидактические поэмы: Целительный сад (Aleksikepos), описывающую свойства лекарственных растений, и Лекарства (Panakeia). Он обращал внимание на построение гекзаметров, благодаря употреблению дактилей достигая большой звучности стиха. Н. читали до конца VI в. н. э. Он оказал влияние на дальнейшее развитие греческой эпики, в частности на Трифиодора, который написал Одиссею с пропущенными буквами, подобную Илиаде Н., и на Нонна при создании его новых метрических правил.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Нестор

Нестор


— преподобный, монах Киево-Печерского монастыря; род. в 1056 г.; 17-ти лет пришел в монастырь, был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось. Долгое время преподобному Н. приписывали составление первой русской летописи — "Повести временных лет", но приблизительно с середины нынешнего столетия это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Н., как составителя, в Хлебниковском своде (XV—XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): "якоже блаженный Н. в летописце написа..." П. С. Казанский одним из первых указал ("Отечественные Записки" за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Н., несомненно ему принадлежащими: "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия" (см.). Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Н., но даже и не монах киево-печерского монастыря. "Житие Феодосия" (написано около 1088 г.) считается, по полноте и стройности, образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. "Житие" в переводе на русский язык напечатано преосв. Филаретом в "Ученых Записках II отд. Академии Наук" (1856, II т.).


В. Р—в.


{Брокгауз}





Нестор


дух. писатель, старец Соловецкого монастыря (1848).


{Венгеров}





Нестор


летописец XII в., монах Киево-Печерского монастыря, р. 1056.


{Венгеров}





Нестор


дух. писатель, иером. (СПб., 1900—10 гг.).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НЕСТОР
1. (гг. рожд. и смерти не уст.) - монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. 11 в.), др.-рус. историк и публицист. В 80-х гг. написал "Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба" и "Житие... Феодосия". В этих соч., наряду с проповедью христ. идей, подчеркивал самостоятельность Руси по отношению к Византии, осуждал княж. распри. По мнению многих исследователей, Н. был составителем крупнейшего произведения др.-рус. ист. мысли - "Повести временных лет", возникшей ок. 1113. В "Повести" раскрывается широкий кругозор автора, его горячее патриотич. чувство, сложно переплетаются феод.-христ. и народно-героич. мотивы. Гробница Н. находится в пещерах Киево-Печерской лавры. Лит.: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; его же, История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; Лихачев Д. С., "Повесть временных лет" (Историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, M.-Л., 1950; его же, Рус. летописи и их культурно-исто-рич. значение, М.-Л., 1947.

А. М. Сахаров. Москва. 2. (Nestor), Йон (p. 7.IX.1905) - рум. археолог, чл.-корр. Академии СРР (с 1955). С 1932 Н. - чл.-корр. Герм. археологич. ин-та. До 2-й мировой войны исследовал археологич. культуры Румынии эпох неолита, энеолита, бронзы и др. В 1942 вел раскопки археологич. памятника эпохи бронзы Сэрата-Монтеору (см. Монтеору). С 1945 Н. - проф. Бухарестского ун-та. В 1948-51 Н. - директор Нац. музея античности (Бухарест). В 1955-56 исследовал столицу Молдавского княжества Сучаву. В 1955-58 вел раскопки славянского могильника кон. 6 - нач. 7 вв. н. э. у Сэрата-Монтеору. С 1956 занят вопросами ср.-век. культуры (раскопки поселения Дриду). Н. - автор ряда работ по археологии Румынии. Лауреат Гос. премии (в 1949 и 1963).

Соч.: Der Stand der Vorgeschichtsforschung in Rum?nien. Bericht der R?misch-Germanischen Kommission, Bd 22, Fr./M., 1933; La n?cropole slave d´?poque ancienne de Sarata Monteoru, "Dacia", 1957, nouv. s?r., t. 1; Les donn?es arch?ologiques et le probl?me de la formation du peuple roumain, "Revue roumaine d´histoire", 1964, t. 3, No 3, p. 383-423.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

НЕСТОР
   • Nestor,
         ??????, сын Пелея и Хлориды (Ноm. Od. 11, 281 слл.), повелитель мессенского или трифилийского Пилоса. Область его граничила с одной стороны с Лакедемоном, а с другой — в области Алфея с Элидой, где эпеи были его соседями. От жены его Эвридики или Анаксибии были у него дочери Пейсидика и Поликаста и сыновья Персей, Стратий, Арет, Ехефрон, Писистрат, Антилох и Фрасимед. Ноm. Od. 3, 413. 451. 464. Когда Геракл, завладев Лакедемоном, умертвил сыновей Пелея (см. Пелей), то Н. находился тогда у гeрениев и потому остался в живых. Ноm. Il. 11, 692. Еще юношей он счастливо сражался против эпеев (см. Neleus, Нелей) и против аркадян (Il. 4, 319. 7, 133 слл.); как друг лапифов, он принимал участие в их войне против кентавров (Il. 1, 260 слл.), в калидонской охоте и в походе аргонавтов. В глубокой старости, когда он царствовал уже над третьим поколением людей (Il. 1, 250 слл. Ноm. Od. 3, 245), он отправился с 50 кораблями под Трою (Il. 2, 591 слл.). Прежде этого он вместе с Одиссеем побудил Ахилла и Патрокла к участию в походе. Il. 11, 767. Под Троей он был одним из знаменитейших героев, мудрым и справедливым старцем (Ноm. Od. 3, 244), из уст которого лились речи слаще меда (Il. 1, 248), и вместе с тем храбрый и опытный воин. Il. 2, 553 слл. Постоянно он дает молодому поколению, которое с вниманием слушает его рассказы из отдаленного героического времени, мудрые советы, почерпнутые из богатой сокровищницы опыта, и каждый охотно следует его совету и уважает его. Гомер с такою любовью изображает пилосского старца, могучего укротителя коней и знаменитого оратора, который притом не презирает и радостей пира (Il. 11, 632 слл. 14, 1), что некоторые думали, что Гомер сам был из Пилоса. После разрушения Трои он благополучно возвратился в отечество (Ноm. Od. 3, 165 слл.), где он жил еще долгие годы спокойной жизнью в кругу своих разумных сыновей (Ноm. Od. 4, 209 слл.), как убедился в этом Телемах во время своего посещения. Ноm. Od. 3, 68. В мессенском Пилосе еще во времена Павсания (4, 3, 4. 36, 2) показывали его дом. Изображения этого дома, сделанные Полигнотом, находились в Мессене и в Дельфах в лесхе.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Нестор
греч. Nestor)
   в греческой мифологии царь Пилоса, славившийся своей мудростью. Он боролся на стороне фессалийского племени лапифагов против кентавров, принимал участие в охоте на чудовищного вепря, опустошавшего калидонские поля, участвовал в походе аргонавтов; он же возглавлял воинов-ахейцев во время войны под Троей.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   пилосский царь, сын Нелея и Хлориды, супруг Эвридики, от которой имел семь сыновей и двух дочерей. Когда Геракл перебил его братьев, Н. отсутствовал и поэтому уцелел. Н. сражался на стороне лапифов против кентавров, участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Он дожил до глубокой старости и ко времени Троянской войны царствовал уже над третьим поколением подданных. Вместе с сыновьями Антилохом и Фрасимедом он принял участие в войне против Трои, снарядив в поход 90 боевых кораблей. Перед походом Н. вместе с Одиссеем уговорил Ахилла присоединиться к грекам. В походе он был одним из самых опытных и храбрых греческих воинов, мудрым и красноречивым старцем, к советам которого прислушивались все. После падения Трои Н. с сыном Фрасимедом были в числе немногих греков, благополучно вернувшихся на родину.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. В "Илиаде" Нестор - почтенный старец, предающийся воспоминаниям и дающий советы молодым. Нестор также является отцом Антилоха. В "Одиссее" Нестор говорит Телемаху, где находится Одиссей. В послегомеровской литературе Нестор упоминается редко. В исторические времена было известно три разных города, носивших название Пилос, и Павсаний видел могилу Нестора не в том Пилосе, который сегодня считается городом Нестора и в котором при раскопках обнаружили огромный микенский дворец и множество глиняных табличек с линейным письмом. "Чаша Нестора", находящаяся в Афинах, - микенская ваза из кованого золота - названа так благодаря описанным во второй песне "Илиады" вазам, которые Нестор привез с собой из Пилоса.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

НЕСТОР
50-е гг. XI — нач. XII в.)— монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец. Из написанного Н. “Жития Феодосия Печерского” мы узнаем, что он был пострижен при игумене Стефане (годы игуменства которого — 1074—1078) и возведен им в “диаконский сан” и что еще до “Жития Феодосия” им было написано “Чтение о Борисе и Глебе”. Канонизирован Н., по-видимому, не был: его житие появляется лишь в старопечатном патерике 1661 г. “Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба” написано Н. по канону жития-мартирия (т. е. жития святого-мученика). Истории гибели сыновей Владимира Святославича Н. предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. Борис и Глеб выступают в “Чтении” как активные поборники христианских идеалов — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. “Чтение” уступает в известности и распространенности анонимному “Сказанию о Борисе и Глебе” (см. Жития Бориса и Глеба}, старший из известных нам списков “Чтения” относится к XIV в. После “Чтения” Н. пишет “Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского”, в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, “Житие Феодосия” отличается живостью характеристик монахов и мирян. Н. достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в Житии образ матери Феодосия: вопреки традиции, Н. изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении. Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия (вероятно, Н. опирался не столько на литературную традицию, сколько на рассказы о Феодосии очевидцев): отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосии тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили в Житии сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Н. всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность (“ты по вся дни порозден”), предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосии пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосии смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи — прославления смирения Феодосия — немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые черточки княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза. Сложнее обстоит дело с атрибуцией Н. Повести временных лет. Хотя авторство Н. указано в одном из списков Ипатьевской летописи (“Повесть временных лет черноризца Нестера”), а в Киево-Печерском патерике упоминается “Нестор, иже написа летописец”, некоторые исследователи допускают, что речь может идти о тезках: Н.-литописце и Н.-агиографе, слившихся в воспоминаниях последующих поколений в одно лицо. Аргументы отождествляющих Н.-агиографа с создателем Повести временных лет (см. подробнее в статье о ПВЛ) и сомневающихся в его правомерности в равной мере не имеют полной доказательной силы. Вполне допустимо, что агиограф Н. действительно два десятилетия спустя обратился к работе над летописью, традиционно составлявшейся в то время в Киево-Печерском монастыре. Изд.: Срезневский И. И. Сказание о святых Борисе и Глебе, Сильвестровский список XIV в.—СПб., I860.—C.I—40; Абрамович Д. И. Сказание о Борисе и Глебе // Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Изд. Д. И. Абрамович.— Пг., 1916.— С. 1—26; Житие Феодосия / Подг. текста, перевод и примеч. О. В. Творогова//Изборник (1969).—С. 92— 145,. 707—709; Житие Феодосия Печерского / Подг. текста, перевод и комм. О. В. Творогова // ПЛДР: Начало русской литературы. XI — начало XII века.—М., 1978.—С. 304—391, 456—459; То же: Повести Древней Руси XI—XII веков.— Л., 1983.— С. 230—325, 548—551. Лит.: Кубарев А. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской // Русский исторический сборник.—М., 1842.— Т. 2, кн. 4.— С. 367—480; Ш а х м а т о в А. А. Нестор-летописец // Записки наукового товариства им. Т. Шевченко.— 1914.—Т. 117—118.—С. 31— 53; Приселков М. Д. Нестор-летописец: Опыт историко-литературной характеристики.— Пб., 1923; Еремин И. П. К характеристике Нестора как писателя // Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.— М.; Л., 1966.—С. 28—41; Творогов О. В. Нестор// Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 274—278. О. Я. Творогов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Нестор
(около 1056–1113)
святой; древнерусский писатель и летописец
У истоков отечественной историографии стоит величественная, известная многим по знаменитой скульптуре М. Антокольского, фигура преподобного Нестора-летописца. Он был монахом Киево-Печерского монастыря, жившим во второй половине XI — начале XII вв.
По преданию, в то время, когда Антоний, основатель Печерского монастыря, посвятил себя безмолвию в пещере, а продолжатель его дела, Феодосий, занимался обустройством обители, собирая средства для возведения храма Успения Пресвятой Богородицы, в начале 1070-х гг. к ним пришел благочестивый юноша, желающий принять иноческий постриг. Оставшись при монастыре, этот послушник вскоре прославился добродетелью, смирением и трудом. После смерти Антония и Феодосия, сразу после 1074 года, он принял постриг от преподобного Стефана, игумена Печерского, а потом был возведен в сан диакона.
С юных лет Нестора отличала любовь к книжной премудрости. В обители к концу XI в. уже существовала большая библиотека. Со времен Ярослава Мудрого книги собирались, переписывались и переводились, главным образом с греческого, в Софии Киевской и в великокняжеском дворце. Молодой Нестор, следуя примеру просветителей Руси старшего поколения, и в первую очередь митрополита Иллариона и своего наставника Феодосия, с энтузиазмом овладевал знаниями, накопленными веками. Особенно его интересовали жития святых и исторические произведения, составлявшиеся преимущественно в виде хроник (летописей).
Особую любовь и признательность Нестор испытывал к своему первому наставнику преподобному Феодосию. Когда в 1091 г. братия на совете решила выкопать его честные мощи, по поручению игумена Иоанна Нестор с несколькими младшими монахами взял на себя труд по розыску и перенесению их в заложенный Феодосием Успенский собор, где они затем и почитались. Свои впечатления от этого Нестор красноречиво изложил в «Слове о перенесении мощей святого и преподобного отца нашего Феодосия», позже внесенного им в летописный свод.
Перу Нестора принадлежат жития первых отечественных святых: погубленных Святополком сыновей князя Владимира Святославича Бориса и Глеба. Опираясь на собственные впечатления молодых лет, он написал житие преподобного Феодосия Печерского. Эти записи послужили основой для составления в последующие годы дошедших до нас житий других подвижников Киево-Печерского монастыря XI в. (Антония, Никона и др). В этих произведениях Нестор предстает не только как наблюдательный психолог и бытописатель; в них раскрывается талант глубокого религиозного мыслителя. Веруя в силу Божественного промысла, раскрывающегося в историческом процессе, он развивает принципы христианского провиденциализма. Его творения пронизаны идеями монашеского аскетизма, близкими зарождавшемуся в те годы в Византии исихазму и в дальнейшем подхваченными на Руси Нилом Сорским и «заволжскими старцами».
Нестор-летописец. Скульптура М. Антокольского.
Более сложным является вопрос о том, в какой мере перу Нестора принадлежит знаменитая «Повесть временных лет» — древнейший, дошедший до нас почти в полном объеме летописный свод, завершенный во втором десятилетии XII в. и затем включавшийся во все основные летописные компендиумы на Руси.
Древняя традиция приписывает авторство этого произведения преподобному Нестору. Однако научные исследования показали, что стиль и язык житий, бесспорно принадлежащих ему, и «Повести временных лет» сильно отличаются. Данный вывод позволил предположить, что мы имеем дело с двумя авторами. Не исключено, что оба они были печерскими монахами, жили в одно время и звали их Несторами, а впоследствии в памяти потомков слились в единый образ. В таком случае следовало бы говорить о Несторе-агиографе (авторе житий) и Несторе-летописце.
Но не менее вероятно и то, что это был один автор, а текстуальные отличия его агиографических произведений и летописных текстов следует объяснять разницей во времени написания этих произведений и их специфическими жанровыми законами и тем, что работая над «Повестью временных лет», Нестор использовал произведения своих предшественников-летописцев, прежде всего Иллариона Киевского, составителя Начального летописного свода 1037 г. В свою очередь, практически завершенный к 1113 г. текст «Повести», в 1116-м и 1118-м гг. по поручению великого князя Владимира Мономаха (при возможном участии в этой работе его самого и его сына Мстислава) был переработан и дополнен игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Поэтому яркие стилистические особенности агиографических произведений Нестора в его летописных текстах оказались скрытыми в результате включения больших, лишь отредактированных им текстов предшественников, и последующих неоднократных редакций его произведения.
«Повесть временных лет» поражает масштабностью и обобщающим историософским видением прошлого и настоящего, от первых шагов человечества после изгнания Адама и Евы из рая до бурных политических событий начала XII в., ознаменованного упорной борьбой против половецких нашествий и социальными потрясениями в Киеве, приведшими к власти пользующегося высоким авторитетом во всех слоях древнерусского общества Владимира Мономаха. Автор представляет обзор известного в его время на Руси мира, от Британии до Индии, осмысливая общие корни и дальнейшие судьбы разных славянских народов, возвышение Руси, ее отношения с Византией и кочевниками евразийских степей. Особо он выделяет принятие христианства и приобщение Руси к высоким достижениям греко-православной культуры.
Сегодня уже не подлежит сомнению то, что летописцы и редакторы летописей были отнюдь не беспристрастными наблюдателями происходящего: Они следили за событиями и излагали их с живым, порой собственным интересом, преимущественно ориентируясь на вкусы и политические запросы киевских князей, в том числе Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Отличительной чертой «Повести», отражающей авторский подход самого Нестора, является органичное сочетание высокого эпического стиля с другими литературными жанрами и стилями — повестями, житиями и др.
Преподобный Нестор скончался в 1114 г., вскоре после восшествия на киевский престол Владимира Мономаха, и был положен, по заведеному уже в монастыре обычаю, в комплексе Ближних (Антониевых) пещер. Имя Нестора прочно связывается с образом умудренного жизненным опытом, праведного и смиренного монаха-летописца. Его колоритная фигура стоит в одном ряду с такими выдающимися подвижниками Киево-Печерского монастыря, прославившимися не только праведной жизнью, но и огромным вкладом в становление отечественной культурной традиции, как Антоний, Феодосий, преподобный Алимпий-иконописец, прославленный художник Лгапит-лекарь и многие другие.

Источник: 100 великих украинцев. 2002

Нестор (около 1050–1100-е гг.)

Инок Киево-Печерского монастыря; писатель Древней Руси, – агиограф, основоположник жанра церковной биографии на отечественной почве, автор «Жития Феодосия Печерского», где содержится первое по времени и уникальное по информативности описание начального Курска и его округи; летописец, автор первой редакции «Повести временных лет», согласно информационному контексту которой восстанавливается первоначальная история, в том числе, и Курского Посеймья.
Семнадцатилетним юношей Нестор поступает в Киево-Печерский монастырь; послушник при Феодосии Печерском; пострижен в монахи при игумене Стефане (1074–1078). В монастыре специализировался на книжнописьменной работе. Написал церковные биографии первых русских святых: «Чтение о житии и погребении… Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». Ему же, судя по всему, принадлежит и первая редакция «Повести временных лет» – основы всех дальнейших летописных сводов на Руси.
В несторовом жизнеописании Феодосия подробно, со слов его матери, других людей, лично знавших святого, рассказывается о курском периоде становления личности сооснователя подвижнических традиций русского монашества. Наряду с некоторыми ходячими мотивами из переводных образцов житийной литературы, это произведение содержит множество явно жизненных, вполне конкретных сведений относительно курских реалий 1030-х – 1040-х гг. – политических, религиозно-идеологических, культурно-бытовых, социально-экономических. На этом фоне ярко вырисовывается начало Курска как древнерусского города и его округи.
Писателем выведена целая галерея образов курян того, переломного для всего Посеймья, времени: «властелина» (боярина-посадника?) города и его «мужей» (дружинников-администраторов), «отроков» – «слуг» и воинов; ремесленников и селян, «рабов»-холопов и их хозяев-землевледельцев, учителей грамоты и священнослужителей, паломников из Палестины и других странников; рыночных торговцев и караванных купцов.
Просматривается архитектура первоначальной застройки Курска в древнерусский период: «хоромы властелина» с домовой церковью при них, располагавшиеся, должно быть, за стенами курского детинца; многокомнатный дом родителей Феодосия, принадлежавших к знати боярского ранга; общегородская церковь и хозяйственные службы при ней; жилище кузнеца-ремесленника, явно где-то на курском посаде; еще одна церковь – в «ином городе» поблизости от Курска (скорее всего, на одном из городищ по рекам Рати или Тускари); другие «грады» и «села» курской округи, в том числе принадлежащие феодалам из великокняжеской администрации; торные дороги межрегиональной торговли, по которым часто идут тяжело груженые телеги купеческих караванов; путешественники из дальних стран; т. д.
Многие подробности из этого исторического источника служат основанием для общих выводов и гипотез относительно уклада древнерусской жизни (например, о наличии частновладельческих сел, передаче земельного пожалования княжескому чиновнику по наследству в его семье, других элементов раннего феодализма на Руси с первой половины XI в.; порядке хлебной торговли; темпах христианизации окраин государства; многом другом).
По сути дела, именно с данного Нестором живописного описания перво-Курска и его обитателей начинается многовековая традиция исторического изучения этого региона.
Археологические раскопки 1990-х – 2000-х гг., ведущиеся сначала объединенной экспедицией Курского государственного университета и Курского областного музея археологии под руководством Н. А. Тихомирова и В. В. Енукова, затем В. В. Енуковым и, наконец, А. В. Зориным в историческом центре Курска, вскрыли культурный слой, включая остатки оборонительных сооружений крепости середины XI в. – времени курской юности Феодосия Печерского. Соответствующие находки способны проверить и дополнить житийную картину юго-восточного пограничья Руси эпохи Ярослава Мудрого и его наследников.
Сочинения: Житие Феодосия Печерского (Пер. О. В. Творогова) // Успенский сборник XII–XIII вв. М., 1971; Житие Феодосия Печерского (Пер. В. В. Кускова) // Древнерусские предания. М., 1982; Житие Феодосия Печерского (Пер. О. В. Творогова, с испр.) // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1997; Абрамович Д. И. Житие св. мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916; Повесть временных лет. Т. 1–2. МЛ., 1950 (2-е изд. СПб., 1996).
Литература: Кубарев А. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской // РИС. Т. 2. Кн. 4. М., 1842; Яковлев В. А. Древнекиевские религиозные сказания. Варшава, 1875; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия // СОРЯС. 1896. Т. 64. № 1; Его же. Нестор летописец // Записки наукового товариства им. Т. Шевченко. Т. 117–118. 1914; Абрамович Д. И. К вопросу об источниках Несторова Жития Феодосия Печерского // ИОРЯС. 1898. Т. 3. Кн. 1; Его же. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике // ИОРЯС. 1901. Т. 6. Кн. 3; 1902. Т. 7. Кн. 3; Отд. отт.: СПб., 1902; Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901; Приселков М. Д. Нестор летописец. Опыт историко-литературной характеристики. Пг., 1923; Еремин И. П. Литературное наследие Феодосия Печерского // ТОДРЛ. Т. V. М.-Л., 1947; Его же. К характеристике Нестора как писателя // В его кн.: Литература Древней Руси. Этюды и характеристики. М.-Л., 1966; Кузьмин А. Г. О времени написания Нестором Жития Феодосия (К вопросу об асторе «Повести временных лет») // Вопросы литературы и методики ее преподавания. Рязань, 1970; Душечкина Е. В. Нестор в работе над Житием Феодосия: опыт прочтения текста // Ученые записки Тартусского университета. Вып. 266. Тарту, 1971; Толочко П. П. Нестор – літописец Киівскоі Русі // УГЖ. 1981. № 12; Творогов О. В. Нестор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987; Склярук В. И. К биографии Феодосия Печерского // ТОДРЛ. Т. 41. Л., 1988; Русинов В. Н. К проблеме Нестора-летописца // Материальная и духовная культура феодальной России. Горький, 1990; Зиборов В. К. О летописи Нестора. Основной летописный свод в русском летописании XI в. СПб., 1995; Щавелев С. П. Историческое «уравнение с двумя неизвестными»: когда родился Феодосий Печерский и сколько лет прожил он на Курской земле? // Городские известия. 1994. 17 мая; Его же. Возраст личности и история общества: новое прочтение курской биографии Феодосия Печерского // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья. М.-Курск, 1994; Моргунов Ю. Ю., Щавелев С. П. «Курескъ на Тускоре»: к вопросу о происхождении летописного города // Труды VI Международного конгресса славянской археологии. Т. 2. Славянский средневековый город. М., 1997; От Нестора до Фонвизина. Новые методы определения авторства / Под ред. Л. В. Милова. М., 1994; Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. Первый век христианства на Руси. М., 1995; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996; Енуков В. В. Изучение топографии средневекового Курска: итоги и перспективы // Материалы региональной научной конференции «Археология юго-востока Руси». Елец, 1997; Зорин А. В., Раздорский А. И., Щавелев С. П. Курск. История города от Средневековья к Новому времени: X–XVII века. Курск, 1999; Щавелев С. П. Феодосий Печерский – курянин. Изд. 2-е. Курск. 2008.
С. Щ.

Источник: Историки Курского края: биографический словарь. 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
346.53 кб

Геродот и Нестор: варварство, цивилизация и муза истории (памяти Д. С. Раевского)

Петрухин Владимир Яковлевич
Читать PDF
57.84 кб

Рерихи: мифы и факты / А. И. Андреев, Д. Савелии, ред. СПб. : Нестор-История, 2011. 311 с

Носачев П. Г.
Читать PDF
142.01 кб

2004. 02. 005. Ярцев А. А. Государственная власть и земские учреждения. 1864-1890. - СПб. : Нестор,

Шевырин В. М.
Читать PDF
208.07 кб

Нестор літописець та його книги

А. М. Петроченко
Читать PDF
260.83 кб

2015. 03. 006. Великая война: сто лет / под ред. Мягкова М. Ю. , Пахалюка К. А. - М. ; СПб. : Нестор

Коновалов В.С.
Читать PDF
167.96 кб

2017. 01. 028. Юрков В. А. Ватикан и СССР. - СПб. : Нестор-История, 2015. - 128 с

Эман И.Е.
Читать PDF
928.20 кб

Митрополит Нестор Анисимов и российские духовные миссии на Дальнем Востоке

Бирюкова К.В.
В статье прослеживается жизненный путь митрополита Нестора (Анисимова). Читателю представ-лены противоположные оценки его личности и деятельности. Церковные источники рисуют светлый образ владыки Нестора.
Читать PDF
233.59 кб

2016. 01. 006. Егоров А. Б. Юлий Цезарь: политическая биография. - СПб. : Нестор-История, 2014. - 54

Медовичев А.Е.
Читать PDF
243.87 кб

2016. 01. 007. Циркин Ю. Б. «Военная анархия» в римской империи. - СПб. : Нестор-История, 2015. - 47

Медовичев А.Е.
Читать PDF
513.56 кб

Обломов: константы и переменные: сборник научных статей / сост. С. В. Денисенко. — СПб. : Нестор-Ист

Кормилов Сергей Иванович
Читать PDF
95.42 кб

Л а л е т и н а О. С. Поэзия И. С. Рукавишникова в контексте русского символизма. СПб. : Нестор-Исто

Кормилов Сергей Иванович
Читать PDF
6.92 мб

"НЕСТОР" РУССКОГО БАЛЕТА: НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ ГОЛЬЦ. 1800-1880

Федорченко О.А.
Статья посвящена одному из известнейших мастеров петербургской балетной сцены Николаю Осиповичу Гольцу исполнителю главных или сольных партий в премьерах балетов («Кавказский пленник», «Тень», «Эсмеральда», «Конек-Горбунок», «Баяд
Читать PDF
155.06 кб

Нестор Кукольник в повести, фельетоне и воспоминаниях Панаева: три разных портрета одного лица

Зыкова Галина Владимировна, Карева Анастасия Юрьевна
В статье обсуждаются существенные различия между тремя памфлетными изображениями Н.В. Кукольника у И.И.
Читать PDF
254.89 кб

2018.03.032. ГРОМЫКО А.А. О НАСУЩНОМ. ЕВРОПА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. - М.; СПБ.: НЕСТОР-ИСТОРИЯ, 2017. -

Фадеева Т.М.
Читать PDF
349.52 кб

Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. СПб. : Библиополис, 2012. 544 с

Федяева Татьяна Анатольевна
Работа посвящена анализу монографии В.А. Гаврикова. Автор статьи исследует структуру монографического исследования. Особое внимание уделяется анализу методологии работы с синтетическим текстом.

Похожие термины:

  • Нестор, 1869

    политический клуб в период Великой французской революции. Его предшественником был Бретонский клуб, созданный в июне 1789 в Версале группой депутатов Генеральных штатов от третьего сословия Брета
  • Нестор, 1793—95 г

    отрасль международного права, состоящая из норм, регулирующих межгосударственное сотрудничество в области прав человека. В него не включают нормы, посвященные защите жертв войны, которые входят
  • Бибин, Нестор Афанасьевич

    -и, ж.; жарг. политтехн. Обеспечение слаженной работы по двум и более направлениям избирательной кампании. Например: сшивка параллельных кампаний, сшивка оргмассового и агитационно-пропагандистск
  • Котляревский, Нестор Ал-дров

    ордин. и почетный академик, историк литературы, р. 21- янв. 1863 в Москве, с. А. А. Котляревского (см.), проф. СПб. высш. женск. курс. {Венгеров}
  • Котляревский Нестор Александрович

    — историк литературы, сын А. А. Котляревского. Род. в 1864 г.; учился в коллегии Павла Галагана и на историко-филологическом факультете московского университета. Читает историю иностранных литератур
  • Нестор Борисович

    воевода галицкий 1169 г. {Половцов}
  • НЕСТОР ИСКАНДЕР

    авт. повести о взятии Царьграда турками, жил в XV в. {Венгеров}
  • Иванов, Нестор

    псковский колокольных дел мастер, XVI в. {Половцов}
  • Смирнов, Нестор Александрович

    (1878—1942) — сов. зоолог. В 1900 окончил Петербург. ун-т. Проф. Азербайджан. (1920—23) и Лен. (1930—38) ун-тов. С 1900 принимал участие в исследованиях на Белом, Баренцевом, Каспийском, Черном и дальневосточных моря
  • Буйницкий Нестор Алоизиевич

    [23.1(4.2).1863 — 4(17). 12.1914, Петроград, ныне Санкт-Петербург], военный инженер, крупный специалист в области фортификации, генерал-лейтенант (1913). Окончил инженерное училище (1884), Николаевскую инженерную ак
  • Амбодик-Максимович, Нестор Максимович

    (1744—1812) — рус. ученый, один из основоположников акушерства, ботаники и фитотерапии в России. Будучи "профессором повивального искусства" при Петербург. акушерской школе, А.-М. видоизменил и ул
  • Амбодик, Нестор Максимович

    (Ambodik; 1740—1814) — доктор медицины (1776); акушер СПб. воспитательного дома. Издал книгу с многочисленными картинками, гравированными, судя по работе, в России: "Символы и Эмблемы избранные, СПб., 2 1788"
  • НЕСТОР, АНИСИМОВ Николай Николаевич

    митр. Кировоградский и Николаевский (9.11.1884—22.10[4.11].1962), церковный и общественный деятель, духовный писатель, участник право-монархического движения. Родился в семье статского советника, военного ч
  • Мельниченко, Мих. Нестор

    сотр. "Арх. ветер. наук", проф. Харьк. ун., † 1887. {Венгеров}
  • Нестор Некнижный

    по прозванию, преподобный печерский, память 28 октября. {Половцов}
  • Святенков, Нестор

    протоиерей Преображенского собора в Одессе, автор "Проповедей" 1835 г. {Половцов}
  • Дагаев Нестор Константинович

    Дагаев, Нестор Константинович - писатель (родился в 1871 г.), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Главные труды: ""История ветхозаветного канона"" (Санкт-Петербург, 1898, магистерская диссерта
  • Нестор, дьяк

    писавший завещание в. кн. москов. Ивана Ив. 1359 г. и дьяк в. кн. Дмитрия Донского 1371 г. тоже свидетель (1-го его) завещания. {Половцов}
  • Монастырский Нестор Дмитриевич

    Монастырский, Нестор Дмитриевич - хирург (1847 - 1888). Во время русско-турецкой войны, 1877 - 78 годов, заведовал ясским госпиталем; позднее, занимал кафедру хирургии в клиническом институте великой княгин
  • Сетеле, Эмиль Нестор

    (Emil Nestor) — известный финляндский филолог (род. в 1864 г.), профессор финского языка и литературы в Гельсингфорсском университете. Главные его труды: "Zur Geschichte der Tempus und Modusstammbildung in den finnisch-ugrischen Sprachen"