Нестор

Найдено 15 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Нестор
монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. XI в.), летописец. По мнению большинства историков, является одним из основных авторов «Повести временных лет».

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

НЕСТОР
древнерусский писатель, летописец 11 - начала 12 вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печорского. Традиционно считается одним из авторов "Повести временных лет".

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

НЕСТОР
древнерусский летописец XI — нач. XII вв., монах Киево-Печерского монастыря, считается автором «Повести временных лет», житий Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Гробница Нестора находится в Киево-Печерской лавре.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

НЕСТОР
в греч. эпосе царь Пилоса (юго-зап. часть Пелопоннеса), участник Троянской войны. В «Илиаде» и «Одиссее» Н. рисуется мудрым «сладкоречивым» старцем, к-рый пережил уже два поколения «смертных» и царил над третьим. К Н. во всех трудных случаях герои греч. эпоса, в т.ч. и царь Агамемнон, обращаются за советом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

НЕСТОР
в мифологии царь Пилоса, сын Нелея. Под Троей он выделялся из числа прочих героев своей мудростью, справедливостью и красноречием. В юности он был храбрым воином и принимал участие в борьбе кентавров с лапифами, в калидонской охоте и в походе аргонавтов. У Гомера онизображается уже старцем, пережившим три поколения.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Нестор
древнерусский летописец ХI - начала ХII вв., монах Киево - Печерского монастыря. Автор жизнеописания князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, первой редакции "Повести временных лет". Первый на Руси собрал сведения о том, "откуда пошла есть земля Русская". За это его называют "отцом русской истории". Его труды стали основой "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина и работ других историков.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Нестор
в греч. мифологии сын Нелея. Воспитывался в Герении, поэтому единств, из сыновей своего отца избежал гибели в войне Геракла с Нелеем. Н. был старейшим среди греч. героев, осаждавших Трою. Снискал себе славу красноречием и мудростью, черпаемой из долгого, богатого жизн. опыта. После покорения Трои невредимым вернулся в Пилос. В наше время именем Н. уважительно называют старейшего ученого в к.-л. области науки.

Источник: Словарь античности. 1989

Нестор
в греческой мифологии царь Пилоса, сын Нелея (единственный из 12 сыновей Нелея, уцелевший после войны пилосцев с Гераклом). Нестор отличался мужеством: одолел в единоборстве могучего аркадского героя Эревфалиона, принимал активное участие в сражении лапифов с кентаврами, в калидонской охоте, в походе аргонавтов. Нестор сыграл большую роль в сборе ахейского войска для похода под Трою (был старейшим среди греческих героев, осаждавших Трою). После Троянской войны в числе немногих ахейских героев Нестор вернулся невредимым на родину в Пилос. В наше время именем Нестор уважительно называют старейшего ученого какой-либо области науки.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Нестор
из Ларанды (совр. Караман) в Малой Азии, II в. н. э., греческий поэт Получил римское гражданство. Автор многочисленных произведений, от которых остались мелкие фрагменты. Главным его произведением была Ilias leipogrammatos (Илиада с пропущенными буквами) в 24 книгах, названная так потому, что в каждой из 24 книг одна из букв греческого алфавита не появлялась ни разу. Он написал также Метаморфозы, в которых автор повествовал о чудесных превращениях людей в растения и птиц. Сверх этого он создал Эпос об Александре (Aleksandreias) и две дидактические поэмы: Целительный сад (Aleksikepos), описывающую свойства лекарственных растений, и Лекарства (Panakeia). Он обращал внимание на построение гекзаметров, благодаря употреблению дактилей достигая большой звучности стиха. Н. читали до конца VI в. н. э. Он оказал влияние на дальнейшее развитие греческой эпики, в частности на Трифиодора, который написал Одиссею с пропущенными буквами, подобную Илиаде Н., и на Нонна при создании его новых метрических правил.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Нестор

Нестор


— преподобный, монах Киево-Печерского монастыря; род. в 1056 г.; 17-ти лет пришел в монастырь, был пострижен в иноки, потом посвящен в диаконы. В 1091 г. ему было поручено открыть мощи преподобного Феодосия. Умер около 1114 г. Других сведений о нем не сохранилось. Долгое время преподобному Н. приписывали составление первой русской летописи — "Повести временных лет", но приблизительно с середины нынешнего столетия это мнение поколеблено. Защитники его основывались на приписке имени Н., как составителя, в Хлебниковском своде (XV—XVI вв.) и на словах черноризца Поликарпа в его послании к киево-печерскому архимандриту Акиндину (XIII в.): "якоже блаженный Н. в летописце написа..." П. С. Казанский одним из первых указал ("Отечественные Записки" за 1851 г.) на значительный ряд противоречий летописи с другими произведениями Н., несомненно ему принадлежащими: "Сказание о Борисе и Глебе" и "Житие Феодосия" (см.). Другие исследователи доказывали даже, что составителем летописи был не только не Н., но даже и не монах киево-печерского монастыря. "Житие Феодосия" (написано около 1088 г.) считается, по полноте и стройности, образцом летописной биографии. Оно богато сведениями о киево-печерской обители и лицах, живших в ней. "Житие" в переводе на русский язык напечатано преосв. Филаретом в "Ученых Записках II отд. Академии Наук" (1856, II т.).


В. Р—в.


{Брокгауз}





Нестор


дух. писатель, старец Соловецкого монастыря (1848).


{Венгеров}





Нестор


летописец XII в., монах Киево-Печерского монастыря, р. 1056.


{Венгеров}





Нестор


дух. писатель, иером. (СПб., 1900—10 гг.).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

НЕСТОР
1. (гг. рожд. и смерти не уст.) - монах Киево-Печерского монастыря (с 70-х гг. 11 в.), др.-рус. историк и публицист. В 80-х гг. написал "Чтение о житие и погублении... Бориса и Глеба" и "Житие... Феодосия". В этих соч., наряду с проповедью христ. идей, подчеркивал самостоятельность Руси по отношению к Византии, осуждал княж. распри. По мнению многих исследователей, Н. был составителем крупнейшего произведения др.-рус. ист. мысли - "Повести временных лет", возникшей ок. 1113. В "Повести" раскрывается широкий кругозор автора, его горячее патриотич. чувство, сложно переплетаются феод.-христ. и народно-героич. мотивы. Гробница Н. находится в пещерах Киево-Печерской лавры. Лит.: Приселков М. Д., Нестор летописец, П., 1923; его же, История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; Лихачев Д. С., "Повесть временных лет" (Историко-литературный очерк), в кн.: Повесть временных лет, ч. 2, M.-Л., 1950; его же, Рус. летописи и их культурно-исто-рич. значение, М.-Л., 1947.

А. М. Сахаров. Москва. 2. (Nestor), Йон (p. 7.IX.1905) - рум. археолог, чл.-корр. Академии СРР (с 1955). С 1932 Н. - чл.-корр. Герм. археологич. ин-та. До 2-й мировой войны исследовал археологич. культуры Румынии эпох неолита, энеолита, бронзы и др. В 1942 вел раскопки археологич. памятника эпохи бронзы Сэрата-Монтеору (см. Монтеору). С 1945 Н. - проф. Бухарестского ун-та. В 1948-51 Н. - директор Нац. музея античности (Бухарест). В 1955-56 исследовал столицу Молдавского княжества Сучаву. В 1955-58 вел раскопки славянского могильника кон. 6 - нач. 7 вв. н. э. у Сэрата-Монтеору. С 1956 занят вопросами ср.-век. культуры (раскопки поселения Дриду). Н. - автор ряда работ по археологии Румынии. Лауреат Гос. премии (в 1949 и 1963).

Соч.: Der Stand der Vorgeschichtsforschung in Rum?nien. Bericht der R?misch-Germanischen Kommission, Bd 22, Fr./M., 1933; La n?cropole slave d´?poque ancienne de Sarata Monteoru, "Dacia", 1957, nouv. s?r., t. 1; Les donn?es arch?ologiques et le probl?me de la formation du peuple roumain, "Revue roumaine d´histoire", 1964, t. 3, No 3, p. 383-423.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

НЕСТОР
   • Nestor,
         ??????, сын Пелея и Хлориды (Ноm. Od. 11, 281 слл.), повелитель мессенского или трифилийского Пилоса. Область его граничила с одной стороны с Лакедемоном, а с другой — в области Алфея с Элидой, где эпеи были его соседями. От жены его Эвридики или Анаксибии были у него дочери Пейсидика и Поликаста и сыновья Персей, Стратий, Арет, Ехефрон, Писистрат, Антилох и Фрасимед. Ноm. Od. 3, 413. 451. 464. Когда Геракл, завладев Лакедемоном, умертвил сыновей Пелея (см. Пелей), то Н. находился тогда у гeрениев и потому остался в живых. Ноm. Il. 11, 692. Еще юношей он счастливо сражался против эпеев (см. Neleus, Нелей) и против аркадян (Il. 4, 319. 7, 133 слл.); как друг лапифов, он принимал участие в их войне против кентавров (Il. 1, 260 слл.), в калидонской охоте и в походе аргонавтов. В глубокой старости, когда он царствовал уже над третьим поколением людей (Il. 1, 250 слл. Ноm. Od. 3, 245), он отправился с 50 кораблями под Трою (Il. 2, 591 слл.). Прежде этого он вместе с Одиссеем побудил Ахилла и Патрокла к участию в походе. Il. 11, 767. Под Троей он был одним из знаменитейших героев, мудрым и справедливым старцем (Ноm. Od. 3, 244), из уст которого лились речи слаще меда (Il. 1, 248), и вместе с тем храбрый и опытный воин. Il. 2, 553 слл. Постоянно он дает молодому поколению, которое с вниманием слушает его рассказы из отдаленного героического времени, мудрые советы, почерпнутые из богатой сокровищницы опыта, и каждый охотно следует его совету и уважает его. Гомер с такою любовью изображает пилосского старца, могучего укротителя коней и знаменитого оратора, который притом не презирает и радостей пира (Il. 11, 632 слл. 14, 1), что некоторые думали, что Гомер сам был из Пилоса. После разрушения Трои он благополучно возвратился в отечество (Ноm. Od. 3, 165 слл.), где он жил еще долгие годы спокойной жизнью в кругу своих разумных сыновей (Ноm. Od. 4, 209 слл.), как убедился в этом Телемах во время своего посещения. Ноm. Od. 3, 68. В мессенском Пилосе еще во времена Павсания (4, 3, 4. 36, 2) показывали его дом. Изображения этого дома, сделанные Полигнотом, находились в Мессене и в Дельфах в лесхе.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Нестор
греч. Nestor)
   в греческой мифологии царь Пилоса, славившийся своей мудростью. Он боролся на стороне фессалийского племени лапифагов против кентавров, принимал участие в охоте на чудовищного вепря, опустошавшего калидонские поля, участвовал в походе аргонавтов; он же возглавлял воинов-ахейцев во время войны под Троей.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   пилосский царь, сын Нелея и Хлориды, супруг Эвридики, от которой имел семь сыновей и двух дочерей. Когда Геракл перебил его братьев, Н. отсутствовал и поэтому уцелел. Н. сражался на стороне лапифов против кентавров, участвовал в калидонской охоте и походе аргонавтов. Он дожил до глубокой старости и ко времени Троянской войны царствовал уже над третьим поколением подданных. Вместе с сыновьями Антилохом и Фрасимедом он принял участие в войне против Трои, снарядив в поход 90 боевых кораблей. Перед походом Н. вместе с Одиссеем уговорил Ахилла присоединиться к грекам. В походе он был одним из самых опытных и храбрых греческих воинов, мудрым и красноречивым старцем, к советам которого прислушивались все. После падения Трои Н. с сыном Фрасимедом были в числе немногих греков, благополучно вернувшихся на родину.
   (Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
   * * *
   Гомер считал Нестора царем Пилоса (запад Пелопоннеса). Он - единственный сын Нелея, избежавший гибели в войне Геракла с его отцом. В "Илиаде" Нестор - почтенный старец, предающийся воспоминаниям и дающий советы молодым. Нестор также является отцом Антилоха. В "Одиссее" Нестор говорит Телемаху, где находится Одиссей. В послегомеровской литературе Нестор упоминается редко. В исторические времена было известно три разных города, носивших название Пилос, и Павсаний видел могилу Нестора не в том Пилосе, который сегодня считается городом Нестора и в котором при раскопках обнаружили огромный микенский дворец и множество глиняных табличек с линейным письмом. "Чаша Нестора", находящаяся в Афинах, - микенская ваза из кованого золота - названа так благодаря описанным во второй песне "Илиады" вазам, которые Нестор привез с собой из Пилоса.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

НЕСТОР
50-е гг. XI — нач. XII в.)— монах Киево-Печерского монастыря, агиограф и летописец. Из написанного Н. “Жития Феодосия Печерского” мы узнаем, что он был пострижен при игумене Стефане (годы игуменства которого — 1074—1078) и возведен им в “диаконский сан” и что еще до “Жития Феодосия” им было написано “Чтение о Борисе и Глебе”. Канонизирован Н., по-видимому, не был: его житие появляется лишь в старопечатном патерике 1661 г. “Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба” написано Н. по канону жития-мартирия (т. е. жития святого-мученика). Истории гибели сыновей Владимира Святославича Н. предпосылает обширное историческое введение, в котором размышляет об извечной борьбе добра со злом. Борис и Глеб выступают в “Чтении” как активные поборники христианских идеалов — смирения и братолюбия, а Святополк предстает как орудие дьявольских козней. “Чтение” уступает в известности и распространенности анонимному “Сказанию о Борисе и Глебе” (см. Жития Бориса и Глеба}, старший из известных нам списков “Чтения” относится к XIV в. После “Чтения” Н. пишет “Житие преподобного отца нашего Феодосия, игумена Печерского”, в котором повествуется о жизни и деяниях одного из основателей монастыря. Как это характерно для житий праведников, подвизающихся в монастыре, “Житие Феодосия” отличается живостью характеристик монахов и мирян. Н. достигает иллюзии правдоподобия в описании творимых Феодосием чудес, искусно изображая бытовые детали, естественно передавая диалоги персонажей. Особенно выделяется в Житии образ матери Феодосия: вопреки традиции, Н. изображает не лишенную каких-либо индивидуальных черт благочестивую христианку, предстающую в условном амплуа матери святого, а, напротив, изображает женщину властную, суровую, решительно противящуюся религиозным устремлениям сына, не останавливающуюся перед тем, чтобы жестоко избить или посадить на цепь отрока, мечтающего лишь о богоугодных делах и пострижении. Сложен и, возможно, близок к своему прототипу и житийный образ самого Феодосия (вероятно, Н. опирался не столько на литературную традицию, сколько на рассказы о Феодосии очевидцев): отличающийся в монастырском быту необычайным смирением, Феодосии тем не менее резко осуждает за неблаговидные поступки князя Святослава. Исследователи находили в Житии сюжетные мотивы, будто бы заимствованные из переводных византийских житий, но, вероятно, следует говорить лишь о сходстве ситуаций: Н. всегда наполняет рассказ конкретными чертами киевской жизни и монастырского быта XI в. В этом отношении интересен такой эпизод: князь, находившийся где-то за городом, поручает некоему отроку отвезти Феодосия на телеге в Киев. Увидя убого одетого Феодосия, юноша принимает его за простого монаха и, снисходительно попрекнув за постоянную праздность (“ты по вся дни порозден”), предлагает поменяться местами: юноша поспит в телеге, а Феодосии пусть правит лошадью. Верный своим обычаям, Феодосии смиренно соглашается. Но когда путники приблизились к Киеву, юноша замечает необычайное почтение, оказываемое Феодосию, и со страхом понимает свою оплошность. В этом эпизоде помимо чисто нравоучительной идеи — прославления смирения Феодосия — немало живых деталей: и упоминание о далеком от благочестивого уважения отношении к монахам, и бытовые черточки княжеского быта, и чисто реалистическое изображение самого игумена, который шагает рядом с лошадью, когда начинают слипаться глаза. Сложнее обстоит дело с атрибуцией Н. Повести временных лет. Хотя авторство Н. указано в одном из списков Ипатьевской летописи (“Повесть временных лет черноризца Нестера”), а в Киево-Печерском патерике упоминается “Нестор, иже написа летописец”, некоторые исследователи допускают, что речь может идти о тезках: Н.-литописце и Н.-агиографе, слившихся в воспоминаниях последующих поколений в одно лицо. Аргументы отождествляющих Н.-агиографа с создателем Повести временных лет (см. подробнее в статье о ПВЛ) и сомневающихся в его правомерности в равной мере не имеют полной доказательной силы. Вполне допустимо, что агиограф Н. действительно два десятилетия спустя обратился к работе над летописью, традиционно составлявшейся в то время в Киево-Печерском монастыре. Изд.: Срезневский И. И. Сказание о святых Борисе и Глебе, Сильвестровский список XIV в.—СПб., I860.—C.I—40; Абрамович Д. И. Сказание о Борисе и Глебе // Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им / Изд. Д. И. Абрамович.— Пг., 1916.— С. 1—26; Житие Феодосия / Подг. текста, перевод и примеч. О. В. Творогова//Изборник (1969).—С. 92— 145,. 707—709; Житие Феодосия Печерского / Подг. текста, перевод и комм. О. В. Творогова // ПЛДР: Начало русской литературы. XI — начало XII века.—М., 1978.—С. 304—391, 456—459; То же: Повести Древней Руси XI—XII веков.— Л., 1983.— С. 230—325, 548—551. Лит.: Кубарев А. Нестор, первый писатель российской истории, церковной и гражданской // Русский исторический сборник.—М., 1842.— Т. 2, кн. 4.— С. 367—480; Ш а х м а т о в А. А. Нестор-летописец // Записки наукового товариства им. Т. Шевченко.— 1914.—Т. 117—118.—С. 31— 53; Приселков М. Д. Нестор-летописец: Опыт историко-литературной характеристики.— Пб., 1923; Еремин И. П. К характеристике Нестора как писателя // Еремин И. П. Литература Древней Руси: Этюды и характеристики.— М.; Л., 1966.—С. 28—41; Творогов О. В. Нестор// Словарь книжников.— Вып. 1.— С. 274—278. О. Я. Творогов

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Нестор
(около 1056–1113)
святой; древнерусский писатель и летописец
У истоков отечественной историографии стоит величественная, известная многим по знаменитой скульптуре М. Антокольского, фигура преподобного Нестора-летописца. Он был монахом Киево-Печерского монастыря, жившим во второй половине XI — начале XII вв.
По преданию, в то время, когда Антоний, основатель Печерского монастыря, посвятил себя безмолвию в пещере, а продолжатель его дела, Феодосий, занимался обустройством обители, собирая средства для возведения храма Успения Пресвятой Богородицы, в начале 1070-х гг. к ним пришел благочестивый юноша, желающий принять иноческий постриг. Оставшись при монастыре, этот послушник вскоре прославился добродетелью, смирением и трудом. После смерти Антония и Феодосия, сразу после 1074 года, он принял постриг от преподобного Стефана, игумена Печерского, а потом был возведен в сан диакона.
С юных лет Нестора отличала любовь к книжной премудрости. В обители к концу XI в. уже существовала большая библиотека. Со времен Ярослава Мудрого книги собирались, переписывались и переводились, главным образом с греческого, в Софии Киевской и в великокняжеском дворце. Молодой Нестор, следуя примеру просветителей Руси старшего поколения, и в первую очередь митрополита Иллариона и своего наставника Феодосия, с энтузиазмом овладевал знаниями, накопленными веками. Особенно его интересовали жития святых и исторические произведения, составлявшиеся преимущественно в виде хроник (летописей).
Особую любовь и признательность Нестор испытывал к своему первому наставнику преподобному Феодосию. Когда в 1091 г. братия на совете решила выкопать его честные мощи, по поручению игумена Иоанна Нестор с несколькими младшими монахами взял на себя труд по розыску и перенесению их в заложенный Феодосием Успенский собор, где они затем и почитались. Свои впечатления от этого Нестор красноречиво изложил в «Слове о перенесении мощей святого и преподобного отца нашего Феодосия», позже внесенного им в летописный свод.
Перу Нестора принадлежат жития первых отечественных святых: погубленных Святополком сыновей князя Владимира Святославича Бориса и Глеба. Опираясь на собственные впечатления молодых лет, он написал житие преподобного Феодосия Печерского. Эти записи послужили основой для составления в последующие годы дошедших до нас житий других подвижников Киево-Печерского монастыря XI в. (Антония, Никона и др). В этих произведениях Нестор предстает не только как наблюдательный психолог и бытописатель; в них раскрывается талант глубокого религиозного мыслителя. Веруя в силу Божественного промысла, раскрывающегося в историческом процессе, он развивает принципы христианского провиденциализма. Его творения пронизаны идеями монашеского аскетизма, близкими зарождавшемуся в те годы в Византии исихазму и в дальнейшем подхваченными на Руси Нилом Сорским и «заволжскими старцами».
Нестор-летописец. Скульптура М. Антокольского.
Более сложным является вопрос о том, в какой мере перу Нестора принадлежит знаменитая «Повесть временных лет» — древнейший, дошедший до нас почти в полном объеме летописный свод, завершенный во втором десятилетии XII в. и затем включавшийся во все основные летописные компендиумы на Руси.
Древняя традиция приписывает авторство этого произведения преподобному Нестору. Однако научные исследования показали, что стиль и язык житий, бесспорно принадлежащих ему, и «Повести временных лет» сильно отличаются. Данный вывод позволил предположить, что мы имеем дело с двумя авторами. Не исключено, что оба они были печерскими монахами, жили в одно время и звали их Несторами, а впоследствии в памяти потомков слились в единый образ. В таком случае следовало бы говорить о Несторе-агиографе (авторе житий) и Несторе-летописце.
Но не менее вероятно и то, что это был один автор, а текстуальные отличия его агиографических произведений и летописных текстов следует объяснять разницей во времени написания этих произведений и их специфическими жанровыми законами и тем, что работая над «Повестью временных лет», Нестор использовал произведения своих предшественников-летописцев, прежде всего Иллариона Киевского, составителя Начального летописного свода 1037 г. В свою очередь, практически завершенный к 1113 г. текст «Повести», в 1116-м и 1118-м гг. по поручению великого князя Владимира Мономаха (при возможном участии в этой работе его самого и его сына Мстислава) был переработан и дополнен игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Поэтому яркие стилистические особенности агиографических произведений Нестора в его летописных текстах оказались скрытыми в результате включения больших, лишь отредактированных им текстов предшественников, и последующих неоднократных редакций его произведения.
«Повесть временных лет» поражает масштабностью и обобщающим историософским видением прошлого и настоящего, от первых шагов человечества после изгнания Адама и Евы из рая до бурных политических событий начала XII в., ознаменованного упорной борьбой против половецких нашествий и социальными потрясениями в Киеве, приведшими к власти пользующегося высоким авторитетом во всех слоях древнерусского общества Владимира Мономаха. Автор представляет обзор известного в его время на Руси мира, от Британии до Индии, осмысливая общие корни и дальнейшие судьбы разных славянских народов, возвышение Руси, ее отношения с Византией и кочевниками евразийских степей. Особо он выделяет принятие христианства и приобщение Руси к высоким достижениям греко-православной культуры.
Сегодня уже не подлежит сомнению то, что летописцы и редакторы летописей были отнюдь не беспристрастными наблюдателями происходящего: Они следили за событиями и излагали их с живым, порой собственным интересом, преимущественно ориентируясь на вкусы и политические запросы киевских князей, в том числе Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха. Отличительной чертой «Повести», отражающей авторский подход самого Нестора, является органичное сочетание высокого эпического стиля с другими литературными жанрами и стилями — повестями, житиями и др.
Преподобный Нестор скончался в 1114 г., вскоре после восшествия на киевский престол Владимира Мономаха, и был положен, по заведеному уже в монастыре обычаю, в комплексе Ближних (Антониевых) пещер. Имя Нестора прочно связывается с образом умудренного жизненным опытом, праведного и смиренного монаха-летописца. Его колоритная фигура стоит в одном ряду с такими выдающимися подвижниками Киево-Печерского монастыря, прославившимися не только праведной жизнью, но и огромным вкладом в становление отечественной культурной традиции, как Антоний, Феодосий, преподобный Алимпий-иконописец, прославленный художник Лгапит-лекарь и многие другие.

Источник: 100 великих украинцев. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Геродот и Нестор: варварство, цивилизация и муза истории (памяти Д. С. Раевского)

Петрухин Владимир Яковлевич
Читать PDF
0.00 байт

Рерихи: мифы и факты / А. И. Андреев, Д. Савелии, ред. СПб. : Нестор-История, 2011. 311 с

Носачев П. Г.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 02. 005. Ярцев А. А. Государственная власть и земские учреждения. 1864-1890. - СПб. : Нестор,

Шевырин В. М.
Читать PDF
0.00 байт

Нестор літописець та його книги

А. М. Петроченко
Читать PDF
0.00 байт

2015. 03. 006. Великая война: сто лет / под ред. Мягкова М. Ю. , Пахалюка К. А. - М. ; СПб. : Нестор

Коновалов В.С.
Читать PDF
0.00 байт

2017. 01. 028. Юрков В. А. Ватикан и СССР. - СПб. : Нестор-История, 2015. - 128 с

Эман И.Е.
Читать PDF
0.00 байт

Митрополит Нестор Анисимов и российские духовные миссии на Дальнем Востоке

Бирюкова К.В.
В статье прослеживается жизненный путь митрополита Нестора (Анисимова). Читателю представ-лены противоположные оценки его личности и деятельности. Церковные источники рисуют светлый образ владыки Нестора.
Читать PDF
0.00 байт

2016. 01. 006. Егоров А. Б. Юлий Цезарь: политическая биография. - СПб. : Нестор-История, 2014. - 54

Медовичев А.Е.
Читать PDF
0.00 байт

2016. 01. 007. Циркин Ю. Б. «Военная анархия» в римской империи. - СПб. : Нестор-История, 2015. - 47

Медовичев А.Е.
Читать PDF
0.00 байт

"НЕСТОР" РУССКОГО БАЛЕТА: НИКОЛАЙ ОСИПОВИЧ ГОЛЬЦ. 1800-1880

Федорченко О.А.
Статья посвящена одному из известнейших мастеров петербургской балетной сцены Николаю Осиповичу Гольцу исполнителю главных или сольных партий в премьерах балетов («Кавказский пленник», «Тень», «Эсмеральда», «Конек-Горбунок», «Баяд
Читать PDF
0.00 байт

Нестор Кукольник в повести, фельетоне и воспоминаниях Панаева: три разных портрета одного лица

Зыкова Галина Владимировна, Карева Анастасия Юрьевна
В статье обсуждаются существенные различия между тремя памфлетными изображениями Н.В. Кукольника у И.И.
Читать PDF
0.00 байт

Обломов: константы и переменные: сборник научных статей / сост. С. В. Денисенко. — СПб. : Нестор-Ист

Кормилов Сергей Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Л а л е т и н а О. С. Поэзия И. С. Рукавишникова в контексте русского символизма. СПб. : Нестор-Исто

Кормилов Сергей Иванович
Читать PDF
0.00 байт

Игумен Нестор (Кумыш). Тайна Лермонтова. СПб. : Библиополис, 2012. 544 с

Федяева Татьяна Анатольевна
Работа посвящена анализу монографии В.А. Гаврикова. Автор статьи исследует структуру монографического исследования. Особое внимание уделяется анализу методологии работы с синтетическим текстом.
Читать PDF
0.00 байт

Архиепископ Нестор (Н. А. Анисимов) на страницах молодежной периодики Дальневосточного зарубежья (по

Бабкина Екатерина Сергеевна
Статья посвящена изучению жизни и творчества одного из самых известных религиозных деятелей русского зарубежья Дальнего Востока архиепископа Нестора (Н. А. Анисимова).

Похожие термины:

  • Нестор, 1869

    игумен Островского Введенск. мон. СПб. епарх. {Половцов}
  • Нестор, 1793—95 г

    наместник Чолнского мон. {Половцов}
  • Бибин, Нестор Афанасьевич

    (род. 02.11.1920) — летчик-разведчик, подполковник. Участник Великой Отечественной войны с 1 марта 1945 года. Воевал в составе 187 крап. 11 марта 1945 г. таранил истребитель противника, за что награжден орденом
  • Котляревский, Нестор Ал-дров

    ордин. и почетный академик, историк литературы, р. 21- янв. 1863 в Москве, с. А. А. Котляревского (см.), проф. СПб. высш. женск. курс. {Венгеров}
  • Котляревский Нестор Александрович

    — историк литературы, сын А. А. Котляревского. Род. в 1864 г.; учился в коллегии Павла Галагана и на историко-филологическом факультете московского университета. Читает историю иностранных литератур
  • Смирнов, Нестор Александрович

    (1878—1942) — сов. зоолог. В 1900 окончил Петербург. ун-т. Проф. Азербайджан. (1920—23) и Лен. (1930—38) ун-тов. С 1900 принимал участие в исследованиях на Белом, Баренцевом, Каспийском, Черном и дальневосточных моря
  • Буйницкий Нестор Алоизиевич

    [23.1(4.2).1863 — 4(17). 12.1914, Петроград, ныне Санкт-Петербург], военный инженер, крупный специалист в области фортификации, генерал-лейтенант (1913). Окончил инженерное училище (1884), Николаевскую инженерную ак
  • Амбодик-Максимович, Нестор Максимович

    Максимович (Амбодик), Нестор Максимович - акушер (1744 - 1812), профессор в Петербургских госпиталях и повивальном институте. Сын священника, учился в Киевской духовной академии, по окончании курса в кот
  • Амбодик, Нестор Максимович

    (Ambodik; 1740—1814) — доктор медицины (1776); акушер СПб. воспитательного дома. Издал книгу с многочисленными картинками, гравированными, судя по работе, в России: "Символы и Эмблемы избранные, СПб., 2 1788"
  • НЕСТОР, АНИСИМОВ Николай Николаевич

    митр. Кировоградский и Николаевский (9.11.1884—22.10[4.11].1962), церковный и общественный деятель, духовный писатель, участник право-монархического движения. Родился в семье статского советника, военного ч
  • Нестор Борисович

    воевода галицкий 1169 г. {Половцов}
  • Дагаев Нестор Константинович

    Дагаев, Нестор Константинович - писатель (родился в 1871 г.), магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Главные труды: ""История ветхозаветного канона"" (Санкт-Петербург, 1898, магистерская диссерта
  • Нестор, дьяк

    писавший завещание в. кн. москов. Ивана Ив. 1359 г. и дьяк в. кн. Дмитрия Донского 1371 г. тоже свидетель (1-го его) завещания. {Половцов}
  • Монастырский Нестор Дмитриевич

    Монастырский, Нестор Дмитриевич - хирург (1847 - 1888). Во время русско-турецкой войны, 1877 - 78 годов, заведовал ясским госпиталем; позднее, занимал кафедру хирургии в клиническом институте великой княгин
  • Сетеле, Эмиль Нестор

    (Emil Nestor) — известный финляндский филолог (род. в 1864 г.), профессор финского языка и литературы в Гельсингфорсском университете. Главные его труды: "Zur Geschichte der Tempus und Modusstammbildung in den finnisch-ugrischen Sprachen"
  • Нестор, епископ ростовский и суздальский

    1147 г. (в 1156 г. лишен епархии). {Половцов}
  • Нестор II, епископ Ростовский

    — епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Владыка Нестор был рукоположен на Ростовскую кафедру в Константинополе в 1164 году. В 1168 году скончался и погребен в Ростовском Успенском соборе. Л
  • Нестор, епископ Ростовский

    — епископ Ростовский и Суздальский. Упоминается епископом Ростовским с 1147 года (по другим источникам, с 1149 года). В 1157 году был удален князем Владимирским и Ростовским Андреем Боголюбским от управ
  • Соколовский, Нестор Федорович

    род. 9 ноября 1902 в д.. Вешки Минской губ., ум. 13 ноября 1950 в Минске. Композитор. В 1931 окончил Муз. техникум в Минске по кл. композиции Н. И. Аладова. Учился в Белорус. конс. в 1932—1935 по кл. композиции Н. И. Ала
  • Квятковский, Нестор Герасимович

    — врач, сын священника с. Суходола, Киевской губ., род. в 1759 г., ум. в 1812 г. По окончании курса в Киевской духовной академии, в 1778 г. поступил в московский генеральный госпиталь, откуда по Высочайшему по